ПСИХОЛОГИЯ

Эманация это в психологии

Эманация — это что за понятие? Описание эманации

Довольно часто слова и выражения из научного и философского оборота попадают в разговорную речь. Там они могут кардинально поменять свое значение, вплоть до противоположного. Так, например, произошло со словом «эманация». Его часто употребляли русские писатели в весьма ироничном смысле, например Салтыков-Щедрин. Когда он писал о том, что находясь в обществе, не следует портить воздух, он иносказательно говорил об «эманациях заднего двора». Да и в других случаях многие полагают, что эманация – это запах. Поэтому данное слово произносят в одной фразе с глаголом «ловить». В смысле, «поймать запах» или веяние, исходящее откуда-нибудь.

Но каково же истинное значение этого термина? Попробуем провести небольшое расследование.

Перевод и научные трактовки

И в самом деле, если мы откроем латинский словарь, то обнаружим, что эманация – это слово, означающее истечение и распространение чего-либо. Энциклопедии и научные толкования говорят нам, что речь идет о каком-то веществе или явлении, которое, возникая, стало таким вследствие истечения откуда-либо. Еще один смысл слова «эманация» – это выделение каких-то элементов из более сложной субстанции. Поэтому в физике данный термин применяется в теории так называемого радиоактивного распада. С точки зрения этой концепции, эманация – это когда особые вещества в процессе такого разложения испускают лучи или выделяют газы. В химии такого названия удостоился элемент радон, хотя сейчас в основном так именуют его изотопы.

Компьютерные игры

Популярное слово не осталось и без внимания геймеров. Например, эманация – это элемент онлайновой стратегической игры-фэнтези «Небеса». С помощью данного артефакта участники могут изготавливать предметы. Поскольку в этой игре есть несколько культов или классов персонажей, то и эманаций существует соответственное количество. Они носят разные названия. Например, «эманация хаоса» – наиболее популярная среди игроков – является частью такого артефакта, как «совершенная реликвия Разрушителя». Есть и другие подобные элементы. «Эманация любви» относится к так называемому культу Девы. Ее можно получить, разобрав «совершенную реликвию» одноименного класса. А «эманация силы» относится к культу Защитника. Все эти артефакты в игре можно купить, обменять на «бриллианты» или же получить, разбирая «совершенные реликвии».

Происхождение термина

Впервые появилось это слово в античной философии. Мыслители стали употреблять его, пытаясь определить происхождение нашего мира из единого божественного Универсума. Иными словами, это объяснение того, как бытие попало с небес на землю, и почему оно приобрело именно такой вид. Даже вышеописанная онлайновая игра имеет некоторое, хотя и очень опосредованное отношение к этой первоначальной концепции. Недаром она называется «Небеса». Элементы понятия «эманация» можно найти еще в досократической философии. Когда Демокрит или Эмпедокл задумывались о том, как происходит процесс познания, они полагали, что всякий объект испускает некоторые «образцы», копии, которые воздействуют на чувства человека и, таким образом, вызывают ощущение «модели» в голове субъекта. Переходная концепция данной теории появилась у Платона и Аристотеля.

Классики античной философии

Связь эманации с происхождением мира появляется опосредованно в термине «апорройя». Он принадлежит Платону и тоже означает «выделение». Как известно, греческий философ представил мир в образе своеобразной пирамиды, на вершине которой находится понятие «Благо». Оно словно бы испускает или излучает из себя само бытие и возможность понимания всего существующего. Благо порождает мир идей, своеобразными «эманациями» которых являются вещи этого мира. Аристотель же относит смысл этого термина к понятию особого рода энергии. Божественный универсум, с точки зрения Ареопагита, это Перводвигатель. Он излучает энергию, которая, распространяясь из первоисточника, словно «заводит» весь механизм Вселенной.

Развитие понимания термина

Традиция платонизма, сложившаяся в античной философии, породила специфические школы мышления. Их представители создали очень стойкую метафору теории эманации, понимаемой как исхождение из некоего неисчерпаемого источника, который постоянно продуцирует нечто, но остается вечным. Например, они сравнивали Универсум с началом реки, которое порождает воды, но не иссякает. Или с солнцем, испускающим лучи, но не теряющим света. Несколько больше развили это понимание стоики уже в эпоху Древнего Рима. Они взяли греческое понятие «Логос» за творческую первооснову мира. Стоики считали, что этот «изначальный огонь» испускает свое дыхание – пневму – которая, постепенно остывая и охлаждаясь, порождает органическую природу.

Теория эманации

Однако всемирную известность данному термину обеспечили неоплатоники. Они же создали и современное философское значение слова. Один из крупнейших представителей этой школы – Плотин – представил Абсолютное Благо, Универсум как источник творческой энергии, находящийся в постоянном преизбытке. То есть, Благо настолько исполнено своей креативностью, что постоянно переполняется ею. Истекающая из Универсума творческая энергия создает наш мир непроизвольным и естественным образом. Однако чем дальше удаляется от своего источника этот божественный свет, тем более он меркнет и слабеет, пока не гаснет совсем. Поэтому и мир делится на различные уровни – согласно своей близости к первоначалу. Чем дальше от источника – тем меньше блага и, соответственно, больше зла (которое является недостатком добра). Таким образом, эманация в философии – это, прежде всего, концепция утраты совершенства в процессе ступенчатого излияния энергии Абсолюта, вплоть до небытия, под которым в неоплатонизме понимается материя.

Восприятие христианства

Неоплатоническая теория изначально противостояла новой, нарождающейся в Римской империи, религии. В христианстве творение мира через акт Божьей воли было концепцией, абсолютно противоположной идее «естественного истечения» блага вследствие природы Универсума. Ведь Библия полагает, что все, созданное Яхве – «хорошо весьма», а испорченность – это следствие нарушения воли Господа. Однако позже теория эманации была в некоторых своих элементах позитивно воспринята христианскими мыслителями и апологетами. К примеру, идею «оскудевания блага» в творении и зла как недостатка добра развил Фома Аквинский, основав на этом католическую теодицею. Он же рассуждает о том, что Бога можно постепенно познать через его творения, ссылаясь на тот же принцип. Дионисий Ареопагит ввел теорию эманации в канон христианской веры и создал трактат
о небесной иерархии.

Мистические и неортодоксальные трактовки

Идея ступенчатого излияния блага и энергии в мир с их постепенным охлаждением и оскудением не только сделалась популярной, но и стала предметом споров. Ее разделяли многие мистические течения христианства и ислама, а также неортодоксальные, так называемые еретические направления. К примеру, понятие эманации было очень популярно в античном гностицизме, но здесь оно смешивается с христианской концепцией непослушания Богу и выпадения из высшего мира «плеромы». Такое диссидентское христианское движение, как катаризм, в лице одного из своих лучших философов, Джованни де Луджио, сохранило платоновскую метафору о солнце, испускающем лучи, но в то же время возразило, что такой свет может оскудевать в своем свечении. Недаром в Евангелии сказано, что речь идет не о земном сиянии, а о таком, которое «тьма не объемлет». Как бы там ни было, концепция эманации прочно вошла в парадигму европейской культуры и стала частью современной философии, литературы и даже эзотерики. На основе данной теории построил свои взгляды, к примеру, Карлос Кастанеда.

Источник

Эманация

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Эманация» в других словарях:

ЭМАНАЦИЯ — (от позднелат. emanatio истечение, распространение; греч. apporroia, probole, proodos) филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и… … Философская энциклопедия

ЭМАНАЦИЯ — (лат. истечение). 1) действие, при помощи которого летучие вещества отделяются от тел, в форме частиц, доступных внешним чувствам. 2) учение Ньютона о том, что световые лучи составляют частицы, отделяющиеся от светящих тел. 3) философское учение… … Словарь иностранных слов русского языка

эманация — и, ж. émanation f. , лат. emanatio истечение. 1. лат., теол. Эманационная система философское учение о происхождении всего существующего чрез постепенное истечение из первобытной основы всех вещей Бога. Павленков 1911. По представлению древних,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

эманация — эманирование, излучение, радон, истечение Словарь русских синонимов. эманация см. излучение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 … Словарь синонимов

ЭМАНАЦИЯ — (от позднелат. emanatio истечение исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию … Большой Энциклопедический словарь

ЭМАНАЦИЯ — ЭМАНАЦИЯ, эманации, жен. (лат. emanatio) (книжн.). 1. только ед. Истечение чего нибудь откуда нибудь, появление чего нибудь в результате выделения из чего нибудь более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. По… … Толковый словарь Ушакова

Эманация — (позднелат. emanatio, от лат. emano вытекаю) в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Зачатки учения об эманации имеются в Ведах, у Платона, стоиков и александрийской школы … Религиозные термины

Эманация — (лат.emanatio истечение ағу) әлемнің жоғары құдайлықтан (оның шығармашылық, жаратушылық энергиясынан) «ағып шығуы», пайда болуы. Бұл жағдайда құдайлықтың өзі өзгеріссіз қалады, ал одан аққан кейін өзіне кері қайтады. Эманацияның теориясы теизм… … Философиялық терминдердің сөздігі

ЭМАНАЦИЯ — (от позднелатинского emanatio истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей ступени универсума (единое) к низшим, менее совершенным. Один из образов эманации как истечения солнце и солнечный свет (был… … Современная энциклопедия

ЭМАНАЦИЯ — Em, исторически первое название элемента радона … Большой Энциклопедический словарь

ЭМАНАЦИЯ — (позднелат. emanatio истечение) термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической… … История Философии: Энциклопедия

Источник

ЭМАНАЦИИ, СОЗНАНИЕ и ОСОЗНАНИЕ.

главы из 5 книги автора (2001-2010)

Под Эманацией понимается воспринимаемый Наблюдателем поток энергии.

Вы встретите в книге следующие частные определения Эманаций:

«…человек запитан и получает энергию от ситуаций – Маги называют их большими Эманациями, в противовес малым, находящимся внутри кокона. В магическом объяснении Восприятие имеет место при со-настройке соответствующих больших и малых Эманаций. Без давления больших Эманаций человек не был бы осознающим, т.е. не жил бы. Следовательно, человек лишь проводник внешней силы, которая делает его живым».

«нечто, что принято называть Эманациями, представляет собой поток событий для воспринимающего».

«…вера – это акт выбора конкретных Эманаций из абстрактного множества, а внимание – акт направления энергии Осознания на конкретную Эманацию».

«…Внутри кокона Сущности находятся Эманации, полученные в результате пересечения проявлений 49 законов Бытия…»

Пустота Небытия представляет собой как бы систему зеркал по отношению к Вниманию Творца. (То есть сама пустота нашей системы не абсолютна, а уже представляет собой некую флуктуацию Абсолюта, если таковой имеется вообще).

Поток Намерения Творца есть первичный поток Эманаций, выбирающий из пустоты Бытие (ВСЁ), из Бытия – Знание (вторичный выбор), из Знания – Сознание (третичный выбор). Это описание больших Эманаций. Другими словами, это Троица. При этом необходимо учитывать, что выбор означает следование линии Первичного закона, заложенного во Внимании Творца.

Четвертой флуктуацией Внимания Творца является Тень первичной жизни – жизнь вторичная, названная Сущностью . Одна Сущность может быть коконом вида, другая – коконом народа, есть Сущности, порождающие одно существо – зависит от частных законов. В пределах кокона Сущности выбор осуществляет Двойник – его диапазон тоже бывает от вида до человека, но Двойник отличается тем, что не имеет четких границ. Двойник курирует свои порождения. Он выделяет им (фокусирует на них) энергию Сознания для их развития. Личность под давлением Двойника может повторить подвиг Творца и породить третичную жизнь, но, как ни странно, это последняя возможность в нашей ветке Градаций. Порожденное энергетическое тело начинает свой путь в фантомном, не порождающем энергию мире. Но об этом позже.

Итак, введем такую классификацию: большие, малые и мелкие Эманации. Малые Эманации в коконе суть отграниченные большие, но их виртуальная конкретизация в пределах ТС человека (мелкие Эманации) ведет к их замыканию на себе. В связи с этим Личность воспринимает малые Эманации как поток ситуаций, а мелкие Эманации как устойчивые срезы энергии –объекты. Обычное положение ТС осуществляет выбор своего «местоположения» на пути толстого пучка органического мира: людей, животных, деревьев, насекомых и т.д., и цепляет организационный пучок (материю).

Эманации и Осознание

Теперь необходимо разъяснить соотношение Осознания и Эманаций. Эманации и Осознание суть одно – Намерение Первопричины. Эманации – это первичное Осознание, Осознание – это вторичные Эманации. Если не вдаваться в подробности: Эманации при определенных обстоятельствах образуют кокон, а Осознание сворачивается в точку сборки. То есть Осознавание Эманаций преобразуется в Осознание. По идее, Эманации, ограниченные коконом, должны равномерно светиться Осознаванием – нелокализованные Эманации так и текут. Однако Осознавание локализованных Эманаций по законам подобия и притяжения собирается в каплю, точнее – в голограмму жидкого света. Почему так происходит, никто не знает, но можно сделать дикое предположение, что, как и в любом токе в проводниках, наибольшее нагревание возникает в местах наибольшего сопротивления. Сопротивления чего? Трудных для Осознавания участков Эманаций. Сопротивления чему? Видимо, беспрепятственному току Осознавания Эманаций, «бесконечностности» Эманаций. Такая же штука происходит и с самими Эманациями, которые собираются в кокон, – это происходит в узловых местах системы, в местах пересечения Эманаций. Чем больше сопротивление, тем выше свечение Осознания. Значит, сопротивлением здесь будет «скручивание», локализация Эманаций на самих себе, централизация, ЧСВ. Это значит, что мы обязаны своим высоким самоосознанием тому, что наш мир очень труден для нашего Осознания. Эти трудности, если не убивают, то делают нас сильнее.

Наверное, состояние «Я» близко к режиму короткого замыкания – сопротивление несопоставимо мало в сравнении с током, температура «Я» стремится к бесконечности, сопротивление, с другой стороны, достаточно велико, чтобы произошел перегрев. Наша внутренняя задача – не перегореть, а ввести режим короткого замыкания в процесс умеренного нагревания так, чтобы нагреть весь кокон (как коэффициент ядерной цепной реакции равен единице). Известно, что сопротивление проводника зависит от его материала, сечения, длины. «Я» может уменьшать свое сопротивление току следующими путями: увеличением поперечного сечения проводника (очищение СЗСН, Приятие), увеличением длины проводника (частичное Приятие, уход от кармы).

Теперь скажем несколько слов о необходимости именно такого закаливания для Осознания – в виде центра «Я». Почему бы Осознанию не развиваться, не будучи локализованным? Если в доме стоит большой нагреватель, и греет весь воздух от 10 до 20 градусов – холодно. При тех же затратах энергии компактируем нагреватель в десять раз – теперь он меньше, но греет до 200 градусов. Что мы выигрываем? Оказывается, мы выиграем теплоотдачу, так как градиент (сила теплопотока) будет в 19 раз больше. Q1= Q2=uiT; Сmdt2/Сmdt1 = 19 раз. В доме станет теплее.

Для чего все это происходит? Во что нам полезно верить? Например, обычное «я» (Осознание) может воспринимать мир (Эманации). Получается приблизительно такая картина: все Осознания как бы учатся у Эманаций, «ползая» по ним, собирая и накапливая опыт в виде интегрированного Осознания – слепка Осознания с Эманаций.

И все же автор считает наилучшим СГ в терминах уровней – то есть иерархично связанных, подобных, качественно отличных систем. В терминах уровней можно сказать так: первичные Эманации самоотражаются, и отражения представляют собой качественно меньшие системы. Это процесс условно бесконечен. Но есть законы, ограничивающие этот процесс. При этом Эманации уровня М являются воспринимателями Эманаций уровня М плюс-минус 3.

Для примера (или для смеха) нарисуем:

для плоского Восприятия:

М–1 – животные, насекомые и деревья

М–5 – Гагтунгр (Д.Андреев), Дно ветви градации

М–4 – уицраоры (Д.Андреев)

М–2 – неорганические существа (КК)

М–1 – существа, люди, животные, насекомые и деревья

М – воины, Личности, элементали (союзники первого уровня)

М+1 – стихиали (союзники второго уровня)

М+2 – Нагуаль мира, ангел, Мескалито, Двойник, пучок Эманаций

М+3 – Восприятие Сущности мира, архангел, большой пучок Эманаций

М+4 – Восприятие планетарного уровня

М+5 – Восприятие звездного уровня.

Воин – он и М+1, и М, и М–1 по второй классификации, поэтому его Видение прозревает от М–4 до М+4 – 9 уровней.

Это плохая классификация, но другой у меня нет.

Сознание, Эманации и Осознание.

Осознание есть неизменное изменение. Оно – жизнь-смерть, Дух, Творец.

Эманации есть циклическое постоянство. Они – ситуации, Мир, Нагуаль.

Их сочетание есть Существо, роль, «Я», ПТС, Тональ.

Взаимодействие Осознания и Эманаций имеет две стороны: срастание Осознания с Эманациями и отделение Осознания от эманаций. Это взаимодействие есть Сталкинг. Знать только одну сторону Сталкинга значит попасть в одну из ловушек:

— растворение Осознания в Эманациях (втягивание в картинку);

— неполное Восприятие, отсутствие Любви к Творению.

Интеграл двух этих крайних проявлений есть гармония – золотая середина между смертью и бессмертием.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector