ПСИХОЛОГИЯ

Элективный курс по психологии для старшеклассников

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов «Психология успеха»

Предлагаемый курс востребован учащимися. Так, если в первый год преподавания курс посещало 18% десятиклассников, то в этом году-67 %.

Анализ анкет учащихся позволяет сделать вывод, что основной мотивацией выбора курса «Психология успеха» послужило то, что курс:

  • развивает кругозор;
  • развивает личность.

Изучение курса предполагает изучение теоретического материала без глубокого проникновения в теоретические основы психологии, более важным представляется формирование умений и навыков самостоятельного успешного выхода из проблемной жизненной ситуации, формирование компетентностей социализации в постшкольную образовательную и общественную среду. Важно, что психолог не учит «правильному выбору», не «руководит» выбором, не «диагностирует» все, что связано с выбором. Роль психолога заключается в том, чтобы создать условия для повышения готовности учащихся к адекватному поведению в ситуации выбора образовательного, профессионального, жизненного пути.

Помогает ли изучение курса проявить старшеклассникам свою индивидуальность, обрести конкретный успех в конкретном деле, формируется ли умение «быть успешным»? Думается, что да. Так, зачётной работой по курсу стала «организация собственного успеха» каждым из учащихся или группой учащихся в школьном и/или внешкольном пространстве.

Примерами таких работ могут служить:

  • исследование по теме «Наиболее востребованные профессии будущего»,
  • исследование по теме «Вычисление индекса востребованности профессий на современном рынке труда г. Перми» и др.

Материалы с использованием электронных презентаций были представлены на занятиях по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов.

Темы исследований были выбраны учащимися самостоятельно.

  • организация и проведение мероприятий для учащихся начальной школы, общешкольных акций.

Ребята могли, доработав или несколько переработав, реализовать какой-то уже готовый проект. Другие же реализовали свои собственные идеи, проекты.

Участие в проектной игре «Личный профессиональный план», деловой игре «Устройство на работу», помогло нескольким учащимся не только окончательно утвердиться в своём профессиональном выборе, но и сделать конкретные шаги в построении своей профессиональной карьеры.

Несколько учащихся уже сделали вполне конкретные шаги в плане профессионального самоопределения, начав работать по выбранному направлению (менеджер, педагог СТОСМ).

Целевое назначение программы:

  • создание условий для накопления личностных ресурсов для конструктивного подхода к осознанному выбору жизненного пути и успешной социализации после окончания школы.

Задачи:

  • актуализация и активизация процесса исследования собственных личностных ресурсов, необходимых для успешного жизненного самоопределения,
  • повышение психологической компетентности учащихся через расширение и углубление знаний о своей индивидуальности,
  • прояснение и развитие временной перспективы будущего,
  • осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей,
  • формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни,
  • выработка навыков самоанализа,
  • раскрытие возможностей целенаправленного саморазвития,
  • формирование готовности брать на себя ответственность за свой выбор,
  • профилактика нарушений психологического здоровья.

Категория обучающихся, принцип набора в группу:

  • учащиеся 10-11 классов на добровольной основе.

Продолжительность программы.

  • Программа рассчитана на 34 часа при часовой недельной нагрузке.

Методы работы на занятиях включают лекции, беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, семинары, практикумы, тренинги. Преобладающим является использование интерактивных форм, предполагающих активное субъектное участие учащихся в процессе.

Планируемый результат.

Следствием проведения курса станут непосредственные и отсроченные во времени результаты.

Непосредственные результаты выражаются в овладении навыками практического самопознания и углублении знаний о своих психологических ресурсах.

Ввиду того, что процесс самоопределения не детерминируется временем обучения в школе, то прогностически результатом работы можно считать готовность и психологическую обеспеченность готовности к позитивной жизненной самореализации, успешную социализацию выпускников школы.

Критерии эффективности:

  • востребованность курса учащимися,
  • высокий уровень мотивации при изучении курса,
  • положительные оценки со стороны родителей, педагогов, администрации,
  • результаты анкетирования учащихся, проводимого до и после ведения курса.

Примерное тематическое планирование курса «Психология успеха».

ТемыКол-во часов
Введение (1 час).
Тема 1. Введение в курс.1 час
Раздел 1 .Что такое жизненный успех? (4часа).
Тема 2. Моё представление об успехе.2 часа
Тема 3. Шаги к успеху.2 часа
Раздел 2. Я как личность (13 часов).
Тема 4. Человек как личность и индивид.1 час
Тема 5. Структура личности.3 часа
Тема 6. Способы познания и самопознания личности.2 часа
Тема 7. Знакомство с самим собой.7 часов
Раздел 3. Самосовершенствование и саморазвитие как путь к успеху (15часов).
Тема 8. Главное- желание.2 часа
Тема 9.Я-властелин эмоций.4 часа
Тема 10.Как «организовать» успех.5 часов
Тема 11. Я в социуме.4 часа
Заключение (1 час).
Тема 12.«Формула» успеха.1 час
Итого34 часа

Содержание занятий.

Введение (1 час).

Тема 1. Введение в курс (1 ч).

Психологии как наука. Значение психологических знаний для человека.

Диагностические методики: социометрия, анкетирование (мотивация выбора курса, ожидания от изучения).

Упражнения: «Автобусная остановка».

Задания для самостоятельной работы: сочинение-рассуждение «Что значит быть успешным человеком?»

Раздел 1. Что такое жизненный успех? (4часа).

Тема 2. Моё представление об успехе (2 ч).

Составляющие жизненного успеха. «Размер» успеха. Субъективность оценки жизненного успеха.

Упражнения: «Ассоциации», «Слепой и поводырь», «Что такое жизненный успех?» (индивидуальное и групповое выполнение).

Задания для самостоятельной работы: «Способы достижения успеха» (индивидуальное выполнение).

Тема 3. Шаги к успеху (2 ч).

Отличие цели от мечты. Умение формулировать СВОИ цели в жизни. Дерево целей. Цена достижения цели.

Знание себя, умение организовать себя в достижении цели, умение управлять собой – важные шаги в достижении успеха.

Упражнения: «Способы достижения успеха» (групповое выполнение), «Курица», «Дорожная карта».

Задания для самостоятельной работы: дать определение понятиям «личность», «индивид», «индивидуальность».

Раздел 2. Я как личность (13 часов).

Тема 4. Человек как личность и индивид (1 ч).

Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Явления, характеризующие человека как личность.

Тема 5. Структура личности (3 ч).

Мотивы и потребности человека. Темперамент и характер. Эмоции. Склонности и способности. Направленность личности. Самосознание.

Упражнения: «Сундук желаний», «Летающая тарелка»,

Ролевая игра «Поездка в автобусе».

Игра- конкурс «Самый-самый…».

Задания для самостоятельной работы: Предложить способы изучения себя и других людей.

Тема 6. Способы познания и самопознания личности (2 ч).

Общее представление о методах исследования в психологии.

Деловая игра «Психологическая лаборатория».

Тема 7. Знакомство с самим собой (7ч).

Практикум по самопознанию. Консультирование по результатам полученных диагностических данных.

Диагностические методики: «3-ФЛО», Опросник Айзенка, «КОС-1», «Ценностные ориентации личности (ЦОЛ)», «Ценностные ориентации» М.Рокича, тест «Образ мира», ТЮФ.

Задания для самостоятельной работы: Предложить способы снятия психоэмоционального напряжения, модели поведения в стрессовых ситуациях.

Раздел 3. Самосовершенствование и саморазвитие как путь к успеху (15часов).

Тема 8. Главное- желание (2 ч).

Тренинг мотивации достижения.

Тема 9.Я-властелин эмоций (4 ч).

Влияние психоэмоционального состояния на успешность деятельности. Стресс и его влияние на человека. Приемы регуляции эмоционального состояния, улучшения работоспособности.

Диагностические методики: Шкала тревожности Филлипса, Опросник САН, Методика определения уровня нервно-психической устойчивости (анкета «Прогноз»).

Ролевая игра «На приёме у психотерапевта».

Задания для самостоятельной работы: проанализировать «расход» времени на учебу, досуг, др. виды деятельности.

Тема 10. Как «организовать» успех (5 ч).

Основы самоменеджмента. Понятие о самоменеджменте. Время как стрессор. Капитал времени. «Поглотители времени». Функции, правила и техники самоменеджмента.

Задания для самостоятельной работы: сочинение «Плюсы и минусы моего общения».

Тема 11. Я в социуме (4 ч).

Повышение коммуникативной компетентности как одно из условий формирования успешной личности.

Диагностические методики: «Q-сортировка», тест описания поведения К.Томаса.

Упражнения: «Превратим минусы в плюсы», «Ассоциации».

Игра « «Да» — не говорить», «Потерпевшие кораблекрушение».

Заключение (1 час).

Тема 12.«Формула» успеха (1 ч).

Упражнения: «Автобусная остановка», «Пожелания».

Источник

Урок психологии в школе. Программа элективного курса по психологии для учеников 10–11-х классов «Ступени самопознания»

Одним из направлений психологической практики в школе является преподавание психологии как учебного предмета. Психолог как учитель вносит реальный вклад в содержание школьного образования, поскольку уроки психологии включены в учебную концепцию школы. Преподавание курса по психологии представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является главной ценностью курса по познанию себя и окружающих. «Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями, чтобы раскрывать в ходе жизни в себе новые качества, развить новые способности» [1].

Основная цель элективного курса «Ступени самопознания» заключается в формировании психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

Общая цель конкретизируется в задачах курса:

  • овладение определенными социально-психологическими знаниями;
  • развитие способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей;
  • изучение и овладение приемами конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности.

Курс по психологии ориентирован на обучающихся в 10-11 классах. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям раннего юношеского возраста [Компьютерная презентация учителя в приложении].

При разработке элективного курса «Ступени самопознания» использовалась программа Н. Е. Водопьяновой, Н. В. Лик, Г. В. Адреевой «Самопознание школьников». Кроме этого применялся материал социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М. Ю. Савченко и тренинга уверенности в себе А. М. Прихожан.

Предлагаемый курс по психологии рассчитан на 17 часов: 4 часа — изучение теоретического материала и 13 часов — проведение практической работы.

В основу логики построения данного курса положена модель В. Сатир «Магический узор Вашего Я». Программа состоит из шести взаимосвязанных частей:

Введение (Начальная диагностика — 3 часа).

Мое здоровье и мой имидж — 3 часа.

Мир эмоций и чувств — 3 часа.

Мысли и действия — 3 часа.

Заключение (Заключительная диагностика — 2 часа).

В содержание программы включены проективные методики, приемы ролевой игры, блок теоретической информации по психологии, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения — все это предполагает готовность преподавателя курса по самопознанию к групповой работе, знание основ психодиагностики и психокоррекции, требуют творческого подхода к взаимоотношениям со старшеклассниками. Важным условием реализации целей и задач курса является его диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от ведущего навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями и высказываниями. Эффект программы в значительной степени зависит от доброжелательной творческой атмосферы, от чуткости и внимательности психолога к тем групповым процессам и личностным изменениям, которые неизбежно возникнут в процессе занятий.

Курс «Ступени самопознания» формирует следующие знания, умения и навыки:

Знания — основ психологии личности и межличностных взаимоотношений;

Умения — рефлексировать, отслеживать свое состояние, анализировать ситуации и взаимоотношения;

Навыки — самоконтроля, взаимодействия в группе, принятия решений.

В результате усвоения учебного материала курса обучающиеся получат возможность приблизиться к пониманию уникальности внутреннего мира человека и неразрывной связи с внешним миром, другими людьми и человечеством в целом, смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность.

В начале преподавания курса следует сообщить ученикам о том, что на заключительном занятии им предстоит представить проект по психологии. При проведении курса желательно воздерживаться от применения обычной системы оценок. При ответах на проблемные вопросы, высказывания во время дискуссий, выполнении тестов и упражнений преподаватель может отметить активность старшеклассников, оригинальность ответов.

Итоговым контролем является защита проектов по определению своих жизненных планов и построению временной перспективы своего будущего.

Тематическое планирование курса «Ступени самопознания»

Тема I. Введение (3 часа).

Занятие 1. Вселенная «нашего Я».

Занятие 2. Понятие о личности.

Занятие 3. Я реальный и Я идеальный.

Тема II. Мое здоровье и мой имидж (3 часа).

Занятие 4/1. Наш физический образ. Самопрезентация.

Занятие 5/2. Темперамент и характер человека.

Занятие 6/3. Ценностные ориентации.

Тема III. Мир эмоций и чувств (3 часа).

Занятие 7/1. Спектр наших эмоций и чувств.

Занятие 8/2. Жесты и наблюдательность.

Занятие 9/3. Навыки распознавания эмоций и чувств.

Тема IY. Мысли и действия (3 часа).

Занятие 10/1. Потребности человека.

Занятие 11/2. Зачем и как человек мыслит. Радость творчества.

Занятие 12/3. Саморегуляция деятельности. Стиль поведения.

Тема Y. Отношения (3 часа).

Занятие 13/1. Общение в жизни человека.

Занятие 14/2. Ролевая игра «Необитаемый остров».

Занятие 15/3. Конструктивное взаимодействие

Тема YI. Заключение (2 часа).

Занятие 16/1. Расскажи мне обо мне.

Занятие 17/2. Защита проектов.

Краткое содержание курса

Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни.

Цель: развивать навыки самопознания старшеклассников

Задачи: — формирование положительной установки на занятия;

— формирование понятийного аппарата.

Вселенная «нашего Я». Происхождение слова «психология» (древнегреческий миф о Психее). Что такое психология.

Понятие о личности. Ознакомление с понятием личности. Основные положения психоаналитической (З. Фрейд), индивидуальной (А. Адлер) и гуманистической теории личности.

Я реальный и Я идеальный. Компоненты самосознания. Формирование образа «Я»: сфера осознания («Я» физическое, «Я» социальное, «Я» духовное), временная сфера («Я» в прошлом, настоящем и будущем), качественная сфера («Я» реальное и «Я» идеальное).

Направленная беседа, лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги, диагностическое тестирование. Оценка уровня сформированности представлений о себе, тест «Характеристика на себя», психологическое упражнение «Какой Я», рисунок «Вселенная нашего Я», шкала Дембо — Рубинштейна на самооценку для построения образа «Я — идеального и Я — реального». Для сплочения группы совместно вырабатываются правила работы на занятиях по психологии, проводятся игры «Путанка», «Твое имя», «Комплименты», «Дополни фразу».

Мое здоровье и мой имидж.

«:психология пытается объяснить
причины того или иного поведения,
но цель ее не в этом, а в том,
чтобы помочь человеку совершенствовать себя,
делая себя лучше и счастливее».
Э. Шостром

Цель: формировать навыки самовыражения школьников.

Задачи:

  • развитие понятийного аппарата;
  • уточнение представлений учеников о собственном физическом облике
  • расширение способов восприятия людей по внешнему виду;

Наш физический образ. Самопрезентация.

Темперамент и характер человека. Четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Доминирующий тип темперамента. Воспитание личности через «воспитание» темперамента. Что такое черта характера. Наиболее важные свойства характера. Формирование характера.

Ценностные ориентации. Проблема морального выбора и ценностных ориентаций.

Лекция, диагностическое тестирование, мотивационный и рефлексивный диалоги, дискуссия «Первое впечатление», направленная беседа. Психологические задачи и упражнения по теме: «Мой темперамент», «Я и мой характер», «Базовые характеристики личности». Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме.

Мир эмоций и чувств.

Советы подобны касторовому маслу:
их довольно легко давать, но очень неприятно принимать.
Д. Биллингс

Цель: способствовать осознанию учениками спектра своих эмоций и чувств

Задачи:

  • уточнение представлений о понятиях «чувства» и «эмоции»,
  • развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний;
  • формирование навыков понимания окружающих.

Спектр наших эмоций и чувств. Эмоционально-чувственная сфера личности. Аффект, эмоции, напряжение, стресс. Знакомство с понятиями. Источники эмоций.

Жесты и наблюдательность. Причины возникновения положительных и отрицательных эмоций. Влияние эмоций на познавательные процессы. Отличие эмоций от чувств.

Распознавание эмоций и чувств. Счастье, самоуважение, любовь, чувство юмора, смятение. Воля как источник положительных и отрицательных эмоций.

Мини-лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги. Графический тест «Эмоции и лица». Психологический тренинг «Учитесь властвовать собой», упражнения, игры-релаксации. «Как справиться с обидой, раздражением, плохим настроением» — комплекс психологических игр, упражнений, этюдов: «Копилка обид», «Чувствую себя хорошо», «Вверх по радуге», «Улыбайтесь, господа!». Психогимнастика: эмоциональные состояния.

Уверенность в себе — основа для того,
чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать.
Ф. Шиллер

Цель: развивать мышление старшеклассников

Задачи:

  • осознание мышления как способа познавательной деятельности;
  • осмысление своих потребностей и представлений о побудительной роли потребностей к деятельности;
  • развитие рефлексии;
  • отработка способов сотрудничества.

Потребности человека. Определение и классификация потребностей. «Я» и мои потребности. Мотивационное выражение потребностей. Контроль своих потребностей. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Реальные потребности в юношеском возрасте.

Зачем и как человек мыслит. Радость творчества. Откуда берутся наши мысли. Как идет процесс мышления. Знакомство с понятием. Результат мышления — мысль. Уровни мышления.

Саморегуляция деятельности. Стиль поведения. Сущность воли (потребность в преодолении препятствий). Структура волевого акта: побуждение — стремление — целенаправленное желание — размышление — борьба мотивов — действие. Способность человека сознательно регулировать и активизировать свое поведение. О самоконтроле и саморегуляции. Способы выхода из трудных состояний (стресс, фрустрация, страх, одиночество, вина, стыд).

Лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги. Диагностическое тестирование. Психологические и творческие задания, упражнения, игры. Приемы развития мыслительной деятельности: «Ключ к неизвестному», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами». Приемы самоанализа «Хвалить или ругать», «Критика и самокритика», «Как повысить уверенность в себе», «Умей сказать нет», «Мой портрет в лучах солнца».

Уверенность в себе — это способность полагаться
на себя, это отвага мыслей, чувств и поступков.
П. Вайнцвайг

Цель: развивать навыки конструктивного взаимодействия

Задачи:

  • выявление круга и характера взаимодействия старшеклассников с социальной средой (родители, сверстники, учителя);
  • расширение представления о значении общения в жизни человека;
  • закрепление положительной групповой динамики.

Общение как социально-психологическое понятие. Общение в жизни человека. Стили общения. Барьеры общения. Проблема умения слушать и слышать. Техника эффективного общения. Роль общения в жизни человека. Взаимодействие людей в общении.

Умение понимать других. Психологическая совместимость людей. Лидеры и авторитеты. Группировки. Типы поведения в конфликтной ситуации: мягкий, жесткий, принципиальный. Выход из конфликта.

Конструктивное взаимодействие. Развитие эмпатии и психологической интуиции.

Направленная беседа, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения по технике эффективного общения «Искушение», «Запретные друзья», «Правильный выбор». Ролевая игра «Необитаемый остров». Тест К. Н. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме. Психологические упражнения и игры «Эмпатическое слушание», «Зеркало», «Поступай с другими так:», «Я тебя понимаю».

Первый и последний учитель жизни —
это сама жизнь, и надо отдавать себя этой жизни безбоязненно и безраздельно.
Т. Уайлдер

Цель: формировать понимание о необходимости жить в согласии с собой и другими

Задачи:

  • осознание значимость собственного «Я»;
  • создание мотивации старшеклассников на познание самих себя;
  • оказание содействия самопознанию и рефлексии учеников

Самовоспитание как расширение сознания. Расскажи мне обо мне. Искусство самонаблюдения. Проблема адекватного восприятия самого себя и окружающих людей. Как люди воспринимают друг друга (три типа модальности).

Психологические игры, упражнения, диагностические методики и приемы, направленные на повышение самооценки: «Я» в своих глазах и глазах других людей (методика независимых характеристик), «Я рад общаться с тобой», письмо самому себе, «Расскажи мне обо мне».

Литература

  • Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., Мысль. 1991
  • Аверченко Л. К. «Загляни в свою душу», областная ассоциация «Интеллектика», серия «Психологическая служба школы», Омск, 1992
  • Бурлачук Л.Ф.. Морозов С.М. Словарь — справочник по психологической диагностике. — Киев, Наукова Думка. 1989
  • Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., Просвещение. 1987
  • Кон И. С. Психология ранней юности. — М., Просвещение. 1989
  • Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабытывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. — М., 1990
  • Леви В. Искусство быть собой. — М., Знание. 1991
  • Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., Издательский центр «Академия». 2001
  • Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М., «Когито-Центр». 2001
  • Немов Р. С. Психология. — М., Просвещение, 1994
  • Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М., Творческий центр «Сфера». 2000.
  • Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. — М., Новая школа. 1993
  • Рейнуотер Д. Это в ваших силах. — М., Прогресс. 1993
  • Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М, Дидакт. 1992
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., Прогресс. 1993
  • Савченко М. Ю. Личностное развитие. — М., «Вако». 2005
  • Самоукина Н. В. Психология оптимизма.- М., Изд-во Института психотерапии. 2001
  • Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., Педагогика, Пресс. 1992
  • Смирнова Е. Е. Психология общения. — С-Пб., Каро. 2005
  • Штангль Антон. Язык тела. — Баку, Сада. 1992
  • Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. — С-Пб., «Ювента», 1999
  • Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации // Кудряшов. А.Ф. — Петрозаводск, Петрком. 1992
  • Мир детства: Юношеский возраст //А.Г. Хрипкова. — М., Педагогика. 1982
  • Психология. Словарь/Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М., Политиздат. 1990
  • Список литературы, рекомендуемой для учеников 10-11-ых классов:

  • Жариков Е. С. , Крушеницкий Е. Л. Для тебя и о тебе — М., Просвещение. 1991
  • Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. — Баку, Сада. 1992.
  • Прощицкая Е. Н. Выбираем профессию. — М., Просвещение. 1995
  • Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000
  • Источник

    Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Закрыть