ПСИХОЛОГИЯ

Эльконин д б психология обучения младшего школьника м 1974

Эльконин д б психология обучения младшего школьника м 1974

Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983, гл. III, IV.

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974, («Педагогика и психология», № 10), с. 3—64.

Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. ч. I, гл. 5.

Глава VI. Общая характеристика личности и эмоционально — волевой сферы младшего школьника

§ 1. Особенности личности и ее потребностей

Особенности личности младшего школьника.

«Младший школьный возраст—период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются»— так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес (СНОСКА: Лейтес Н. С Умственные способности и возраст. М., 1971, с. 44.).

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

Как правило, младшие школьники выполняя требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, довольно типично для подростка. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы. Послушание младших школьников проявляется как в поведении—среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины, так и в самом процессе учения — они как должное принимают то, чему и как их учат, не претендуют на самостоятельность и независимость. Причем доверие, послушание, личная тяга к учителю, как правило, проявляются у детей независимо от качества самого преподавателя. Подобное свойство, отражая определенный этап возрастного развития ребенка, имеет свои сильные и слабые стороны. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.

Источник

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. 1974

(Начальный период обучения в школе: 27-40. Обучение и развитие в школьном возрасте: 55-64.)

Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.-‘М., 1980. (Обучение детей в первом классе без отметок: 7-20.) Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Га)$ др.-М» 1984.

(Управление учением младших школьников: 115-121. Трудовая деятельное ших школьников: 121-126.)

Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших ш> ков.-М., 1984.

(Развитие мышления младших школьников: 73-120. Формирование мышлеш ших школьников в учебном процессе: 120-133.) Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психе кая готовность к школе. М., 1977. (Проблема обучения шестилеток: 3-13. Готовность к школе: 37-59.) ‘Мир детства: младший школьник. М., 1988. (Шестилетний школьник: 35-38.)

Особенности психического развития детей 6-7-летнего воэц М., 1988.

(Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет: 36-45. Становление учебной» ности у детей 6-7 лет: 77-94. Психолого-педарогическая работа с детым летками: III-128.)

Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитани* шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросы психод 1984.- № 4.- С. 30-55. ‘ Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитанй*

Нестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросы психологии. 4- № 5.- С. 49-86.

удынкова У. В. Исследование психологической готовности шестилет-м детей к школе // Вопросы психологии.-1983.-№ 4.-С. 69. ! [

Донашвили Ш- А. В школу-с шести лет. М., 1986. ‘ обучение детей 6-летнего возраста: 61-131.)

Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М., 1977. учащиеся в коллективной познавательной деятельности: 14-40.) Карандашев К). Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие.- Мицск, 1987.

(развитие представлений у детей в младшем школьном возрасте: 60-73.) Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: методические разработки.-М., 1989.-109 с. развитие логической памяти у детей.-М., 1976. (Обучение запоминанию школьников: 72-186.)

Глава 20 УЧЕНИЕ И НАУЧЕНИЕ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Источник

Г Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М, 1974 («Педагогика и психология», № 10), с. 18

Вне ребенком новых способностей, т, е. новых способов дей-

, ствия с научными понятиями.- Таким образом, учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те измене-ния, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте»’.

Эти изменения составляют:

изменения в уровне знаний, умений, навыков, обученности;

изменения в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

Изменения в умственных операциях, особенностях личности, т. е. в уровне общего и умственного развития.

Учебная деятельность — это специфическая форма индиви-дуалыТой активности. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями, мотивами. Как и взрос-лый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, з’ачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в шко-

лу, ничего этого самостоятельно не делает, т. е. он не обладает учебной деятельностью. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки. но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Структура учебной деятельности. Д. Б. Элькониний_В_В..Да выдов2 рассматривают учебную деятельность в единстве нес-колькихзаее'» компонентов: учебной задачи, учебных действий,

За действий самоконтроля и самооценки.

) (ЗзазаЙЕ’0″3®заза- надо отличать от_ конкретнозапр_актической. Например, перед учашямнся

может стоять задача выучить стихотворение. А может стоять задача научиться заучивать сти-

ЗаXQTBogeifte. И в первом случае дети кое-чему научатся, но вряд ли в следующий раз они будут заучивать стихотворение более рациональными способами. Во втором же случае .перед ребенком стоит действительно учебная задача.

| .Решение может быть достигнуто разными путями. Можно просто сообщить детям, из каких частей состоит слов0л_п5га-

на ‘примере, «затемпредложить ряд задач на определение

‘корня ‘и других ‘морфологических»‘частей’ слова, и это будет традиционным обучением по образцу-результату, а можно «вооружить ребенка способами, посредством которых опредв-

. ляются части’словаза Во втором случае дети выполняют спецн-

Элыюнин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974 («Педагогика и психология», № 10), с. 45.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть