ПСИХОЛОГИЯ

Элементы сознания в психологии это

Структура сознания человека

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и.направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис. 18.1).

Рис. 18.1. Структура сознания: 7 — блок познавательных процессов; 2 — блок различения субъекта и объекта; 3 — блок эмоций и чувств; 4 — креативный блок; 5 — блок формирования временной картины мира; 6 — блок целеполагания

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека.

Например, в основу структуризации сознания можно положить:

— масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание);

— компоненты сознания (познание, переживание, отношение);

— типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства);

— его свойства (константность, целостность, активность) и т. д.

Однако с нашей точки зрения рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис. 18.2).

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны па рис. 18.3.

С точки зрения материалистической науки между сознанием чело века и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (рис, 18.4).

Первый и второй тин взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им,

Рис. 18.2. Уровни общественного сознания

Рис. 18.3. Основные формы общественного сознания по затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану.

Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание,

Рис. 18.4. Схема взаимодействия сознания с материальным миром

Функции сознания человека

Исходя из структуры сознания, изображенной на рис. 18.1, мы можем вывести основные его функции (рис. 18,5).

Рис. 18.5. Основные функции сознания человека

Кратко охарактеризуем каждую из них:

— Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует па мять.

— Оценочная.Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

— Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

— Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания чело века сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

— Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

— Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Свойства сознания человека

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в табл. 18.1.

Таблица 18.1. Свойства сознания человека

СвойствоОписание свойства
АктивностьСознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающей мир
Избирательный характерСознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлеченностьСознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутом конкретных объектов действительности
ЦелостностьСознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)
СвойствоОписание свойства
КонстантностьОтносительная устойчивость, не изменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности
ДинамичностьЕго изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и вновых свойствах личности
ИскаженностьСознание всегда отражает действительность в иска женном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия, и установками личности)
Индивидуальный характерСознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания:, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексииСознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди

В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии — науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее, попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 18.6).

Источник

Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

Сознание человека изучают разные науки, в число которых входят философия, педагогика, психиатрия и психология. Каждая из наук по-своему интерпретирует понятие сознания. Психология наиболее широко охватывает изучение этого понятия.

Определение понятия «сознание» в психологии

Сознание в психологии — это отраженная в памяти человека совокупность взаимосвязанной информации об окружающем мире и жизнедеятельности человека, которая включает в себя также осознание самого человека в этом мире и его отношение к обществу, людям и всему миру в целом.

Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.

Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы:

Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.

Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.

Функции сознания и свойства

Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.

Сознание обладает следующими функциями:

  • Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений).
  • Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира).
  • Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании).
  • Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность).
  • Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания).
  • Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).

Активность

Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня).

Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.

Интенциональность

Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.

Формы и виды

Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.

Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.

Структура сознания в психологии

Индивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.

Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей.

В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов:

  • Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события).
  • Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно).
  • Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители).
  • Отупление (если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время).
  • Кома (когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует).
  • Бред (когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события).
  • Галлюцинации (если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации).

Уровни сознания

В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания. В результате многолетних исследований сознания человека, известный психолог Дэвид Хокинс определил 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека.

  • Отчаяние и позор (когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе).
  • Чувство вины (когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки).
  • Апатия (когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения).
  • Горе (если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни).
  • Страх (когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни).
  • Желания (если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам).
  • Гнев (такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими).
  • Гордыня (такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других).
  • Храбрость (когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов).
  • Нейтралитет (когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него).
  • Готовность (когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным).
  • Принятие (осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других).
  • Интеллект (когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план).
  • Любовь (когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви).
  • Радость и безусловная любовь (когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям).
  • Гармония, блаженство (когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной).
  • Осознание “Я” (уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной).
  • Полное просветление (высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью).

На самом высшем уровне сознания находились такие личности как Будда, Иисус и возможно некоторые великие мудрецы (Адвайты или Веданты).

Проявления сознания человека

Сознание человека проявляет себя в поведении человека, его отношении к людям и окружающему миру. Насколько развито сознание человека, настолько оно может принести пользу как ему самому, так и миру в целом. Реакция человека на те, или иные события, происходящие в мире или его личной жизни, зависят от его взглядов, мировоззрения и других составляющих его сознания.

Развитие сознания

В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.

В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.

Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.

Управление сознанием

Сознание в психологии – это нематериальная часть человеческого тела, с помощью которой можно управлять человеком. В психологии существуют приемы, с помощью которых одни люди могут влиять на поведение других людей.

С помощью этих психологических приемов, используя особенности характера человека, его социальные и индивидуальные потребности, происходит воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.

В результате, если человек не знаком с подобными методами или если его сознание не достаточно развито, им могут манипулировать другие люди и побуждать его делать те или иные действия которые выгодны этим людям, а не самому человеку.

Управление сознанием бывает нескольких типов, основными из которых являются агитация, пропаганда и манипуляция.

Все виды управления сознанием используют следующие приемы:

Прием воздействияОписание процесса воздействияПротиводействие
Чувство вины или жалостиМанипулятор притворяется обиженным и пытается убедить человека в том, что будто этот человек перед ним в чем то виноват. Если человек поверит в свою вину, которой на самом деле нет, то манипулятор может с легкостью побудить его к определенным действиям, поскольку человек будет готов выполнить что-нибудь, чтобы загладить свою вину.Необходимо трезво оценить ситуацию, и если вины никакой нет, прямо сказать это манипулятору. Также всегда нужно помнить, что почти всегда, каждый сам виноват в своих проблемах и сам должен за себя отвечать.
Лесть, тщеславиеМанипулятор льстит человеку, в результате чего человек расслабляется и ощущает себя таким, каким хочет казаться в глазах других. В состоянии эйфории от мнимого возвышения над другими людьми, этот человек может выполнить то, что попросит его манипулятор.Не реагировать на выявленную лесть внутренне, а внешне можно поблагодарить оппонента и также ответить каким-нибудь комплиментом. Следует помнить, что человек по своей природе больше сконцентрирован на себе, чем на других, поэтому излишние восхищения и похвала от каких-либо людей должна настораживать.
ГневМанипулятор старается напугать человека, унижая его и демонстрируя свой гнев в виде угрозы причинить вред этому человеку в случае, если тот не пойдет на уступку или не сделает то, что просит его манипулятор.Необходимо оставаться в спокойном состоянии и объяснить манипулятору, что навязываемое вам действие для вас неприемлемо (или предложить компромиссное решение). Поскольку манипулятор использует искусственный гнев, то реализовывать свои угрозы он не будет и изменит свое поведение.
Надежда и обещанияМанипулятор обещает человеку лучшую жизнь, много денег и золотые горы, которые возникнут, если этот человек сделает определенное действие (вступит в какую-либо организацию, купит какие-либо товары или ценные бумаги). Если человек поверит манипулятору и у него возникнет ощущение надежды, он может находиться под влиянием манипулятора длительное время, в течение которого будет исполнять действия, навязанные манипулятором, ожидая, что жизнь улучшится благодаря этим действиям.Как правило, жизнь может улучшиться только благодаря самостоятельным решениям и действиям самого человека. Если какие-то решения продиктованы манипулятором, то они обычно выгодны лишь самому манипулятору. Рекомендуется всегда рассчитывать только на собственные силы и ум, не поддаваясь на обещания других людей что-либо улучшить.
Взятие на слабоМанипулятор, используя потребность человека в самореализации и признании обществом, демонстрирует перед ним сомнение в том, что этот человек способен выполнить то или иное действие. В результате, чтобы получить признание, человек может выполнить это действие, а манипулятор подкрепит действие исполнителя похвалой.Признание отдельными людьми на самом деле вовсе не нужно человеку, и он не должен ничего им доказывать. Признание и самореализация важны только перед той частью общества, в которой действительно человек трудится и самореализовывается.

Человек может объяснить манипулятору, что навязываемое действие ему не интересно, и если он не может его выполнить, в этом нет ничего плохого.

Наводящие вопросыС помощью наводящих вопросов, манипулятор подводит человека к одному единственному ответу, который и является тем действием, что должен выполнить человек.Не позволять манипулятору сужать круг мыслей вокруг той мысли, которая выгодна только манипулятору. Для этого можно сменить тему разговора.

Связь сознания и подсознания человека

Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.

В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях.

Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.

Как работает подсознание?

Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств.

Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации.

Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию и оно выполняет свою задачу.

Что такое общественное сознание?

В результате развития сознания каждого человека, развивается и формируется общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов и принципов всех людей определенного общества.

В психологии существуют такие формы общественного сознания, как нравственное, политическое, правовое и экономическое общественное сознание.

Уровни общественного сознания

Существует два уровня, на которых может формироваться общественное сознание:

  • Бытовой уровень (когда общественное сознание формируется на основе опыта повседневной, бытовой жизни людей).
  • Научно-теоретический уровень (когда общественное сознание формируется в результате духовного и интеллектуального опыта человечества).

Проблемы сознания в психологии и их анализ

В процессе изучения сознания, ученые столкнулись с некоторыми проблемами, основными из которых являются:

  • Психологические процессы человек понимает на том уровне, на котором он их осознает.
  • Невозможно локализовать сознание в пространстве и времени для его изучения в различных направлениях психологии.

В результате анализа этих проблем представление о сознании было изменено. Были введены знаковые и предметные элементы, описывающие структуру сознания, а само сознание, получило статус наивысшего уровня саморегуляции жизнедеятельности человека.

Измененные состояния сознания

Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их.

Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию.

В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.

Сознательные и бессознательные действия

Сознательные действия человека — это действия, которые человек осуществляет с помощью сознания. К таким действиям можно отнести осознанные действия и поступки в бытовой или социальной среде, мыслительная деятельность в течение дня или в процессе обучения, общение с людьми.

Бессознательные действия — это действия, выполняемые с помощью подсознания. К этим действиям относятся все моторные функции организма, рефлекторные действия и различные навыки. В качестве бессознательных действий, например, можно назвать такие действия как ходьба, бег, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки письма и речи.

Сознание и самосознание

Сознание представляет собой отражение внешнего мира (как бытовой, так и социальной сферы). Главной частью сознания является самосознание, которое позволяет человеку осознавать самого себя в этом мире, свои мысли, действия, а также несет в себе функцию отношения человека к внешнему миру, людям, а также и к себе самому.

Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.

Как владеть сознанием и подсознанием?

Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению.

Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.

Сознание в психологии и других науках еще не изучено в полной мере, и существует много неразрешенных вопросов в этой области. Но психология стремительно движется вперед и возможно именно она поможет в ближайшем будущем раскрыть тайны этой части вселенной.

Видео о сознании

Понятие, свойства и функции сознания в психологии:

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть