ПСИХОЛОГИЯ

Эмпирические методы психологии дошкольного возраста

Методы психологии в дошкольной педагогике
статья на тему

М. Я. Басов; Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет, наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли. Они воспринимают исследования как обычное общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
metody_psihologii_v_doshkolnoy_pedagogike.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Составила Кузьмина Татьяна Петровна

Воспитатель ГБДОУ №40 комбинированного вида

Методы психологии в дошкольной педагогике

Сравнительный метод , который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предусматривает одновременное изучение определенного психического явления в разных возрастных групп, с целью выявления его динамики;

Лонгитюдный — предусматривает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

Комплексный — в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи)

Наблюдение — целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка, учителя или родителя в естественных для них условиях. За ребенком можно понаблюдать во время урока или игры со сверстниками, за родителем — во время праздника, организованного в классе, причем наблюдатель должен опираться на объективно наблюдаемые параметры поведения, а не интерпретировать их .

М. Я. Басов; Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли. Они воспринимают исследования как обычное общение, беседу, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт маленького ди заборы отличаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых Таким образом, чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюденияеження.

Самонаблюдение является разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Для его проведения у испытуемого должен быть сформирован высокий уровень абстрактно-логического мышления и способность к рефлексии. Дети-дошкольники легче нарисуют свое состояние, чем будут рассказывать о нем.

Эксперимент — метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі

Беседа -метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы

Чтобы эффективно использовать время беседы, необходимо, чтобы ответы детей были информативными Для этого исследователю также нужно правильно формулировать свои вопросы уместны обращения такого типа: \»роскошных говори, как \»,\» в какие игры вы играете? \»,\» Объясни, почему твоя любимая сказка \»Способность ребенка свободно чувствовать во время беседы возрастает, если она проводится в игровой форме с использованием игровых момент ей, которые стимулируют интерес ребенка к теме разговора Кроме игрушек, беседы могут проводиться с использованием рисунков, картинок, книжек, строительного материала и т.д. Особенно важно использовать нао ческий материал в беседах с дошкольниками время, беседа с дошкольником не всегда дает желаемые результаты вследствие недостаточного развития самосознания ребенка, его речиозвитку самосвідомості дитини, її мовлення.

беседа должна быть непринужденной, доброжелательной

Анализ продуктов деятельности — это один из вспомогательных методов психологии К нему относятся анализ рисунков, определенных изображени

сказок, рассказов, конструкций, аппликаций, школьных тетрадей и т.д. С помощью оценки продуктов детской деятельности психолог пытается реконструировать процесс деятельности, определить основные его в этапы, трудности, преимущества Значительная часть работ ребенка носит отчетливо творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления Продукты деятельности отражают умение и навыки ребенка, свойства его личности, которые обеспечивают выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, аккуратность, организованность, самостоятельность и т.д. При этом становятся Заметим ними слабо развитые качества ребенка, узловые проблемы ее развития Схема анализа продуктов детской деятельности включает выделение основных критериев анализа, систему тех психических качеств ребенка, забей зпечилы получения соответствующих продуктов деятельности Этот метод может применяться в отношении работ одного ребенка, выполненных в течение длительного времени, или работ разных детей, т.е. анализ продуктов деятельно ости включает элементы сравнениявняння.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований Он устанавливает \»вертикальные\» генет тические связи между уровнем развитияу.

Структурный метод устанавливает \»горизонтальные\» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности

Рассмотрим более подробно эмпирические методы исследования, которые могут и должны использоваться в практике учителя

применение метода моделирования в психологических исследованиях.Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов ирезультатов психической деятельности — моделирование психики ; 2) организация, воспроизведение тогоили иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности(напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием .

Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, которыйзаключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей ииспользовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полнотеотражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блоксхемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенныйпереход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественнойимитации ее структуры и механизмов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Как я понимаю значение своей профессии.

Представленная игра «Что за слово» включает вопросы на темы дошкольной педагогики и психологии.Игру можно проводить для двух команд, можно и для выявления индивидуального победителя. Участникам необхо.

Различные методы, которые могут быть использованы при воспитании детей.

Итоговая работа курса профессиональной переподготогвки по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология».

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми зна.

Источник

Методы возрастной психологии

В возрастной психологии используются различные методы, среди которых традиционно выделяется 5 групп:

1 группа (организационные методы) – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных, полученных в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик, где изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей – детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

Лонгитюдное исследование (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка (или группы детей) в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.

2 группа (эмпирические методы) – группа методов психологии, позволяющая получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят: наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными эмпирическими методами), а также тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.

3 группа (методы обработки данных) – подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение, ранжирование и т.д.).

4 группа (интерпретационные методы) различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

5 группа (методы психологического воздействия) – специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Среди выделенных групп методов особое значение имеют способы первичной информации (эмпирические методы). Они позволяют получить необходимые данные об интересующем аспекте психологического развития. Не случайно, что возрастная психология использует эмпирические данные, возникшие в рамках других психологических наук, и в частности:

³ в общей психологии (основные эмпирические методы в психологии, наблюдение и эксперимент, активно используется и в психологии развития);

³ в социальной психологии (социометрия, вопрос);

³ в психодиагностике (тесты интеллекта, личностные тесты, тесты специальных способностей);

³ в дифференциальной психологии (метод близнецов).

Укажем на некоторые особенности использования ряда эмпирических методов в психологии развития.

Метод наблюдения характеризуется систематическим и целенаправленным восприятием и фиксированием психических явлений в определенных условиях. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель вовлечен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Невключенное, внешнее наблюдение ведется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым. По степени стандартизации (формализации) различают неформализованное (полусвободное) и формализованное наблюдение. Если в неформализованном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, восприятие и фиксация которых свидетельствует о наличии того или иного психологического явления и его характеристиках.

Выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.

При использовании метода наблюдения необходимо придерживаться следующих требований:

³ должна быть чёткая программа наблюдения с конкретизацией предмета изучения;

³ все результаты наблюдения должны фиксироваться в соответствующей форме;

³ нельзя быть «предвзятым» наблюдаемым объектом (если у наблюдателя имеется эмоционально окрашенная установка, она может повлиять на восприятие информации) и др.

Наблюдение основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе. Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период. Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос как метод возрастной психологии используется в случае, когда необходимо оперативно получить информацию об интересуемом явлении. Однако следует помнить, что при использовании этого метода часто наблюдается т.н. «социальная желательность» (когда индивид отвечает не так, как на самом деле думает, чувствует, а так, чтобы выглядеть «в лучшем свете»). Опрос может быть устными письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент как психологический метод характеризуется активным вмешательством исследователя в изучаемый процесс (формирующий эксперимент) либо воздействий независимых факторов (констатирующий эксперимент). Это один из основных методов сбора первичной информации, при котором исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов. Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

В возрастной психологии также активно используются различные виды тестов. Тесты интеллекта позволяют оценить уровень интеллектуального развития конкретного человека на фоне средних показателей. Тесты интеллекта (лат. intellectus – понимание, познание), или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Первые тесты интеллекта был и созданы Ф. Гальтоном, стремившимся охватить «измерением и числом операции ума». Заметный вклад в развитие тестов интеллекта был внесен работами Альфреда Бине, Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию «умственных тестов». В большинстве случаев в тесте интеллекта испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения, классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены его задачи. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т.д.

Существуют различные тесты интеллекта, позволяющие определить IQ – коэффициент интеллектуальности человека, который рассчитывается по формуле: IQ = Умственный возраст: хронологический возраст * 100%. Если ребенок решает все задания для своего возраста, его IQ равен 100 баллам. Дети, набирающие свыше 120 баллов, считаются одаренными, значительно отстающие от своей возрастной нормы – умственно отсталыми.

Личностные тесты дают возможность получить информацию об особенностях эмоциональной, волевой, мотивационной сферы человека.

Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестировании детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела, теста Векслераи др.

Одна из групп личностных тестов, проективные методики, помогают исследовать скрытые, неосознанные психические явления через анализ т.н. «проекций». Проекция – процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Проективные методы (лат. projectio – выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Они основываются на психологической интерпретации результатов проекции, под которой в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Личность «проецирует» себя тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы.

Для анализа влияния характера межличностных отношений на ход психического развития могут использоваться различные варианты социометрической методики. При этом должны учитываться возраст исследуемых, цель изучения и другие факторы.

Полученную при помощи эмпирических методов информацию часто называют «сырой», указывая тем самым на то, что для того, чтобы делать какие-то выводы о результатах исследования, ее необходимо обработать. Для этого используются методы обработки данных. В рамках возрастной психологии при обработке данных особое значение имеет анализ различий при «срезах», сделанных в разное время.

Получив информацию с помощью методов сбора первичной информации, часто стоит задача выбора уместных и эффективных методов воздействия на личность или группу. При решении этой задачи важно придерживаться установленных правил и этических норм. Важно помнить, что психологическое воздействие может оказывать только квалифицированный специалист.

Среди многообразия методов психологического воздействия можно выделить следующие виды: метод предъявления моделей, дискуссионный метод, тренинг и др.

Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Метод может быть использован через личный пример руководителя (специалиста), или предъявление в качестве образцов поведения других людей, персонажей кинофильмов, произведений художественной литературы, сказок, притч, анекдотов и др. Благодаря своей образности и эмоциональной насыщенности они выступают в качестве достаточно сильных средств воздействия. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода состояний. На основе эмоционального заражения возникает подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Внушение – воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им информации.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Существуют определенные правила для проведения эффективных дискуссий (говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказаться каждому участнику дискуссии, периодически резюмировать сказанное в группе). Преобладающим механизмом воздействия здесь выступает убеждение – процесс воздействия на суждения собеседника силой логических доказательств.

Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на развитие уже существующих. Существуют разные виды тренинга: функциональный (развитие основных психических функций и процессов – памяти, мышления, воли и др.); аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции); социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг социально-психологической сензитивности и др.); тренинг личностного роста. В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика, предоставляется участниками группы друг другу обратная связь.

Использование методов психологического воздействия для содействия личностному развитию человека должно осуществляться с учетом возрастных особенностей. Так, например, если игровые элементы тренинга могут использоваться практически с любыми возрастными группами, то многие рефлексивные упражнения будут не эффективны, если мыслительные процессы не достигли определенного уровня развития.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 16434 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть