ОТНОШЕНИЯ

Эмпатия как механизм развития межличностных отношений

Механизмы развития межличностных отношений

В качестве основного механизма развития межличностных отношений чаше всего рассматривается механизм эмпатии, о котором выше говорилось как о механизме межличностного познания, развитие отношений — это еще одна функция эмпатии. По мнению отечественного психолога Н. Н. Обозова, эмпатия включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другого человека без изменения своего собственного состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, эмпатию не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания, и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называют помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости (Обозов, 1979).

Как свидетельствуют результаты исследований, одной из основных форм проявления эмпатии является симпатия. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Если данный принцип у них не проявляется, то это, как правило, говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это вызывает дисгармонию в когнитивных структурах общающихся и приводит к появлению односторонней или взаимной антипатии.

Иногда межличностные отношения основываются не на принципе подобия (сходства), а на принципе дополнительности. Последний выражается в том, что, например, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов люди бессознательно или в какой-то мере осознанно выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить взаимные потребности.

Проявление симпатии в поведении общающихся партнеров может интенсифицировать переход от одной стадии их межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять эти отношения. Симпатия, как и антипатия, бывает однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.

Условия развития межличностных отношений также влияют на их широту и глубину и во многом определяют их динамику. В частности в городских условиях по сравнению с сельской местностью более высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате — большее количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отношений в городе связано со значительной потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с характером ситуации (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются в определенных местах (например, в больнице, поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних фак­торов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит и от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются (Росс, Нисбетт, 1999).

Источник

Эмпатия как механизм развития межличностных отношений

Под эмпатией понимают чувство внутреннего сопереживания другому человеку, который в данный момент времени нуждается в утешении. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции ­ сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние) другого в конкретных ситуациях. [1, с.3] В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится небезопасным.[5, c.4]

Сопереживание и эмпатия — различные явления. Сопереживание с кем-то его эмоций, особенно горя, страданий, включает сострадание, жалость. Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо. Эмпатия также включает и понимание природы животного, и сочувствие к нему. [6, c.2]

Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении студентов. Почти все люди довольно рано научаются понимать других людей вокруг, относя к какому-то качеству — типу, и типы этих других не так уж многообразны. И опыт понимания повадок этого типа все время растет. Но если все время проверять, насколько точно оказывается предположение, то будет немало разочарований.[2, c.12]

Рассмотрим проведенное исследование, позволяющее выявить эмоциональную эмпатию в межличностных отношениях и их взаимосвязь.

Выборку испытуемых составили 20 человек различного пола. Возраст испытуемых 20-23 лет. Было обследовано 2 мальчика и 18 девочек. Использовались следующие методики:

  1. тест интеллектуального потенциала П.Ржичан (модификация Резапкиной Г.В.);
  2. методика Мюнстерберга на избирательность и концентрацию внимания.
  3. тест на креативность; Тест Торренса «Завершения картинок»
  4. опросник рефлексивности Карпова.
  5. тест межличностных отношений Лири.
  6. опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана.

По опроснику Мехрабиана были исследованы статистические данные эмоциональной эмпатии с уровнями рефлексивности, интеллектуального потенциала, избирательности и концентрации внимания и креативности, представленные в таблице 1.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

ЭССЕ
по дисциплине «Введение в психологию» на тему: Эмпатия как механизм межличностного взаимодействия

Введение

Эмпатия — что это такое и «с чем её едят»? Какой она может быть, если она действительно есть, и для чего она нужна? Почему мы вообще рассматриваем механизмы межличностных отношений в курсе введения в общую психологию, когда это, по сути, предмет социологической науки? Возможно ли вообще хорошее межличностное взаимодействие без эмпатии? Эти и многие другие вопросы приходят на ум, когда впервые знакомишься с темой данного эссе. Она, несомненно, крайне актуальна, так как в наше время, время тотального замыкания в себе с одной стороны и беспорядочного установления слабых контактов с другой стороны, очень важно знать, что такое эмпатия и как она работает. Ведь именно эмпатия является одновременно самым простым в теории, но в то же время довольно трудоёмким процессом-переживанием-актом на практике.

До того момента, как я впервые поближе познакомилась с психологией как наукой, я, если честно, не имела даже представления о том, что же такое эмпатия. Но теперь я точно могу сказать, что применяю в обыденной жизни такое её производное как эмпатическое слушание, к примеру; но насколько успешно или правильно это происходит, можно сказать не только вследствие личного диалога с собеседником, но и после некоего интроспективного анализа, которому также подлежит и субъект эмпатической беседы.
При написании данного эссе мне бы хотелось определить, откуда вообще взялись рассматриваемые нами термины, прежде чем иметь хоть какое-то основание для их обсуждения. Поэтому может показаться, что мы с Вами пойдём издалека, углубимся в социологию, откуда дальше перейдём в социальную, гуманистическую психологию и даже в область психологического консультирования, но только такой подход — генетический — имеет место быть.

Эмпатия как инструмент межличностных взаимодействий

Давайте сначала разберёмся, чем занимается психология. На протяжении очень длительного времени предмет психологии менялся от идеального к материальному и обратно. Да и сама наука трансформировалась и изменялась; так что неудивителен тот факт, что рассматриваемое в этом эссе явление (и я говорю даже не о эмпатии как таковой, а о межличностных отношениях) находится на грани нескольких наук — психологии и социологии. Изначально, по моему мнению, все гуманитарные, как их сейчас называют, науки произошли из глобального философского учения. Только ли они пошли из философии, или все науки вообще — этот вопрос сейчас не ставится перед нами. Но ни для кого не секрет, что именно социология как наука об обществе и общественных взаимодействиях в некоторых местах очень близка с психологией, по примитивному взгляду на которую можно сказать, что предметом её является внутренний мир человека и происходящие в нём процессы. Тогда каким образом мы вообще можем говорить о соединении этих двух дисциплин в одну — социальную психологию — если предметы их исследования просто кардинально противоположны? На самом деле всё очень логично. Социология рассматривает внешние контакты между людьми, психология же разбирает их взаимовлияние на душевный мир личности. И с этой точки зрения эмпатия в какой-то мере «примиряет» вышеперечисленные науки: являясь по сути своей, скорее даже социологическим феноменом взаимодействия нескольких людей, нежели чисто психологическим, она выносит некоторые психические функции «наружу», подразумевая под собой чуть ли не погружение во внутренний мир другого человека, что, несомненно, является психологическим актом.
Однако я предлагаю начать с дефиниции межличностного взаимодействия через межличностное общение. По одному из распространенных определений, межличностное общение — это такой вид контакта между как минимум двумя людьми, который направлен на взаимное познание и установку каких-либо взаимоотношений, а также обмен взглядами, точками зрений и манер поведения. Межличностное взаимопонимание добавляет в определение также такое условие как воздействие на те же самые взгляды, манеру поведения, мотивы, цели, и другие деятельности путём взаимной стимуляции и коррекции [4]. Чтобы взаимопонимание действительно происходило успешно, существует насколько механизмов, например идентификация, рефлексия и эмпатия. И если о первых двух мы не будем говорить подробно, то последнее — эмпатия — и является предметом нашего исследования.
Идентификация — это эмпирический факт отождествления себя с другим, то есть по сути уподобление собеседнику. Такой механизм считается наиболее простым. Расхожие фразы, такие как «на твоём месте я бы…» являют собой отличный пример идентификации в обыденной жизни. [1]
Рефлексия в данном контексте — процесс, обратный идентификации. При нём индивид осмысляет себя со стороны другого. Если проще, ты сам представляешь, как именно партнёр воспринимает тебя в вашем общении. [5]
Эмпатия же — нечто более сложное по сравнению с предыдущими механизмами. По словам Карла Роджерса, это полное вхождение во внутренний мир другого человека, вчувствование (Фрейд) его со всеми эмоциональными и смысловыми оттенками, перспективное восприятие другой личности со всеми его внутренними составляющими. [6] На базе такого гуманистического похода к пониманию эмпатии основывается метод эмпатического слушания в клиентцентрированном подходе в психотерапии и психологическом консультировании. Стоит отметить важность эмпатического процесса для приверженцев гуманистического подхода, так как для них именно он (а не объяснение или интерпретация, как гласил психоанализ) является основным в психологическом лечении. [2]
В психологическом завещании К. Рождерса, столь хорошо представленном нам Б. Орловым, большая роль отводится именно эмпатическому отклику как основному приёму работы с клиентом, поскольку он является наиболее эффективным. [4] Однако никто не говорит, что это просто, и по признанию автора статьи, ему ещё далеко до уровня признанного мастера психотерапии в ключе правильного и своевременного вторжения во внутренний мир клиента для последующего полного раскрытия последнего и, как следствие, успешного завершения консультации/терапии/анализа.
Тем не менее, темой эссе заявлена эмпатия как механизм межличностных вза-имодействий, а не эмпатия как основной инструмент в гуманистически направлено психотерапии. Поэтому я предлагаю вернуться от профессиональных отношений к обычному социальному общению. Или не совсем обычному.
Как мы знаем, способность к эмпатии присуща всем. В целом, каждый человек использует эмпатическое слушание — например в обыденной жизни при ежедневных взаимодействиях внутри своей социологической группы. Не задумываясь об этом факте, невозможно представить себе, какое значение имеет эмпатия в нашей жизни. Однако существует категория людей, потерявших в ходе социальной жизни способность к эмпатии вследствие каких-либо происшествий. Как указано в статье журнала Brain Stimulation «Stimulating the brain to study social interactions and empathy», недостаток эмпатии может быть вызван психическими расстройствами, такими как шизофрения, аутизм и психопатия [8]. Аномальная эффективность, снижение социальной активности, аутизм в смысле избегания социальных контактов — все эти симптомы, характерные для шизофрении, имеют под собой снижение эмфатической активности. «…усиление видимой задумчивости вместе с уменьшением обычного любопытства, интереса к тому, что происходит вокруг … чувствительность значительно притупляется. Они больше не испытывают прежней любви к родителям и родственникам» — так писал Джон Хеслам о юношеской шизофрении [7, с. 16]. И хоть прямого словесного указания на эмпатию нет (что неудивительно, ведь к моменту написания, термина «эмпатия» ещё не существовало), знающий психолог заметит тут явную корреляцию с темой нашего обсуждения.
Что мы имеем в итоге? Рассмотрев роль эмпатии в психологическом консультировании и её аномалии в патопсихологии,мы так и не затронули основной интересующий нас предмет разговора — эмпатия в ежедневном общении. Да, мы уже сказали, что эмпатия играет важную роль в жизни некоторых групп в обществе, но насколько она важна для каждого человека в отдельности? «Эмпатия — способ понимания личности и при этом процесс, осуществляемый личностью» [3, с. 76]. Именно в этом высказывании Виспе и содержится первостепенный смысл эмпатии для человека, как в отдельности, так и в обществе. С помощью эмпатии мы не только исцеляем её объект, но и лучше его понимаем, а значит можем выстраивать более тесный контакт с этой личностью! Вот где заключен смысл эмпатии для общественной жизни. Как бы происходила коммуникация между людьми, если бы у них не было инструментов для взаимного познания друг друга? Проблематично, на мой взгляд. А с помощью такого инструмента как эмпатия возможно совсем непростое взаимодействие, общение, завязывание и поддержание межличностных отношений.
Кроме того, по последним исследованиям в области гуманистической психологии, эмпатия связана не только с межличнстными контактами, но и с самой личностью. Как сообщается в недавней статье The Journal of Humanistic Psychology, эмпатия явно коррелирует с альтруизмом и духовностью [9]. Сам процесс связи не изучен пока что, но по мнению авторов, с увеличением духовности человека возрастает также его способность к эмпатии, то есть со-чувствию, и альтруизму, то есть со-помощи. Таким образом можно заключить, что эмпатия как свойство личности — развиваем и, быть может, даже обучаемо. Очень хороший вывод для тех, кто считает себя недостаточно умелым в построении социальных контактов, а также для тех, кто, наоборот, не хочет проявлять эмпатию. Жизненные ситуации бывают разные личности бывают разные, пути и желания тоже бывают разные. Поэтому важно, на мой взгляд, осознавать, что способность к эмпатии, несомненно, дана всем изначально, возможно даже в равной мере. Но стоит ли её развивать, как и зачем это делать, если стоит, и что предпринять, если человек понимает, что излишняя «эмпатичность» ему не нужна — вопросы важные. И приятно осознавать, что даже в вопросе личностных качеств по типу эмпатии у каждого человека есть выбор, по крайней мере мне.

Заключение
В ходе проведённого исследования, если данное эссе можно считать таковым, можно смело заключить, что эмпатия является одним из основных механизмов построения хороших межличностных отношений, инструментом для создания и понимания межличностного взаимопонимания, что несомненно важно для каждого индивида, находящегося в обществе. Как это связано с психологией? Через социальную психологию конечно же! Очевидно, что даже социологические феномены имеют под собой психологическую подоплёку, из чего можно сделать и обратный вывод, что некие психологические факты/процессы/состояния в свою очередь отчасти обусловлены социологическими причинами. С такой идеей и родилась социальная психология — наука на стыке дух наук. И именно с позиции социальной психологии мы и рассматриваем феномен эмпатии. И социологическую сторону данного вопроса мы рассмотрели вполне внимательно. Но что там с психологией? Во-первых, применение знаний об эмпатии как таковой, о механизме её формирования о её структуре и свойствах — все эти услуги принадлежат именно психологии, и плоды раскрытия данных вопросов пожимаются ей же. Так, эмпатия как техника широко распространена в психотерапии, психологическом консультировании и даже изредка в психоанализе, дабы установить прочную связь клиент-терапевт. Во-вторых, упоминание об эмпатии мы также можем встретить и в патопсихологии, где мы имеем право постулировать наличие некоторых белых пятен в исследовании феномена эмпатии. Хорошо видно, что отсутствие способности к эмпатии коррелирует с психическими расстройствами, однако коррелятов чрезмерной эмпатии и расстройств не обнаружено. Почему дело обстоит именно так и правильно или мы понимаем место эмпатии, если рассматривать её с точки зрения наук о психических заболеваниях — это ещё предстоит выяснить. Таким образом, изначально не казавшийся многим людям стоящим для глубокого изучения феномен эмпатии на самом деле может наталкивать на различные размышления, что несомненно идёт только в плюс к изучению эмпатии разными отделами психологии.
Список литературы

1. Андреева Г.А. Социальная психология. Учебник, Издательство МГУ, 1980. 416 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии, 1993, №4. с. 61-68.
3. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии, Диссертация, М. 2013
4. Орлов А.Б. Психотерапевтическое завещание К. Роджерса // Вопросы психологии, 2012, №6 ноябрь-декабрь 2012. с. 117-121.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н.
Дружинина, СПб.:Питер, 2001. 656 с
6. Роджерс К. Психология эмоций. Сборник, М., МГУ, 1984
7. Фрит К., Джонстон Э. Шизофрения. Краткое введение., М.: Астрель, АСТ, 2005. 204 с
8. Hétu S., Taschereau-Dumouchel V., Jackson P.L. Stimulating the brain to study social interactions and empathy //Brain Stimulation, 2012, Vol. 5, P. 95-102
9. Huber J.T. II, MacDonald T.A. An Investigation of the Relations Between Altruism, Empathy,and Spirituality //Journal of Humanistic Psychology, 2012, Vol. 52(2), P. 206–221

Правительство Российской Федерации
Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики
Факультет социальных наук
Департамент психологии

Работу выполнила
Студентка группы № 183
Тушева Дарья Игоревна

Проверила
Заместитель руководителя, старший преподаватель
Кафедры социальных наук департамента психологии
Хачатурова Милана Радионовна

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector