ПСИХОЛОГИЯ

Эмоциональная комфортность в психологии это

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника
статья на тему

: эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются вопросы о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе, в частности, для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать эмоциональные состояния младшего школьника. Для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок в урочное и внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
emotsionalnaya_komfortnost_kak_faktor_psihologicheskogo_zdorovya_mladshego_shkolnika.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Голикова Виктория Васильевна

учитель начальных классов

г. Енисейска Красноярского края

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника

Аннотация: эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются вопросы о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе, в частности, для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать эмоциональные состояния младшего школьника. Для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок в урочное и внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности.

Ключевые слова: психологическое состояние младшего школьника, эмоциональное состояние школьника, эмоциональный комфорт.

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в его жизни, когда ведущей деятельностью становится учебная. В школу приходят дети разные по характеру, поведению, уровню развития и подготовленности. Одни схватывают все, как говорится, на лету, другим требуется приложить определенные усилия, и есть такие дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудных и для них самих, и для учителей. Плохие оценки, замечания учителя в адрес такого ученика влияют на отношение к нему одноклассников. Появляются проблемы школьной адаптации. Эмоциональный дискомфорт, возникающий при этом, снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний.

Здесь важен вопрос о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе. В наше время ни для кого ни секрет, как много значит психологическое состояние школьников. Опираясь на суждение известного психолога Н.П.Слободяник, понятие психологически здорового человека определяется так- это человек, принимающий себя и окружающих, подвижный и восприимчивый к внешним изменениям.

С этой целью в начальной школе большое внимание уделяю ролевой деятельности. Ребенок на уроке примеряет на себя новые роли, разные по статусу и по содержанию. На таких уроках обычно каждый ученик вовлечен в активную, сменяемую деятельность, то он артист, то художник, то эксперт, то исполнитель. В нашей школе через разнообразные спецкурсы ( «Юный исследователь», «Юный математик» и пр.) для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок во внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности- творческой, поисковой, исследовательской, проектной.

У детей младшего школьного возраста преобладает эмоциональное начало, они очень восприимчивы к оценкам окружающих и здесь очень важно создать ситуацию успеха на уроке. Надо отметить, что переживая позитивные эмоции от улучшения образовательных результатов, ученик стремится к тому, чтобы вновь оказаться в ситуации успеха. Как показывают наблюдения учителей, чтобы быть успешным в старших классах, в начальной школе ребенку нужно овладеть навыком быстрого осознанного чтения со скоростью не менее 120 слов в минуту. И с этой целью в учебной деятельности использую карточки использую карточки с индивидуальными заданиями, таблицы Шульте, карточки для периферийного чтения, разнообразные тексты с заранее пронумерованными словами для методики быстрого чтения. В частности, приведу такой пример. Дети для отработки техники чтения приносят тексты из дома. Приносят те тексты, которые их чем- то заинтересовали, запомнились. Поэтому при пересказе им интересно поведать собеседнику именно свой текст, свою историю, что позитивно отражается в работе над техникой чтения. Заметила значимую роль и дневников по замерам показателей чтения, письма и скорости вычислений. Мы в начальной школе называем их дневниками успешности, потому что они в динамике показывают рост, успехи ребенка в достижении лучших результатов.

Очень важно этот момент успеха ребенка заметить и оценить. И здесь пришла к такому наблюдению, что для ученика начальной школы наиболее значимой являются все же эмоциональные формы оценки: восхищение, сопереживание, оптимизм, огорчение, удивление.

Говоря о внутреннем комфорте каждого ребенка на уроке, нельзя не сказать об индивидуально- ориентированном способе обучения. Готовлю материал к урокам, учитывая разные способы восприятия учеников. Наблюдая за детьми, отметила, что у каждого есть доминирующий способ восприятия информации, таким образом выделила в классе группы: так называемые «слушатели», «зрители», «деятели». Материалы для уроков получаются разных видов: визуальные ( презентации, видео, фото, картины), разговорного характера ( диалоги, ролевые игры, озвучивание сюжетов), практические (коллажи, рисование, лепка). Такой подход в работе дал стабильную динамику в обучении. Поэтому, готовясь к урокам, учитываю все способы восприятия детьми информации, таким образом одновременно расширяя возможности детей и создавая положительное эмоциональное пространство.

В конце урока или занятия провожу рефлексию в виде вопросов, рисунков или цветовую- она для меня является одним из инструментов, с помощью которого можно оценить эмоциональное состояние учеников, увидеть плюсы и минусы своей деятельности. Таким образом, эмоциональное состояние и настроение ребенка являются, если не определяющим, то без сомнения очень важным фактором в учебной деятельности и процессе общения. Поэтому для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать как свои эмоциональные состояния, так и состояния и настроения ученика.

И в заключение, хочу привести слова М. Пришвина: «Самая суть чисто человеческого здоровья- это когда неудержимо тянет сказать что- то хорошее другому человеку…»

  1. Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой: программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – Москва: Генезис. -2002.- 72с.

2. Бендас, Т.В. Нагаев, В.В. психология чувств и их воспитание / Т.В. Бендас, В.В. Нагаев. – М., 1982.

3. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – Москва: Генезис.- 2002.-165с.

4. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – Москва: Сфера.- 2011г.-123с.

Источник

Про комфорт, внутреннюю гармонию и стремление себя развивать

— Денис, что людей, живущих в комфорте, обычно толкает на развитие?

— Комфорт – понятие интересное. И очень относительное.

Если взять, например, миллионеров, которые владеют огромным состоянием и могут полететь отдыхать на свой собственный остров, и сравнить их с людьми, которые живут в своей квартире, имеют крышу над головой, еду и прочие блага цивилизации – их уровни комфорта отличаются. У одних комфорт – это острова и собственные самолеты с шампанским, у вторых – элементарные удобства для простой жизни. Но есть между этими людьми и нечто общее: они не находятся за чертой бедности, они не думают каждый день о том, на какие деньги завтра купить хлеба и воды, их базовые потребности закрыты. Благодаря тому, что они ощущают себя в комфорте и безопасности, у этих людей есть время и энергия, чтобы подумать. Подумать, в числе прочего, на тему: «А что бы такого сделать со своей жизнью и с самим собой, чтобы стало еще лучше, еще интереснее?». И этот интерес, это стремление «сделать что-то еще» — это и есть то, что мы в быту называем «стремление к развитию».

— Можно ведь свободную энергию потратить на разговоры с подружкой, попить пивка в баре, отправиться в путешествие, посмотреть фильм, не задаваясь вопросами об улучшении того, что есть? Зачем делать еще лучше, если и так хорошо?

— Да, можно тратить свою энергию на все, что угодно. Если стремление человека идет от души, то просмотр фильма, обычный ужин, разговор с близким человеком или с незнакомой старушкой, поход в парк, в салон красоты, в бассейн, в лес, по магазинам станет лучшим опытом для него, разумным способом использовать энергию. Но если все это не приносит радости, успехи на работе недостаточны, развлечения наскучили, окружающие люди надоели, сама действительность не радует, всё не интересно, не хочется — то здесь что-то явно не то.

Кстати, у людей, которые болезненно, до зуда, ищут развития, которые хотят чего-то большего – у таких людей обычно есть внутренний конфликт, непонимание своих истинных желаний и целей. Такой человек может быть недоволен собой, несмотря на все свои достижения. Он может открыто конфликтовать с другими и попросту не ощущать, что его любят и ценят. Если человек знает, что завтра он может намазать масло на хлеб – это еще не значит, что он четко знает, зачем он живет, и не означает, что его радует от души то, что у него есть на данный момент.

Например, сегодня я разговаривал со знакомым директором вполне успешной компании. С точки зрения материального комфорта у него все более чем хорошо, а «он, мятежный, просит бури». Его не устраивает то, что есть. Он хочет измениться, долго работает над собой. Многие мечтают оказаться на его месте, быть такими же уважаемыми и обеспеченными, иметь подобный социальный вес, но мало кто знает, что этот человек еще не обрел внутреннюю гармонию.

— Ты можешь дать человеку внутреннюю гармонию?

— Как можно человеку дать гармонию, если она — часть личного пространства, часть тебя? Не может бегун другому отдать свои ноги, чтобы тот стал быстро бегать. Да, у меня самого есть внутренняя гармония, и чтобы прийти к ней, мне понадобились годы и множество жизненных уроков. Я, конечно, очень хочу отсыпать другому горстку внутренней гармонии, или даже налить её в бутылёк, но не могу сделать этого. Ни один волшебник в мире не может сделать этого. Осознание того, что внутренняя гармония — это часть тебя, и ее невозможно взять извне, станет ценным открытием для любого человека. Это позволит быть счастливым не от случая к случаю, а навсегда стать хозяином своего внутреннего пространства. И когда я говорю про «развитие», я имею ввиду путь, знакомство, исследование пространства внутри себя, восстановление гармонии с собой и этим миром.

Снова приведу в пример моего знакомого, успешного, с точки зрения социума, человека. Сейчас он на пути к своей внутренней гармонии. Он уже знает техники, упражнения, отрабатывает их как минимум год в нашем плотном общении на эту тему. Сегодня он поделился, что поймал одно важное состояние, ощутил на практике, что значит быть «в гармонии с собой». Это состояние мне знакомо, но для него это было нечто теоретическое. И вот сегодня он мне сказал: «Денис, я понял. Я понял. Словами не могу сказать, но я понял как это!». Это действительно сложно облечь в слова, это нечто фундаментальное внутри. Это нечто наполняет твое существо невероятным спокойствием, пониманием того, что есть здесь и сейчас, ясностью, ощущением единения с этим миром. Передать это невозможно. Можно помочь человеку организовать личную практику. Можно подсказать какие-то пути, варианты действий, чтобы человек их перебрал, получил опыт. Через получение опыта количество перерастает в качество. И тогда множество попыток «прощёлкивает» в осознание, которое вдруг (а на самом деле – плавно, мягко) меняет картину мира, создает «щель в мировосприятии», через которую бьет другой свет, новое видение, более ясное, истинное и спокойное. Видеть эту трансформацию в человеке, лично для меня, — самое дорогое. К сожалению, я не могу этого, самого дорого, просто вот отдать. Это не яблоко, чтобы им можно было вот так просто поделиться. Это не предмет. Это состояние. Это – навык восприятия. Я могу помочь это восстановить. Я могу быть гидом, помощником, партнером по личностным тренировкам, но путь к своей гармонии человек может получить только через свои собственные усилия и шаги.

Источник

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника

Голикова Виктория Васильевна

учитель начальных классов

г. Енисейска Красноярского края

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника

Аннотация: эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются вопросы о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе, в частности, для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать эмоциональные состояния младшего школьника. Для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок в урочное и внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности.

Ключевые слова: психологическое состояние младшего школьника, эмоциональное состояние школьника, эмоциональный комфорт.

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в его жизни, когда ведущей деятельностью становится учебная. В школу приходят дети разные по характеру, поведению, уровню развития и подготовленности. Одни схватывают все, как говорится, на лету, другим требуется приложить определенные усилия, и есть такие дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудных и для них самих, и для учителей. Плохие оценки, замечания учителя в адрес такого ученика влияют на отношение к нему одноклассников. Появляются проблемы школьной адаптации. Эмоциональный дискомфорт, возникающий при этом, снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний.

Здесь важен вопрос о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе. В наше время ни для кого ни секрет, как много значит психологическое состояние школьников. Опираясь на суждение известного психолога Н.П.Слободяник, понятие психологически здорового человека определяется так- это человек, принимающий себя и окружающих, подвижный и восприимчивый к внешним изменениям.

С этой целью в начальной школе большое внимание уделяю ролевой деятельности. Ребенок на уроке примеряет на себя новые роли, разные по статусу и по содержанию. На таких уроках обычно каждый ученик вовлечен в активную, сменяемую деятельность, то он артист, то художник, то эксперт, то исполнитель. В нашей школе через разнообразные спецкурсы ( «Юный исследователь», «Юный математик» и пр.) для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок во внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности- творческой, поисковой, исследовательской, проектной.

У детей младшего школьного возраста преобладает эмоциональное начало, они очень восприимчивы к оценкам окружающих и здесь очень важно создать ситуацию успеха на уроке. Надо отметить, что переживая позитивные эмоции от улучшения образовательных результатов, ученик стремится к тому, чтобы вновь оказаться в ситуации успеха. Как показывают наблюдения учителей, чтобы быть успешным в старших классах, в начальной школе ребенку нужно овладеть навыком быстрого осознанного чтения со скоростью не менее 120 слов в минуту. И с этой целью в учебной деятельности использую карточки использую карточки с индивидуальными заданиями, таблицы Шульте, карточки для периферийного чтения, разнообразные тексты с заранее пронумерованными словами для методики быстрого чтения. В частности, приведу такой пример. Дети для отработки техники чтения приносят тексты из дома. Приносят те тексты, которые их чем- то заинтересовали, запомнились. Поэтому при пересказе им интересно поведать собеседнику именно свой текст, свою историю, что позитивно отражается в работе над техникой чтения. Заметила значимую роль и дневников по замерам показателей чтения, письма и скорости вычислений. Мы в начальной школе называем их дневниками успешности, потому что они в динамике показывают рост, успехи ребенка в достижении лучших результатов.

Очень важно этот момент успеха ребенка заметить и оценить. И здесь пришла к такому наблюдению, что для ученика начальной школы наиболее значимой являются все же эмоциональные формы оценки: восхищение, сопереживание, оптимизм, огорчение, удивление.

Говоря о внутреннем комфорте каждого ребенка на уроке, нельзя не сказать об индивидуально- ориентированном способе обучения. Готовлю материал к урокам, учитывая разные способы восприятия учеников. Наблюдая за детьми, отметила, что у каждого есть доминирующий способ восприятия информации, таким образом выделила в классе группы: так называемые «слушатели», «зрители», «деятели». Материалы для уроков получаются разных видов: визуальные ( презентации, видео, фото, картины), разговорного характера ( диалоги, ролевые игры, озвучивание сюжетов), практические (коллажи, рисование, лепка). Такой подход в работе дал стабильную динамику в обучении. Поэтому, готовясь к урокам, учитываю все способы восприятия детьми информации, таким образом одновременно расширяя возможности детей и создавая положительное эмоциональное пространство.

В конце урока или занятия провожу рефлексию в виде вопросов, рисунков или цветовую- она для меня является одним из инструментов, с помощью которого можно оценить эмоциональное состояние учеников, увидеть плюсы и минусы своей деятельности. Таким образом, эмоциональное состояние и настроение ребенка являются, если не определяющим, то без сомнения очень важным фактором в учебной деятельности и процессе общения. Поэтому для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать как свои эмоциональные состояния, так и состояния и настроения ученика.

И в заключение, хочу привести слова М. Пришвина: «Самая суть чисто человеческого здоровья- это когда неудержимо тянет сказать что- то хорошее другому человеку…»

Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой: программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – Москва: Генезис. -2002.- 72с.

2. Бендас, Т.В. Нагаев, В.В. психология чувств и их воспитание / Т.В. Бендас, В.В. Нагаев. – М., 1982.

3. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – Москва: Генезис.- 2002.-165с.

4. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – Москва: Сфера.- 2011г.-123с.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть