ПСИХОЛОГИЯ

Эмоции и чувства конспект по психологии

Конспект лекций по курсу «Психология».

9.1. Эмоции и чувства.

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т. д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности – искусство – непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой – особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина – «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. Некоторые психологи также склонны к их отождествлению. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции – различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния. Так, например, швейцарский психолог Э. Клапаред писал: «Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются».

Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т. д. Данный пример показывает, что, во-первых, эмоции и чувства – это не одно и то же, и, во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

Возникновение и проявление эмоций и чувств связаны со сложной комплексной работой коры и подкорковых структур головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Эмоциональные проявления определяются комплексом мозговых структур входящих в так называемую лимбическую систему мозга, которая связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволовых образованиях мозга и обеспечивающей энергетическую регуляцию деятельности коры. Исследователи обнаружили в подкорковых структурах в гипоталамусе, особые образования, которые были названы центрами удовольствия, страдания агрессии и успокоения.

Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций.

1. Физиологические компоненты эмоционального реагирования:

вегетативно-соматические реакции, сопровождающие эмоциональные состояния. Отмечаются такие изменения, как расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева, и наоборот, сужение сосудов, замедление и ослабление пульса при переживании страха Эмоциональные состояния сопровождаются изменениями темпа и ритма дыхания, размера зрачков, уровня кровяного давления, секреторной и моторной динамики желудочно-кишечного тракта, потоотделения, кожно-электрическими и электроэнцефалографическими изменениями Связь эмоций с соматовегетативными реакциями была замечена очень давно и с тех времен широко используется с целью диагностики эмоционального состояния человека. Так, например, на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемых с помощью полиграфа («детектора лжи»);

биохимические изменения. Вегетативная нервная система осуществляет регуляцию биохимической динамики организма двумя в значительной степени различными, но взаимосвязанными компонентами – симпатическим и парасимпатическим. Деятельность симпатической нервной системы связана с выделением адреналиноподобных веществ. Симпатический нерв вызывает расширение зрачка, учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, торможение деятельности кишечника, увеличение содержания сахара в крови, повышение мышечной работоспособности, усиление обмена веществ. Парасимпатический эффект, вызываемый другим веществом – ацетилхолином, характеризуется сужением зрачков, расширением сосудов, замедлением пульса и усилением перистальтики и секреции желудка, выделением обильного горячего пота, ослаблением обмена веществ. Экспериментальные исследования показывают, что в состоянии страха возрастает концентрация адреналина при незначительном изменении норадреналина, в состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает количество и адреналина, и норадреналина, астенические эмоции (грусть, тоска) сопровождаются отчетливым снижением того и другого.

2. Экспрессивные компоненты эмоционального реагирования:

Выразительные движения всего Пантомимические изменения в походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека. Наиболее важным компонентом пантомимики является жест – выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на иллюстративные, поясняющие и выделяющие какую-либо мысль, и выразительные, выявляющие эмоциональное состояние человека. Некоторые виды жестов в процессе общественно-исторической практики человека приобрели определенное символическое значение. Например, сложенные в кольцо большой и указательный палец – жест «О’кей» – означает «все хорошо»; он понимается и применяется представителями разных культур;

Движения лицевых мышц – мимика. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки базовых эмоций, выделив три зоны лица: область лба и бровей, область глаз и нижнюю часть лица. Так, например в соответствии с их описанием в мимике страха брови подняты и сдвинуты, морщины только в центре лба; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены; рот раскрыт, губы растянуты. Мимические проявления эмоций представляют собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в большой степени зависящие от особенностей культуры, в которой воспитывается человек;

вокализация: тембр голоса и интонация, звуковые средства экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач. Смех является выразителем нескольких эмоций, в разных ситуациях он имеет неоднозначные оттенки и смысл.

В повседневной жизни именно благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.

В психологии существует несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Еще в опубликованной в 1872 г. книге «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций. Сравнивая эмоциональные проявления у людей и животных, он сделал вывод о том, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, являются эволюционно значимыми и представляют собой рудементы (остатки) ранее целесообразных реакций, выработанных в ходе борьбы за существование.

Американский психолог У. Джемс и датский анатом КГ. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на парадоксальной идее о том, что эмоции есть результат физиологических изменений в различных системах По их утверждению, мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этой фразы заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции, – например, изображение гнева приводит к тому, что человек начинает действительно переживать это чувство.

Несмотря на то что нельзя отрицать наличие условно-рефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме. Доказательством этому служат эксперименты, в которых были блокированы все физиологические проявления, и тем не менее субъективные переживания сохранились. Физиологические сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление – например, для мобилизации резервных возможностей организма при столкновении с опасностью и порождаемом ею страхе. У. Кеннон и Ф. Бард одними из первых показали ограниченность теории Джемса – Ланге, предложив свою теорию эмоций, которая была названа таламической. Согласно этой теории, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций. Основным мозговым субстратом эмоций является таламус, связанный и с корой больших полушарий, и с вегетативной нервной системой.

П.К. Анохин рассматривал эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. С его точки зрения, эмоции важны для закрепления и стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции уберегают от повторного совершения ошибок.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели. В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий, т. е. на то, что чаще встречалось в прошлом. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций: оказавшись у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений, человек может не испытывать ни радости, ни торжества. Однако в неясных ситуациях, при отсутствии точных сведений для организации поведения по удовлетворению потребности, необходима другая тактика реагирования на сигналы. При недостатке сведений, необходимых для достижения цели, по мнению П.В. Симонова, возникают отрицательные эмоции. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.

Эмоции способствуют повышению чувствительности анализаторов, что в свою очередь приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Вышеперечисленные теории эмоций объясняют лишь отдельные случаи их возникновения. Это подтверждает мысль о принципиальной невозможности объяснить механизм такого сложного явления, как эмоции, с позиции одной теории.

Источник

Конспект урока по психологии «Эмоции и чувства»

Конспект урока по дисциплине ОП.02 Психология

Тема урока: Эмоции и чувства

Цель урока: Продолжать знакомить обучающихся с основными формами проявления субъектности, общими механизмами функционирования психологических процессов. Раскрыть основную сущность эмоций и чувств.

1) Образовательная: Проследить соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Дать общую характеристику эмоций и чувств. Раскрыть роль эмоций в регуляции поведением. Выявить закономерности формирования высших чувств. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий: эмоция, чувство, настроение, аффект, стресс, страсть, тревожность, агрессия.

2) Развивающая: Развивать у обучающихся умение соотносить общие закономерности психической жизни с конкретными явлениями своего внутреннего мира в практике учебной деятельности и самопознания, продолжать формирование общих и профессиональных компетенций.

3) Воспитывающая: Воспитывать интерес к психологии, побуждать к чтению научно-популярной и художественной литературы по изучаемой теме.

Методы обучения, обеспечивающие решение поставленных задач:

Организация и методика проведения урока

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Продолжительность урока: 45 минут

Планируемые результаты урока:

Предметные: знать основную сущность, общие механизмы функционирования эмоций и чувств как психических процессов, функции эмоций и чувств в психической жизни человека; уметь отличать эмоции от чувств.

регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с лекционным материалом, учебником; находить отличия; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки.

Личностные: проявлять интерес к новым знаниям; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Организация деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Информационно-технологические ресурсы: мультимедиа проектор, ПК, проекционный экран, карточки с примерами, видеофрагмент к/ф «Сказка о звездном мальчике», видеофрагмент к/ф «Любовь и голуби», учебный фильм «Эмоции и чувства», Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 (по числу обучающихся)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Первичное усвоение знаний.

Первичная проверка понимания.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Рапорт старосты группы о явке обучающихся. Демонстрация готовности обучающихся к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

На прошлом уроке мы познакомились с познавательными психическими процессами. Назовите их, пожалуйста. (Ответы обучающихся). Мы продолжаем знакомиться с основными формами проявления субъектности, общими механизмами функционирования психологических процессов.

Чтобы вы сами определили тему урока, я хочу предложить для просмотра небольшой видеофрагмент.

(Просмотр видеофрагмента: отрывок из к/ф «Сказка о звездном мальчике»)

Вопрос к классу: Что же так озадачило героя фильма «Сказка о звездном мальчике»? Что заставило его сердце «таять»?

Как вы думаете, о каких психических процессах пойдет речь на сегодняшнем уроке? Давайте сформулируем тему урока.

Тема нашего сегодняшнего урока, как вы правильно сказали: «Эмоции и чувства». На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с двумя новыми психическими процессами – эмоциями и чувствами. Ваша задача – не просто приобрести новые знания, умения и навыки, а сложить в своем сознании сложный многогранный образ понятий «Эмоции и чувства», проследить связь эмоций и чувств с другими психическими процессами. Как вы думаете, какие конкретные задачи мы должны решить на нашем занятии? Где могут применяться полученные на данном уроке знания, умения и навыки? (Ответы обучающихся)

Но прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению заявленной темы, я хочу предложить вам обратить внимание на профессиональные и общие компетенции, представленные на слайде. Посмотрите на них внимательно, в конце нашего урока вы должны будете ответить, над формированием каких общих и профессиональных компетенций мы сегодня сообща работали.

Вероятно, каждый из нас достаточно часто слышал и сам употреблял слова «эмоции», «чувства», «переживания», «настроение». Но задумывались ли мы, что они означают? Все мы в различные моменты жизни то радуемся, то огорчаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим. К.Д.Ушинский писал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования… в мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».

Первичное усвоение новых знаний

Термин «эмоция» (от лат. Е movere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.

Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны эмоции и чувства? И нужны ли они вообще?

(Просмотр видеофрагмента: отрывок из к/ф «Сказка о звездном мальчике»)

Вопрос к классу: Вы согласны с героем фильма? Как вы считаете: нужны ли эмоции и чувства человеку? Или подобно жителям созвездия внеземной красоты можно обойтись и без них? Аргументируйте свой ответ. (Обсуждение – 1 минута. Подведение итогов обсуждения).

Зачем нужны эмоции и чувства, другими словами – какие функции они выполняют в психической жизни человека? Докажите свою точку зрения. (Обучающиеся строят свои предположения, выдвигают версии).

Подведем итоги нашего обсуждения. Итак, эмоций и чувства выполняют в психической жизни человека следующие функции:

Отражают реальную действительность в форме переживаний

Помогают человеку регулировать свое поведение и соотносить его с поведением других людей

Выступают средством общения

Регулируют поведение человека в экстремальных ситуациях

Удовлетворяют потребность человека в эмоциональных переживаниях.

Понятия «Эмоция» и «Чувство» до этого момента мы употребляли как синонимы, хотя между ними есть важное различие. В чем оно, мы попытаемся разобраться, проведя анализ понятия «любовь». Как вы думаете, любовь – это эмоция или чувство?

Сравните понятия: «любовь», «радость», «печаль», «тоска», «обида», «разочарование». (Обсуждение – 1 минута. Подведение итогов обсуждения).

Итак, мы доказали, что любовь – это чувство. А какие еще эмоции, по вашему мнению, мы испытываем, когда любовь, как в песне, «нечаянно нагрянет»? (Ответы обучающихся).

Давайте, основываясь на итогах нашего обсуждения, сформулируем определения понятий «эмоции» и «чувства». (Ответы обучающихся).

Отечественный исследователь А.В.Петровский дает такие определения:

Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.

Чувства – высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии.

Как вы считаете, А.В.Петровский согласился бы с определениями, которые сформулировали мы?

(Просмотр видеофрагмента: учебный фильм «Чувства и эмоции»: часть 1 «Физиологические основы и внешние проявления эмоций и чувств» )

Нигде, пожалуй, так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются изменениями в организме человека. Вы с этим согласны?

(Просмотр видеофрагмента: отрывок к/ф «Любовь и голуби»).

Как описывает свое состояние героиня фильма? («В груди жжет», «Воздуха не хватает»). Приведите свои примеры. (Обсуждение – 1 минута. Подведение итогов обсуждения).

Действительно, эмоциональные переживания всегда сопровождаются изменениями нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции и т.д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи и т.д.

Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутренних органов. Они проявляются во внешних движениях. На универсальность движения как выразителя и индикатора эмоций указывал великий русский физиолог И.М.Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга»: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, – везде окончательным фактором является мышечное движение».

Хотя эмоции есть у всех живых существ, но эмоциональная жизнь человека, все же, самая богатая. Кроме простейших эмоций, свойственных всем высшим живым существам: страх, ярость, приятное-неприятное и т.д. у человека наблюдаются более сложные эмоции, связанные с тем, что он приобретает в жизни.

К наиболее значимым эмоциональным состояниям относятся следующие типы эмоциональных переживаний: настроения, аффекты, чувства, страсти, стрессы и собственно эмоции.

(Работа с таблицей «Эмоциональные состояния человека»).

непосредственное, временное переживание в данный момент.

Традиционно выделяют следующие фундаментальные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд (К.Е.Изард).

более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека.

Особую форму переживаний представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. Высшие чувства присущи только человеку. Различают: моральные, эстетические, интеллектуальные чувства.

(Просмотр видеофрагмента: учебный фильм «Чувства и эмоции»: часть 2 «Высшие чувства»)

(работа с таблицей «Виды высших чувств»)

Таблица «Виды высших чувств»

Первичная проверка понимания

Перед вами таблица «Виды высших чувств». Посмотрите внимательно, некоторые чувства расположены не на своем месте. Ваша задача: найти и справить ошибки.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

Что такое эмоции и чувства и чем они отличаются друг от друга?

Охарактеризуйте моральные, эстетические, интеллектуальные чувства. Найдите связи и различия между ними.

Какие из перечисленных эмоций относятся к фундаментальным:

Домашнее задание: Лекционный материал, учебник: стр. 197, «Атлас по психологии»: стр. 193, выписать в психологический словарь и выучить понятия и термины, которые изучались на уроке.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Подводя итоги урока, нам необходимо ответить на вопрос: над формированием каких профессиональных и общих компетенций мы сегодня работали? Пригодятся ли знания, полученные на уроке, в вашей профессиональной деятельности? Где именно? (Обучающиеся после непродолжительного обсуждения подводят итог и делают выводы).

Закончить наш урок хочется строками стихотворения:

Сегодня мы вместе варили настроение

Положили чуть-чуть озорного веселья

100 грамм баловства,

200 грамм доброй шутки

И стали все это варить три минутки.

Затем мы добавили небес синевы

И солнечных зайчиков пару,

Положили еще свои лучшие сны

И свежий, приятный запах весны.

Заглянем под крышку – там у нас не варенье,

Там наше отличное настроение!

Вы согласны? Оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работал активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

3.Материал урока мне был понятен / не понятен?

Если вы остались не совсем довольны своей работой на уроке, считаете, что не проявили должной активности, не полностью усвоили материал, постарайтесь разобраться в причинах этого.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть