ПСИХОЛОГИЯ

Эмпирический подход в психологии

Эмпирические методы психологии

По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений. Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования. Существует большое количество средств изучения психологических явлений, однако все они в процессе практической реализации опираются на основные принципы построения психологических исследований: объективность изучения психических явлений; изучения психических явлений в их развитии; аналітико-синтетический подход к изучению психических явлений.

Самыми распространенными из эмпирических методов: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.

Метод наблюдения. Под наблюдением понимают целенаправленное изучение поведения и деятельности личности в естественных ситуациях, основанное на их непосредственном восприятии.

Древнейшим эмпирическим методом психологии справедливо считают самонаблюдениеили интроспекцию, что в переводе означает «смотреть внутрь». Для каждого человека самонаблюдения является необходимым элементом самопознания и самовоспитания. Нельзя совершенствовать себя, не изучая свой внутренний мир. Именно это заставляет человека меняться. Результаты самонаблюдения можно фиксировать в различных документах: письмах, автобиографиях, анкетам и т.п. Однако этому методу, наиболее доступном на первый взгляд, присущ целый ряд недостатков. Наблюдая за самим собой очень трудно быть объективным. Трудно переключать внимание с того, что мы делаем, на то, как это происходит. Кроме того, в психике человека существуют подсознательные и неосознанные переживания, о которых человек может вообще не догадываться.

Избавиться от указанных недостатков позволяет объективное наблюдение, которое осуществляется психологом-наблюдателем. План и программу такого наблюдения составляют исходя из целей и задач психологического исследования. Объективное наблюдение может быть реализовано в двух формах:

а) в форме простого наблюдения, за которого наблюдатель лично в ситуации не участвует, а люди, которых он наблюдает, об этом не знают;

б) в форме включенного наблюдения, когда исследователь адаптируется к определенного социального окружения и люди, которых наблюдают, имеют возможность с ним взаимодействовать.

Все полученные в процессе наблюдения факты, касающиеся объекта исследования, обязательно регистрируются. Качество регистрации зависит от опыта и квалификации наблюдателя. Чтобы уменьшить субъективное влияние наблюдателя, используют технические средства: магнитофоны, фотоаппараты, видеокамеры. Кроме того, объективность наблюдения возрастает при увеличении его продолжительности и параллельном использовании других методов исследования психических явлений.

Метод эксперимента. Одним из основных методов научного психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, эксперимент предусматривает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы.

Различают лабораторный и природный эксперименты. Первый проводят в специально созданных условиях, где аппаратура позволяет исследовать взаимодействие сенсорных, моторных, интеллектуальных, характерологических компонентов и таким образом изучать деятельность человека в целом.

В естественном эксперименте сочетаются активность метода эксперимента и естественность метода наблюдения: исследователь создает условия, вызывающие желаемое явление, а содержание привычных для человека условий остается без изменений.

Оба метода могут иметь констатирующий и формирующий характер. Эксперимент констатуючого характера изучает уровень развития отдельных качеств личности или готовности к профессиональной деятельности в целом. Формирующий эксперимент направлен на изучение и развитие профессиональных качеств в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.

Важным преимуществом метода эксперимента является возможность повтора с целью накопления количественных данных о типичность исследуемого явления. В то же время условия эксперимента могут привести к нарушению естественного течения деятельности человека, в результате чего возможны ошибочные выводы.

Преимущества и недостатки метода следует учитывать при разработке программ исследования.

Метод опроса базируется на предложении участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Опрос проводится как в устной (беседа), так и письменной форме (анкета). Различают два вида вопросов: закрытые и открытые. В первом случае опрашиваемый выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных, во втором он сам формулирует ответ в произвольной форме.

Метод беседы. Беседа — метод получения информации об индивидуально-психологические особенности в процессе непосредственной вербальной (устной) коммуникации по специальной программе. Возможность вести наблюдение за собеседником во время личного общения позволяет исследователю при необходимости изменять направление разговора на основании наблюдаемых жестов, мимики, интонации собеседника, делать выводы относительно его личного отношения к фактам, о которых он сообщает. Недопустимо, чтобы беседа превратилась в расспросы ли допрос.

Метод беседы играет вспомогательную роль, поскольку всю информацию дает сам опрашиваемый. Поэтому беседу как метод исследования надо использовать на начальном этапе для подготовки человека к участию в эксперименте.

Одним из разновидностей беседы является интервью — получение исходного материала для научного исследования путем непосредственного целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. В случае проведения интервью двусторонняя связь является ограниченным, поскольку исследователь лишь фиксирует соответствующие ответы испытуемого, сохраняя нейтральную позицию.

Метод анкеты. Анкета — методическое средство для получения социально-психологической информации на основе письменного самозвіту испытуемого. Анкета представляет собой набор вопросов, каждое из которых логически связано с центральным задачей исследования. Практическая реализация метода анкеты происходит, как правило, в два этапа. На первом этапе с помощью открытых анкет выполняют «пилотажное исследование. На втором — отбирают более типичные ответы и на их основе разрабатывают закрытые анкеты. Преимущество использования закрытых анкет заключается в возможности автоматизации процесса обработки полученных результатов, что очень важно при проведении массовых опросов.

Для изучения и оценки отдельных черт и проявлений личности разработано большое количество писем, которые включают вопросы относительно переживаний, состояния, реакций и т.п., с которыми испытуемый должен согласиться или нет. С помощью опросных листов можно получить от испытуемого разностороннюю информацию — от особенностей его психофизиологического состояния к убеждений и идеалов.

Метод тестов. Среди методов психологии особое место занимает метод тестов (тестирование). В отличие от других методов, тестирование направлено не на исследования психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий (тестов). Наиболее известными в психологии есть три вида тестов: тесты достижений; тесты способностей; проективные тесты.

Тесты достижений представляют собой методики психологической диагностики, которые имеют целью выявление степени овладения определенными умениями, навыками и знаниями. Используют их в профессиональном отборе. Например, тесты «Проверьте, какой вы руководитель», «умеете Ли вы проводить деловое обсуждение?» и т.д.

Тесты способностей позволяют определить уровень умственного потенциала, творческих способностей, а также уровень готовности к решению определенных типов учебных и профессиональных задач.

Проективные тесты — это методики целостного изучения личности. Название их связана с использованием в них процесса проецирование, когда испытуемый сознательно или подсознательно переносит свои установки, эмоциональные состояния или личностные качества на предложенные к решению задачи или ситуации. К примеру, дописать предложение или рассказ, сделать рисунок на свободную тему, составить рассказ по рисунком и т.д. Выполняя такие задания, он помогает составить представление о свою индивидуальность. К наиболее применяемых проективных методов относятся тесты Рошарха и Люшера, тематический операционный тест и т.д.

Кроме названных существуют и так называемые групповые тесты для измерения групповых психических процессов — психологического климата группы, уровня ее сплоченности, взаимоотношений между членами группы и т.д. Самой распространенной среди групповых тестов является социометрическая процедура, предназначенная для определения структуры эмоциональных связей между членами группы, т.е. взаимных симпатий и антипатий.

Главными критериями качества теста надежность і валидность. Надежность теста рассматривают как стабильность его результатов при повторном тестировании. Кроме того, очень важно, чтобы тест позволял определять с высокой точностью именно то качество, которое интересует исследователя. Это условие валидности. Чем выше валидность теста, тем точнее он измеряет ту черту, для определения которой был разработан.

Процедура тестирования включает несколько этапов. На первом исследователь выбирает тесты. Второй этап — непосредственно тестирование одного или группы участников. Третий этап — интерпретация результатов, выводы. Эффективность тестирования в значительной степени зависит от опыта и квалификации исследователя.

Метод анализа документов. Под документом в психологии понимают любую информацию, зафиксированную в виде рукописного или печатного текста, фотографии, видео — или магнитных записей. Иначе говоря, анализ документов является методом сбора фактов о участника исследования, материализованные в той или иной форме.

Относительно конкретного человека различают документы личные и безличные. Личные документы — это карты индивидуального учета, заверенные подписью лица, дневники, письма, заявления и т.п. К безличным принадлежат статистические данные, протоколы собраний, сообщения в прессе. Метод анализа документов требует проверки их подлинности. Этот метод успешно применяют при формировании гипотезы исследования и определении общих направлений изучения личности. Он имеет вспомогательный характер, поскольку документы отражают только результаты деятельности человека, а не сам процесс.

Метод изучения продуктов деятельности. Под продуктом деятельности личности понимаются реально-практические и идеальные по форме проявления ее активности относительно явлений объективного и субъективного мира. Метод изучения продуктов деятельности представляет собой систему исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование результатов предыдущей психической деятельности человека: трудовой, учебной, игровой.

В продуктах деятельности человека отражается ее отношение к самой деятельности, к окружающим, к окружающему миру, а также уровень развития ее умственных, сенсорных и моторных навыков. Следовательно, при анализе продуктов деятельности их характеристика является необходимым для воспроизведения процесса создания готового продукта.

Используя этот метод, исследователь должен выяснить:

а) является ли продукт, который анализируется, результатом типичной для данной деятельности человека, или созданный ею случайно;

б) в каких условиях осуществлялась деятельность человека;

в) можно ли исследовать аналогичные и другие разнообразные продукты деятельности этого человека.

Ценность этого метода является наличие у исследователя зафиксированных материально результатов психической деятельности человека. Однако, метод изучения продуктов деятельности чаще используют как вспомогательный, поскольку он не позволяет исследовать многогранность психической деятельности, что привело к созданию продукта.

Метод экспертной оценки. Сегодня психолог все чаще выступает как эксперт по вопросам управления, организационного развития, разрешения конфликтов и др. Управленцы, педагоги, юристы приглашают психолога, чтобы совместно с ними проанализировать любую ситуацию, дать оценку нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продуктом деятельности психолога в данном случае является экспертное заключение.

Источник

Эмпиризм простыми словами: все дело в опыте!

Человеку может стукнуть в голову что угодно. Розовые слоны? Запросто. Летающие вилки? Легко! Умение ходить по воде? А почему бы и нет? Но только Его Величество Опыт со временем покажет, насколько верны все эти гипотезы. Он же может натолкнуть на выдвижение новых догадок. И это замечательно, на том и стоит развитие науки, техники, мышления.

Откуда взялся научный эмпиризм, и что это такое?

Суть эмпиризма

Он возник давно — в античности, когда зародились основополагающие науки — математика, физика, история, азы философии. Каждая из них изучала мир вокруг. И в каждой появлялись насущные вопросы о том, как же познавать истину. В итоге сформировались разные течения человеческой мысли — прагматизм, догматизм и эмпиризм.

Слово «эмпирика» происходит от древнегреческого «исследование, рассмотрение» — это все то, в основе чего лежит опыт. То есть для достижения конечных результатов нужна практика: главные методы эмпиризма — эксперименты.

Планомерно развивал направление эмпиризма и английский ученый Френсис Бэкон — он создал научный метод познания и первым изрек: «Знание — сила!» Бэкон ратовал за метод научной индукции — постепенное восхождение к знанию. Он считал, что опыт дает нам возможность предполагать нечто большее — подниматься на новую ступеньку познания. Но после этого мы должны спуститься и проверить, верны ли наши догадки, верно ли решены проблемы. Если да, то можно продолжать расширять свою гипотезу.

Основные понятия

Эмпиризм — это такая теория познания, которая считает лучшим средством получения знания опыт. А вот роль рациональных методов — теоретического изучения вопроса, разных расчетов «в голове», без практики, здесь явно занижается. Считается, что это слишком субъективные вещи.

Как работает эмпиризм? Тут все просто и логично: чтобы проявилась закономерность, нужно, чтобы несколько известных впечатлений повторились и сложились в ассоциацию представлений. А одно представление повлечет за собой другое.

При этом человек может уже родиться с неразрывными ассоциациями — генетическим опытом, который был накоплен предыдущими поколениями его предков.

Помимо биологических условий на формирование опыта влияют и социум, где развивается человек: культурные процессы и события, в которых он «варится», ускоряют образование новых познавательных процессов в сознании.

Эмпиричные формы

Их две, и они вытекают из разных трактовок термина «опыт».

* Имманентный эмпиризм — это совокупность попыток философов в самые разные эпохи объяснить суть познания через совокупности представлений и ощущений.

  • Трансцендентный эмпиризм: его типичная форма — материализм. Материалисты считают, что истинная реальность — это самые разные комбинации частиц материи, которые движутся и взаимодействуют в пространстве. Это все — мир опыта. А все законы познания — результат взаимодействия организма человека с разными проявлениями окружающей среды.

Душа и эксперимент

Эмпиризм сильно повлиял на психологию — все началось с книги Вольфа «Эмпирическая психология» в 1732 году: автор предлагал изучать не абстрактные вопросы о бытии души, а фактические ее проявления, а также находил связи между психикой и физическими событиями.

Через полтора века, в 1879 году, ученый Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Здесь вовсю изучали ощущения, восприятие, внимание, чувства.

Затем возник психоанализ, гештальт-психология с ее исследованиями инсайтов, концепция безусловного и условного рефлексов Павлова и бихевиоризм.

Да, раньше психология нередко скатывалась мистицизм, но теперь успешно реализует принципы эмпиризма. Наука стала серьезной и точной, ее поддерживают нейробиология и новейшие методики исследования мозга.

В условиях нашего нового времени каждому человеку важно держать руку на пульсе собственного опыта: да, он не всегда позитивный, но в любом случае он необходим! Некоторые курсы Викиум особенно полезны для этого. Например, «Профайлинг» научит «читать людей» по невербальным нюансам, выявлять их скрытые намерения и даже прогнозировать действия — все это, конечно, на основе получения ценного опыта. Такое умение незаменимо как в профессиональной, так и в общественной и личной жизни.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть