ПСИХОЛОГИЯ

Элективные курсы по психологии для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» составлена на основе:

— программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цвета, кроме черного»;

— программы Холодова О.А., Моренко Е.А. «Умникам и умницам»

— учебного плана школы на 2015- 2016 учебный год, раздел «Внеурочная деятельность в 1-4 классах».

Рабочая программа имеет модульную структуру и в 5 классе представлена модулем «Познаю свои способности».

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_5_kl.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

элективного курса « Самопознание личности »

Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» составлена на основе:

— программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цвета, кроме черного»;

— программы Холодова О.А., Моренко Е.А. «Умникам и умницам»

— учебного плана школы на 2015- 2016 учебный год, раздел «Внеурочная деятельность в 1-4 классах».

Рабочая программа имеет модульную структуру и в 5 классе представлена модулем «Познаю свои способности».

В работе используется УМК:

  1. Исходные данные методических рекомендаций к учебному пособию Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Познаю свои способности»; Холодова О.А., Моренко Е.А. «Умникам и умницам»
  2. Рабочая творческая тетрадь Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Познаю свои способности»; Холодова О.А. «Юным умникам и умницам»

Общая характеристика элективного курса

Рабочая программа составлена на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» под руководством академика РАО, лауреата премии Президента России М. М. Безруких. Проект направлен на профилактику вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью.
Суть педагогической профилактики заключается не только в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных ресурсов. Вот почему темы профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с пагубными привычками.

Цель: самосовершенствование и приобретение опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

  1. развивать интерес у обучающихся к познанию своих возможностей, своего характера, сильных и слабых сторон.
  2. научить давать оценку своим действиям, развивать навыки регуляции своего поведения, эмоционального состояния.
  3. развивать коммуникативные навыки (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях).

Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их подростки, могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:

  • анализ литературных отрывков;
  • тестовые задания для развития самооценки и личности;
  • творческие задания (составление рассказа, логические задачи, игры);
  • тренинговые задания.

Место учебного курса в учебном плане школы

Элективный курс является частью внеурочной деятельности учащихся начальных классов, реализуется за счет часов компонента участников образовательных отношений.

Источник

Программа факультативных занятий для учащихся 5-х классов «Моя социализация»
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

курс занятий для учащихся 5-х классов, направленный на успешную социализацию в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
moya_sotsializatsiya_5_kl.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

На методическом совете

от «____» ___________20___г.

Дополнительная общеобразовательная программа

Для детей с 10 лет.

Нормативный срок освоения-1 год

Составитель программы: Качинскайте К.С.

Актуальность: Основной задачей подросткового возраста становится необходимость развития у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры, социализация. Главное для успешной социализации учащихся 5- х классов — создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников.

Ранний подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, осваивает различные социальные требования и роли. В связи с этим был разработан курс факультативных занятий по психологии для учащихся пятых классов «Моя социализация».

Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья подростков через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни, Формирование у обучающихся положительного отношения к обучению в средней школе, развития коммуникативных навыков, повышение самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

1.Познакомить с психологической информацией о личности.

2.Развивать навыки успешной самопрезентации, коммуникации и сотрудничества. 3. Развитие собственного чувства достоинства и умение уважать достоинства других.

4.Повышать представления о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции. 5.Развивать умение проявлять инициативу, брать ответственность, развитие лидерских качеств. 6.Способствовать формированию групповой сплоченности, места/роли каждого в группе. 7. Обучить способам снятия напряжения.

8.Формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, неприятия любых форм наркотизации, навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию (пробы ПАВ).

9. Развитие способности к самоанализу.

10. Развитие социальной восприимчивости.

Данный курс занятий направлен на изучение внутреннего мира, мыслей, чувств, причин поведения младшего подростка. Почему одни люди относятся к нему хорошо, доброжелательно, а другие враждебно, как избежать конфликтов, справляться с домашними заданиями, самосовершенствоваться и развиваться. Ответы на эти вопросы можно получить, изучив курс занятий факультатива по психологии «Моя социализация.

Планируемы результаты деятельности:

  1. Смягчение прохождения возрастного кризиса, когда формируются качественно новые и закрепляются сформированные ранее индивидуальные особенности ребенка.
  2. Формирование умения и навыков, способствующих успешной адаптации к условиям средней школы, подростковой субкультуре, связанной с налаживанием новой системы межличностных отношений.
  3. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика».
  4. Развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа.
  5. Повышение уверенности в себе.
  6. Повышение самооценки учащихся.
  7. Осознание значения дружбы в жизни людей.
  8. Формирование у школьников представлений о типах проблемных ситуаций и типах подходов к их решению.
  9. Формирование навыков распознавания типов проблемных ситуаций и адекватного их решения.
  10. Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  11. Развитие ряда социально-психологических качеств и умений личности: способности цивилизованно отстаивать свое мнение, коммуникативной культуры (умение слушать, умение вступать в обсуждение , умение работать в паре, умение отстаивать свои интересы мирным путем, умение осознавать собственные предпочтения, умение доводить работу до конца).

Форма обучения: групповая, индивидуальная, творческая работа, самостоятельная работа.

Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: дети с 10 лет

Срок реализации программы : 1 год (1 час в неделю). Всего 34 часа.

Источник

Элективный курс для 5 класса
рабочая программа (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
elektiv_5_klass.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

от «____» ________ 20___ г.

от «____» ________ 20___ г.

от «____» ________ 20___ г.

2018 – 2019 учебный год

Учитель Воробьева Анна Давидовна

Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
  • Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов Новошахтинской школы-интерната на 2018-2019 учебный год

Программа элективного курса составлена на основе трёх программ:«Психология» учебный курс для III – XI классов»авторы А.Д.Андреева, Е.Е. Данилова, И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых) рекомендованной редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия; программа адаптационных психологических занятий «Мы — пятиклассники» Микляевой А.В., Румянцевой П.В. (Микляева А.В., Румянцева П.В.: Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007.); авторская программ а М.Ю.Савченко , Л.А.Обуховой для учащихся 5-х классов «Я и мои одноклассники» ( М.Ю.Савченко , Л.А.Обуховой «Я и мои одноклассники».- М.:Вентана-Граф,2002г.,с.230.

Программа рассчитана на обучающихся 5 класса общеобразовательной школы.

Цель курса : Оказание поддержки пятиклассникам в период их адаптации к условиям обучения по ФГОС в основной школе.

В результате занятий по этой программе решаются следующие задачи:

  1. Информирование пятиклассников об особенностях обучения в основном звене, о нормах и правилах поведения на новом этапе школьной жизни,о способах развития своих способностей.
  2. Развитие УУД у обучающихся:
  • Навыков сотрудничества со сверстниками, а также адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях
  • устойчивой учебной мотивации детей;
  • адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыков уверенного поведения;
  • представления о себе как о человеке с большими возможностями развития;
  • саморегуляции поведения;
  • психических процессов (внимания, памяти, мышления).
  1. Создание условий для:
  • снижения тревожности;
  • формирования групповой сплочённости.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Данная программа курса направлена на повышение возможностей пятиклассников и развитие уверенного поведения в процессе обучения. Занятия дают возможность оказывать помощь пятиклассникам в период адаптации: снизить у них тревожность, повысить свою самооценку, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил, повысить групповую сплоченность.

Также занятия курса направлены на изучение и формирование УУД:

Программой предусмотрено сочетание различных методов и форм обучения: психодиагностика (в начале и в конце года), беседы, обсуждения, познавательно-развивающие задачи, игровые упражнения, ролевые игры, тренинги, творческие работы.

Срок реализации рабочей программы: 1 учебный год.

— успешная адаптация пятиклассников к условиям обучения по ФГОС в основной школе, признаками которой являются: удовлетворенность процессом обучения и школой в целом; снижение уровня школьной тревожности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями;

-развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД.

Обучающиеся получат представления:

— об особенностях обучения в среднем звене;

— о требованиях, предъявляемых пятиклассникам;

— о правилах поведения на уроках и в школе.

— о своих возможностях;

— о своём характере, своих достоинствах и недостатках;

— об особенностях своего мышления, внимания и памяти;

Обучающиеся получат опыт:

— самопознания (наблюдения и осознания происходящих в самом себе изменений);

— использования способов саморегуляции;

— произвольного управления поведением, в соответствии с правилами и требованиями школьной жизни и учетом мнения сверстников и учителей;

— работы с тестовым материалом;

— межличностного общения в группе, когда учитываются разные точки зрения внутри группы, когда договариваются и приходят к общему мнению;

— формулирования вопросов к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации.

Система оценки достижений обучающихся происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психологического тестирования. В оценке результатов участвуют как ведущий курса, так и сами участники: каждый персонально и вся группа в целом.

Раздел 1 «Я – пятиклассник» (12 ч.)

Тема 1. Пятый класс: что нового? Правила школьной жизни. (4 ч.)

Правила школьной жизни. Отличие начальной школы от средней.

Тема 2. Школьные предметы. Наши учителя. (4 ч.)

Закрепление атмосферы эмоционального комфорта (доверия) к учителям.

Помочь пятиклкассникам занять свою социальную позицию по отношению к педагогам

Тема 3. Что поможет мне учиться. (4 ч.)

Формирование благоприятного психоэмоционального фона. Актуализация проблемы взаимодействия. Повышение адаптивных возможностей. Формирование мотивов сотрудничества. Развитие положительной групповой динамики.

Раздел 2 «Я и другие в дружбе» (22 ч.)

Тема 4. Что я знаю о себе. (8 ч.)

Помочь детям в самораскрытии, способствовать преодолению барьера в общении , совершенствовать навыки общения.

Тема 5. Что я знаю о других. (6 ч.)

Развитие рефлексии. Развитие положительной групповой динамики. Информационное обеспечение занятий. Обеспечение участников средствами самопознания. Развитие и закрепление конструктивного стиля мышления.

Тема 6. Ссоры и как их избежать. Дружба. (8 ч.)

Обеспечение участников средствами самопознания. Закрепление навыков групповой работы. Развитие толерантности. Обеспечение средствами самовыражения. Демонстрация моделей оптимального взаимодействия.

Раздел 3 «Мир эмоций» (16 ч.)

Тема 7. Настроение. Темперамент. (4 ч.)

Как узнать себя: слепая и скрытая область видения себя, роль психодиагностики в изучении своих качеств личности, что нужно учитывать для правильного выбора профессии. Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Регуляция эмоционального состояния. Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность — чувствительность, интроверсия — экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.

Практическая работа: Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента.

Психодиагностика: самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?», модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».

Тема 8. Тревожность. (6 ч)

Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

Тема 9. Агрессивность, способы её преодоления. (6 ч.)

Степени профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. Призвание — высший уровень профессиональной пригодности. Истоки отношения человека к труду. Классификация типов личности Э. Фромма: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный, творческий.

Раздел 4 «Мир способностей» — 20 ч.

Тема 10. Мои способности (16 ч.)

Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.

Практическая работа: игровое профориентационное упражнение «Мои способности».

Тема 11. В мире с собой и другими. (4ч.)

Развитие мотивов сотрудничества. Развитие произвольности, навыков саморегуляции. Развитие навыков саморегуляции, самопроизвольности. Развитие мотивов сотрудничества. Закрепление атмосферы эмоционального комфорта (доверия). Повышение адаптивных возможностей (через самооценку). Формирование мотивов личностного роста (самоактуализация). Решение конфликтных ситуаций в классе и школе.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector