ОТНОШЕНИЯ

Элементы таможенно правовых отношений

Основы таможенного права

Таможенное право как отрасль

Предмет, метод и задачи таможенного права

Таможенное право представляет собой самостоятельную отрасль российского права.

Потребность в данной отрасли связана с необходимостью для каждого государства осуществлять внешнеэкономическую деятельность, ввозить товары и услуги, в которых оно нуждается, и, наоборот, вывозить предметы экспорта за пределы страны. Потребность установить порядок и правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства привела к возникновению самостоятельной отрасли права.

Таможенное право России как отрасль — это совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также таможенного оформления и контроля, таможенных платежей, таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Характерной особенностью таможенного права является то, что это комплексная система норм. Нормы и правовые институты системы таможенного права имеют различную правовую природу, так как привнесены из разных отраслей российского права. Так, например:

  • из административного права заимствован таможенный контроль, представляющий собой разновидность государственного контроля, обязанность осуществления которого возложена на таможенные органы как федеральные органы исполнительной власти РФ;
  • из налогового — таможенные платежи как разновидность налогов, определяемых налоговым законодательством;
  • из уголовного — преступления в области таможенного дела как разновидность уголовно наказуемых деяний.

Предметом правового регулирования таможенного права являются таможенные правоотношения, т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления таможенного дела. Содержание современного таможенного дела РФ позволяет условно выделить три разновидности общественных отношений, которые образуют предмет таможенного права. Эти элементы таможенных правоотношений урегулированы тремя комплексами правовых норм:

1) регулятивные таможенные правоотношения. Они составляют правоотношения, определяющие общие условия и порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также таможенного оформления и контроля, таможенных платежей, таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

2) охранительные таможенные правоотношения, возникающие в сфере правонарушений в области таможенного дела и ответственности за них, а также определяющие условия и порядок привлечения к ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела;

3) административные таможенные правоотношения. Они составляют правоотношения, связанные с общим и непосредственным руководством таможенным делом в Российской Федерации, а также определяющие систему, структуру и компетенцию таможенных органов РФ.

Особенности правового регулирования таможенных правоотношений как специфической разновидности общественных отношений раскрываются посредством определения метода (способа) правового регулирования.

Преобладающим методом регулирования таможенного права является императивный. Приоритет метода субординации (или императивного метода) проистекает, прежде всего, из публичной природы таможенно-правовых норм. Данный метод основан на властных предписаниях и принудительном обеспечении их исполнения.

Наряду с методом субординации, подчинения, одностороннего властвования в таможенном праве используются тарифный и нетарифный методы регулирования, составляющие собственно метод таможенного права. Они отражают специфику правового регулирования в таможенном праве.

Тарифный метод представляет собой регулирование ввоза товаров на территорию РФ с помощью увеличения либо уменьшения размеров таможенной пошлины.

Нетарифный включает в себя более широкий набор средств регулирования, в том числе и установление платежей (налогов), напрямую не зависящих от размера таможенной пошлины, однако также направленных на защиту российских производителей товаров и пополнение бюджета (НДС, акциз). Кроме того, к нетарифному способу относятся также и меры экономической политики, такие, например, как лицензирование (выдача разрешений на перемещение отдельных категорий товаров) и квотирование (количественное ограничение).

Источники таможенного права

Нормы таможенного права имеют внешнее выражение и закрепление в актах компетентных государственных органов. Они составляют целостную систему законодательства, элементы которой не противоречат друг другу. Непротиворечивость подобной системы достигается тем, что все источники выстроены в определенном порядке исходя из юридической силы источника.

Наиболее юридически сильные — международные договоры, в которых зафиксированы общепризнанные нормы и принципы международного права в области таможенного дела. Прежде всего нормативные акты Всемирной торговой организации (ВТО), в состав которой Россия пытается вступить с 1993 г.

Затем следует Конституция РФ, определяющая, что таможенное дело находится в компетенции федеральных органов власти (п. «ж» ст. 71).

Далее следуют федеральные законы. Центральное место среди них занимает Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 24 ноября 2008 г.). Он определяет правовые принципы и организационные основы таможенного дела в Российской Федерации, непосредственно устанавливающие правила перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу.

Принятые в соответствии с Таможенным кодексом иные акты таможенного законодательства не должны ему противоречить (ст. 3. п. 2 ТК РФ). Среди них необходимо выделить:

1) Федеральный закон «О таможенном тарифе», введен в действие с 1 июля 1993 г. Под влиянием глобализации и участия России в международной торговле принята его новая редакция, вступившая в силу 1 июня 2006 г. Принятие новой редакции выражает стремление гармонизировать национальное и международное таможенное законодательство, привести российское законодательство в соответствие с нормами Всемирной торговой организации. В законе подробно прописан порядок определения таможенной стоимости товаров. Кроме того, ужесточается администрирование таможенной оценки;

2) Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (в ред. от 10 февраля 1999 г.). Он регламентирует предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (ст. 2).

Завершают систему источников подзаконные акты:

  • указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
  • ведомственные нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета РФ (приказы, указания);
  • межведомственные (совместные) нормативные правовые акты (ФТС России и иных представителей федеральных органов исполнительной власти, например Центрального банка РФ, МВД РФ и др.), регулирующие те или иные стороны организации таможенного дела.

Субъекты таможенно-правовых отношений

К субъектам таможенного права относятся как физические, так и юридические лица, наделенные определенными правомочиями (статусом) в области таможенного дела.

  1. таможенные органы (должностные лица);
  2. иные государственные органы, наделенные властными полномочиями в области таможенного дела (органы фитосанитарного контроля, ветеринарного контроля и др.).

1) лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу (перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку товаров, брокер — посредник, совершающий таможенные операции от имении по поручению декларанта, заинтересованные лица — участники внешнеторговой деятельности и др.);

2) иные лица, осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения и др.).

Таможенное дело. Таможенные органы Российской Федерации

Соотношение понятий «таможенное дело» и «таможенное право»

С понятием «таможня» каждый из нас встречается, когда пересекает границу государства, отправляясь либо в командировку, либо на отдых. В этом случае нам предлагают пройти таможенный досмотр.

Слова «таможня» и «таможенный» представляют собой преобразованный вариант слова «тамга», уходящего своими историческими корнями в родовое общество монголов, где тамгой обозначался знак собственности, которым помечали принадлежащие роду предметы.

В период XIII—XV вв. этот термин появился и в России, обретя значение пошлины (денежного сбора), взимавшейся при наложении на товары определенного знака, клейма — тамги. Соответственно такая пошлина стала называться таможенной, а процедура (порядок) ее взимания и клеймения товаров (либо проставление на товаро-сопроводительных документах специальных штампов, оттисков печати) получила название «тамжение» (прототип таможенного оформления).

Тамжению подлежал товар, выставляемый на ярмарках в целях продажи либо обмена и завозимый, как правило, купцами из иных государств, поэтому назначались специальные лица, контролирующие и непосредственно осуществляющие тамжение в отведенных для этого местах (помещениях) — таможнях.

В настоящие время значение слова «таможенный» сохранило свой первоначальный смысл, и применительно к товарам оно означает «подконтрольный» (подлежащий проверке) и «налогооблагаемый».

Совокупность мер по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу страны, контроля за ними, оформления документов, начисления и взимания платежей за право ввоза или вывоза товаров и оказываемые при этом услуги и реализация таких мер составляют таможенное дело. Таможенное дело, согласно ст. 1 п. 2 ТК РФ, представляет собой совокупность методов и средств обеспечения и соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Регулятором таможенного дела являются правовые нормы. Комплекс этих норм, находящихся в определенной зависимости и взаимосвязи, представляет собой систему, именуемую таможенным правом.

Таможенные органы

Контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, оформление документов, начисление и взимание платежей за право вывоза и ввоза товаров осуществляют уполномоченные государственные органы — таможенные органы. Они осуществляют руководство таможенным делом. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ (ч. 1 ст. 7 ТК РФ). Непосредственно руководит таможенным делом Федеральная таможенная служба Российской Федерации, являющаяся центральным органом федеральной исполнительной власти (ч. 2 ст. 7 ТК РФ).

Федеральная таможенная служба РФ осуществляет непосредственное руководство таможенным делом с помощью подведомственных ему таможенных органов, образующих следующую систему: ФТС → региональные таможенные управления → таможни → таможенные посты. На таможенные органы возложено непосредственное осуществление таможенного дела. В этой связи они осуществляют исполнительно-распорядительные функции и входят в число исполнительных (административных) органов власти. Кроме того, в осуществлении таможенного дела принимают участие организации, подведомственные ФТС РФ: Российская таможенная академия, таможенные лаборатории и др. Кроме того, таможенные органы являются правоохранительными и осуществляют таможенное дело путем выполнения возложенных на них функций, что и характеризует их компетенцию.

Основные функции таможенных органов РФ перечислены в ст. 403 ТК РФ. Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Перечисленные функции позволяют выявить специфику деятельности таможенных органов РФ как многофункциональных органов. Дейтствительно, таможенные органы осуществляют административную функцию, которая включает в себя ряд подфункций: контрольную (осуществление таможенного и валютного контроля); фискальную (взимание таможенных платежей); административно-процессуальную (привлечение к ответственности по делу о нарушении таможенных правил); правотворческую (издание в пределах своей компетенции нормативных актов по таможенному делу РФ); учетно-регистрационную (таможенное оформление, сбор статистических данных о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ); хозяйственную (обеспечение деятельности таможенных органов, включая вопросы финансирования, материального обеспечения и др.); уголовно-процессуальную (производство предварительного расследования в форме дознания по делам, отнесенным к компетенции таможенных органов РФ); оперативно-разыскную (выявление, предупреждение и раскрытие преступлений в области таможенного дела; обеспечение собственной безопасности); научно-исследовательскую (подготовку специалистов для работы в таможенных органах, разработку, исследование, совершенствование процедуры таможенного оформления, различных форм таможенного контроля, а также анализ внешнеторговой деятельности и другие направления научных поисков).

Основные институты таможенного права

Порядок и процедуры перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Среди правовых институтов таможенного права порядок и процедуры перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу занимают особое место.

Прежде чем говорить о «перемещении», которое имеет свой особенный смысл и рассматривается исключительно в рамках таможенного права, необходимо дать понятие таким терминам, как «таможенная территория» и «таможенная граница».

Таможенная территория РФ представляет собой сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. В данном случае таможенная территория РФ практически представляет собой обычную территорию РФ и полностью с ней совпадает. Единственное исключение Таможенный кодекс РФ предусмотрел для случаев создания на территории РФ свободных таможенных зон и свободных складов, которые рассматриваются (разумеется, условно, такая условность получила название юридической фикции) как находящиеся вне таможенной территории РФ. В этом случае уже существует несовпадение (по этим искусственным различиям) таможенной территории РФ и собственно территории РФ.

Пределы таможенной территории РФ — это таможенная граница РФ. Вполне понятно, что в основном таможенная граница РФ совпадает с государственной, за исключением пределов свободных таможенных зон и свободных складов, которые являются примером так называемых внутренних таможенных границ РФ, не совпадающих с государственной границей РФ.

Перемещение через таможенную границу в общем смысле можно охарактеризовать как действие по вывозу товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ либо ввозу таких товаров на таможенную территорию РФ. По содержанию существует два варианта действий, достаточных, чтобы товары считались перемещаемыми:

  1. при ввозе перемещением является фактическое пересечение таможенной границы РФ;
  2. при вывозе — это подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары (например, принятое таможенным органом уведомление о вывозе товаров за пределы таможенных территорий РФ).

Под товаром в таможенном праве подразумевается любое движимое имущество (материальный объект окружающего мира), валюта и валютные ценности, транспортные средства (за исключением транспортных средств, осуществляющих международные пассажирские и грузовые перевозки), а также все виды энергии (электрическая, тепловая и др.).

Как следует из определения товара, в таможенном праве в него не включены такие объекты гражданских прав, как работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной собственности. В этом заключается особенность понятия «товара», рассматриваемого в рамках таможенного права.

Под транспортным средством понимается перемещаемое транспортное средство, не являющееся товаром, т.е. используемое для международных грузовых и пассажирских перевозок и в этой связи систематически пересекающее таможенную границу.

Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ включает в себя набор таможенных процедур, которые предписано соблюдать (гл. 2 ТК РФ). Этот порядок перемещения распространяется на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Данный порядок заключен в принципах (основных началах) перемещения. К ним относятся:

1) право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ товаров и транспортных средств (ст. 12 ТК РФ);

2) перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ исключительно в соответствии с таможенным режимом перемещения (ст. 156 ТК РФ).

Таможенные режимы

Таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих статус (правовое положение) товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ для таможенных целей. Иначе говоря, таможенный режим — это совокупность требований, закрепленных в нормах права, предъявляемых к товарам в зависимости от целей такого перемещения.

Статья 155 Таможенного кодекса РФ предусматривает четыре группы таможенных режимов.

1. Основные таможенные режимы:

  • выпуск товаров для внутреннего потребления;
  • экспорт;
  • транзит товаров;
  • международный таможенный транзит.

2. Экономические таможенные режимы:

  • переработка товаров на таможенной территории РФ;
  • переработка товаров для внутреннего потребления;
  • переработка товаров вне таможенной территории РФ;
  • временный ввоз;
  • таможенный склад;
  • свободная таможенная зона (свободный склад).

3. Завершающие таможенные режимы:

  • реимпорт;
  • реэкспорт товаров;
  • уничтожение товаров;
  • отказ товаров в пользу государства.

4. Специальные таможенные режимы:

  • временный вывоз;
  • беспошлинная торговля;
  • перемещение товаров;
  • иные специальные таможенные режимы.

Таможенный режим свободной таможенной зоны устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Если таможенный режим лицо выбирает самостоятельно, то таможенному оформлению и контролю перемещаемые товары и транспортные средства подлежат независимо от его волеизъявления.

Дадим краткую характеристику некоторых из них.

Выпуск товаров для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары после завершения таможенного оформления подлежат выпуску без каких-либо ограничений (пользования, распоряжения, владения) и обязательств, т.е. перестают быть «таможенными» (подконтрольными).

Экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без каких-либо обязательств их возвращения.

Реимпорт товаров — таможенный режим, при котором российские товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки (не позднее 10 лет) без взимания таможенных платежей (таможенных пошлин, акциза, НДС), а также без применения к товарам мер экономической политики.

Реэкспорт товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары в установленные сроки (два года) вывозятся с таможенной территории РФ (в соответствии с режимом экспорта) с возвратом ввозных таможенных пошлин и без применения мер экономической политики.

Транзит товаров — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары перемещаются под таможенным контролем по этой территории с последующим вывозом за ее пределы без взимания таможенных платежей и применения к товарам мер экономической политики.

Временный ввоз (вывоз) товаров (ст. 68 ТК РФ) — таможенный режим, при котором допускается временный ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию РФ (либо за пределы таможенной территории РФ) в установленные сроки (до двух лет) с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных платежей. Право собственности на товары, помещенные под таможенный режим временного ввоза (вывоза), ограничено пользованием такими товарами, т.е. только извлечением их полезных свойств. Например, по отношению к временно ввезенному автомобилю — только его эксплуатация (использование по прямому назначению) без передачи прав на него (аренда, продажа) другим лицам.

Таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся в специально отведенных местах (складах) в пределах установленных сроков (до трех лет) без взимания таможенных платежей и применения к ним мер экономической политики. Товары, подлежащие вывозу за пределы таможенной территории РФ, также могут быть помещены под режим таможенного склада.

Переработка товаров на таможенной территории (ст. 58 ТК РФ) — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в целях переработки на таможенной территории РФ с последующим вывозом продуктов переработки в установленные сроки за пределы таможенной территории РФ. При ввозе иностранных товаров, равно как и при вывозе продуктов переработки исключительно в соответствии с режимом экспорта, товары не подлежат налогообложению и применению к ним мер экономической политики.

Переработка товаров вне таможенной территории — таможенный режим, при котором российские товары временно вывозятся (в рамках сроков, установленных ГТК РФ) за пределы таможенной территории РФ в целях переработки и последующего ввоза продуктов переработки на таможенную территорию РФ в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения. Временно вывозимые для переработки товары, а также ввозимые продукты их переработки подлежат полному либо частичному освобождению от уплаты таможенных платежей и неприменению к ним мер экономической политики.

Переработка товаров под таможенным контролем — таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на таможенную территорию РФ (сроком до шести месяцев) в целях их переработки, с освобождением от ввозных таможенных платежей и неприменением к ним мер экономической политики. Продукты переработки иностранных товаров должны быть выпущены для свободного обращения на таможенной территории либо помещены под иной таможенный режим.

Свободная таможенная зона — таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на специально отведенные территории без взимания таможенных платежей и применения к ним мер экономической политики в целях совершения с товарами производственных либо коммерческих (торговых) операций исключительно в пределах и в период нахождения этих товаров на территории свободной таможенной зоны.

Свободный склад — таможенный режим, при котором ввозимые с освобождением от таможенных платежей и мер экономической политики иностранные товары размещаются в специальных помещениях либо иных местах (свободных складах) в целях использования в производственных либо коммерческих целях в пределах и в период нахождения этих товаров на свободных складах. Очень схожий со свободной таможенной зоной режим. Тем не менее они имеют некоторые отличия. Исходя из содержания статей Таможенного кодекса РФ к таким отличиям можно отнести:

1) место нахождения ввозимых иностранных товаров (территория свободной таможенной зоны либо помещение свободного склада);

2) порядок установления либо учреждения и ликвидации свободной таможенной зоны и свободного склада.

Кроме того, поскольку таможенное право рассматривает свободные таможенные зоны и свободные склады как находящиеся вне пределов таможенной территории РФ, ввоз российских товаров на эти территории рассматривается как экспорт, а вывоз иностранных товаров с территории свободной таможенной зоны и свободного склада на таможенную территорию РФ рассматривается на общих основаниях в зависимости от выбранного таможенного режима ввоза.

Уничтожение товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания ввозных пошлин и налогов и применения к товарам мер экономической политики. Уничтожение может проводиться как путем приведения товаров в состояние, не пригодное для использования, включая части, составляющие эти товары (полное уничтожение), так и путем разборки с последующим помещением продуктов уничтожения (деталей) под иной таможенный режим.

Отказ от товара в пользу государства — таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных платежей, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Вывоз товаров для представительств РФ за рубежом — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ представительствами РФ (дипломатическими, торговыми, консульскими и др.) без применения к товарам мер экономической политики. В этом режиме, как и в предыдущем, товары вывозятся в целях их использования по прямому назначению для обеспечения деятельности представительств РФ за рубежом. Товары вывозятся на весь период действия указанных представительств.

При определении таможенных режимов используются термины «товар», «российский товар», «иностранный товар». Поэтому поясним, что под российским товаром понимается товар, выпущенный на таможенной территории РФ для свободного обращения либо произведенный в РФ. Все иные товары, не отвечающие перечисленным требованиям, рассматриваются как иностранные. Для характеристики как иностранных, так и российских товаров используется собирательное понятие «товар».

Таможенное оформление и контроль

Это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ (п. 15 ст. 18 ТК РФ). Рассматривая процедуру как некий порядок действий (совокупность мероприятий), направленных на достижение определенного результата, таможенное оформление можно представить в более развернутом виде как совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Совокупность мероприятий таможенного оформления включает:

  • действия лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ по представлению документов и сведений, необходимых для таможенных целей, товаров для производства таможенного контроля (проверки), а также действия по уплате таможенных платежей;
  • действия таможенных органов (должностных лиц) по принятию заявлений (документов) о перемещаемых товарах и транспортных средствах, осуществлению различных форм таможенного контроля, взиманию таможенных платежей, принятию решения о допустимости применения выбранного таможенного режима, а также действия по документальному отражению принятых решений.

Таможенное оформление как процедура состоит из трех стадий, или этапов, характеризующихся своими целями и задачами.

Первый этап — подготовительный, или этап предварительного таможенного оформления. Его содержанием является совершение действий (предварительных операций), способствующих ускорению и облегчению выбора необходимого таможенного режима, т.е. помещение товара под таможенный режим. Примерами предварительных операций являются:

  • помещение товаров на склад временного хранения;
  • транспортировка с места пересечения таможенной границы до места производства основного таможенного оформления.

Сюда входят и другие, более элементарные действия. Они также направлены на ускорение таможенного оформления:

  • взятие проб и образцов товаров;
  • пересчет товаров;
  • восстановление поврежденной упаковки и др.

Второй этап — основной, или этап основного таможенного оформления. На этом этапе лицо уже определилось с выбором необходимого ему таможенного режима перемещения и осуществляет действия, непосредственно направленные на помещение товаров под выбранный таможенный режим. Главная особенность проведения основного таможенного оформления — декларирование, т.е. заявление по установленной форме точных сведений о перемещаемых товарах, их таможенном режиме перемещения.

В настоящее время существует три формы подачи таких сведений:

  1. письменная (подача грузовой таможенной декларации (ГТД)); таможенной декларации, подаваемой физическими лицами при перемещении ими товаров не в коммерческих целях, т.е. для личного непосредственного использования);
  2. устная (устные ответы на опрос о перемещаемых товарах);
  3. электронная (подача копии ГТД на магнитном носителе (диске)).

Декларирование (подача таможенной декларации) сопровождается:

  • представлением необходимых документов, подтверждающих сведения, указанные в декларации, а также товаров и транспортных средств для проведения их досмотра;
  • уплатой необходимых сумм таможенных платежей.

По завершении проверки сведений, содержащихся в декларации, и уплаты таможенных платежей таможенный орган принимает решение о помещении декларируемых товаров под выбранный таможенный режим. На этом заканчивается вторая стадия основного таможенного оформления. В случае помещения товаров под таможенные режимы выпуска (выпуск для свободного обращения) и экспорта завершение стадии основного таможенного оформления заканчивает всю процедуру таможенного оформления, т.е. на этом таможенное оформление завершается.

Третий этап — окончательный, завершение действия таможенного режима. Содержанием этапа являются действия лиц по представлению таможенному органу товаров и документов (по прошествии определенного периода их нахождения в ранее выбранном таможенном режиме) в целях их выпуска либо помещения под иной таможенный режим. В этом случае процедура таможенного оформления происходит заново, но уже применительно к новому режиму. При этом действия таможенных органов (должностных лиц) по проверке декларации, документов и иных необходимых для таможенного оформления сведений, а также самих перемещаемых товаров и транспортных средств представляют собой не что иное, как таможенный контроль. Проверка документов, проверка товаров (таможенный досмотр), опрос лиц, декларирующих товары, и другие действия рассматриваются как формы таможенного контроля, т.е. способы осуществления проверки.

Таможенные платежи

«Таможенный» товар — это товар, не только подконтрольный в силу его перемещения через таможенную границу, но еще и налогооблагаемый. Совокупность налогов, а также иных платежей, непосредственно не связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, однако обязанность взимания которых возложена на таможенные органы, представляет собой таможенные платежи.

Общий перечень видов таможенных платежей дается в ст. 318 ТК РФ. Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 318 ТК РФ определяет таможенные платежи и их виды.

К таможенным платежам относятся:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • таможенные сборы.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины (в ред. Федерального закона от 18 февраля 2006 г. № 26-ФЗ).

Предварительная специальная пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина и предварительная компенсационная пошлина, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, взимаются по правилам, предусмотренным ст. 331 Кодекса (введен Федеральным законом от 18 февраля 2006 г. № 26-ФЗ).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны, таможенные органы взимают налог на добавленную стоимость и акцизы, подлежащие уплате в связи с вывозом товаров за пределы особой экономической зоны (введен Федеральным законом от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ).

При перемещении товаров через таможенную границу (ст. 319) обязанность по уплате таможенных пошлин налогов возникает:

  1. при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
  2. при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами, если:

1) в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант (ст. 320). Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ. При несоблюдении положений ТК о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных ТК для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе — также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они были декларантами незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

Статья 321 ТК РФ вводит ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, как если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322).

Порядок определения и заявление таможенной стоимости товаров

Согласно ст. 323 таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны быть основаны на достоверной и документально подтвержденной информации. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с ТК РФ (в ред. федеральных законов от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, 26 июня 2008 г. № 103-ФЗ).

Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров. Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений. При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров. Если в сроки выпуска товаров (ст. 152) процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск осуществляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.

Таможенные правонарушения

Под таможенными правонарушениями (правонарушениями в области таможенного дела) понимаются предусмотренные законодательством деяния, нарушающие установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ1, а также порядок осуществления иной деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы и за которые предусмотрена административная либо уголовная ответственность.

В зависимости от тяжести совершенных противоправных деяний различают преступления в области таможенного дела, нарушения таможенных правил (административные правонарушения).

К преступлениям в области таможенного дела относят пять составов преступлений, содержащихся в Уголовном кодексе РФ:

  1. контрабанду (ст. 188 УК РФ);
  2. незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
  3. невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
  4. невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
  5. уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Нарушениями таможенных правил являются административные правонарушения, перечень которых содержится в гл. 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Общее число таких правонарушений — 22. Различаются они прежде всего по объекту посягательства, т.е. направленности противоправного деяния. К таким объектам можно, например, отнести:

  • условия и порядок производства таможенного оформления (ст. 16.1, 16.4, 16.7 КоАП РФ и др.);
  • условия и порядок таможенного контроля (ст. 16.2, 16.13, 16.15 КоАП РФ и др.);
  • условия и порядок применения выбранного таможенного режима (ст. 16.17, 16.19 КоАП РФ и др.);
  • условия и порядок уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП РФ и др.).

Порядок привлечения к уголовной ответственности за преступления в области таможенного дела, и прежде всего производства предварительного расследования, регулируется нормами уголовно-процессуального права.

За нарушения таможенных правил предусмотрены различные виды взысканий: предупреждение, штраф, конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, и др. На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного нарушения таможенных правил должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, может освободить правонарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector