ПСИХОЛОГИЯ

Эльконин б д введение в психологию развития м 1994

Эльконин б д введение в психологию развития м 1994

Л.С. Выготский об отношениях реальной и идеальной форм. Знаковое опосредствование — единица и модель соотнесения реальной и идеальной форм. Экспериментально-генетический метод и интериоризация. Субъектность и акт развития. Значение и смысловое поле. Смена акцентов в работах А.Н. Леонтьева. Уподобление. Изменение представлений о субъектное™ и идеальной форме. Неэволюционный характер усвоения культуры в детстве — периодизация Д.Б. Эльконина. Проблема переходов. Строение и работа знака.

2.1. Ядерным, стержневым положением культурно-исторической теории развития является положение о развитии как соотношении реальной и идеальной форм. Л.С. Выготский полагал, что именно это соотношение задает специфику собственно человеческого развития. В послесловии к 4-му тому собрания сочинений Выготского Д.Б. Эльконин приводит следующую цитату из стенограммы его лекций «Основы педологии»: «Можно ли себе представить. что, когда самый первобытный человек только-только появился на Земле, одновременно с этой начальной формой существовала высшая конечная форма — человек будущего и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек? Невозможно себе это представить. Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма. уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается высочайшее своеобразие детского развития в отличие от других типов развития, среди которых мы никогда такого положения вещей не можем обнаружить и не находим» (Выготский, т. 4, с. 395).

Итак, в детском развитии идеальная форма, по мысли Выготского, «уже существует» и «взаимодействует» с реальной. Это положение разделяли все представители школы Выготского, однако, на вопросы о том, как существует и как взаимодействует, они давали разные ответы. Это же положение задает и ту проблемную область, которая будет проясняться и уточняться в нашей работе.

Источник

Эльконин б д введение в психологию развития м 1994

Специфика бытия идеальной формы. Аспекты события. Структура событийности. Формы осуществления событийности (ритуал). Кризисы развития.

3.1. Построенное в предыдущей главе понимание идеальной формы вплотную подводит к собственно онтологической проблематике — к вопросу о том, как эта идеальная форма существует и «присутствует» в жизни человека. Причем не в частности, а в принципе, необходимым образом, т.е. в соответствии со своей сущностью.

Утверждение Л.С. Выготского и его последователей, что идеальная форма существует как культура — не может нас удовлетворить по нескольким основаниям. Во-первых, если даже предположить, что культура образует некое особое «пространство» — пространство текстов и знаков, из этого вовсе не следует ее ориентирующая функция. Тексты и знаки могут становиться и становятся особыми объектами и содержаниями, которыми можно заниматься и увлекаться наряду с другими, вовсе не сопоставляя «культуру» и «жизнь», что и происходит достаточно часто. Культура «сама по себе» и не должна предполагать или требовать никаких жизненных сопоставлений. Эту ситуацию «взаимонепроницаемости» «жизни» и «культуры» обострял М.М. Бахтин в работе «К философии поступка»: «И в результате воюют друг против друга два мира, абсолютно не сообщающиеся и не проницаемые друг для друга: мир культуры и мир жизни, единственный мир, в котором мы творим,познаем, созерцаем, жили и умираем; мир, в котором объективируется акт нашей деятельности, и мир, в котором этот акт единожды совершается. Акт нашей деятельности, нашего переживания, как двуликий Янус, глядит в разные стороны: в объективное единство культурной области и в неповторимую единственность переживаемой жизни, но нет единого и единственного плана, где оба лика взаимно бы себя определяли по отношению к одному единственному единству» (1986, с. 82-83).

Во-вторых, уже было показано, что готовый и функционирующий знак, взятый не «сам по себе», а именно в приложении к ситуации поведения, требует вовсе не идеи, а правила соотнесения с данными наличными обстоятельствами, т.е. существует, все более приближаясь к поведенческому автоматизму и стереотипу правильного восприятия чего-либо. Подобная «жизнь знака» (превращение опосредствования в правило) часто приводит вовсе не к обнаружению идеи действия, а, наоборот, к «застреванию» в наличных обстоятельствах — так называемой «функциональной фиксированности прошлого опыта» (Дункер, 1965, с. 199-234), которая является своеобразным эквивалентом той «биоорганической» натуральной формы поведения, которую имел в виду Л.С. Выготский в своих первоначальных исследованиях опосредствования.

Источник

Эльконин б д введение в психологию развития м 1994

2.3. Переход «натуральное — культурное» понимается Выготским как преодоление натуральной формы, причем, достаточно энергичное. Это вовсе не постепенный, эволюционный процесс, а именно сдвиг и. скачок, в котором натуральная и культурная (реальная и идеальная) формы вступают в конфликты и коллизии. В работе «Развитие высших функций», анализируя развитие арифметических операций, Л.С. Выготский пишет: «Почти всегда возникают чрезвычайно ответственные моменты в развитии ребенка, всегда происходит столкновение его арифметики с другой формой арифметики, которой его обучают взрослые.

Педагог и психолог должны знать, что усвоение ребенком культурной арифметики является конфликтным.

Иначе говоря, здесь развитие заключается в известном переломе, в известном столкновении, в известной коллизии между теми формами оперирования с количеством, которые ребенок выработал, и теми, которые ему предлагают взрослые». И далее: «Момент, когда ребенок от непосредственной реакции на количество переходит к отвлеченным операциям над знаками и является моментом конфликтным» (Собр. соч., т.3, с. 202-203).

Указанные конфликты и коллизии, связанные со становлением субъесктности — преодолением наличной, натуральной формы поведения имеют, по наблюдениям Л.С. Выготского, достаточно яркую субъективную окраску. Анализируя переход от непроизвольного к произвольному вниманию, Выготский пишет: «Остановимся теперь очень кратко на одном сложном явлении, которое не понятно в плане субъективного анализа и которое называется переживанием усилий. Откуда оно берется при произвольном внимании? Нам представляется, что оно проистекает из той добавочной сложной деятельности, которую мы называем овладением вниманием. Совершенно естественно, что это усилие должно отсутствовать там, где механизм внимания начинает работать автоматически. Здесь есть автоматические процессы, есть конфликт и борьба, есть попытка направить процессы внимания по другой линии, и было бы чудом, если бы все это совершалось без серьезной внутренней работы субъекта, работы, которую можно измерить сопротивлением, встречаемым произвольным вниманием» (там же, с. 215-216).

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть