ПСИХОЛОГИЯ

Электронный учебник по предмету основы этики и психологии

Этика делового общения: Сборник практических задач

Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Содержат рекомендации по самостоятельной работе, тематику лекционных занятий, темы контрольных работ, вопросы к зачету и список литературы, способствующей наилучшему усвоению дисциплины «Психология и педагогика». Методические указания составлены на основе учебной программы по психологии и педагогике, соответствующей государственным образовательным стандартам. Подготовлены кафедрой теории и истории культуры и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Экологическая этика: курс Национального Открытого Университета «ИНТУИТ»

Курс направлен на популяризацию нравственных ценностей и принципов, касающихся отношения человека к окружающей среде. В курсе рассматриваются создание предпосылок для их внедрения в общественное сознание и социально-политическую практику и повышения чувствительности средств массовой информации и центров принятия решений к экологическим последствиям деятельности человека. Освоение программы позволит читателям более четко и корректно сформулировать свою позицию по проблемам экологичного образа жизни и экологической политики. Специальная этико-теоретическая или экологическая подготовка для прохождения курса не требуется. В результате усвоения проблематики экологической этики участники курса получают представление о различных подходах к этической оценке существующих и возможных способов отношения к природы и опыт практического соотнесения собственных убеждений с аналитически проясненными нормативно-экологическими теориями. Благодаря обсуждению актуальных экологических проблем, их этических аспектов, мировоззренческих и социально-политических условий и возможностей их решения участники тренинга получают первичные навыки практического использования принципов экологической этики.

Тип материала: Электронный учебный курс; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее; Переподготовка и повышение квалификации;

Этика и эстетика: Конспект лекций

Конспект лекций подготовлен на кафедре философии Пензенского государственного университета и включает материал по 13-ти темам, тематику контрольных работ, словарь ключевой терминологии, зачетные вопросы и задания, перечень литературы.

Тип материала: Лекция, курс лекций; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Этика делового общения: Текст лекций

Автор предпринял попытку теоретической систематизации этико-психологического знания в области деловых отношений. При анализе российских отношений в деловой сфере учитывается европейская модель деловой коммуникации. В тексте лекций выявляется специфика делового общения; рассматриваются основные формы деловой этики, а именно: корпоративная, административная, производственная. Определяются такие базовые понятия, как социальная ответственность, коммуникативная компетентность, нормы цивилизованного предпринимательства, стереотип делового человека, имидж и т.п. Материал лекций рекомендован студентам всех факультетов СПбГУАП различных форм обучения как вспомогательный материал при освоении предмета.

Тип материала: Лекция, курс лекций; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Этика и психология книготоргового предпринимательства: Учебное пособие

Учебное пособие содержит достаточно полный объем знаний, необходимых при подготовке дипломированных специалистов с высшим образованием в области книготорговой деятельности. В нем изложены основы теории и практики делового взаимодействия, рассмотрены различные аспекты этики и психологии книготоргового предпринимательства, освещены формы и методы делового взаимодействия в сфере торгового предпринимательства, известные в международной практике под названием паблик рилейшинз. Пособие строится на использовании апробированных методических принципов и приемов активной подготовки и самоподготовки специалистов с использованием ситуационных задач, учебных сюжетно-ролевых игр и навыков аутогенного тренинга. Электронная версия печатного издания: Этика и психология книготоргового предпринимательства: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Симонова. — М.: Изд-во МГУП, 2000, 280 с.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Этика: Методическое пособие для самостоятельной работы студентов

Щеглова Л.В., Шипулина Н.Б.

Методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей отделений стационарного и заочного обучения педагогического университета, изучающих курс «Этика» в качестве базового или элективного. Пособие включает в себя введение, тематический план курса, содержание курса, планы семинарских занятий и рекомендованную литературу для подготовки к ним, а также примерные темы письменных творческих работ и вопросы к зачёту (экзамену).

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Этика: Учебное пособие

Варава В.В., Симонова С.А.

Учебное пособие подготовлено на кафедре культурологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов всех отделений факультета философии и психологии специальности 031401 (020600) — «Культурология».

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Социальная этика: Учебное пособие

Дедюлина М.А., Папченко Е.В.

Данное учебное пособие предназначено для освоения и закрепления материала по этике. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями госстандарта для вузов, учебной программы. В пособии детально рассматриваются проблемы социальной морали, справедливости, ответственности, особое внимание уделяется рассмотрению таких явлений, как филантропия, космополитизм, социальное доверие.
Рекомендовано для студентов всех специальностей, аспирантов, а также всех интересующихся вышеперечисленными проблемами. Подготовлено на кафедре философии Технологического института Южного федерального университета (ТТИ ЮФУ).

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Этика: Учебно-методическое пособие

В пособии даны рекомендации по изучению основных тем курса этики. Кроме того, в пособие включены методические рекомендации к самостоятельному изучению курса; практикум, включающий в себя контрольные работы, задачи и упражнения для самоконтроля, вопросы для самопроверки, тесты. Подготовлено на кафедре истории и философии ТРТУ.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Этика общения: Учебное пособие

Учебное пособие предназначено студентам, изучающим курсы этики, социальной психологии, психологии и этики делового общения, этикету. Работа может быть также полезна специалистам в сфере конфликтологии, педагогики, всем интересующимся проблемами общения. Электронная версия печатного издания: Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998, 164 с. Справочно-сопроводительный аппарат издания дополнен именным и предметным указателями, выполненными в виде гипертекста.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Источник

ОСНОВЫ ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Г. М. ШЕЛАМОВА ОСНОВЫ ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНИК Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования по профессии «Секретарь» (ОП.02 «Основы этики и психологии профессиональной деятельности») Регистрационный номер рецензии 439 от 12 декабря 2011 г. ФГАУ «ФИРО» 2-е издание, стереотипное

2 УДК (075.32) ББК 88я723 Ш42 Рецензент: мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин ГБОУ «Политехнический колледж 8 им. И. Ф. Павлова» Т. А. Шарова Ш42 Шеламова Г. М. Основы этики и психологии профессиональной деятельности : учебник для студ. учреждений нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», с. ISBN Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии «Сек ретарь», ОП.02. «Основы этики и психологии профессиональной деятельности». В учебнике в систематизированном виде рассматривается ряд вопросов, связанных с профессиональным общением секретаря. Даны общие сведения о психологии личности и трудового коллектива; психологических аспектах делового общения как основы профессиональной деятельности, этических сторонах работы секретаря. Приводятся конкретные рекомендации по ведению телефонных переговоров, организации деловых встреч, оформлению визитных карточек и т. д. К данному учебнику выпущен электронный образовательный ресурс «Основы этики и психологии профессиональной деятельности». Для учащихся учреждений начального профессионального образования. УДК (075.32) ББК 88я723 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Шеламова Г. М., 2012 Образовательно-издательский центр «Академия», 2012 Оформление. Издательский центр «Академия», 2012

3 Уважаемый читатель! Данный учебник является частью учебно-методического комплекта по профессии «Секретарь». Учебник предназначен для изучения общепрофессиональной дисциплины «Основы этики и психологии профессиональной деятельности». Учебно-методические комплекты нового поколения включают в себя традиционные и инновационные учебные материалы, позволяющие обеспечить изучение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Каждый комплект содержит учебники и учебные пособия, средства обучения и контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, в том числе и с учетом требований работодателя. Учебные издания дополняются электронными образовательными ресурсами. Электронные ресурсы содержат теоретические и практические модули с интерактивными упражнениями и тренажерами, мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные материалы и ресурсы в Интернете. В них включен терминологический словарь и электронный журнал, в котором фиксируются основные параметры учебного процесса: время работы, результат выполнения контрольных и практических заданий. Электронные ресурсы легко встраиваются в учебный процесс и могут быть адаптированы к различным учебным программам. Учебно-методический комплект включает электронный образовательный ресурс «Основы этики и психологии профессиональной деятельности». Учебно-методический комплект разработан на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования с учетом его профиля.

4 Предисловие Секретариат является важным подразделением в любой организации. Секретариат, образно говоря, это «лицо» организации. Сотрудники секретариата в процессе профессиональной деятельности освобождают руководителя организации (предприятия, компании и т. п.) от многих обязанностей административного характера, от работы рутинного или организационного характера. Они: отвечают на телефонные звонки; принимают и отправляют сообщения по факсу; устанавливают телефонную и другие виды связи для руководителя; осуществляют подбор необходимой для работы руководства информации; оформляют документы для служебных командировок; составляют запросы, письма и другие деловые бумаги; активно участвуют в подготовке и проведении приема посетителей; организуют служебные совещания; принимают от посетителей документы на подпись руководителю и т. д. Подробно c функциональными обязанностями секретаря вы ознакомитесь, изучая учебную дисциплину «Секретарское дело». Очевидно, что границы деятельности и ответственности секретариата различны: они зависят от направления деятельности и масштаба организации, от личностных черт руководителя, менеджера и т. п. Секретариат может состоять из одного человека секретаря 1, а может включать целый штат сотрудников. 1 Нередко можно услышать: «Секретарши нет на месте» или «Спросите у секретаря». Так как же правильно: «секретарь» или «секретарша»? Во французском, итальянском и некоторых других языках есть слова с одинаковой стилистической окраской : «секретарь» (муж. род.) и «секретарша» (жен. род.). В русском языке в женском роде стилистически нейтрального слова нет. Поэтому независимо от пола лица, занимающего должность, следует использовать грамматическую форму «секретарь». 4

5 Выполнение функциональных обязанностей, возложенных на секретаря, невозможно без знаний и умений в области психологии общения, знаний норм этики и этикета. В зависимости от особенностей предмета труда Е. А. Климов выделяет пять типов профессий: «человек знаковая система», «человек техника», «человек природа», «человек художествен ный образ», «чело век человек». Многие профессии относятся к нескольким типам. Например, профессия секретаря относится к двум типам: «человек человек» и «человек знаковая система». Связь «человек знаковая система» обусловлена работой со знаковой информацией: на компьютере с текстом, с корреспонденцией и т. п. Принадлежность секретаря к типу профессий «че ловек человек» обусловлена прежде всего главным содержанием труда, которое сводится к взаимодействию с людьми. Чтобы взаимодействие было эффективным, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать и разбираться в их характерах. В табл. 1 подробно представлены особенности профессий типа «человек человек». Рассмотрим краткую характеристику личностных качеств, интересов и склонностей секретаря. Людей данной профессии часто называют «правой рукой» руководителя. Секретарь одно из первых лиц, с которым сталкиваются посетители организации (компании, предприятия), поэтому для секретаря важны: эмоциональная устойчивость; пунктуальность; аккуратность; организованность; ответственность; доброжелательность, тактичность; последовательность в делах; настойчивость и твердость; общительность; способность планировать свою работу; склонность к работе с документами. Психологический аспект профессиональной компетентности секретаря, что следует подчеркнуть особо, включает коммуникативные качества: желание и умение включаться в ситуацию общения; позитивный настрой на восприятие посетителя, умение слушать и говорить; умение владеть своими эмоциями; умение устанавливать контакт и гибко реагировать на возникшую проблему в ходе беседы; знать основы психологии и делового общения. Для того чтобы деловые отношения были эффективными, необходимо научиться в своей деятельности соблюдать правила этикета и нормы этического взаимодействия. Социально-экономические условия, связанные с развитием рыночных отношений, повышают значимость собственной активно- 5

6 сти личности в профессиональном самоопределении и самоутверждении в избранной сфере деятельности. В современных условиях значимым становится формирование специалистов, владеющих не только профессиональными знаниями и умениями, но и подготовленных к социальной адаптации, способных в будущем обеспечить гуманизацию производственных отношений на основе развития коммуникативных навыков. Учебник «Основы этики и психологии профессиональной деятельности» адресован обучающимся по профессии «Секретарь, а также всем, чья деятельность в будущем или в настоящем связана с общением; всем, кто по роду занятий должен эффективно и грамотно общаться с людьми, кто стремится познать себя и совершенствовать межличностные отношения. Знания психологии, этики общения и культуры поведения всегда востребованы и практически необходимы. Содержание учебника соответствует требованиям действующего Федерального государственного образовательного стандарта по профессии «Секретарь». Основная цель учебника помочь в подготовке профессионала с определенными психологическими и нравственными качествами, необходимыми для успешной деятельности и достижения профессионального роста; научить познавать себя, управлять собой, ощущать радость общения, уметь адаптироваться к новым условиям, жить в согласии с другими, слышать, слушать и понимать человека. Путь к профессионализму нелегкий и для того чтобы стать профессионалом, надо постоянно учиться и работать над собой. Трудно быть секретарем тем, кто не любит людей и общение и не может находиться в позиции подчиненного. Благодаря учебнику вы будете знать: основы психологии как науки; основы психологии общения; основы деловой культуры; основы этики профессиональных отношений; основы конфликтологии. Благодаря учебнику вы будете уметь: соблюдать профессиональный этикет; соблюдать общие нормы и правила поведения; использовать методы, средства и приемы эффективного делового общения; 6

7 Таблица 1. Характеристика профессий типа «человек человек» Основной объект профессии Функции объекта Назначение профессии Особенности объекта профессии Люди, группы, коллективы Другой человек потребитель результата труда по профессии (предметов, услуг и т. д.) Работа с людьми, их обслуживание, оказание услуг по организации их жизни, быта, отдыха, досуга, производство необходимых для них предметов Каждый человек индивидуальность, в профессии проявляется разнообразие вкуса, настроений, взглядов, целей, мотивов поведения. У каждого человека свои представления о вещах, явлениях, свои ценности Специфические условия труда Напряженность труда, быстрая динамика изменений взаимоотношений между людьми. Требуется постоянная мобилизация и готовность к социальным контактам, необходимо стремление к пониманию людей, желание помочь им Специфические требования к субъекту профессии Эмоциональная устойчивость, уравновешенность. Аккуратность во внешнем облике. Владение технологией общения. Умение управлять своим состоянием и ситуацией. Умение разбираться в людях. Терпение, тактичность, приветливость. Инициативность в установлении контактов. Ответственность перед людьми 7

8 создавать и поддерживать благоприятный климат в коллективе. В учебнике приведено немало конкретных практических рекомендаций, полезных для профессиональной деятельности секретаря: советы по ведению телефонных переговоров, проведению деловых бесед, соблюдению делового протокола, приобретению сувениров и подарков, оформлению визитных карточек. В учебнике вам предлагаются тесты для самопознания. Однако помните, что абсолютизировать результаты теста нельзя.

9 Глава 1 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Успех человека в повседневной жизни и профессиональной деятельности во многом определяется умениями эффективно управлять своим психическим состоянием. В жизни человеку полезно знать свои сильные и слабые стороны, причем сильные стороны это опора, а слабые стороны для достижения успеха важно уметь переводить в сильные и делать их своими союзниками. XXI век знаменуется множеством замечательных открытий в различных областях науки: физике, химии, генетике, медицине и т. п., но человек до сих пор остается самой сложной и непознанной загадкой. Поговорка «Чужая душа потемки» еще долго останется актуальной. Интерес к себе у человека имеет две стороны. С одной стороны, человека интересует он сам. Например, на общегрупповой фотографии мы ищем свое лицо: «как получился?», «как выгляжу?». С другой стороны, мы не всегда хотим или опасаемся получить представление о себе, увидеть негативные стороны, узнать «горькую правду». Мы охотно замечаем недостатки других, недостойное поведение партнера объясняем его плохим характером или воспитанием, но в то же время неохотно обсуждаем свои недостатки, а непозволительное поведение (конечно не свойственное нам) объясняем или оправдываем внешними обстоятельствами: «жизнь вынуждает», «все в соответствии с гороскопом», «так сложились обстоятельства» и т. п. Исследования, проводимые психологами и социологами, показывают, что люди в большей степени озадачены тем, как изменить других, но не себя. Причины своих личных неудач, неблагополучия человек ищет в окружающих людях, в сложившихся обстоятельствах и ситуациях, но не в себе. Ежедневно человек общается с большим количеством людей на работе, дома, в гостях, магазине, вступает с ними во взаимодействие и пытается делать выводы о поведении людей, об их характере. Например, мы «читаем» человека по внешним проявлениям: мимике, голосу, жестам и стараемся определить его эмоцио- 9

10 нальное состояние. Повседневный опыт подсказывает разные тактики поведения, ведь большинство людей умеют различать настроение других, выделять особенности проявления их характера, и в этом смысле мы можем смело назвать себя психологами. Но эти умения относятся к области житейской психологии. Очевидно, что главное отличие научной психологии от житейской состоит в ответах на вопросы: как и на какой основе делаются заключения и выводы? Из вышеприведенных примеров видно, что в житейской психологии они строятся на наблюдениях, стереотипах. Из-за этого выводы и заключения могут быть случайны, часто противоречат друг другу. Научная психология базируется на строгих, многократно проверенных фактах, полученных в ходе специальных исследований, систематизированных в соответствии с логикой и находящих объяснение в научных теориях. Слово «психология» впервые появилось в XVI в. Оно образовано от двух греческих слов: psyhe душа и logia наука, понимание, т.е. означает «наука о душе». Древняя и молодая, полная тайн и загадок, психология приковывает внимание мыслящих людей. Психология как официальная наука появляется в последней четверти XIX в., когда в 1879 г. немецкий психолог В. Вундт основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Вскоре, в 1885 г., русский ученый В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Современная психология очень обширная и разветвленная область научной и практической деятельности. Существует множество разделов и отраслей психологии: общая, социальная, возрастная, педагогическая, военная, юридическая, психология управления, психология труда и т. д. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний. В настоящее время психология это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика это свойство мозга, которое заключается в его способности отражать окружающую действительность. Психологическая наука исследует закономерности возникновения и формирования психических явлений, среди которых выделяют три основные формы: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание (познавательные процессы), 10

11 чувства и волю. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. С помощью познавательных процессов человек постигает мир и самого себя. Ни один познавательный процесс не может протекать без внимания, поскольку оно помогает сосредоточиться на чем-либо. Чувства и эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни. Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения. Психические состояния бодрость, утомление, скука, радость, тревога и др. отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни. Психические свойства являются наиболее устойчивыми особенностями, отличающими людей друг от друга. К ним относятся: темперамент, способности, черты характера, направленность личности и др. Все формы психических явлений тесно взаимосвязаны и переходят одна в другую. В психологии существуют специальные методы, с помощью которых выявляются важные факты, закономерности и механизмы психики. К научным методам психологии относятся: наблюдение переход от описания факта к объяснению его сущности. Одной из разновидностей наблюдения является самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное во времени (дневники, мемуары и т.п.). Основные сложности данного метода состоят в выделении в наблюдаемом поведении главного и умении не подменить реальный факт собственной трактовкой. Трудности применения метода наблюдения связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки и взгляды, стереотипы. Например, есть данные о том, что необъективность наблюдателя возрастает, когда мужчиныисследователи судят о поведении женщин, и наоборот; эксперимент активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Выделяют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях и требует специальной аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией, при этом испытуемый знает, что проводится эксперимент, однако истинного смысла эксперимента может не знать. 11

12 В качестве примера рассмотрим классический эксперимент по изучению влияния на мнение одного человека мнения других людей. Эксперимент был проведен американским психологом М. Шерифом. Проводился опыт в темной лаборатории, в которой была лишь одна светящаяся, мерцающая точка. Испытуемым предлагалось выполнить задание: определить, в каком направлении движется точка и на каком расстоянии от них она находится. На самом деле точка была неподвижна, однако в полной темноте она казалась движущейся и ее «видели» каждый раз в новом месте. Пока испытуемые выполняли задание по одному, их ответы были различными. Но когда они объединялись в группу, ответы становились очень похожими. Этот эксперимент демонстрирует, вопервых, как человек осознает явления окружающего мира и, вовторых, как на это осознание влияют особенности восприятия объекта (неподвижная мерцающая точка света в полной темноте кажется движущейся) и мнения других людей. Естественный эксперимент, предложенный русским психологом А. Ф. Лазурским, предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора в естественных условиях. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях труда, учебы, общения. При этом человек не знает, что он является участником эксперимента. В качестве примера рассмотрим эксперимент, проведенный американским психологом И. Сарасоном. Он выявлял, какие факторы способствуют снижению страха перед экзаменами. Было проведено несколько серий опытов непосредственно перед экзаменами. Испытуемых разделили на три группы, в каждой были и те студенты, которые боятся экзаменов, и те, которые к экзаменам относятся спокойно. В первой группе экспериментатор признавался, что сам боится экзаменов, описывал свои переживания, мешающие ему сосредоточиться на ответе. Во второй он прибавлял к сказанному в первой группе, что умеет преодолевать свой страх, и предлагал некоторые конкретные способы и приемы. В третьей группе экспериментатор говорил, что никогда не боялся экзаменов. Критерием эксперимента являлась успешность испытуемых на экзамене. Выяснилось, что студенты, которые боялись экзаменов, хуже всего выполняли задания в том случае, когда экспериментатор лишь сообщал им, что тоже боится экзаменов. Наилучших результатов они достигали тогда, когда им предлагались способы преодоления страха. Естественный эксперимент широко применяется в социальной, педагогической психологии, психологии управления. 12

13 метод тестов метод испытаний. Тест (от англ. test проверка) это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического свойства личности. Тесты должны быть научно обоснованы и надежны. Прежде чем стать тестом, методика должна пройти длительную и многостороннюю проверку. Только тогда результаты, полученные с помощью того или иного теста, являются надежными и позволяют сделать вывод об интеллектуальных или личностных особенностях человека; анкетирование метод получения информации с помощью анкет. По форме анкеты похожи на личностные опросники, но в отличие от них анкеты не имеют жестких, стандартизированных критериев и стандартных схем интерпретации. Анкеты в основном предназначены для получения общей информации, касающейся жизни человека, его интересов и предпочтений, мнений и взглядов по тому или иному вопросу; беседа или интервьюирование. Данный метод широко используют при проведении собеседований, например, при трудоустройстве. Человек, проводящий беседу, должен создать такие условия для разговора, которые позволяют собеседнику свободно отвечать на вопросы и выражать свою точку зрения, также важно научиться слушать собеседника. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Что входит в понятие «психология»? 2. Какие методы психологии вам известны? Раскройте сущность каждого метода. 3. Можно ли какой-либо метод психологии использовать в работе секретаря? Ответ обоснуйте ЛИЧНОСТЬ Личность в психологии Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью один из центральных не только для психологии, но и практически для всех отраслей гуманитарного знания: 13

14 философии, литературы, религии, педагогики, социологии. В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Что же такое личность? Смысл слова «личность» менялся с течением времени. Первоначально латинское слово persona означало «маска, личина». В античном театре актер надевал маску, которая ярко отражала содержание изображаемого персонажа. Постепенно маска «приростала» и стала означать внутреннюю сущность действующего лица. Затем «персона» шагнула в жизнь и уже в Древнем Риме обозначала «лицо перед законом», однако раб персоны иметь не мог, т. е. личностью не признавался. В русском языке слово «личность» долгое время имело оскорбительный оттенок. Сегодня, широко употребляя это слово в повседневном общении, мы не задумываемся, что оно означает. Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «человек» и «индивидуальность». Из этих понятий «человек» самое широкое и общее. Человек биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактнологическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Как существо биологическое он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное человек часть социума и продукт общественного развития. Понятие индивид может относиться как к человеку, так и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род род Homo sapiens, т. е. «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и свойств, приобретенных в ходе развития. Основными характеристиками индивида являются активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Индивидуальность это конкретный человек со своеобразными физическими, физиологическими, психологическими и социальными качествами и свойствами. Именно эти качества и свойства обусловливают особенности его житейского поведения и деятельности. Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповто римое своеобразие человека, то, чем он отличается от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, потребностях, интересах, способностях. На первый взгляд новорожденные младенцы похожи друг на друга, но это только на первый взгляд. Фактически каждый из них 14

15 уже индивидуальность. Но еще не личность! Личностью не рождаются, а становятся, следовательно, личность человека не статична, она постоянно находится в процессе развития и становления. Необходимой характеристикой личности является ее активность. Психологи по-разному трактуют понятие «личность», и разнообразие определений происходит за счет сложности самого явления личности. Для понимания сущности понятия мы будем использовать следующее определение: личность это человек, включенный в систему общественных отношений, который формируется в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельности. Особое внимание нужно обратить на то, что в понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека. Личность человек в мире других людей. Быть личностью значит иметь активную жизненную позицию, оценивать последствия принятых решений и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. В повседневной жизни, наблюдая, как оценивают близких и знакомых, героев книг и кинофильмов, можно услышать: «Это личность!», «Она сильная личность». Говоря так, мы подчеркиваем целостность человека, его способность занять присущее ему место в обществе, умение управлять собой, своим поведением и развитием, оказывать влияние на других людей и т. п. Если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивидуальность» и «личность» выделяют некоторые особые качества, присущие человеку, выражают уровень его развития. Именно поэтому многие психологи, например А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, подчеркивали, что индивидами рождаются, а личностью становятся. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. Мы будем отталкиваться от четырех аксиом. 1. Личность присуща каждому человеку. 2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет. 3. Личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества. 4. Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. На эти отличительные особенности мы прежде всего обращаем внимание, общаясь с людьми. 15

16 Основу личности составляет ее структура, т. е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Рассмотрим структуры личности, предложенные отечественными психологами К. К. Платоновым и К. К. Ковалевым 1. Структура личности по К. К. Платонову К. К. Платонов предложил идею выделения в структуре личности ее различных подструктур. Было выявлено четыре подструктуры, которые одновременно являются уровнями личности: 1) биологически обусловленная подструктура. Объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. В биологически обусловленную подструктуру входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики; 2) психологическая подструктура. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни. Она включает индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятий, чувств и воли); 3) подструктура социального опыта. Включает приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки; 4) подструктура направленности личности. Объединяет отношения и моральные черты личности. В ней следует различать уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Структура личности по К. К.Ковалеву НАПРАВЛЕННОСТЬ Определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности ВОЗМОЖНОСТИ Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом 16 1 См.: Гомезо М. В., Домащенко И. А. Атлас по психологии. М., С. 69.

17 ХАРАКТЕР Определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые качества СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков жизни и деятельности Обратите внимание, что в представленных структурах отечественные психологи в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют ее направленность. Направленность это система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему миру. В основе направленности личности лежат потребности, которые являются главным источником активности. Потребности это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни организма и развития личности. Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей ее удовлетворения, т. е. становятся внутренними побудителями его деятельности мотивами. В 1954 г. американский психолог А. Х. Маслоу предложил следующую классификацию человеческих потребностей. 1. Потребности физиологические голод, жажда и др. 2. Потребности в безопасности чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, агрессивности. 3. Потребности в принадлежности и любви принадлежность к общности, необходимость находиться рядом с людьми, быть принятым ими. 4. Потребности в уважении одобрение, признания, авторитет, достижение успеха. 5. Познавательные потребности потребности знать, уметь, понимать, исследовать. 6. Эстетические потребности тяга к гармонии, порядку, красоте. 7. Потребности в самоактуализации потребность в реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Потребности лежат в основе интересов. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить определенную потребность. Интересы выражают потребность в определенных знаниях, «жажду знаний». Склонность человека это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности без реализации. Напри- 17

18 мер, человек любит спорт, «болеет» за любимую команду, читает спортивные журналы и газеты, но сам не стремится к занятию спортом, по утрам не делает даже зарядку. Иными словами, у него есть интерес, но нет склонностей. Таким образом, интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в определенном направлении, со стороны деятельности, которой человек охотнее всего занимается. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Сопоставьте понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». 2. Сформулируйте характеристику понятия «личность». 3. Какие структуры личности вам известны? Подробно рассмотрите каждую структуру и выделите в них общее. 4. Дайте характеристику классификации человеческих потребностей по А. Х. Маслоу Формирование и развитие личности В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова значение слова «формироваться» означает «слагаться, приобретать законченность, зрелость». «Развитие» рассматривается как процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное; от простого к сложному; от низшего к высшему. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Безусловно, ребенок, живущий в XXI в. в цивилизованной стране, развивается иначе, чем ребенок отсталого племени, где сохранились старые культурные традиции и время будто остановилось. Психолог Э. Эриксон рассматривал развитие ребенка в широкой системе социальных отношений и проследил жизненный путь личности от рождения до глубокой старости (табл. 2). Отечественный психолог А. В. Петровский рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.

19 Таблица 2. Стадии развития личности (по Э. Эриксону) Стадии развития Область социальных отношений Полярные качества личности 1. Младенческий возраст (до 1 года) Мать (или замещающее ее лицо) Доверие к миру недоверие 2. Ранний возраст (1 3 года) Родители Самостоятельность стыд, сомнения 3. Дошкольный возраст (3 6) Родители, братья и сестры Инициатива пассивность, вина 4. Младший школьный возраст (предпубертатный возраст) (6 12 лет) Школа, соседи Компетентность неполноценность 5. Юность (13 18 лет) Группа сверстников Идентичность непризнание Результат прогрессивного развития Энергия и жизненная радость Независимость Целеустремленность Овладение знаниями, умениями Самоопределение, преданность, верность 19

20 Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы, которая наиболее значима по сравнению с остальными. Ребенок принимает ценности, моральные нормы и формы поведения значимой группы. На каждом возрастном этапе человек включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Для любой группы характерна своя деятельность или набор деятельностей и особый стиль общения. Именно деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой оказывают влияние на формирование его личности. Деятельность человека это сложное явление. В ней раскрывается глубина мысли человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера. Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Однако человек не действует случайным образом, его деятельность обусловлена потребностями. Существует множество психологических школ изучения личности с различными подходами. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы, происходящие внутри организма. Например, Э. Кречмер представитель немецкой «конституционной психологии» разрабатывал типологию личности на основе телосложения, считая, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна быть какая-то однозначная связь. Также представителем биологизма в трактовке личности был З. Фрейд. В соответствии с его учением, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями и инстинктами. Социогенетические теории объясняют особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. В частности, в соответствии с теорией социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни; согласно теории научения жизнь личности, ее отношения есть результат усвоения суммы знаний и навыков. Остановимся подробнее на социализации личности. Социализация это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства личностью социального опыта. Иными словами, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе ко- 20

21 торого он преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в некоторых странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе это некультурно. То есть правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться. Определяющим началом социализации личности является воспитание. Расширение и углубление социализации человека происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, самосознания: сфера деятельности. На протяжении всего процесса социализации осуществляется расширение видов деятельности, освоение новых видов деятельности, а также ориентировка, т. е выделение главного в деятельности, ее осмысление; сфера общения. Происходит расширение круга общения, обогащение его содержания, а также развитие навыков общения и познание другого человека в процессе общения; сфера самосознания. Осуществляется формирование образа собственного Я. Как показывают исследования, образ Я не возникает у человека сразу, он складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. В социализации личности принято выделять три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и разделяется на два больших периода. 1. Ранняя социализация от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. охватывает период, который в возрастной психологии принято называть «периодом детства». 2. Стадия обучения, включающая весь период юности. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 21

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть