ПСИХОЛОГИЯ

Эмоции и потребности в психологии

Эмоции и потребности

Когда встает вопрос о значении эмоций в деловом поведении, то самое

распространенное мнение связано с их негативным влиянием на эффективность

поведения и деятельности, а, значит, с необходимостью их подавления. В

действительности такой подход свидетельствует о непонимании роль эмоций в

жизни и деятельности человека и требует, чтобы этому вопросу было уделено

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания

жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных

свойств к потребностям субъекта.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в

форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного,

отношение человека к миру и людям, процессу и результатам его практической

деятельности. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere”, что

означает возбуждать, потрясать, волновать.

Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при

удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и ,

наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.

Долгие годы противопоставлялись эмоции и процессы, связанные с познанием

окружающего мира, считалось, что эмоции достались нам от наших далеких

предков. На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не

только субъективный компонент, т.е. отражение состояния человека, но и

познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющих определенное

значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции.

Отсюда следует двойная обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями

человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его

способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним

проявлениям и способам регуляции. Репертуар человеческих эмоций очень богат,

он включает в себя целую палитру различных эмоциональных явлений. Существует

множество классификаций эмоций

Эмоции можно различать

1. по чувственному тону – положительного порядка и отрицательного порядка;

2. в отношении мобилизации ресурсов организма – стенические и

астенические (греч. -«стенос» — сила). Стенические эмоции повышают активность,

вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют

3. по потребностям – различают низшие эмоции, связанные с

удовлетворением органических потребностей, так называемые «общие ощущения»

(голод, жажда и т.д.) и и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные,

связанные с общественными отношениями;

4. по силе и длительности (форме протекания) выделяют несколько

видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, полностью захватывающая

психику человека. Она возникает в экстремальных условиях, когда человек не

справляется с ситуацией. Отличительными чертами аффекта являются ситуативность,

обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит

мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект

практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.

Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает

человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности – к

Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное

отношение к складывающимся или возможным ситуациям, могут слабо проявляться во

внешнем поведении, особенно у человека, который умело их скрывает.

Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный

характер: это всегда чувство к чему-то, к кому-то.

Настроение – это состояние, которое окрашивает наши чувства, длительное

эмоциональное состояние сравнительно слабой выраженности. В отличии от эмоций и

чувств, настроение не предметно, а личностно, не ситуативно, а растянуто во

Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей

психологии. Среди ученых нет даже единого мнения о их роли в осуществлении

процессов жизнедеятельности. Еще во времена античности высказывались мнения

как о их дезорганизующем влиянии на поведение, так и о том, что они

представляют важнейшее мобилизующее и стимулирующее действие.

На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций:

1. Коммуникативная ф-ция считается важнейшей, так как без

эмоциональных проявлений трудно представить себе общение между людьми. Выражая

свое отношение, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде

всего к другим людям, причем большую часть информации в процессе общения

человек получает с помощью средств невербальной коммуникации

4. Сигнальная – эмоции выступают как внутренний язык, как

система сигналов, посредством которых человек узнает о потребностной значимости

7. Мобилизующая – В ходе деятельности человека эмоции

выполняют ф-цию оценки ее хода и результатов , организуют деятельность

человека, мотивируя, стимулируя и направляя ее.

Применительно к деловому поведению каждая из перечисленных функций имеет

большое значение. Умение эффективно использовать эмоции в своей

профессиональной деятельности совершенно необходимо для ее успешности. Одной

из самых актуальных задач является преодоление стрессов и саморегуляция

Деятельность менеджера по сути своей связана со стрессами, так как протекает

в условиях дефицита времени, при высокой степени неопределенности, требует

принятия ответственности за выработку решений на основании недостаточной

информации, причем цена ошибки бывает очень высока. Кроме того, экономическая

деятельность всегда связана со столкновением интересов сторон, часто

перерастающих в конфликты. При работе в таких условиях у людей, не умеющих

грамотно регулировать свое эмоциональное состояние, часто развиваются

различные заболевания, связанные с нервными перегрузками.

Для того, чтобы научиться наилучшим образом использовать свои эмоции в

работе, регулировать свое состояние и справляться со стрессами, необходимо

более подробно рассмотреть природу эмоций и их связь с другими составляющими

Является величайшим заблуждением думать, что мы можем по своей воле создавать

или упразднять свои эмоции. Эмоции являются неотъемлемой частью жизни личности

в ее взаимодействии с внешней средой. Эмоции – психическое отражение в форме

непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций,

обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям

субъекта. То есть эмоции служат показателем того, на сколько те или иные внешние

события, ситуации или предметы удовлетворяют (или не удовлетворяют) наши

Какие же потребности существуют у человека? Они многообразны и имеют сложную

структуру. Чаще всего для анализа потребностей пользуются концепцией,

разработанной американским психологом А.Маслоу (Маслоу А.. Психология бытия.

– М., 1998; Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999), хота она

в последнее время дополнялась и развивалась многими авторами. Тем не менее,

так называемая «пирамида потребностей» Маслоу широко используется в

прикладных целях, в частности, в менеджменте.

Согласно классификации А. Маслоу выделяют несколько уровней базовых

1. Физиологические потребности – связаны с обеспечением существования

2. Потребность в безопасности – безопасности, стабильности,

зависимости, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в

структуре, порядке, законе, и др.

3. Потребность в принадлежности, привязанности и любви – человеку нужны

теплые, дружеские отношения, ему нужна социальная группа, которая обеспечила

бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

4. Потребность в признании – в высокой оценке собственных достоинств, в

уважении со стороны других людей и в собственном уважении. Потребности этого

уровня разбиваются на два класса. В первый входят желания и стремления,

связанные с понятием «достижение» – человеку необходимо сознание собственного

могущества, адекватности, компетентности, независимости и свободы. Во второй

класс – потребность в репутации и престиже, в завоевании статуса, внимания,

признания, славы. Удовлетворение этих потребностей порождает у индивида

чувство уверенности в себе, собственной значимости, силы, полезности.

Неудовлетворенность этой потребности связана с чувством униженности,

слабости, беспомощности, приводит к чувству уныния, запускает компенсаторные

и невротические механизмы.

5. Потребность в самоактуализации – стремление к самовоплощению,

желание стать тем, кем он может быть

6. Потребность в познании – любознательность, стремление к пониманию

мира и себя, ко всему новому, неизвестному.

7. Эстетические потребности – потребности в красоте, гармонии, порядке.

Существует представление об определенной иерархии разных уровней

потребностей. Считается, что в первую очередь человек стремится удовлетворить

потребности ниже расположенного уровня. По мере их насыщения (не обязательно

полного, на 100%), постепенно становятся актуальными потребности более

высоких уровней. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей степени,

чес более высокие. Пример: пусть у среднего гражданина физиологические

потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности — на

70%, потребность в любви – на 50%, в самоуважении – на 40%, в

самоактуализации – на 10%.

Как правило, у среднестатистического человека все потребности имеют

бессознательную природу. Тезис об иерархической структуре потребностей не

носит характера абсолютного закона, во многих случаях встречаются так

называемые реверсии, когда потребность более высокого уровня становится

ведущей вопреки тому, что потребности ниже расположенных уровней не

удовлетворены Примеры: потребность в самоутверждении может выступать, как

более важная, чем потребность в любви; творческий потенциал люди зачастую

стремятся реализовать и при неудовлетворенных базовых потребностях; ради

высших идеалов и ценностей люди могут пойти на лишения и даже на смерть; и в

то же время стремление удовлетворить высшие потребности может быть

блокировано по ряду причин, такой человек может всю жизнь ограничиваться

достаточно низким мотивационным уровнем.

В любом случае те или иные потребности сигнализируют о себе посредством

эмоций, которые являются субъективной формой их выражения. При построении

делового поведения особенно важно ориентироваться на потребности собеседника,

для чего необходимо отслеживать изменения его эмоционального состояния и

вносить соответствующие коррективы в свои действия.

При рассмотрении правил делового поведения имеет смысл остановиться на

отрицательных эмоциях, так как именно они могут играть негативную роль,

дезорганизуя поведение, снижая эффективность работы, нарушая коммуникацию.

Чаще всего отрицательные эмоции возникают в связи с тем, что не удовлетворены

потребности личности, относящиеся к социальному уровню: потребность в

принадлежности к группе, в признании, в уважении и самоуважении, в

положительной самооценке. Мы основное внимание уделим именно таким случаям,

так как они непосредственно связаны с соблюдением правил делового поведения,

уважением и вниманием к собеседнику. (Конечно, другие уровни потребностей

также могут быть связаны с неприятными переживаниями в процессе работы, это

могут быть и потребность в безопасности и комфорте, и потребность в

самореализации и другие высшие потребности. Но мы намеренно ограничимся

социальными потребностями, чтобы изложение было более компактным)

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 2725 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Эмоции и потребности

Я всегда говорю о важности понимания чувств, о чувствах по поводу чувств и вообще об эмоциональном интеллекте, который заключается в способности распознавать свои внутренние состояния и состояния другого человека, а также экологично (без вреда для себя и других) удовлетворять собственные потребности. Связка эмоции-потребности вообще очень интересная и заслуживает отдельного внимания.

Мы все вроде бы это знаем, но почему-то склонны забывать, что за каждой эмоцией стоят потребности. Когда потребность удовлетворена, возникают так называемые позитивные эмоции: радость, благодарность, уважение. Если же потребность не удовлетворена, то добро пожаловать в мир так называемых негативных переживаний, эмоций злости, обиды, стыда, страха, тревоги, отвращения и т.п.

  • Основные наши потребности — это:
  • свобода
  • уважение
  • принятие
  • защита
  • близость
  • безопасность
  • отдых
  • развитие
  • самореализация.

Любая эмоция — важный сигнал бессознательного, о том, удовлетворена та или иная потребность либо нет. И именно поэтому, разделение эмоций на позитивные и негативные весьма условно. Не потому, что злость и отвращение — это приятно, а потому ,что, если мы испытываем злость и отвращение, то какая-то из наших естественных потребностей не удовлетворена и, возможно, вообще не осознаётся.

Очень полезно развивать в себе навык (и в работе с клиентами я способствую осознанию этой пользы, буквально показываю её) в любой момент застыть и спросить себя:

Что я сейчас чувствую, испытываю?

С какой потребностью связано это чувство?

Подобная экспресс-рефлексия позволяет рационализировать внутреннее состояние и благодаря этому увидеть возможности для удовлетворения собственных потребностей, экологично и без нагромождений деструктивных состояний.

Источник

Эмоциональные потребности

Какие базовые эмоциональные потребности есть у каждого из нас, и почему важно делать все, чтобы их удовлетворить. Рассказывает психолог Юлия Хворова.

У всех людей с детства есть универсальные примеры базовых потребностей. Их неудовлетворение — это одна из причин эмоциональных проблем в детском и взрослом возрасте. Идеальное детство невозможно, некоторые потребности будут удовлетворяться в большей степени, другие — в меньшей. Если базовая потребность не удовлетворяется в значительной степени, это приводит к формированию дезадаптивных схем. Дезадаптивные схемы — это ригидные представления о мире, которые оказывают влияние на когниции, эмоции, воспоминания, социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения.

Базовые эмоциональные потребности человека, о которых пойдет речь в этой статье, описаны Джеффри Янгом, основателем схема-терапии.

Зачем вообще знать о базовых потребностях, и как мне это поможет?

Неудовлетворение базовых потребностей приводит к поддержанию и активизации дезадаптивных схем, которые начинают управлять нашим поведением. Поведение, продиктованное схемой, еще больше препятствует удовлетворению потребностей, негативно сказывается на межличностных взаимоотношениях, мешает действовать согласно внутренним ценностям. Осознание базовых потребностей — важная ступень на пути к осознанному поведению, направленному на проживание гармоничной, удовлетворяющей вас жизни.

Осознание базовых потребностей — важная ступень на пути к осознанному поведению, направленному на проживание гармоничной, удовлетворяющей вас жизни.

Что это за потребности?

В схема-терапии выделены пять групп базовых эмоциональных потребностей:

Безопасная привязанность к другим — включает безопасность, стабильность, заботу и принятие;

Автономность, компетентность и чувство идентичности;

Свобода выражать действительные потребности и эмоции;

Спонтанность и игра;

Реалистичные границы и самоконтроль.

Давайте рассмотрим каждую группу потребностей подробнее.

1 Безопасная привязанность к другим

Потребность в безопасной привязанности, если брать как в пример эмоциональной потребности человека, к другим возникает у человека сразу после рождения. Человеческий детеныш в течение первых нескольких лет жизни является беспомощным и неспособным выжить без чьей-либо помощи. Его жизнь зависит от жизни родителей.

Само по себе присутствие родителей не удовлетворяет потребность в безопасности. Она удовлетворяется, если родители обеспечивают для ребенка физически и психологически безопасную среду. Родитель должен показать ребенку, что он ему поможет, сделает все для предотвращения или контроля ситуации. В этом случае ребенок увидит и запомнит, что кроме опасности в мире есть заботливые и поддерживающие люди, которые смогут помочь в сложной ситуации.

Ребенок увидит и запомнит, что кроме опасности в мире есть заботливые и поддерживающие люди, которые помогут в сложной ситуации.

Кроме родителей в удовлетворении этой потребности участвует все окружение ребенка.

Стабильность и предсказуемость. Стабильность играет немаловажную роль в становлении и поддержании эмоционального благополучия человека. Сюда относятся предсказуемость отношений и уверенность в том, что родитель или партнер не покинет и поддержит при необходимости. Понимание того, что любовь и забота близких не зависит от внешних обстоятельств, создает ощущение спокойствия.

Понимание и сострадание. Кроме поддержки в трудную минуту как взрослому, так и ребенку важно чувствовать, что его эмоции и переживания понятны и важны для близких людей. В таком случае мы не чувствуем себя отверженными и одинокими. Через сопереживание ребенок узнает, что испытывать и выражать эмоции — это нормально в такой ситуации. В противном случае возникает убеждение, что эмоции не важны и выражать их нельзя.

Любовь и принятие. Каждому человеку важно знать, что его любят и принимают таким, каков он есть. Со стороны родителей важно дать понять ребенку, что он любим и ценен сам по себе, как личность независимо от проступков или внешних обстоятельств. При неудовлетворении этой потребности человека мы чувствуем себя одинокими, ненужными, неправильными.

Понимание того, что любовь и забота близких не зависит от внешних обстоятельств, создает ощущение спокойствия.

Наставничество и направление. Разумеется, мы не можем знать всего, особенно в детстве. В ответ на потребность в наставничестве важно получить помощь от того, кто не осудит за незнание и не обвинит в некомпетентности, а подскажет, научит, направит. Депривация этой потребности вызывает тревогу и ощущение некомпетентности, что может перейти в перфекционизм или прокрастинацию. При этом важно соблюдать баланс, не нарушая потребность в автономии.

Поддержка и поощрение. Поощрение и поддержка подкрепляет инициативность, самостоятельность, мотивацию на достижение целей. При удовлетворении этой потребности человек может идти к достижению каких-либо целей, ориентируясь на внутренние ценности и эмоциональные потребности, а не на внешнюю критику или одобрение.

2 Автономность и компетентность

Автономия — потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении, способность самостоятельно принимать решения и действовать. Для удовлетворения данной потребности важно иметь время и пространство, чтобы побыть наедине с собой, возможность самостоятельно решать какие-то задачи, проблемы.

Компетентность — способность принимать своевременные решения, эффективно действовать и добиваться целей. При удовлетворении этой потребности мы чувствуем себя достаточно успешными в своей деятельности, верим в собственные способности и возможности.

3 Свобода выражать действительные потребности и эмоции

Удовлетворение потребности в свободном выражении своих эмоций и потребностей дает возможность переживать их полноценно, не прятать чувства. Стабильная валидация чувств и потребностей позволяет чувствовать себя адекватным внешней среде, эффективно регулировать и контейнировать эмоции.

4 Спонтанность и игра

Спонтанность — нахождение в моменте «здесь и сейчас», в гармонии со своим состоянием и внешним миром. Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально. При жестком пресечении спонтанности, ребенок получает сигнал, что настоящий момент не важен, его импульсы неправильны.

Ограничение этой эмоциональной потребности человека (например, «что ты фигней какой-то занят, лучше бы что-то полезное сделал») вызывает чувство вины, стыда за свои позывы и желания. Как следствие — формирование высоких требований к своей эффективности, обесценивание отдыха, гиперконтроль.

Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально.

5 Реалистичные границы и самоконтроль

Еще одна важная эмоциональная потребность заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле. В детстве мы только познаем наличие границ у себя и других людей. Важно закрепить у ребенка понимание, что нужно уважать права и потребности других людей так же, как и свои собственные. Это закладывает баланс между эгоистичностью и самопожертвованием.

Эта потребность обеспечивает понимание, уважение и следование общим правилам, контроль импульсивных желаний и адекватный уровень самодисциплины, который помогает достигать целей.

Осознание базовых потребностей — важнейший аспект заботы о себе. Следом за осознанием важно научиться адаптивно их удовлетворять, что поможет чувствовать себя более гармонично.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector