ПСИХОЛОГИЯ

Эмпедокл взгляд в психологии

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа

Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организма и его физичес­кое состояние. Философская же схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий или “корней” (зем­ля, вода, воздух, огонь) была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490-430 гг. до н.э.).В целом Эмпедокл продолжал развивать материалис­тическую линию в философии и психологии, но в отличие от своих предшественников он заменяет теорию единого первоначала на учение о четырех “корнях”.

Согласно Эмпедоклу, первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре — земля, вода, воздух, огонь. Мир образуется в результате механического соче­тания вечных, неизменных и инертных по своей природе стихий под влиянием двух мирообразующих сил, назван­ных Эмпедоклом соответственно Любовь или Дружба и Ненависть или Вражда. Любовь — это сила, соединяющая стихии; Вражда — сила, разделяющая их. Самые эти силы тоже материальной природы и представляют собой осо­бые формы общей смеси первоэлементов.

Мир в своем развитии прошел четыре периода, в каждом из которых преобладала либо Любовь, либо Вражда. Первый цикл ­это период господства Любви, обеспечивающей единство стихий. Во втором периоде домини­рующей силой становится Вражда, которая своей деятель­ностью начинает разделять стихии. Третий период характе­ризуется абсолютным господством Вражды, что приводит к окончательному расчленению стихий и дифференциации окружающего мира. В четвертом периоде вновь приобре­тает власть Любовь, которая своей объединяющей деятель­ностью устанавливает единство разнообразия. Этот чет­вертый период или цикл, по мнению Эмпедокла, и есть тот мир, в котором живет человек.

Четырьмя периодами представлен и путь развития животных. На первой стадии возникали отдельные части и органы живых существ. Второй период характеризу­ется случайными совпадениями и сочетаниями отдель­ных органов, в результате чего рождались уроды и чудо­вища. Третий период представляет собой период разру­шения чудовищ из-за их неприспособленности к среде и появление цельно природных, но однополых существ. В последний период происходит дифференциация полов и возникновение животных и людей путем размножения. Развитие животных происходит по необходимости. Из появившихся живых существ выживают те, которые ока­зываются наиболее приспособленными к внешним усло­виям. С приспособляемостью связана целесообразность строения частей тела современных животных. Таким об­разом, Эмпедокл своими взглядами на возникновение и развитие животных, хотя в наивной и фантастической форме в зародыше высказывает идею эволюции.

Сок растений и кровь у животных и челове­ка есть ведущая структура организма, и именно кровь и. сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носите­лей душевных, психических функций. Поскольку психи­ческое приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, следовательно, Эмпедокл вы­разил отличную от Фалеса и Алкмеона точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом. Впос­ледствии принципа биопсихизма будут придерживаться Аристотель, Авиценна и другие философы.

У человека центром движения крови является серд­це, поэтому оно, а не мозг как это предполагал Алкмеон, является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особеннос­ти общей активности и подвижности человека. Жидкая, горячая кровь обусловливает более тонкую чувствитель­ность и большую активность, и подвижность организма. Холодная, густая, землистая кровь определяет пассив­ность, медлительность и более грубую чувствительность. То, в какой мере снабжается кровью тот или другой орган тела, определяет потенциальные возможности этих час­тей тела. Так, например, для оратора необходимо иметь высокоразвитую кровеносную систему языка. У мудре­цов лучше всего снабжается кровью головной мозг.

Для Эмпедокла принцип подобия приобретает уни­версальное значение. Он распространяется и на ощуще­ния, и на побудительные силы, и даже на мирообразую­щие силы — Любовь и Вражду. По мнению философа, для возникновения ощущения необходимо, чтобы подобное действовало на подобное. Любовь, Дружба, Счастье возникают тогда, когда подобные встречается с подобным.

Эмпедокл, помимо принципа подобия, вно­сит новое положение и учение о механизмах восприятия, выдвигая так называемую теорию истечений, с помощью которой он впервые пытается ответить на вопрос о том, как происходит воздействие внешних предметов на орга­ны чувств и как в них возникают ощущения и восприя­тия. Наиболее полно этот механизм истече­ний описан философом в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, про­никая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета. Истечения идут не только от внешних предме­тов, но и от самих органов чувств. Столкновение идущих навстречу двух видов истечений при условии сходства (подобия) их физической природы и есть тот основной механизм, посредством которого образуют­ся ощущения и восприятия.

Принцип подобия и механизм истечений были положены в основу объяснения и цвето­вого зрения. Им указывалось, что от внешних предметов могут истекать разные по своей физической природе частицы. Им соответствуют различные элементы и поры в глазу, через которые эти частицы проникают. Огнем мы видим красный цвет, водой – желто-зеленый, землей — черный и воздухом — белый. Эмпедоклом также впервые высказы­вается предположение о возможности сведения всей цве­товой гаммы к четырем основным цветам.

В развитии античной психологии взгляды Эмпе­докла занимают видное место, как по своей новизне, так и в отношении влияния их на формирование более по­здних представлений о человеке и его психике.

Воззре­ния Эмпедокла способствовали укреплению эволюцион­ного подхода в объяснении возникновения и развития животных, утверждению идеи о материальной природе души, ее внешней и телесной детерминации. Эмпедок­лом по-новому были определены границы психическо­го. Сердце–центрическая точка зрения Эмпедокла на проблему локализации души будет одной из распростра­ненных гипотез относительно субстрата психического. Принципа подобия и теории истечений, выдвинутого древним ученым для объяснения механизма восприятия, будут в более позднее время придерживаться Демокрит и все сторонники атомистического учения. Гуморальная теория общей активности и подвижности человека, опи­рающаяся на принцип соотношения различных элемен­тов крови, станет предпосылкой для построения Гиппок­ратом учения о четырех типах темперамента.

Анаксагор. Учение Анаксагора (500­–428 гг. до н.э.) отличается от представлений прежних фило­софов тем, что за основу мира им принимаются не от­дельные стихии —земля, вода, воздух или огонь, а их дроб­ные частицы, названные Анаксагором “гомеомериями”. Это еще не атомы; гомеомерии или семена ближе к мо­лекуле, так как по своей природе они родственны тому большому веществу, которое из гомеомерии составляет­ся. Например, кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть еще меньшее. Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких ча­стиц — гомеомерий. Качественное своеобразие вещи оп­ределяется преобладанием каких-либо гомеомерии в их общей смеси.

Гомеомерии сами по себе инертны. Их соединение и разъединение происходит благодаря “Нусу” или “Уму”, основное назначение которого состоит в организации и упо­рядочении мира (скопление тяжелых, влажных и тяжелых частиц в одном месте, а сухих, светлых, прозрачных — в дру­гом и т.п.). Однако Нус, по Анаксагору, – это не первичная по отношению к материи субстанция. Нус есть самое тон­чайшее и легчайшее вещество, близкое к воздуху. Он про­никает повсюду, поэтому все имеет душу. Растения подоб­но животным и человеку могут радоваться и огорчаться, только в разной степени. Самой большой способностью ощущать и чувствовать природу обладает человек. И растения, и животные, и че­ловек произошли из гомеомерий, ранее рассеянных в возду­хе и впоследствии прибитых к земле дождем. Вначале по­явились растения, потом животные, из них — человек.

В отличие от Алкмеона и Эмпедокла, Анаксагор в качестве общего механизма организации психического выдвигает не закон подобия, а принцип противополож­ности. Он указывает, что нельзя получить ощущение теп­лого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаково теплы. Точно так же сладкое, соленое, горь­кое невозможно определить через них самих. Пресное уз­нается через соленое, сладкое — через горькое и т.д. Следует поставить в заслугу Анаксагору то, что он первым заметил зависи­мость ощущений и восприятий от расстояния и интенсив­ности воздействующего предмета, подойдя, таким образом, к догадке о наличии верхнего порога чувствительности. Философ полагал, что слишком сильные раздражения (чрезмерно яркий свет или сильный звук) устраняют спе­цифику различения и вызывают страдания.

В целом в учении Анаксагора выделяются следующие важные положения:

1) представление о корпускулярном строении мира как предпосылка зарождения атомистичес­кого направления в философии и психологии;

2) придание Нусу (душе) функций упорядочения и организации;

3) до­гадка об определяющей роли руки в становлении челове­ка;

4) введение принципа противоположности для объяс­нения механизма восприятия;

5) предположение о зависи­мости ощущений от интенсивности, внешних воздействий и условий восприятия.

В понимании общей (материаль­ной) природы души Анаксагор примыкает к своим пред­шественникам, а в определении границ психического он стоял на позициях гилозоизма.

Гиппократ. Представление о том, что видимые вещи состоят из смеси первоначал проникает и в естественнона­учную среду. Близкие к этим взглядам общие положения относительно природы в целом и человека в частности выдвигал крупный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.).Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир обра­зуется из четырех стихий. Однако, по его мнению, нет необходимости прибегать к особым мировообразующим силам, обеспечивающим сочетание и разъединение исход­ных первоначал. Стихии сами вступают в различные со­единения, образуя многообразие природы.

Подобно всем другим телам, организм человека так­же представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воз­действий (климат, смена времени года, условия жизни, ха­рактер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий мо­жет нарушаться и вызывать у человека болезни. Поэтому один из путей выхода из болезни должен состоять в изме­нении внешних условий, географической среды, климата. организации режима питания и соблюдения диеты.

Вариации в пропорции стихий у отдельных людей ле­жат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижно­сти, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в раз­ной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей — сан­гвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Выделением четырех типов темперамента и харак­тера Гиппократ вошел в историю психологии как осново­положник дифференциально–психологического подхода к изучению людей. Благодаря представлениям Гиппок­рата индивидуально-психологическое своеобразие чело­века стало выступать как вполне закономерный феномен, поскольку конституциональные особенности, общая актив­ность человека, его психические задатки и склонности определяются, с одной стороны, внешними условиями и обстоятельствами, включающими как природные (клима­тические, географические, метеорологические и т.д.), так и социальные (образ жизни, обычаи, формы правления) факторы, с другой — внутрителесными, гуморальными ме­ханизмами. Это тем более важно отметить в связи с тем, что почти в одно время с Гиппократом зарождаются эти­ко-психологические идеалистические системы Сократа­–Платона, в которых активность человека трактуется как самобытная, независимая от природных факторов сила. Самая же гуморальная теория темперамента, с момента ее появления и до наших дней, пережила ряд подъемов и спа­дов. Однако независимо от того принималась или отвер­галась гипотеза о четырех типах темперамента, она всегда была и остается до сих пор отправной точкой, как для ее последователей, так и для ее противников.

Источник

История психологии
Коллектив авторов

Информативные ответы на все вопросы курса « История психологии» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

  • 1. Философы Милетской школы
  • 2. Гераклит. Логос. Душа как особое состояние огненного начала
  • 3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия
  • 4. Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений
  • 5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита
  • 6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений

Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) продолжал развивать материалистическую линию в философии и психологии. Первоэлементами мироздания, по его мнению, являются земля, вода, воздух, огонь.

Организм растений и животных состоит из четырех стихий, причем различие между растениями и животными заключается в неодинаковом соотношении и степени выраженности у тех и других первоначальных элементов. Сок растений и кровь у животных и человека есть ведущая структура организма, и именно кровь и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носителей душевных, психических функций. Поскольку «психическое» приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, Эмпедокл выразил точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом.

У человека центром движения крови является сердце, поэтому оно является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особенности общей активности и подвижности человека.

Для Эмпедокла принцип подобия приобретает универсальное значение. Он распространяется и на ощущения, и на побудительные силы, и даже на мирообразую-щие силы — Любовь и Вражду. Природа побудительных состояний такова, что все живое стремится к недостающему подобному. Эмпедокл вносит новое положение в учение о механизмах восприятия, выдвигая теорию истечений, в которой процесс восприятия Эмпедокл представил как механизм истечений. Наиболее полно он описал его в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, проникая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета.

Истечения идут не только от внешних предметов, но и от самих органов чувств. Эмпедоклу первому принадлежит заслуга в построении теории цветового зрения. Восприятие цветов, по мнению философа, определяется как свойствами воздействующих на глаз предметов, так и характеристиками самого воспринимающего органа. Эмпедоклом также впервые высказывается предположение о возможности сведения всей цветовой гаммы к четырем основным цветам. В ощущениях и восприятиях философ видел начальную форму познания, из которого вырастает разум. Он не сомневался в реальности видимых предметов и адекватности их восприятия органами чувств. Однако чувственное познание, по мнению ученого, должно контролироваться разумом, позволяющим лучше пользоваться нашими чувствами.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть