ПСИХОЛОГИЯ

Эмпирические данные в психологии это

Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии

Наличие в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирического исследования определяет их отличие от ВКР по другим гуманитарным дисциплинам.

Эмпирическое исследование – ключевой элемент выпускной квалификационной работы по психологии. Для того, чтобы написать практическую главу дипломной по психологии, содержащую в себе результаты эмпирического исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:

Что такое эмпирическое исследование

Эмпирическое исследование есть одно из проявлений эмпиризма — отношения к миру, ставящего во главу угла практический опыт как источник познания мира. Противостоит эмпиризму рационализм, акцентирующий внимание на способности сознания, разума познавать мир.

Рационалист размышляет, анализирует, сопоставляет, обобщает, теоретическим путем открывает что-то новое. Именно такого рода работу делают исследователи в гуманитарных науках – философии, политологии, культурологии, филологии и др. Этим же заняты и студенты-психологи при работе над первой главой курсовой или дипломной. Они изучают чужие подходы, взгляды теории и на основе этого создают что-то новое (если получится, конечно).

Эмпирик не склонен к размышлениям – он человек дела и стремится все попробовать на практике, в опыте. Он экспериментирует, пробует и ошибается. Такова работа физиков-экспериментаторов. Таким же по сути делом заняты и психологи-исследователи, которые проводят эмпирические исследования – экспериментальным путем они стремятся получить новое знание о человеке.

Эмпирическое исследование в дипломе психологии

Эмпирическое исследование – самая важная часть дипломной или курсовой работы по психологии (исключая чисто теоретические работы). Именно результаты исследования (выявленные взаимосвязи или различия показателей ) определяют ее суть.

От студента вряд ли ждут каких-то открытий в теоретической главе: создать новую теорию, модель и т.п. – задача слишком серьезная. А вот получить новый, оригинальный эмпирический результат – задача, которая может быть реализована в дипломе, магистерской, даже в курсовой.

Например, тема дипломной: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости» изучалась многократно на различных испытуемых. Но всегда можно найти такую выборку , в которой такие исследования не проводились. Например, у сотрудников аптеки, или у педагогов со стажем более 20 лет, или у женщин, увлекающихся шитьем, и т.д.

Реальное или выдуманное

Проведение эмпирического исследования — трудоёмкий процесс. Нужно подобрать психодиагностические методики, найти испытуемых ( сформировать выборку ), провести тестирование испытуемых и обработать данные по ключам, чтобы результаты занести в таблицу исходных данных. Не у всех студентов-психологов хватает на это времени и сил. В такой ситуации возникает соблазн придумать результаты. Рассмотрим плюсы и минусы такого решения.

В реальном эмпирическом исследовании мы тестируем испытуемых, обрабатываем результаты тестирования по ключам и заносим их в сводную таблицу результатов тестирования ( таблицу исходных данных ). Затем эту таблицу обрабатываем статистическими программами и получаем результаты корреляционного анализа либо результат анализа различий . На основании результатов статистических расчетов делаем выводы о взаимосвязи между показателями, или о различиях показателей в группах испытуемых.

Реально проводимое исследование – увлекательный процесс. Всегда любопытно, какой получится результат. Однако бывают ситуации, когда студент-психолог по каким-то причинам не может провести реальное эмпирическое исследование. В этом случае результаты эмпирического исследования придется придумать.

Придуманное исследование предполагает обратную последовательность действий. Мы сначала придумываем выводы , а затем под них формируем таблицу результатов тестирования ( сводную таблицу результатов ), которая при статистической обработке дает необходимые нам результаты и выводы (сформулированные заранее).

Формально, с точки зрения конечного результата, работы по реальным данным и придуманным практически не различаются – в обоих в приложениях есть таблица исходных данных, по которой рассчитаны все статистические критерии . Единственное, чего не будет, если исследование придумано – это протоколов, заполненных испытуемыми в ходе тестирования .

Придуманное исследование не всегда проще реального. Есть темы с очевидными результатами. Например, тема «Исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководителей среднего уровня в торговой сфере» позволяет легко придумать результат. Действительно, интуитивно будет понятно, какие личностные черты будут коррелировать, например, с авторитарным стилем руководства – уверенность в себе, жесткость, агрессивность и т.п. А с коллегиальным будут коррелировать общительность, дипломатичность и пр.

В то же время есть темы с неочевидным результатом. Например, «Исследование психологических особенностей IT-сотрудников с разным профессиональным стажем». «Из головы» ожидаемый и интуитивно понятный результат придумать трудно. Подобных исследований уже проведенных кем-то, скорее всего, нет. Так что в этом случае реальное исследование было бы удобнее.

Я всегда предлагаю клиентами, которые заказывают мне работы по психологии, провести реальное исследование. В этом случае я готовлю тесты и обрабатываю их по ключам, а клиент проводит собственно тестирование (рассылает тесты по почте или раздает лично испытуемым, потом заносит результат в Excel-таблицу и посылает ее мне).

Честно говоря, реальное исследование интереснее. При обработке данных всегда просыпается какое-то детское любопытство – что же там получится. В кандидатских диссертациях, которые пишу я, исследование всегда реальное.

Структура эмпирической главы диплома

В практической главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии излагаются результаты эмпирического исследования, и это изложение имеет определённую структуру:

  1. Методика эмпирического исследования.
  2. Результаты эмпирического исследования.
  3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования.
  4. Анализ результатов эмпирического исследования.

Эта структура, как правило, реализуется в названиях параграфов второй главы диплома по психологии:

1.1. Процедура исследования.

В этом параграфе описываются цель и задачи , гипотеза , выборка, а также психодиагностические методики . Все это берется из введения в неизменном виде, за исключением задач, из которых исключаются теоретические.

В этом разделе эмпирической главы диплома или курсовой по психологии приводится также описание психологических тестов . Оно должно включать указание автора теста и адаптации и описание психологических шкал.

1.2. Результаты исследования

В этом разделе практической главы диплома по психологии проводится так называемый качественный анализ данных (то есть не статистический). Приводятся диаграммы распределения показателей и сравнения средних значений . Приведенные в данном разделе эмпирической главы результаты очень часто не имеют особого смысла и даже не включаются в выводы. Однако наличие такого предварительного анализа данных обязательно.

1.3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования

В этом месте эмпирической главы диплома содержатся его главные результаты. Именно они составят костяк выводов, по которым комиссия будет судить о вашей дипломной работе.

В этом параграфе приводятся анализ различий показателей или анализ взаимосвязей . В специальные таблицы заносятся значения U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента, а также уровни статистической значимости .

Под таблицами с результатами статистических расчётов должен следовать текст, в котором полученные результаты будут описаны и проинтерпретированы.

1.4. Анализ результатов эмпирического исследования

Завершающий параграф эмпирической главы диплома или курсовой по психологии содержит обобщение и анализ всех полученных результатов. В этом разделе эмпирической главы можно провести интерпретацию результатов статистических расчётов . Можно сопоставить полученные данные с результатами аналогичных исследований, приводимых в литературе.

Перечисленные выше структурные элементы эмпирического исследования по психологии могут быть «упакованы» в параграфы, названные иначе:

1.1. Цель , задачи и гипотеза эмпирического исследования.

1.4. Результаты эмпирического исследования.

1.5. Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования.

Как бы ни назывались параграфы эмпирической главы дипломной или курсовой работы по психологии, суть размещенных в ней информационных блоков остается неизменной:

  • Методологический раздел.
  • Раздел описания результатов.

Самый простой способ структурирования практической главы диплома предполагает, таким образом, выделение двух параграфов:

1.1. Методик эмпирического исследования.

1.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ.

При таком разделении нет необходимости выделять отдельные параграфы на описание выборки и тестов. При дробном делении параграфы получаются небольшими (1-3 стр.), что делает их несоразмерными другим разделам дипломной или курсовой по психологии, а это нарушает правила написания выпускных работ.

При такой лаконичной структуре эмпирической главы диплома или курсовой по психологии можно не разделять описание результатов, их анализ и интерпретацию. Например, приводится таблица с коэффициентами корреляций психологических показателей. Под ней проводится описание результатов, сразу же они анализируются и интерпретируются. Обобщение же результатов реализуется в выводах по эмпирической главе .

Этапы эмпирического исследования

Этапы эмпирического исследования отражают те действия, которые должны быть сделаны при реализации эмпирического исследования и представлении его результатов. Этапы эмпирического исследования согласуются с его структурой. Формулировки могут быть разными, но суть сводится к следующей последовательности этапов:

1. Подготовительный этап.

Формирование выборки исследования, подбор психодиагностических методик .

2. Диагностический этап.

Проведение тестирования испытуемых , обработку данных по ключам, занесение данных психодиагностики в таблицу исходных данных .

3. Этап обработки данных эмпирического исследования.

Качественный анализ данных, статистические расчёты, анализ и интерпретация результатов.

4. Завершающий этап эмпирического исследования.

Оформление результатов эмпирического исследования (построение графиков, диаграмм, таблиц корреляций , таблиц результатов сравнительного анализа , корреляционных плеяд ). Формулировка выводов по эмпирическому исследованию.

Более строгий подход к планированию эмпирического исследования предполагает такие операции, как выбор экспериментального плана исследования, проверки надежности и валидности психологических тестов; определения метода формирования выборки и пр. Однако в практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии эти научные тонкости, как правило, не нужны.

Источник

Эмпирическое исследование в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии

Первая часть ВКР по психологии – это теоретическое исследование. Оно предполагает изучение литературы по теме исследования, обобщения материала, его анализа и структурированного изложения.

Выпускные работы по многим гуманитарным дисциплинам содержат только эмпирическое исследование. Но в психологии исследователи стремятся к проверке на практике своих теорий. Поэтому вторая часть курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии представляет собой эмпирическое исследование.

Что такое эмпирическое исследование в психологии

Термин «эмпирический» является синонимом слову практический, связанный с опытом. Поэтому вторая глава диплома или курсовой по психологии называется еще «Практическая глава» или «Опытно-экспериментальная глава».

Логика выпускной работы по психологии состоит в следующем:

  • Сначала студент изучает то, что сделали в рамках выбранной им темы другие исследователи. Знакомится с теоретическими моделями психологических феноменов, а также с результатами эмпирических исследований.
  • На основании теоретического анализа чужих работ и собственных идей студент разрабатывает план собственного эмпирического исследования.
  • Далее студент-психолог проводит эмпирическое исследование, анализирует его результаты и делает выводы.

В чем же суть эмпирического исследования по психологии?

Его главная особенность состоит в том, что оно позволяет изучить закономерности психики человека, закономерности мышления, эмоциональной жизни, поведения и пр.

Главным инструментом эмпирического исследования в психологии выступают инструменты психологической диагностики – тесты, опросники, анкеты и пр. С их помощью психолог-исследователь получает эмпирические данные, подвергает их математическому анализу и на его основе делает выводы о психологических закономерностях.

Результаты эмпирического исследования в психологии претендуют на статус психологического закона или закономерности. Этот сближает психологию с точными науками, например, с физикой.

Однако, в психологии существует множество теорий и моделей, которые активно используются в практике психотерапии и консультирования. Но эти модели не прошли эмпирическую проверку. Однако отсутствие эмпирической обоснованности не делает эти теории менее ценными. Этот факт отражает принадлежность психологии к гуманитарным наукам, где невозможно получить точное знание об объекте.

Структура эмпирического исследования

Структура эмпирического исследования отражена в первом параграфе второй (практической) главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии и включает следующие элементы.

Цель эмпирического исследования, как правило, совпадает с целью всей работы. Чаще всего эта цель может быть связана либо с выявлением взаимосвязей между психологическими показателями, либо с выявлением различий выраженности психологических параметров в двух группах испытуемых, разделенных по какому-либо признаку.

Задачи эмпирического исследования отражают последовательность шагов, которые необходимо проделать для реализации цели эмпирического исследования. Например, они могут включать:

  1. Подбор психодиагностических методик.
  2. Формирование выборки эмпирического исследования.
  3. Проведение психодиагностики и составление сводной таблицы результатов психологического тестирования.
  4. Качественный анализ полученных данных.
  5. Статистическая обработка результатов психодиагностики.
  6. Интерпретация результатов математической обработки.
  7. Формулировка выводов.

Гипотеза эмпирического исследования, как правило, совпадает с гипотезой всей работы и отражает предположение о взаимосвязи показателей или их различиях. Гипотез может быть несколько, если в исследовании используется много психологических показателей. Иногда уместно сформулировать общую гипотезу, а затем конкретизировать ее в нескольких частных. Например:

Общая гипотеза: существуют различия мотивации у сотрудников организации разного пола.

Частные гипотезы: 1) мужчин отличает большая выраженность мотивации достижения успехов; 2) женщин отличает большая выраженность мотивации одобрения.

Выборка эмпирического исследования – это испытуемые или респонденты, которые будут участвовать в тестировании. При формировании выборки важно, чтобы все испытуемые имели сходные социально-демографические характеристики. В работе обычно указывают пол, возраст, образование респондентов. По необходимости можно указать семейный статус, профессиональный стаж. Выбор характеристик определяется целью и задачами исследования. Например, если изучаются личностные факторы профессионального выгорания педагогов, то вряд ли необходимо при описании выборки указывать количество детей.

Методики эмпирического исследования – это те инструменты, которые использует психолог для получения эмпирических данных о психологических особенностях испытуемых. Различают следующие виды методик, используемых в ВКР по психологии:

  1. Анкеты. Этот тип методик предполагает опрос испытуемых об их социально-демографических характеристика, а также некоторых психологических особенностях. Анкеты не являются строго надежными и валидными психологическими инструментами. Поэтому их данные носят справочный и вспомогательный характер.
  2. Опросники и тесты представляют собой стандартизированные по определённым правилам психологические инструменты. С их помощью можно получить данные о психологических особенностях испытуемых. Эти данные считаются валидными и надежными, то есть достоверными. Этот вид методик эмпирического исследования наиболее часто используется в курсовых, дипломных и магистерских по психологии.
  3. Проективные методики также позволяют получать данные о психологических особенностях испытуемых, как и опросники, но они менее стандартизованы. Проективные тесты редко используются в ВКР по психологии, так как их результаты с трудом переводятся в численные показатели. Проективные методики более уместны в клинической и психотерапевтической практике при индивидуальной работе.

Следующий важный элемент эмпирического исследования – это результаты эмпирического исследования и их анализ. Учитывая его важность, остановимся на нем подробнее.

Результаты эмпирического исследования и их анализ

Смысл эмпирического исследования в психологии состоит в получении результатов и после их анализа формулировки заключения о некоторых психологических закономерностях.

Выделяют несколько видов результатов эмпирического исследования, отражающих последовательные этапы их обработки.

  1. Первый тип результатов эмпирического исследования – это результаты тестирования. Ответы испытуемых на психологические опросники обрабатываются по ключам и заносятся в сводную таблицу результатов (она обычно помещается в приложении).
  2. Второй тип результатов эмпирического исследования – это результаты статистической обработки данных. Например, сводная таблица результатов психодиагностики заносится в статистическую программу (например, STATISTICA или SPSS) и проводится расчет корреляций или анализ различий. Эти результаты приводятся в тексте работы и сопровождаются описанием и интерпретацией.

Обычно анализ результатов эмпирического исследования проводится в два этапа:

  1. Первый этап – качественный анализ данных, полученных по всем психодиагностическим методикам. Он предполагает построение гистограмм или таблиц с распределениями показателей, а также диаграммы средних значений.
  2. Второй этап – статистический анализ данных. Этот этап предполагает представление результатов статистических расчетов в виде таблиц. Под таблицами приводится описание результатов и их интерпретация.

Рассмотрим на примере анализ результатов эмпирического исследования, цель которого состояла в сравнительном анализе копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Пусть использовалась лишь одна методика — Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).

Выборка включала две группы испытуемых: Группа 1. Молодые люди, граждане России, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Москве; Группа 2. Молодые люди, граждане США, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Нью-Йорке.

На этапе качественного анализа сравниваем структуру копинг-стратегий в группах, представив их в виде графика.

На рис. 1 приведены структуры копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Анализ данных, отраженных на рис.1, показывает, что в группе испытуемых из России в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и дистанцирование. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и самоконтроль.

В группе испытуемых из США в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы и принятие ответственности. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и конфронтационный копинг.

Можно отметить некоторые общие черты структуры копинг-стратегий в группах испытуемых. У молодых людей из России и США в наименьшей степени выражен копинг бегство-избегание, то есть вне зависимости от гражданства молодые жители мегаполисов не склонны преодолевать негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Такой результат может отражать специфику жизни в мегаполисе, где инфантильные формы поведения в ТЖС не позволяют достигать успеха.

Также можно отметить одинаково низкие значения в отношении конфронтационного копинга, что означает, что молодые люди из России и США в равной мере не склонны разрешать проблемы за счет конфликтного поведения и выплеска эмоций.

На втором этапе анализа результатов эмпирического исследования проводим статистический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни, который позволяет выявить статистически значимые различия выраженности копинг-стратегий в двух группах.

Результаты расчета достоверных различий показателей копинг-стратегий молодых людей из России и США приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты расчета статистически достоверных различий копинг-стратегий и жизнестойкости молодых людей из России и США.

Уровень статистической значимости (p)

Поиск социальной поддержке

Планирование решение проблемы

* — различия статистически достоверны (р≤0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:

Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

Уровень копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны разрешать проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки; для них характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

Уровень копинг-стратегии «самоконтроль» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения при высоком контроле поведения и стремлении к самообладанию.

Уровень копинг-стратегии «планирование решения проблемы» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Можно отметить, что не выявлено статистически достоверных различий показателей жизнестойкости в группах молодых людей из России и США. Это означает, что несмотря на различия в способах преодоления стресса и ТЖС мера способности молодых людей из России и США выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности не различается.

Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.

Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для себя и в этом проявляется определённая созерцательность российского менталитета. Также показано, что молодые люди из Москвы в больше степени, чем их сверстники из Нью-Йорка склонны прибегать к социальной поддержке в ТЖС, что можно рассматривать как отражение коллективистских тенденций в русском характере в противовес индивидуалистическим – в американском.

Молодые американцы в большей степени, чем их российские сверстники склонны в ТЖС проявлять самообладание и контролировать свое поведение, что отражает национальную черту американцев к эмоциональной сдержанности. Также молодые люди из США в отличие от своих российских сверстников в большей степени склонны к планированию решения проблемы, что отражает склонность американцев в целом к ориентации на успех, предполагающую планирование деятельности.

Если внимательно прочитать текст под таблицей с результатами статистического анализа, то можно увидеть, что анализ результатов статистического расчета включает следующие блоки:

  1. Краткое описание конкретного результата статистической обработки. Например, «Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России.»
  2. Расширенное описание результата статобработки. Например, «Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.»
  3. Интерпретация результата статистической обработки. Например, «Выявленные различия в использовании стратегии совладания «дистанцирование», с нашей точки зрения, связаны с различиями в российском и американском менталитете. В частности, с большей активностью американцев во внешней деятельности и большей созерцательностью россиян».
  4. Обобщающий вывод по результатам анализа статданных: «Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.
  5. Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для … (см. выше)»

Типы эмпирических исследований в ВКР по психологии

Чаще всего в курсовых, дипломных или магистерских работах по психологии в рамках эмпирического исследования предполагается констатировать некоторые психологические закономерности. То есть, выявить то, что есть и такой тип исследования называется констатирующим.

Например, в приведенном выше примере мы видим образец констатирующего исследования – исследователь выявляет различия копинг-стратегий у студентов из США и России и никаким образом не влияет на ситуацию.

Однако, в некоторых случаях психологи не ограничиваются констатацией, а хотят каким-то образом исправить или улучшить ситуацию.

Например, психолог проводит сравнительный анализ тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Получает какие-то данные, например, что в группе мальчиков число детей с очень высоким уровнем тревожности статистически значимо выше, чем в группе девочек.

Можно, конечно, ограничиться констатацией этого факта. Однако, чаще всего ставится задача провести коррекцию тревожности у детей. Такая задача решается в рамках формирующего исследования.

Таким образом, целью формирующего исследования выступает коррекция (снижение) какого-либо неблагоприятного психологического качества, которое чрезмерно выражено у испытуемых. Это могут быть тревожность, агрессивность, склонность к отклоняющемуся поведению и т.п.

Целью формирующего исследования может быть и развитие некоторого позитивного психологического качества, недостаточно развитого у испытуемых. Это могут быть, например, самоактуализация, самоотношение, уверенность в себе и пр.

Формами реализации формирующего эксперимента могут быть разного рода корректирующие или развивающие программы, психологические тренинги и т.п.

И, наконец, третий тип эмпирического исследования в выпускных квалификационных работах по психологии – это контрольное исследование. Его цель проверить насколько эффективной оказалась программа коррекции или развития какого-либо психологического качества.

Как правило, в рамках формирующего эмпирического исследования проводится повторное тестирование испытуемых по методикам, которые были использованы при проведении констатирующего исследования.

Далее проводится сравнительный анализ интересующего исследователя качества до и после проведения корректирующей программы или тренинга.

Если показатели улучшились, например, агрессивность подростков снизилась или стрессоустойчивость сотрудников увеличилась, то программа или тренинг признается эффективной.

В курсовых работах по психологии проводятся только констатирующие исследования.

В дипломных и ВКР бакалавра по психологии чаще всего встречаются констатирующие варианты эмпирического исследования, но возможно и использование формирующих и контрольных исследований.

В магистерских диссертациях по психологии достаточно часто встречаются темы, предполагающие проведение формирующего и контрольного эмпирического исследования.

Вы пишите курсовую, дипломную, магистерскую или любую другую работу по психологии.

Возможно, у вас возникли сложности с:

  • подбором и анализом литературы,
  • выбором опросников,
  • проведением тестирования,
  • статистическими расчетами,
  • формулировкой выводов;
  • созданием презентации и пр.

Мы вам поможем написать работу по психологии качественно и быстро!

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть