Эмоции классификация эмоций психология
Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.
Что это такое: понятие
Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.
Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.
Роль и природа
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
- Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
- Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
- Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
- Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
- Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
- Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
- Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).
Функции
- Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
- Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
- Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.
Классификации: все основные виды эмоций
На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска. |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума. | Равнодушие, удивление, интерес. |
Классификация Додонова
Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:
- Коммуникативные (возникают в процессе общения).
- Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
- Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
- Глорические (потребность в самоутверждении).
- Пугнические (тяготение к риску, опасности).
- Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
- Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
- Гностические (формируются с тягой к познанию).
- Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
- Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).
Классификация Леонтьева
Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:
- степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
- чужими желаниями и отношением к ним индивида;
- взаимоотношениями;
- презрением;
- проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
- сравнение своего «Я» с общественными стандартами.
Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?
Формы и примеры эмоциональных процессов
- Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
- Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
- Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
- Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.
Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:
- Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
- Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
- Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).
Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.
Дифференциальные эмоции Изарда
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
- Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
- Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
- Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
- Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
- Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
- Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
- Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
- Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
- Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
- Горе. Реакция на негативные события.
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Классификация эмоций.
КОНСПЕКТ ОТВЕТА
Определение и функции эмоций.
Эмоция – это переживание, характеризующее состояние субъекта и его отношение к объекту, а не содержание события, в отношении которого она возникает. Эмоциональные переживания полярны (всякое переживание имеет свою противоположность). Объективная роль в жизни человека и основная функция: эмоции объективно связывают между собой события в жизни человека с его потребностно-мотивационной сферой. Эмоции всегда возникают в связи с определенными потребностями или мотивами и по отношению к каким-либо событиям. В теории деятельности определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность успешна — положительные эмоции, если нет – отрицательные Функции эмоций. Оценочная функция. (Симонов) Эмоции сигнализируют о некоторых значимых для человека событиях, которые происходят в окружающем мире. Появляется мотивационная значимость событий. Информационная теория эмоций: эмоция оценивает вероятность ожидаемого события, вероятность удовлетворения потребности. Побудительная функция. (Рубинштейн) В эмоциях субъективно отражаются потребности и мотивы, они могут являться побудителями действий. Аварийное разрешение ситуации. Эмоции могут навязывать человеку стереотипные способы поведения в определенных условиях, например, бегство при сильном страхе. Дезорганизующая функция. В ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение. Волнение, аффект. Регулирующая функция (Леонтьев). Функция подкрепления. Эмоции могут подкреплять те формы поведения, которые ведут к удовлетворению имеющихся потребностей. Функция предвосхищения. Эмоции могут предвосхищать результаты действия до его выполнения. Эвристическая функция. В творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска. Синтезирующая функция (Вундт). Чувственный тон ощущения, законы соединения простых чувств в частичные и цельные тенденция чувств к интеграции, объединению. Функция активации ЦНС. Изучается нейрофизиологией в связи с уровнем общей активациии НС. Экспрессивная функция. Эмоциональные переживания сопровождаются «выразительными движениями», которые могут использоваться в общении – мимика. По разному выражается на 3 уровнях: природный уровень – сигнал, за которым стоит природный аффект (аналог сигнальная речь животных); социальный уровень – знак, «язык эмоций». Круг Шлосберга – шкала мимического выражения эмоций: Любовь-удивление-испуг-страх-гнев-ярость-отвращение-презрение…- опознание эмоций по их выражению; личностный уровень – символ, символ наличия личностной проблемы, непосредственное понимание субъектом собственной проблемы, Юнг – чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу, фундаментальной проблеме личности.
Классификация эмоций.
Рубинштейн. Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обощенности. Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:
Чувства (эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В развитии эмоций выделяют 3 уровня чувств в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания: Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в связи с органическими потребностями человека. К нему относятся элементарные, т.н. физические чувствования – удовольствия, неудовольствия. Каждое чувство отражает объективное состояние организма индивида, находящегося в определенных отношениях с окружающим миром. Это могут быть местные, локальные чувства, или же общее органическое самочувствие индивида – в этом случае эмоциональное состояние носит неопределенный характер. Не осознаются, беспредметные. Предметные чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным предметам, имеющим устойчивый интерес человека. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. Здесь чувство – отношение к миру, выраженное в осознанном переживании. Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, интересов, к которой они относятся: интеллектуальные (познавательные интересы), эстетические и моральные (моральные ценности). Это любовь или ненависть к кому-то, возмущение к.-л. поступком. Уровень обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Связаны с мышлением. Эти чувства соотносятся с обобщенными жизненными ситуациями. Чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического. Смешным кажется то, что сперва выступает с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность (чувство комического). В юморе смех над недостатками человека должен сочетаться с симпатией, которая должна даже доминировать над высмеиванием, иначе возникает «трагический юмор». Ирония разит несовершенство мира с позиции возвышающегося над ним идеала. Выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать. Аффект – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффект переживается в ситуации. Еще более ярко выраженный – патологический аффект, после которого человек не помнит, что он делал. Страсти– сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов. С другой стороны, это своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть захватывает человека, он является страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила от него же и исходит. Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние. Это бессознательная эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).
Леонтьев. Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни. Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:
Эти классы различаются как по качественным характеристикам, так и по доле участия в регуляции деятельности (основная функция эмоций – регулирующая)
Аффект– сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию (сдвинуты к концу события), имеют способность к аккумуляции, накапливанию. Не являются управляемыми. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга, Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)).
Собственно эмоции – более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер — способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации — эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание). Выражение эмоций происходит с помощью «эмоционального языка».
Чувства– предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации. Устойчивые, т.е. внеситуативные социально- и личностно значимые эмоциональные состояния управляемые с помощью культурных (предметных, символических — герб) средств. Выготский – чувства – как ВПФ (возможность управлять собственной природой). Несовпадение чувств и эмоций — амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.