ПСИХОЛОГИЯ

Эмоция интереса в психологии

Интерес и заинтересованность

Межличностная притягательность и интерес друг другу фактор поддержания длительных отношений.
Дружеская составляющая и интерес всегда характеризуется заинтересованностью, доверием, заботой, терпимостью к недостаткам партнера и его странностям, а не высокой степенью эмоциональной страсти.
Сильный и живой интерес к партнеру часто объясняется привязанностью к нему. Так это или нет?
Разберем что есть интерес и заинтересованность.

Интерес (чувство)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс по классификации, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Описание
Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности. Постепенно может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к предмету. Интерес описывается в терминах увлеченности содержанием, вовлеченности в задачу, в процесс деятельности. Интерес может трактоваться как одна из эмоций, близких к удивлению, любознательности.
Различают эмоциональную и волевую стороны интереса. Под эмоциональной стороной подразумевается интеллектуальная эмоция; под волевой стороной — усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей.
Обычный человек испытывает интерес чаще чем любые другие эмоциональные состояния. К. Э. Изард относит его к базовым эмоциям человека. Он так же считает его главным мотиватором человека в работе и важнейшим элементом творческой деятельности.
Мимические проявления

Чувство интереса может проявляться одним или несколькими из следующих, как правило кратковременных (до 4-5 секунд) мимических движений:
• приподнятые или слегка сведенные брови;
• перемещение взгляда по направлению к объекту;
• слегка приоткрытый рот или поджатие губ.
Человек может продолжать испытывать интерес и после того, как это перестало отражаться в его мимике, но продолжительное отсутствие мимических проявлений рассматривается как признак угасания интереса.
Физиологические проявления
Обычно чувство интереса сопровождается замедлением сердечного ритма, однако продолжительное и интенсивное чувство интереса вызывает противоположный эффект.
Заинтересованный человек
Заинтересованный человек чувствует интерес-возбуждение. Это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У индивида, испытывающего эту эмоцию, существует желание исследовать, вмешиваться, расширить опыт путем включения новой информации и подойти по-новому к объекту, возбуждающему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью. Даже при относительной подвижности человек чувствует, что он «живет и действует».
Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Заинтересованность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/zainteresovat
Заинтересовать — вызвать желание, интерес, вовлечь, побудить к чему-нибудь мягко, по-доброму, чтобы «сам захотел».
Заинтересовать — способ воздействия, характерный для Душки. Силовик действует давлением и захватом. Тактик — созданием влияющей ситуации.
Заинтересовать — вариант позитивной мотивации, наряду с подкупом.
Чтобы заинтересовать, люди делают предложения или вовлекают.
Эффективность, плюсы и минусы заинтересовывания
Заинтересовать, вызвать интерес — не всегда простое, но выигрышное средство влияния. Его плюсы и возможности:
• Устанавливается и укрепляется контакт с вами. Вы заинтересовываете — человек к вам приваживается.
• Создается не только энергия движения, но и показывается, куда двигаться, что делать надо.
• Обычно повышает настроение.
С другой стороны, нужно быть готовым к следующим опасным обстоятельствам:
• Склонность «заинтересовать» иногда воспринимается как заискивание, как признак слабости и снижает статус.
• Приучение к тому, что «Все делаем на интересе» нередко воспитывает Человека-ребенка, избегающего Надо.
Где и как это используется
Увлекайте добрым — важный воспитательный принцип, сочетающий воспитательный момент и дающий ребенку ощущение свободы, так важный в подходе свободного воспитания.
Направление развития
1. Развивайте в себе позитивное отношение к людям: лучше всего умеет заинтересовывать тот, кто людей любит.
2. Приучайте себя задумываться, что интересно, важно и дорого людям рядом с вами.
3. Научитесь быть похожими на тех людей, кого вы хотите заинтересовать.
4. Учитесь вовлекать.

Интерес
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/interes
Интерес как объективка — объективное отношение к жизненным целям и ценностям.
Например, интерес конкретного проекта для нас складывается из его смысла, целесообразности, рентабельности и оптимальности.
Интерес как душевное состояние — повышенное внимание, душевное влечение умственная тяга и повышенный жизненный тонус. Интерес — там, где душа. Антоним: безразличие. Близко: физическое (телесное) влечение — желание.
Поскольку в области практической психологии под интересом чаще всего понимается интерес как душевное состояние.
Интерес как объективка и интерес как душевное состояние
Интерес как объективка может отличаться от интереса как душевного состояния: человек загорелся чем-то, потом потух — его состояние интереса меняется, хотя объективно не изменилось ничего. Проект объективно остался для него интересным, умом это человек понимает, но душа — не там.
Интерес как душевное состояние — подробнее
Интересное — то, чем хочется заниматься, чем «загорелся». Интересный человек — тот, с кем хочется общаться.
Интересное — то, чему мы в поле сознания присваиваем яркий, светлый тон и в связи с чем повышаем свою энергетику, живость и жизненность.
Интерес бывает непроизвольным (интересное само по себе, без наших усилий и настроев), произвольным (надо — вот и сделал себе интересным) и после произвольным (само по себе интересно все, что надо).
Как сделать интерес
Мимика и пластика: глаза интересующегося человека внимательные и собранные (чуть прищуренные), двигается он бодро, все стремится попробовать, потрогать, посмотреть. Лицо довольное, веселое, часто улыбающееся. Движения легкие, энергичные, внимательные. Тело внимательное, готово реагировать на происходящее. По состоянию похоже на состояние страха, только с обратным знаком — тело не зажато, а свободно, но готово действовать.
• Внутренний текст. Уж-жасно интересно!
• Ситуация-картинка: Мир удивителен!
У кого интереса много
Интерес — высокотонусная эмоция, показатель душевного здоровья. У детей интересов обычно больше, хотя они и не стойкие: дети быстрее загораются и быстрее остывают. У взрослых интерес более стабильный, но в целом с упадком жизненных сил снижается и фон интересности жизни.
С большим интересом к делам и жизни живут те люди, для которых характерны:
• ощущение перспективы: уверенность, что им впереди что-то светит.
• высокий позитивный настрой и самооценка, низкое чувство вины,
• хорошее физическое самочувствие, привычка жить с высоким темпоритмом,
• лицо живое, с выражением интереса. Кто живет со скучным лицом, будет скучать всегда.
Интересу к жизни и делам можно учиться, как и любому другому навыку, переводя его в привычку. «Тебе это интересно? — Да. — Почему? — Потому что я привык все делать с интересом».
Интерес и любовь
Интерес — одна из основ любви. Актеры знают — если нужно сыграть на сцене любовь, достаточно относиться к избранному человеку с живым интересом, и все будут чувствовать, что ты к нему не безразличен, понимать это как любовь.
Интерес-мотиватор
Интерес может стать сильным позитивным мотиватором.
Условия возникновения интереса
Чаще интерес возникает там, где есть новое: новое развлечение, новое дело или новая возможность развития.
Чтобы интерес возникал, рос и крепнул (превращался в привычку), помогает:
• создать удобные условия для развития. В частности, сделать новое дело простым, а новый материал — понятным.
• показывать новое и перспективы,
• «разукрашивать» процесс, привносить в него элементы развлечения,
• поощрять новые, творческие начинания,
• давать новые, усложненные задачи, которые человеку по силам,
• подкреплять ощущение успеха.
Условия исчезновения интереса
Интерес чаще пропадает там,
• где слишком сложно и непонятно. Так часто бывает у учеников, когда они что-то не поняли сначала или запустили материал.
• где нет развития,
• где невозможно научиться чему-то новому, нестандартному, творческому.
• где все монотонно и однообразно.
Интерес пропадает у тех и тогда, когда он невыгоден, когда есть внутренняя выгода страдать от скуки. Это может быть психологическая игра или месть («Мне с тобой совсем не интересно!»), может быть оправданием лени («Тут невозможно учиться — ужасно скучно!»).
Интерес снижается с возрастом, с ухудшением здоровья и нарастающей усталостью жить.

Как оказаться интересным
Материал Как оказаться интересным для собеседника и какие приемы в этом могут помочь — важная тема для многих.
Полезные рекомендации
1. Научиться внимательно слушать.
2. Говорить о том, что интересно собеседнику.
3. Расспрашивать о делах и интересах собеседника, а не говорить о себе.
4. Если о себе, то коротко, ярко или душевно открыто.
5. Иметь фишки — темы и заготовки, которые оказываются интересными для большинства ваших собеседников.
Направление развития
Уметь производить впечатление интересного человека — полезно. Развивая себя, важно не только производить впечатление, но становиться действительно разносторонним, внутренне глубоким и внешне ярким человеком.

Фишки для создания интереса — темы и заготовки, которые оказываются интересными для большинства ваших собеседников. Часто оказываются полезными:
Анекдоты. У вас должно быть в запасе пять анекдотов приличных и пять анекдотов смешных.
«Муж шлет из кругосветного путешествия телеграмму: «Дорогая, ты самая лучшая женщина на свете. Вчера я опять в этом убедился!»
«Доктор, вы гинеколог? — Нет, но посмотреть могу!»
Афоризмы.
Как писал Ларошфуко, никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Чтобы чаще говорить афоризмами, сделайте свою подборку, выучите и тренируйтесь говорить кстати. Тут небольшая случайная подборка.
Стихи.
Если у вас будет хороший, подобранный набор стихов на разные случаи жизни, вы в нужных ситуациях сумеете создать атмосферу когда-то нежно-проникновенную, когда-то легко непринужденную, а когда-то просто развлечете детей, себя и других замечательных людей. В любом случае за вами закрепится репутация человека хоть как-то образованного, а это всегда и полезно, и приятно.
Оригинальные взгляды. Когда вы разговоритесь и будет больше времени, бывает очень уместно выразить оригинальную точку зрения на вроде бы всем известные вещи. Пусть у вас будет пять таких хорошо продуманных тем-заготовок.
Например, «Самые сексуальные мужики — лысые, волосатые и коротконогие», «Развитой личности мотивация не нужна». «Женщины ни в чем не глупее мужчин, просто они предпочитают жить не головой, а чувствами», «В то время, когда родители думают, что они воспитывают своих детей, дети успешно дрессируют своих родителей».
Присказки. «Не переживайте: жизнь трудна, зато быстро кончается!»
Неожиданные и яркие вводные. «Как говорил Талейран, язык нам дается для того, чтобы скрывать свои мысли. Так вот, моя мысль в следующем. » и одесские приколы «Фима, закрой форточку, на улице холодно! — А что, если я ее закрою, на улице станет теплее?». «Изя, немедленно иди домой — Мама, а таки замерз или проголодался?»
Неожиданная образованность.
Музыкальная — вы должны легко узнавать музыкальную классику: Моцарт, Бетховен, Чайковский, Малер. Запомнить несколько типовых мелодий вполне вам по силам.
Художественная. Определитесь со своими предпочтениями: Возрождение? Импрессионизм? Пусть у вас дома стоит несколько альбомов с качественными репродукциями ваших любимых художников. Да, у вас должно быть про них несколько увлекательных житейских историй, как о старых знакомых.
Литературная. Почти беспроигрышные варианты — любовь к Пушкину, хорошее знание Декаданса и нескольких модных современных авторов. И пару не обидных сплетен о них.
Историческая. Узнайте множество любопытных и неожиданных исторических вещей. Далее только потренируйтесь рассказывать.

Мы все знаем, что от физического облика человека зависит насколько хорошо к нему относятся окружающие. Наше социальное положение и самоуважение возрастают, когда нас видят с привлекательным партнером, но роль его физической привлекательности со временем падает. Интерес и заинтересованность к партнеру проявляется и в том насколько часто и близко они положительно общаются. Близкое знакомство само по себе — полная открытость — усиливает интерес друг к другу. Самое сильное оружие если вы не находите заинтересованности к себе, будьте настойчивее и вертитесь вокруг — это повышает шансы к взаимности и восхищению. Многие люди сопоставляют привлекательность потенциального партнера с вероятностью того, что он захочет быть нам парой. Боязнь быть отвергнутым кем-то более привлекательным, чем они сами толкает многих на поиск менее привлекательных партнеров. Они часто считают, что самые привлекательные люди ищут дружбы и свиданий с наиболее привлекательными чем они сами. но это не всегда так. Интерес и заинтересованность между людьми чаще возникают по личностным качествам, особенно в отношении особенностей повседневной деятельности. Многие люди очень ценят факторы близости, местонахождения, узнаваемости партнера, так как возникает привязанность, которая тесно переплетает нашу жизнь.

Источник

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИИ ИНТЕРЕСА

Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес — единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Следует различать эмоцию интереса и ориентировочный рефлекс. Если к щеке голодного младенца прикасается сосок материнской груди, ребенок рефлекторно потянется к нему губами. Слуховые раздражители вызывают ориентировочную реакцию у младенцев уже в 1-5-й дни жизни (Sameroff, 1971). Если же говорить о зрительной системе, то любой яркий объект обычно вызывает ориентировочную реакцию как у ребенка, так и у взрослого. Существуют также непроизвольные ориентировочные рефлексы на слуховые и тактильные раздражители. Все эти рефлексы могут запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Интерес в сочетании с ориентировочными рефлексами (Tornkins, 1962, р. 338).

Уже в первые недели и месяцы жизни ребенок реагирует на человеческие лица и на человеческий голос, и этот интерес, по-видимому, имеет врожденную природу. Человеческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесячного ребенка больший интерес, чем лицо искусно сделанного манекена, но он дольше задержит взгляд на лице манекена, чем на любом другом неживом объекте, не имеющем лица, и этот факт свидетельствует о том, что человеческое лицо пробуждает в ребенке зачаточный интерес (Langsdorf, lzard, Rayias, Hembree, 1983). Таким образом, интерес — это нечто иное или нечто большее, чем внимание.

В некоторых случаях ориентировочный рефлекс инициируется эмоцией интереса, роль которого в этом случае сводится к тому, чтобы побудить ребенка повернуть голову или направить взгляд на объект, вызвавший интерес. Но эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса хотя бы тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Кроме того, интенсивная эмоция интереса может вызывать даже обратную реакцию — иногда она заставляет человека отвести взгляд от заинтересовавшего его объекта, так как зрительная информация мешает представлять объект и осмыслять его (Meskin, Singer, 1974). И наконец, интерес человека к идее может и не сопровождаться специфическими поворотами головы.

Не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, хотя внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек кажется всецело поглощенным объектом, мгновенно реагирует на него, стремится познать его.

Эмоция интереса, как и другие фундаментальные эмоции, усиливается неспецифическими влияниями ретикулярной формации ствола мозга. Для понимания интереса (и любой другой базовой эмоции) нужно научиться отличать эмоцию от факторов, способствующих ее появлению и усилению, то есть отличать эмоцию от активации центральной нервной системы (arousal).

В тех случаях, когда эмоция интереса задействует зрительную систему, взгляд человека либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельствует о том, что человек активно работает, стремясь понять и прочувствовать объект (Tornkins, 1962, р. 340). В принципе, такая же закономерность справедлива и для других сенсорных систем, задействованных эмоцией интереса.

Эту селективность восприятия и внимания ни в коем случае нельзя рассматривать как достояние исключительно младенческого возраста. Влияние эмоции интереса на нашу жизнь огромно. Чтобы понять это, достаточно представить, как по-разному могут увидеть и воспринять происходящие события хотя бы два человека, сидящие на одной скамейке в городском саду. Интерес в буквальном смысле определяет наши мысли и воспоминания, ибо он в значительной степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и памяти.

Основное различие между эмоцией интереса и когнитивными процессами внимания и обработки информации станет наиболее очевидным, если вспомнить ранее сформулированное нами определение эмоции. Мы говорили о том, что эмоция складывается из трех компонентов — физиологического процесса, экспрессивного поведения и переживания. Когда вы увлечены интересной книгой, разговором с приятным человеком или присутствуете на совещании, от решений которого зависит ваше будущее, вы обязательно переживете эмоцию интереса и, возможно, даже осознаете свое переживание. И напротив, те процессы восприятия и внимания, которые связаны с объектами или событиями, не имеющими особого значения или эмоционально не важными для вас, характеризуются минимальным переживательным компонентом. Именно поэтому когнитивные психологи, исследуя в лабораторных условиях различные аспекты восприятия, используют в качестве стимульного материала разнообразные геометрические формы или отдельные буквы алфавита, стараясь таким образом если не исключить вовсе, то по крайней мере минимизировать возможность эмоциональных переживаний. Испытуемый, принимающий участие в таких экспериментах, наверное, должен испытывать некоторый интерес к происходящему, — иначе он плохо справится с заданием. Но в данном случае интерес к сотрудничеству искусственно подогревается экспериментатором или экспериментальным заданием, но не стимульным материалом как таковым.

АКТИВАЦИЯ ИНТЕРЕСА

Не будет преувеличением сказать, что существует бесконечное множество причин, или активаторов, эмоции интереса, но, для того чтобы понять, как вызывается, или активируется, эмоция интереса, следует подразделить активаторы на нескольких достаточно широких классов.

Иногда повседневная жизнь начинает утомлять нас своей монотонностью и однообразием, и тогда у нас возникает желание внести в нее какие-то изменения или, как говорят, . Не обязательно это стремление поманит человека в новые, еще не виденные им, места. Напротив, он может направиться в какое-то старое, давно знакомое место, — главное, что при этом он вырывается из привычной обстановки и попадает в другую, которая обеспечит его органы чувств новой стимуляцией. Свежее впечатление можно получить даже от хорошо знакомого и привычного места — для этого достаточно посетить его в другое время или прийти туда свободным от тех забот и обязанностей, с которыми оно было для вас связано. Такого рода перемена обстановки открывает возможность получить новые типы или уровни стимуляции, новые активаторы эмоции интереса. Смена обстановки, как активатор или фактор интереса, порождает два других фактора — одушевленность и новизну объекта, каждый из которых если и не является разновидностью первого фактора, то тесно связан с ним.

Если мы будем рассматривать одушевленность как фактор интереса, то это позволит нам понять, почему уже на первых неделях жизни ребенок обнаруживает больше интереса и внимания к человеческому лицу, чем к лицу искусно выполненного манекена (Langsdorf et а1., 1983). В эксперименте Лангсдорфа женщина, демонстрировавшая свое лицо ребенку, должна была сохранять его как можно более неподвижным. Но, разумеется, несмотря на все ее старания, ее лицо оставалось живым — она непроизвольно поворачивала голову и, конечно же, моргала. Возможно, есть и другие не менее очевидные признаки живого человеческого лица, которые делают его столь привлекательным для ребенка, но мы остановимся именно на факторе одушевленности.

Несомненно, интерес ребенка к человеческому лицу и к движениям человека отчасти обусловлен генетически. Человек рождается, уже неся в своих генах какой-то , и этот интерес является частью человеческой природы. Благодаря ему человек формирует социальные связи и развивается как общественное существо.

Социальные биологи (Wilson, 1979) представили убедительные данные, свидетельствующие о том, что способность к формированию социальных связей, способность к социальным взаимодействиям и участию в социальных группах является неотъемлемой частью человеческой природы. Эта способность была необходима не только для выживания человека, но и для эволюции человеческого вида. И она до сих пор имеет огромное значение для человека, определяя его развитие, его физическое и психологическое здоровье (Harlow, 1971).

Один остроумный и грамотно проведенный эксперимент показал, что маленькие дети отдают зрительное предпочтение биологическим движениям (например, движениям, совершаемым человеком при ходьбе), предпочитая их другим типам движения (Fox, McDaniel, 1982). Исследователи прикрепляли лампочки к ногам, рукам и телу человека, а затем фотографировали его движения в темной комнате. Таким образом, на пленке были запечатлены только яркие точки света, движущиеся в том ритме, который создает человек при ходьбе. На основе этих снимков исследователи сконструировали аналогичную конфигурацию лампочек, которая, однако, приводилась в движение не человеком, а электродвигателем. Несмотря на равное количество движений и их одинаковую направленность, 4-6-месячные дети отдавали явное предпочтение тому паттерну движущихся лампочек, который был произведен движениями человека. Таким образом, можно сказать, что мы имеем врожденный интерес не только к очертаниям и движениям человеческого лица, но и отвечаем интересом на паттерны движении человеческого тела, и это служит еще одним свидетельством генетической детерминированности — силы, мотивирующей нашу социальность.

Рис. 4-2. Практически любой предмет, будь то роскошная кукла и набор кукольной посуды или просто палка, способен вызвать у ребенка интерес, мотивирующий воображение, фантазию, игровую деятельность, которые в свою очередь доставляют радость и упрочают аффективно-ког-нитивную связь между ребенком и предметом, с которым он играет.

Еще одним почти обязательным фактором интереса является новизна объекта. Это настолько надежный активатор интереса и он обладает такой мощной притягательной силой для наших органов чувств, что психологи, предъявляя ребенку знакомый, привычный для него объект в паре с незнакомым, новым объектом, по реакции на незнакомый объект могут судить о способности ребенка к дискриминации объектов (к установлению различий междуобъектами) (Fagan, 1980). Желая выяснить, способен ли ребенок отличить одно человеческое лицо от другого, мы сначала предъявляем ему одно из этих лиц с определенного расстояния (около 45 см) и в течение определенного промежутка времени (от 10 до 20 секунд). Мы делаем это столько раз и до тех пор, пока время, в течение которого взгляд ребенка прикован к этому лицу, не уменьшится вполовину по сравнению со временем, в течение которого ребенок смотрел на него во время первого предъявления. Затем мы предъявляем ребенку это, уже знакомое ему, лицо вместе с другим, новым для него лицом. Если ребенок дольше смотрит на незнакомое лицо, мы можем заключить, что он отличил одно лицо от другого.

Силу фактора новизны как активатора эмоции интереса можно проиллюстрировать множеством примеров из повседневной жизни. Если вы живете в большой стране и решили отправиться в те ее края, где никогда прежде не были, вы, несомненно, испытаете интерес, и испытаете его благодаря стимуляции, исходящей извне. И это тем более верно, если эти края отличаются по своему климату и рельефу от той местности, в которой вы постоянно проживаете. Если вы живете среди равнин и небольших холмов, то вид Скалистых гор приведет вас в состояние возбужденного восхищения. Если вы живете в местах засушливых, со скудной растительностью, то, оказавшись в дельте Миссисипи, вы будете очарованы буйством красок и звуков. А если вам посчастливилось оказаться в другой стране, имеющей свой язык и свою культуру, то ваш интерес будет постоянно поддерживаться той лавиной новых впечатлений, которые неизбежно обрушатся на вас. Мы убеждаемся в этом, читая рассказ Джессики о совершенном ею в школьные годы заграничном путешествии.

Поездка во Францию произвела на меня неизгладимое впечатление. Воспоминания о тех днях, и особенно о первом дне моего пребывания во Франции, до сих пор живут в моей памяти, и я ни на что не променяю их.

Эмоции, которые переживала Джессика, питали энергией и направляли ее поведение. Из ее рассказа мы видим, как ее интерес к предстоящей поездке придал ей энергии, сил и терпения выполнить формальности, которые показались бы ей утомительными, будь она в другом настроении.

Приехав в аэропорт Кеннеди, мы встали в очередь для проверки багажа. Очередь была ужасно длинной, и нам пришлось стоять очень долго. Возможно, другим пассажирам это стояние показалось утомительным, но только не нам.

Пока мы ждали объявления посадки, мы фотографировались и без умолку болтали о предстоящих приключениях. Нам было очень трудно поверить в то, что через каких-нибудь полчаса мы оторвемся от американской земли и окажемся в воздухе, на пути во Францию.

В состоянии сильного возбуждения мы воспринимаем окружающий мир совершенно иначе, чем в обычном состоянии. Это возбуждение может магическим образом изменить восприятие человека, как это произошло с Джессикой.

Мы приземлились в аэропорту Шарля де Голля, вышли из самолета. Это было похоже на сон. Я стояла на земле Франции и не могла поверить в это. Вскоре, подталкивая друг друга и смеясь, мы уже забирались в автобус, который должен был отвезти нас в отель. Пока мы ждали отправления, мне казалось, что воздух в автобусе заряжен электричеством, — так сильно мы были возбуждены.

Эмоция интереса повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации. Интерес стимулирует человека к исследовательской и познавательной активности. Именно эмоция интереса обусловила то состояние обостренной восприимчивости, в котором пребывала Джессика в первый день своего путешествия.

Отель, в котором мы остановились, был на окраине Парижа. Мы пробыли там несколько минут — только оставили вещи и сразу же направились к ближайшей станции метро.

Мы вышли из метро на залитую солнцем улицу, на которой было полно людей и магазинчиков. На вершине холма стоял собор Сакре-Кёр. Он был великолепен в своем белом сиянии. У меня перехватило дыхание, когда я увидела его. Завороженная его красотой, я бежала вверх по мраморным ступеням, желая поскорее увидеть его изнутри.

Иногда, совершив какой-то необычный для себя поступок, сопряженный с той или иной долей риска, мы потом спрашиваем себя — как я отважился это сделать, откуда взялась во мне эта смелость? Наверное, в некоторых случаях справедливо предположить, что эта смелость порождается эмоцией интереса-возбуждения. По-настоящему волнующее приключение всегда бросает человеку вызов, побуждает его испытать себя в таких ситуациях, которых он прежде избегал, опасаясь оказаться несостоятельным. Следующий отрывок из рассказа Джессики, в котором описывается один из эпизодов ее знакомства с французской культурой и французским языком, демонстрирует нам, как эмоция интереса берет верх над другими эмоциями, как любопытство побеждает страх.

Затем нас отвезли в Латинский квартал, который расположен на левом берегу Сены, и отпустили прогуляться. Мы были вольны делать все, что нам взбредет в голову. Мне и моим подругам захотелось проверить, насколько хорошо мы знаем французский язык, нам было интересно, сможем ли мы объясниться с продавцом в магазине. Мы заходили в разные магазины и примеряли одежду. Поначалу я ужасно боялась сказать что-нибудь не так, боялась, что ненароком обижу собеседника, боялась вызвать смех. Но наконец я собрала все свое мужество и в одном из магазинов спросила продавца, могу ли я примерить понравившиеся мне туфли. Я испытала какое-то странное, волнующее чувство оттого, что разговариваю по-французски с французом, и еще — удивление оттого, что это получается не так уж плохо. Я была ужасно горда собой.

Работает человек или играет, творит он или просто развлекается, он не в состоянии бесконечно долго сохранять тот стремительный темп деятельности, который предполагает эмоция интереса-возбуждения. Осознание того, что ты многое пережил, многое познал или выполнил нечто важное, приводит к чувству удовлетворения, облегчения и радости. Именно это чувство испытала Джессика в конце первого дня пребывания в Париже.

Мы не заметили, как пролетело время и настал час, когда нам нужно было быть в назначенном месте, откуда отправлялся автобус. Для всех нас это был очень долгий и волнующий день. Мне не верилось, что это только первый из тех одиннадцати дней, которые нам предстояло провести во Франции, и хотя я страшно устала, я с тревогой ждала следующего дня, который, как мне казалось, должен был быть еще более интересным и насыщенным.

Джессике можно позавидовать — первый день ее путешествия был поистине чудесным, воодушевляющим. Усталая, но счастливая, она с нетерпением ждала следующего дня. Она пишет, что она ждала его , но эта тревога скорее связана с возбуждением, нежели со страхом. Это вопрос лексики — многие люди говорят , имея в виду снедающее их нетерпение. Впрочем, если Джессика и испытывала тревогу, то только в том смысле, что это была комбинация возбуждения, связанного с предстоящими приключениями, и легкого беспокойства, боязливого ожидания неизвестности.

Завершая рассмотрение фактора новизны как активатора интереса, отметим, что при определенных условиях этот же фактор может стать источником негативной эмоции, например страха, как это было с Джессикой, когда она пробовала свои силы в разговорном французском. Нужно признать, что нам неизвестно, какой степенью новизны должен характеризоваться объект или ситуация, чтобы вызвать у человека страх. Ясно, что эта новизна должна быть чрезмерной, и в этих случаях, вероятно, уместнее будет говорить не столько о новизне объекта, сколько о его , необычности.

Воображение и мышление

Новорожденный ребенок крайне восприимчив к человеческому лицу и голосу, порой можно подумать, что он приходит в этот мир, уже имея представление о том, как должен звучать голос матери и как должно выглядеть ее лицо. Это, вероятно, не совсем так, однако можно смело утверждать, что мозг новорожденного уже настроен для восприятия тончайших коммуникативных сигналов. Четырехмесячный ребенок отличает лицо матери (если, конечно, его опекает именно мать) от других лиц и может отреагировать негативной эмоцией, когда мать уходит. В период между четырьмя и восемью месяцами у ребенка развивается способность формировать и сохранять в памяти мысленный образ материнского лица. Начиная с 7-9-месячного возраста отсутствие матери, как правило, вызывает у ребенка негативную эмоцию (Ainsworth et а1., 1978; Shiller et al., 1986), а в возрасте 12-14 месяцев уже 75% детей реагируют сильнейшей негативной эмоцией, если мать уходит. Этот факт, скорее всего, объясняется когнитивной способностью ребенка распознавать факт отсутствия матери и скучать по ней. Ребенок даже в отсутствие матери может вызывать в уме ее мысленный образ. Когда матери нет рядом, ребенок не находит внешнего подкрепления тому образу, который имеется в его сознании. Ребенок помнит мать, и поэтому ее отсутствие вызывает у него беспокойство.

Новорожденный ребенок еще не имеет мысленных образов, и такое положение вещей сохраняется, по крайней мере, в первые полгода жизни, но уже приблизительно на девятом месяце жизни ребенок демонстрирует способность к формированию образов объектов и хотя бы кратковременному удержанию их в памяти. После достижения ребенком 9-месячного возраста способность к формированию ментальных образов стремительно развивается.

Любой взрослый, закрыв глаза, может вызвать в уме бесчисленное количество образов. Воспоминание о любимом человеке, который сейчас далеко от вас, обязательно вызовет у вас какую-то эмоцию, -вы наверняка обрадуетесь мысленной встрече с ним, а затем, скорее всего, почувствуете печаль от того, что его нет рядом с вами. Если вы продолжите это мысленное общение, то вы, возможно, испытаете все те эмоции, которые вы испытывали, реально общаясь с этим человеком. Образы, хранящиеся в нашей памяти и вызываемые нашим воображением, — это неиссякаемый источник эмоций, и одной из этих эмоций, конечно же, является эмоция интереса, поскольку она играет первостепенную роль в процессах мышления и воображения.

Другой, не менее богатый источник эмоций — это слова и представления. Те из них, которые связаны с воображаемым или физическим событием, с новизной объекта или переменами, вызывают у нас эмоцию интереса.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть