ОТНОШЕНИЯ

Эмоционально ценностное отношение к природе

Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе и экологической культуры на уроках обществознания.
статья по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Три главных правила экологической морали.

1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.

2. Я не причиню зла живому цветку, дереву, птице, животному и, конечно человеку.

3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, цветку, дереву, птице, животному и, конечно, человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
pedmarafon2017.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на XIV педмарафоне.

Тема: Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе и экологической культуры на уроках обществознания.

Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять действовать законы природы для определённых целей.

Человек, люди, общество живут в природном окружении, без которого была бы невозможна сама жизнь. Природа обладает непреходящей ценностью и значимостью для человека. Поэтому социальная экономика , изучающая экологические процессы и явления в тесной увязке с жизнью людей, образом и уровнем жизни включает в себя экологические вопросы и проблемы. Ведь экология и жизнь тесно связаны между собой узами, которые становятся всё более и более тесными.

Человек, стремясь к лучшей жизни, настолько глубоко трансформировал и безжалостно эксплуатирует природу, что жизнь от того стала намного хуже и опасней, способна стать и более короткой. Поэтому актуальнейшая социальная задача состоит в установлении разумного равновесия между тем, что мы берем от природы, насколько вмешиваемся в неё и тем, что мы даем природе, насколько охраняем, защищаем, восстанавливаем её во имя настоящего и будущего поколений.

Возрастание удельного веса экогуманистических ценностей в жизни общества один из основных критериев общественного прогресса и процесса становления нового человека. Данный процесс должен основываться как на традиционных идеях гуманизма, так и на ответственном, бережном отношении к природе. Сегодня экология приобрела черты идеологии.

Из сказанного следует, что природа должна фигурировать как неотъемлемая часть экологии, охрану и восстановление окружающей среды следует рассматривать как социальные — экологические процесс.

Охрана природы — важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым её гражданином. Поскольку сейчас все меньше остается окружающей природы, и все больше создается окружающей среды, воспитание экологической культуры, формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов приобретает особую актуальность.

Основой экологической культуры являются экологическая грамотность, экологическая эрудиция, экологическое образование.

Специалисты, занимающиеся этими проблемами различают понятия «экологическое сознание» , «экологическое мышление» и «экологическая культура».

В чем различие экологического сознания и экологической культуры? Главное в содержании первого понятия – это усвоение соответствующих знаний, информированность об экологической обстановке, второе понятие высвечивает внутренний мир человека через его поступки, поведение, показывает реальный уровень экологизации сознания.

О.Лапицкий выделил три тенденции в экологическом образовании:

1. – формирование экологических представлений через экологическое просвещение, через усвоение экологических знаний.

2. – характеризуется ориентацией на формирование экологических отношений.

3. – на основе компетентностного подхода ориентирует нас на то, чтобы выпускник школы умел решать экологические проблемы в процессе практической деятельности, принимать решения, учитывать систему экологических рисков.

На уроках обществознания и основ предпринимательской деятельности я методично отрабатываю все эти три тенденции.

Экологическое просвещение призвано привить человеку знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

На современном этапе развития экологического просвещения изучение экологических проблем строится с позиции гуманизации .

Экологическое воспитание — способ воздействия на чувства и сознание человека. Поэтому в 7 кассе я обращаю особое внимание на изучение

Великого экологического правила:

Нельзя требовать от природы больше, чем она способна дать. Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы.

Три главных правила экологической морали.

1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.

2. Я не причиню зла живому цветку, дереву, птице, животному и, конечно человеку.

3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, цветку, дереву, птице, животному и, конечно, человеку.

Потом мы говорим о том:

= В чем состоит главный смысл экологической морали? И:

= Как будет звучать золотое правило этики, если ею дополнить отношением к природе?

Учащиеся получают задание индивидуально или в группах поработать над проектами:

= Подготовь сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы. Определи основные источники их загрязнения.

= Подготовь сообщение об исчезнувших видах животных и птиц. Сделай рисунок одного-двух видов.

= Подготовь сообщение о тех видах животных и птиц Краснодарского края, которым, грозит исчезновение. Расскажикак их можно сохранить.

= В одной шутливой песенке поется: “Потому что без воды и не туда, и не сюда”. В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?

На уроках труда они изготавливают кормушки для птиц и расставляют по всей территории школы.

В 10-11 классах при изучении экологического права обращаю внимание учащихся на то что эту отрасль права составляют: 1 часть –нормы природоохранительного права, т.е. регулирование отношений по поводу защиты экосистем и комплексов, всей окружающей среды. 2 часть образует природоресурсное право , обеспечивающее рациональное использование отдельных природных ресурсов Земли, ей недр, вод, лесов, атмосферы, воздуха, животных и растений мира.

При изучении статей 42 и 58 Конституции РФ, где закреплены права и обязанности граждан в сфере экологии мы организуем круглый стол « Жалобная книга природы». Подчеркиваем, что экологическая правовая ответственность – часть общеюридической ответственности. Она подразделяется на дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

В старших классах я также активно использую элементы проектных технологий. При этом решаются сразу несколько дидактических задач: это и развитие навыков работы в информационных системах, и самостоятельный отбор ученикам увлекательного учебного материала по изучаемой теме, и опыт создания электронного или бумажного продукта, и формирование познавательных и коммуникативных компетенций школьников. Ребята учатся самостоятельно определять проблему и находить её решение.

Одним из эффективных способов изучения состояния сформированности экологической культуры школьников является анкетирование. Старшеклассники должны осознать взаимозависимость экономики и экологии, знать группы профессий по их влияние на окружающий мир, особенности влияния на природу профессии, которую они выбирают. Они должны хорошо знать экологическое законодательство соответствующей отрасли хозяйства.

Проводится анкетирование учащихся:

= Существует ли профессии, целью которых является оказание положительного взаимодействия на окружающую среду? Какие?

= Расскажите о тех законодательных актах, в которых раскрыты экологические проблемы в той профессии деятельности, которую вы хотите освоить в вашей дальнейшей жизни.

= Приведите названия экологических организаций действующих в городе Краснодаре.

= Относится ли природоохранная деятельность к общественно-полезной деятельности? Обоснуйте ваше мнение, используя примеры.

= С какого возраста человек может активно заниматься проблемами природоохранной деятельности?

= Какие меры усиления охраны природы вы можете предложить в городе Краснодаре?

= Охарактеризуйте основные качества человека с высоким уровнем культуры.

На основе ответов учащихся строится дальнейшая профориентационная работа и корректируются методики раскрытия экологических вопросов в конкретных классах.

На Неделе экологии объявляется конкурс стенгазет на экологическую проблематику.

Ко Дню победы старшеклассники высаживают Аллею памяти.

На уроках “Основ предпринимательской деятельности” практикуем различные виды игр, которые позволяют расширить экологический кругозор учащихся, позволяют им приобретать практически полезные навыки природопользования и ресурсосбережения.

Имитационные игры. Имитируются события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Операционные игры . Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.

Ролевые игры . В процессе игры учащиеся выполняют задания, формирующие нравственные качества личности, они учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина. Игра способствует развитию знаний учащихся о природе, создает опыт упражнения о нравственном поведении, формирует у ребят потребность положительного воздействия на природу.

Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе и экологической культуры на уроках обществознания.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector