Элементы структуры психологии этнической группы
Психология этноса
Психологию этноса (нации) принято рассматривать как присущую представителям данного народа совокупность традиционных, передающихся из поколения в поколение особенностей поведения и психической деятельности. Она представляет собой одну из устойчивых основ поведения людей одной нации, даже принадлежащих к различным социальным слоям, классам.
Психология этнической общности представляет собой сложное структурное образование. К статическим компонентам относятся психический склад этноса (национальный/этнический характер, темперамент, традиции и обычаи)и этническое сознание. К динамическим — этнические чувства и этнические вкусы.
Психический склад этноса — это специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Он создается из поколения в поколение. Каждый исторический этап оставляет на нем свой след. Он включает в себя совокупность психических черт (установок, ценностей, убеждений, предрасположений), которые присущи представителям того или иного этноса (нации). Так как эти черты у разных людей весьма различны, в психический склад нации включаются: общие психические черты; доминирующие черты, т.е. присущие многочисленным группам этноса; модельные черты — те, которые являются наиболее типичными и специфическими. Психический склад включает в себя черты как свойственные только данному этносу, так и имеющиеся у других народов. Основными элементами психического склада обычно называют: национальный (этнический) характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи.
Национальный характер (близко к ментальности) следует рассматривать как понятие, обозначающее взаимосвязанный ряд установок, ценностей, мотивов, стремлений, защитных механизмов, которые регулируют привычные и значимые действия индивидов данной национальной группы. К числу проявлений национального характера относятся: народные танцы, мелодии, произведения народного фольклора (национальный эпос, пословицы, поговорки и т.п.), произведения литературы, искусства, чувства, обычаи, язык и нравственно-этическая сфера.
Национальный характер отличает один этнос от другого и складывается веками, отражая своеобразие пройденного исторического пути. Чтобы понять специфику этнического характера, надо всесторонне изучить историю народа. Черты национального характера постоянно меняются, но очень медленно и малозаметно.
В характере любого народа так или иначе представлены общечеловеческие черты и свойства. Характер народа — это органическое единство общего и особенного типического и специфического. Уникальность национального характера во многом представляет собой специфичность проявления общечеловеческих свойств. Важную роль играет язык – посредством языка происходит передача черт национального характера в процессе социализации.
Важной частью национального характера является этнический темперамент. Он обнаруживается в динамических проявлениях этнического характера, особенностях эмоционально-типического реагирования на конкретные ситуации, общения (вербального и невербального), в темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине дистанции общения, открытости проявления чувств и в др. Темперамент лежит в основе таких стереотипных характеристик как «холодный англичанин», «горячий итальянец» и пр.
Этническому темпераменту, как отмечают некоторые исследователи, в этнопсихологии придается несколько иной смысл, нежели в общей психологии, и считается, что он меньше зависит от типа нервной системы членов этнической общности, а больше от устоявшихся в культуре конкретного народа стереотипов реагирования, подражания им. Наиболее ярко он выражен у малочисленных народов, компактно проживающих на относительно небольшой территории с одинаковыми геоклиматическими условиями и мало подверженных влиянию народов-соседей.
В число элементов психического склада этноса включены также этнические (национальные) традиции, представляющие собой исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления, которые неоднократно на протяжении длительных исторических периодов подтвердили свою значимость для конкретной этнической общности (группы). С изменением социальной ситуации на определенных отрезках развития этноса традиции могут разрушаться, трансформироваться и замещаться новыми. Традиции являются одним из важных регуляторов жизнедеятельности людей. Они составляют основу воспитания. В этнопсихологии понятие связки, или пучка традиций, служит одной из характеристик этнической общности.
Этнические обычаи можно рассматривать как порядки и правила поведения, охватывающие в основном сферу бытовых отношений, которые складываются в различных этнических коллективах.
Эмоциональная сфера (динамические элементы психологии этноса) включает: этническую идентичность и этническое самосознание, этнические чувства и этнические вкусы.
Этническая идентичность — индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.
Этническое самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений.
Эти характеристики констатируют осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта (формирование Мы-чувства), т.е. восприятие и переживание культурных отличий своей группы от других, что способствует в свою очередь возникновению стереотипов, на основе которых возникают этнические симпатии-антипатии.
В спокойной ситуации межнациональных отношений и часто в моноэтнической среде этническое самосознание групп и конкретных людей чаще всего не актуализировано, «размыто».
Этноцентризм – предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы.
Этнические чувства — это одна из форм эмоционального отношения людей к своей этнической общности, ее интересам, а также к другим этническим общностям, которые отличаются относительной устойчивостью. Они обусловлены историей определенного народа и современными условиями его существования.
Этнические вкусы представляют собой оценку правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловленную спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного времени.
Указанные явления вырабатывают у этноса определенный способ оценки внешнего мира, критерии, которые дают возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые от представителей других этносов.
Психологический феномен этнического и национального самосознания играет существеннейшую роль в этнической мобилизации, этнической (национальной) общности, консолидации, социальном контроле, стремлении к партнерству или доминированию и может быть использован как для преуспевания народа, так и для агрессивного национализма.
Вопрос 15: психология этноса, ее структура
Основные элементы этнической психологии начинают формироваться еще в недрах родовой общины, когда каждый индивид в субъективном, психологическом плане начинает осознавать свою принадлежность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывается представление о «них», т.е. о людях, принадлежащих к другой группе. Постепенно эти представления углублялись и расширялись как вместе с ростом размеров собственной общности, так и с более четким пониманием тех отличительных признаков, которые характеризовали «их». Ощущение, что есть другие люди, отличные от «своих», «они» — группы, племена, народы, окружающие «мою» общность, порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться и осознать себя лучше, понять, кто такие «мы». Исходя из этого, у людей складывается комплекс психологических ощущений напряженности и страха перед конкретными носителями этого «они» (чаще всего это были соседи) в той мере, в какой они отличны, непонятны, непохожи на «нас», и наоборот, чем больше «они» были похожи на «нас», тем более благожелательные, менее напряженные и тревожные психологические ощущения они вызывают в ответ. Но и в том и в другом случае ощущения как отчужденности, так и благожелательности стимулировали развитие внутренних духовных потенций, делали сложными и разнообразными психические переживания. Этот развивающийся духовный и психический мир формировал историческую память соответствующей этнической общности, которая воспроизводила независимо от особенностей каждого индивида психологию всей общности.
В структурном отношении психология каждого этноса представляет собой сложное явление, включающее в себя две большие группы компонентов: статические (долговременные) и динамические (кратковременные). Когда психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняются и закрепляются в психологии индивидов данного этноса, они относятся к статическим, устойчивым компонентам. Если же какие-то черты кратко-временны, т.е. появляются, видоизменяются или исчезают на протяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этнической психологии такие черты принято считать динамическими.
В психологической структуре представителя любого этноса можно встретить несколько уровней:
1) эгоцентрический, в котором преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отношение к другим этносам носит потребительский характер. Если они помогают удовлетворять потребности и интересы, то отношение к ним положительное, а если их поведение и деятельность не отвечают или препятствуют достижению каких-то целей, то этот этнос соответственно приобретает образ «чужого», врага;
2) группоцентрическип, базирующийся на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он переносит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к представителям других этносов теперь зависит от того, входят ли они в его общность или нет. Если входят, то они достойны уважения, сострадания, любви. В этом смысле отношение к «другому» определяется общим отношением к другой этнической группе, которая в зависимости от обстоятельств может выступать в образе как «друга», так и «врага»;
3) универсально-гуманистический, при котором каждый человек, независимо от того представителем какой этнической группы он является, становится ценным сам по себе, достойным уважения, обладающим равными правами, обязанностями и свободами. Этот уровень характеризуется стремлением установить человеческие условия жизни и для «своих», и для «чужих».
К числу статических компонентов относится психический склад этноса — специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности. Он является продуктом исторического развития, создается из поколения в поколение и существует в виде специфических качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических чувств и настроений, традиций, привычек, проявляющихся в форме этнических особенностей протекания психических процессов и состояний представителя той или иной общности, а также этнических особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно называют этнопсихологи-ческими особенностями.
Этнический характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Он отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого, и существует в форме стереотипов восприятия, чувствования и поведения, преобладающих в структуре личности большинства представителей этноса.
Этнический темперамент представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец — улыбаться, чтобы не огорчать других).
Этнические традиции и обычаи — это сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. Обычаи и традиции -сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (они могут и осознаваться, и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и традиции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в конкретных вещах, символах, одежде и пр.
Этнические интересы — это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Этнические интересы являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей. Любая попытка ущемить этнические интересы чаще всего расценивается ими как покушение на их жизненные устои.
Этническое сознание наряду с психическим складом этноса также является статическим компонентом этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия. Оно также имеет сложную структуру, поскольку его объектом является свой собственный этнос, а также другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания.
Этническое сознание не ограничивается только осознанием своей этнической принадлежности. Другим его видом является осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общности, но и о других.
Этнические чувства — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям.
Этнический вкус по своей сути является оценкой правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности.