ПСИХОЛОГИЯ

Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача

Тема занятия №6. Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача

Место проведения: аудитория

Цель занятия:Проблемное поле современной социальной психологии: социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Психологические модели взаимодействия врача и пациента.

Студент должен знать:

1. Понятие социальной психологии.

2. Социальное мышление.

3. Социальное влияние.

4. Социальные отношения

5. Подходы в социальной психологии основных психологических школ.

6. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений.

7. Взаимоотношения врача и пациента.

Студент должен уметь:

1. Пользоваться социометрическими методами изучения внутригрупповых отноше­ний.

2. Использовать стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации.

Темы проектов, рефератов:

  1. Социальное мышление.
  2. Социальное влияние.
  3. Социальные отношения
  4. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений.
  5. Взаимоотношения врача и пациента.

6. Специфика и характеристики социального мышления.

7. Особенности феномена социального влияния.

8. Сущность социальных отношений.

9. Необихевиористский подход к изучению социальных явлений.

10. Психоаналитический подход к изучению социальных явлений.

11. Когнитивный подход к изучению социальных явлений.

12. Интеракционистский подход к изучению социальных явлений.

13. Деятельностный подход к изучению социальных явлений.

14. Модели взаимоотношений врача и пациента.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. М.: ГЭОТАР – Медия, 2010

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г.

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера: Избр. псих, труды: в 2 т. / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2001.

3. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения че­ловека в социуме. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М.: Изд-во МГУ, 1991.

5. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

6. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М., 1995.

7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. — Мн.: Изд-во БГУ, 1976.

8. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. — СПб.: Питер, 2007.

9. Куницына В.Н. Межличностное общение: учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2001.

10. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие. — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999.

11. МайерсД. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2003.

Исходный контроль уровня знаний:

1. Социальная психология — изучает ……………….

2. Какие формы социальных групп вы знаете и каким образом они характеризуются?

3. Значимость социально-психологических исследований в научной и практической деятельности врача?

4. Какие методы исследования вы знаете?

5. Каким образом исследуются взаимоотношения врача и пациента?

Основные вопросы темы:

1. Специфика и характеристики социального мышления.

2. Особенности феномена социального влияния.

3. Сущность социальных отношений.

4. Необихевиористский подход к изучению социальных явлений

6. Психоаналитический подход к изучению социальных

7. Когнитивный подход к изучению социальных

8. Интеракционистский подход к изучению социальных явлений

9. Деятельностный подход к изучению социальных

10. Социометрический метод изучения внутригрупповых отноше­ний.

11. Модель взаимоотношений врача и пациента.

12. Принципы и правила отношения врача к пациенту.

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Специфика и характеристики социального мышления.

2. Особенности феномена социального влияния.

3. Сущность социальных отношений.

4. Необихевиористский подход к изучению социальных явлений (Н. Миллер, Д. Доллард).

5. Необихевиористский подход к изучению социальных явлений (А. Бандура).

6. Необихевиористский подход к изучению социальных явлений (Д. Тибо, Г. Келли, Д. Хоманс).

7. Психоаналитический подход к изучению социальных явлений (3. Фрейд).

8. Психоаналитический подход к изучению социальных явлений (В. Шутц).

9. Когнитивный подход к изучению социальных явлений (Ф. Хай-дер, Т. Ньюком).

10. Когнитивный подход к изучению социальных явлений (Л. Фес-тингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум).

11. Интеракционистский подход к изучению социальных явлений (Дж. Мид, И. Гофман).

12. Деятельностный подход к изучению социальных явлений (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, А.В. Петровский, Г.М. Андреева).

13. Социометрический метод изучения внутригрупповых отноше­ний Я.Л. Морено.

14. Инженерная модель взаимоотношений врача и пациента.

15. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента.

16. Коллегиальная модель взаимоотношений врача и пациента.

17. Контрактная модель взаимоотношений врача и пациента.

18. Принципы и правила отношения врача к пациенту.

Источник

Лекция 6. Элементы социальной психологии и их учёт в деятельности врача.

Проблемное поле современной социальной психологии: социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения.

Мышление социальное — мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных ситуаций. Определяется, как полагают, следующими факторами: (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002):

1. в своём социальном мышлении люди чаще всего руководствуются стремлением иметь позитивную самооценку, нежели потребностью быть объективными;

2. люди обычно реагируют на социальную ситуацию, как таковую, а на то, как они себе её предсталяют;

3. социальное влияние на мысли, чувство и действия является обычно более значимым, чем индивидуальные детерминанты мышления и поведения;

4. восприятие и интерпретация социальной информации реализуется, в основном, посредством когнитивных структур автоматического мышления. По этой причине то, что первым приходит в голову индивиду, кажется ему наиболее правильным и значимым. По этой же причине последующие мысли оцениваются им как скорее сомнительные и менее значимые;

5. люди стараются не думать о том, что им неприятно. Вытеснение неприятных мыслей происходит, предположительно, посредством двух процессов: а) мониторингового, то есть отслеживания появления мыслей, готовых проникнуть сознание, и 2. операционного, позволяющего переключить внимание на что-то другое, более привлекательное всякий раз при получении сигнала о появлении неприятных мыслей; 6. люди стремятся трактовать социальные события преимущественно в угоду своей позитивной самооценке — бенэффектанс. Что касается конкретных методов социального мышления, то их достаточно много. Из числе основных указывают на такие, как оценка внешности, длительное изучение кого-либо, наблюдение за невербальным поведением, тенденция оценивать личностные качества других людей, опираясь на свой недавний опыт (прайминг), использование имплицитных личностных теорий, восприятие других людей с позиции собственной групповой идентичности и др. Нарушения социального мышления у пациентов с психиатрической патологией не стали предметом систематических исследований.

Социальное влияние в широком понимании, как асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность применять действие относительно другой, а в узком смысле — как изменение знаний, установок или эмоций человека, который может быть вызвана действиями других людей. Он различает такие виды социально-психологического воздействия;

— Принуждение (основным средством давления — возможное наказание за отказ подчиниться);

— Награждение (средство давления — вознаграждение за согласие подчиниться);

— Легитимное (обусловленное законом);

— Информационное и экспертное (обусловленное убеждением в компетенции источника социального влияния);

— Референтное (обусловленное идентификацией объекта социального воздействия с субъектом)

Социальные отношения — это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения — это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения — это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента.

В прошлых столетиях роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль взаимоотношений до недавних пор заключался в том, что пациент доверял врачу право принимать решения. Врач же «исключительно в интересах больного» поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.

Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon – должное и logos – учение) – профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента – вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность. Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое. Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности:

· сохранение врачебной тайны;

· запрещение действий, способных причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам;

Любопытно, что в разных странах античная клятва оставалась практически неизменной на протяжении 17 веков. Претерпев у нас в стране несколько «редакций», она лишь называлась по-разному – «Факультетское обещание» в дореволюционной России, «Присяга советского врача» – позднее.

Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип «не навреди». Старейшее и, вероятно, самое главное положение медицинской этики в латинской формулировке звучит так: primum nоn nosere («прежде всего – не навреди»). Любой врач, наверное, согласится с утверждением Е. Ламберта, что «есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить». Ведь известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств, негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов, о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.

Но хороший врач – это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение техникой медицинских манипуляций, но и умение говорить с больным.

Кстати, слово «врач» происходит от всем известного «врать», которое, правда, в старину имело совсем другое значение – «говорить», «заговаривать». Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже. Доказано, что правильный диагноз по данным анамнеза ставится у 45–50% больных, на основании опроса и физикальных методов обследования – у 80–85% больных. Лишь у 15–20% пациентов для постановки диагноза требуется углубленное лабораторное и инструментальное исследование.

К сожалению, навыками общения врачи овладевают «стихийно», это приходит с годами и приобретенным опытом. Специально в медицинских вузах этому практически не обучают. Горько видеть, если врач пренебрегает беседой с пациентом, становясь слепым заложником лабораторно-инструментальной диагностики или безвольным исполнителем схем лечения и директив, спущенных сверху. Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациента.

Отметим еще один непреложный факт: беседа с пациентом должна идти «один на один», присутствие третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут быть сообщены посторонним лицам и даже родственникам без его согласия. Сохранение врачебной тайны – это, как вы помните, одно из положений клятвы Гиппократа.

Согласно действующему законодательству («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»), пациент имеет право получать информацию о своем здоровье, соглашаться на лечение или отказываться от него (положение об информированном согласии пациента), требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью. Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия семьи в реализации лечебных программ. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном прогнозе заболевания или большом риске какой-либо манипуляции. Человеку надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Ведь 60% вероятность неблагоприятного исхода операции одновременно означает 40% вероятность выздоровления.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все «за» и «против», человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: «Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство – быть рядом и помогать больному надеяться и молиться».

Давно известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств. Авторитетное слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.

Однажды на даче, во время летнего отдыха, одного известного врача попросили осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой части грудной клетки. Мысль о том, что это инфаркт, вызвала панический страх. Когда врач вошел в комнату пациента, тот лежал на диване. В его глазах просматривалась тревога, растерянность, морально он был готов к худшему. После нескольких детализирующих вопросов и осмотра врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с уверенностью в голосе, рассказывал о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия. Осталось только некоторое болезненное ощущение.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько таких советов приведены ниже.

· Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.

· Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.

· Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.

· Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.

· Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).

· Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

Стили и приёмы эффективной деловой и межличностной коммуникации.

Деловое общение — это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной-коммерческой и т.д.), т.е. цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения. От качества делового общения зависят взаимопонимание, согласованность действий и четкость приоритетов, возникающих у субъектов, занятых общим делом.

Принципы деятельности любой социальной организации (фирмы, учреждения) оказывают существенное воздействие на поведение входящих в нее индивидов. Отметим следующие особенности организационного поведения:

1. Достаточно жесткая регламентация целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками: за каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей, которому он должен следовать. Поэтому психологически деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, «холодным».

Соответственно в отношении речевого поведения ожидается, что обмен сведениями между сотрудниками носит не личный характер и подчинен совместному решению служебной задачи.

2. Иерархичность построения организации: между подразделениями и сотрудниками закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства. Следствием действия этого принципа для речевой коммуникации оказывается: во-первых, активное использование вербальных средств демонстрации социального статуса участниками делового общения, во-вторых, проблема передачи информации по звеньям иерархической пирамиды и соответственно эффективности обратной связи.

Признано, что эффективность распространения деловой информации «по горизонтали» (т.е. между отделами, подразделениями или сотрудниками одного уровня), как правило, очень высока. Люди, работающие на одном и том же уровне, понимают друг друга «с полуслова», им не требуется детальное и подробное объяснение сути задачи,

Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим уровням) значительно ниже. Это объясняется тем, что на пути прохождения информации от источника (говорящего) к адресату в любом иерархически организованном управлении присутствуют звенья-посредники. Посредниками могут становиться линейные руководители, секретари, ассистенты, канцелярские работники и др. Устные сообщения при передаче с одного уровня на другой (как вниз, так и вверх) могут быть сокращены, отредактированы, искажены прежде, чем они дойдут до получателя (эффект «испорченного телефона»).

Другая причина, вызывающая низкую эффективность вертикальной коммуникации, связана с убеждением, что подчиненным вовсе не обязательно знать о положении дел на предприятии в целом, они должны выполнять поставленные: перед ними задачи, исполнять принятые решения и не задавать лишних вопросов. Однако, как установлено психологией восприятия, человек будет действовать осмысленно, если он знает не только выполняемую им конкретную операцию, но и видит более широкий контекст, в который она вписана

Стремление учесть эти особенности служебно-деловой коммуникации проявляется, с одной стороны, в требовании письменной фиксации распоряжений, решений, приказов, а с другой — в признании деловых бесед важнейшим средством повышения эффективности обратной связи в организации.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector