ПСИХОЛОГИЯ

Эмоциональное развитие младенца психология

Эмоциональное развитие младенца психология

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н..JI. Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция — улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» — специфического поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии,

Источник

Эмоциональное развитие новорожденного ребенка

Появление на свет малыша не просто означает еще одну жизнь на земле, а знаменует рождение целого нового мира, индивидуальности. Именно с периода новорожденности начинается личностное развитие ребенка. Как же это происходит?

Эмоциональные волнения новорожденного малыша

Ярко выраженным психологическим явлением, которое характерно для первого месяца жизни ребенка, является травма рождения. Она связана с резкой сменой окружающей обстановки, которая произошла после рождения.

На перинатальной стадии развития кроха был всесторонне защищен от перепада температуры и воздействия разнообразных внешних раздражителей.

Шум околоплодных вод и звук от биения сердца матери стали для малыша привычными значениями благоприятного спокойного состояния.

Поэтому, в процессе родовой деятельности матери (схватки, потуги) малыш переносит травму, которую вызвали:

  • физическая нагрузка на тело малыша в процессе прохождения по родовым путям;
  • возможные физиологические травмы ребенка при рождении (гипоксия, гематомы головы и т.д.);
  • резкий перепад температуры (в утробе матери – 36 градусов, а в родзале — 23);
  • необходимость самостоятельно питаться и часто проявляющиеся колики живота.

Первым признаком травмы рождения становится крик появившегося малыша.

В дальнейшем эмоциональное развитие детей раннего возраста, как правило, описывается постоянными волнениями и беспокойством.

Возможен плохой сон, пассивное сосание груди (по принципу пустышки), крик во время купания и т.д. Это может длиться на протяжении 1 месяца после рождения, и связано с тем, что:

  • в первые дни жизни малыш плохо видит: может воспринимать лишь контуры предметов и не распознает цветовой гаммы;
  • тело крохи беспомощно, он не может самостоятельно поворачиваться или держать головку;
  • психика ребенка настроена на удовлетворение витальных необходимостей (еда, тепло, сон, чистота, контакт с мамой);
  • крик является основным средством для выражения своих желаний или неудовольствия;
  • время от времени кроха испытывает боль, связанную с уже упомянутыми кишечными коликами.

Анализаторы головного мозга у новорожденного человека развиваются намного быстрее, чем органы его тела. Поэтому интеллектуальное развитие у малыша изначально проходит скорее, чем физическое.

Реакции новорожденного на звук, цвет и запах

Познание нового мира у новорожденного малыша зависит от первоначальной физиологической данности. Психическое развитие ребенка большой мерой зависит от того, как он видит и слышит.

Для новорожденного характерно то, что:

  • малыш концентрирует взгляд на предмете, который перемещается, лишь после 10 дней жизни;
  • способность видеть заключается в очертаниях черного и белого цветов (до шести недель жизни);
  • в 10 дней у новорожденного проявляется рефлекс Мора;
  • на второй неделе жизни малыш обращает внимание на голос говорящего вблизи человека;
  • малыш еще не различает голосов близких;
  • хорошо узнает запах грудного молока.

Как помочь новорожденному крохе пережить кризисный период?

Чтобы смягчить процесс привыкания новорожденного малыша к миру и к его условиям, родителям необходимо быть осведомленными, как вести себя в ситуациях, когда кроха плачет и когда он спокоен.

  • Ребенку необходим частый тактильный контакт с мамой (своеобразная компенсация отделения от ее тела при родах).
  • Новорожденному следует давать грудь каждый раз, когда он начинает плакать (грудное вскармливание для него является процессом удовлетворения сосательного инстинкта и приносит успокоение).
  • Новорожденного малыша нельзя оставлять наедине.
  • С ребенком нужно много разговаривать (для активного развития реакции на человеческую речь).

Следуя описанным правилам и добавляя к ним постоянную нежность, любовь, родители помогут своему малышу пережить эмоциональные трудности, характерные для периода новорожденности.

Таким образом, гармоничное развитие ребенка становится возможным лишь тогда, когда он окружен заботой близких.

Хотите быть в курсе новых тенденций в детском мире? Стремитесь быть хорошими родителями и понимать своих детей? Тогда ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал и читайте новые статьи каждую неделю!

Источник

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_emotsionalnoy_sfery_v_mladencheskom_i_rannem_vozraste.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.)

Эмоциональное развитие в младенческом возрасте

Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.

С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности — познавательной.

Особенности эмоционального развития в младенчестве:

— основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

— в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.

— социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;

— в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;

— складываются предпосылки высших чувств — любовь и симпатия к близким.

Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте

— эмоции также неустойчивы и изменчивы;

— являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;

— начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.

Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 — 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо — плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения… Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Что поможет в развитии эмоций?

Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д. Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть