ПСИХОЛОГИЯ

Эмпиризм в психологии это

Эмпирическое мышление: суть, понятие, этапы и виды

Вариантов того, как может быть организовано мышление человека, достаточно много. Одни люди обладают рациональным складом ума, другие воспринимают информацию через призму чувств и эмоций. Кто-то мыслит отвлеченно, абстрактно, а для кого-то важно учитывать все реальные мелочи и детали. Устройство разума индивидуально и, вероятно, именно этим оно привлекает ученых с незапамятных времен.

Чем является эмпиризм? Определение

Происходит это наименование от древнегреческого слова εμπειρία, которое переводится на русский язык как «опыт».

Эмпиризм – это одно из направлений в рамках теории познания. Основано оно на убеждении в том, что знание обретается из опыта. Соответственно, и представление или же передача содержания обретенных знаний является ничем иным, как описанием полученного опыта.

Суть понятия

Эмпирическое мышление в философии противопоставляют мистическому и рациональному. Однако оно не столько является антагонизмом, сколько находится между этими способами познания, сочетая в себе часть свойственных им элементов.

Для данного типа познания характерны:

  • опора на ощущения;
  • возведение опыта в абсолютную величину;
  • принижение или игнорирование рациональных методов – теорий, аналитических цепей, додуманных понятий;
  • интуитивное осознание или же «чутье».

Эмпирическое мышление не отрицает наличие теорий и раздумий полностью, но понимает их не так, как это свойственно рациональным методикам познания. Единственным истинным источником знаний, а также их критерием при этом способе мыслительного процесса выступает опыт. Только естественное течение вещей, которое можно ощутить, наблюдать, ложится в основу данного варианта организации мышления. При этом понятию свойственно и наитие, и внутренние переживания. Эти проявления входят в эмпирические характеристики мышления, как и созерцание, наблюдение, опыт.

Взаимосвязь эмпиризма и теоретического типа мышления

Хотя эмпиризм и рационализм нередко противопоставляются, данные типы мышления по одиночке являются узкими, не позволяющими подойти к предмету со всех возможных точек зрения, сторон. Иными словами, если при изучении чего-либо мыслить исключительно эмпирически или, наоборот, рационально, то часть расследуемого предмета выпадет из поля внимания и соответственно, не будет познана.

Эмпирическое и теоретическое мышление выступают в качестве двух «столпов» знания. В данном случае одно логично дополняет другое. Помимо этого, теоретический способ познания может являться не дополнением, а продолжением иррационального. Эмпирические теоретические методы мышления сочетают оба подхода к организации познания. После получения базовых представлений из опыта, наблюдения или иного вида непосредственного переживания, человек приступает к осмыслению и построению теоретических формул в отношении изучаемого предмета или же явления.

В чем различие между рациональностью и эмпиризмом?

Теоретическое и эмпирическое мышление различают свойственные им подход к получению знаний. Действительность, воспринимаемая эмпирически, рассматривается под углом ее внешних проявлений. Этот тип мышления фиксирует очевидные процессы и явления, события и прочее, представляющее интерес для изучения.

Простыми словами, эмпирический метод мышления – это осознание всего, что представляется возможным потрогать, обнюхать, рассмотреть, услышать или же прочувствовать как-либо иначе. Теоретический способ познания в корне отличается. Основываясь на полученном представлении, человеческий разум выстраивает цепи мыслей, при этом систематизируя и классифицируя как уже имеющийся, так и вновь поступающий материал. Таким образом, рациональное мышление настроено на выявление закономерностей общего и частного порядка, позволяющих осуществить научный прогноз в той или иной сфере деятельности.

Формы мышления этого типа

Как и любому типу организованной мыслительной деятельности, эмпиризму присущи составляющие структурные элементы.

В эмпирическое мышление входят две крупные формы:

Для каждого из этих видов эмпиризма свойственны собственные, определяющие их суть, характеристики.

Имманентная форма

Имманентное мышление характеризуется стремлением объяснить разумную деятельность и свойственные ей процессы сочетанием представлений и ощущений. В истории философии следование данному виду мышления приводило к развитию скептицизма, примером служат работы писателя по имени Мишель Монтень, развившего идеи известных античных ученых – Пиррона и Протагора.

При этом типе мышления весь багаж знаний и изучаемый материал ограничиваются рамками психических ощущений – эмоций, представлений, чувств. Познавательная деятельность рассматривается в виде продукта ассоциаций и цепочки из единичных психоэмоциональных элементов. Разумеется, существование реальности или же бытия за пределами сознания данная форма мышления не отрицает, но рассматривает его как источник возможности получения ощущений и опыта.

Трансцендентная форма

Под данным видом эмпиризма понимается материализм. Другими словами, реальность рассматривается как совокупность движущихся материальных элементов, частиц, вступающих во взаимные связи и образующих различные комбинации.

Содержание мыслей и закономерности познания понимаются как продукт процесса взаимодействия разума с окружающей средой. Таким образом происходит формирование опыта, ложащегося в основу знания.

Этапы и положения эмпиризма

Этапы эмпирического мышления или же его основные положения связаны с попытками объяснить присущую человеческому разуму структуру гносеологических, математических законов, являющихся всеобщими и безусловными.

Перечень свойственных этому типу мышления этапов и положений включает в себя следующие:

  • необходимость и всеобщность;
  • повторение впечатлений;
  • ассоциативность и предрасположенность;
  • представление об опыте.

Всеобщность и необходимость связующих мыслительных элементов при приобретении опыта является следствием повторяющегося и однообразного получения определенных впечатлений, ощущений.

Осознаваемое повторение уже известных впечатлений приводит к их закреплению, формированию привычки к ним и установлению ассоциаций. Таким образом возникает неразрывная внутренняя связь между конкретными представлениями о чем-либо. Это, в свою очередь, приводит к полной невозможности рассмотрения или же осознания каких-либо объектов порознь. В восприятии человеческого разума рассматриваемые предметы, объекты, процессы или же явления становятся единым целым.

В качестве примера результата данного этапа эмпиризма можно привести традиционное восприятие супружеских пар обществом. То есть если на какое-либо торжество приглашается один из супругов, априори подразумевается и посещение мероприятия его половинкой. Муж и жена не воспринимаются при таких обстоятельствах как два самостоятельных и совершенно разных человека. Общество принимает их как единое целое. Другим примером могут являться молодые матери. Наверняка всем доводилось слышать такие фразы: «У нас двойка», «Мы записались в кружок». Однако двойка – только у ребенка и в кружок записан малыш, без матери. Другими словами, мать не отделяет ребенка от себя, она не считает его самостоятельным человеком. В мышлении такой женщины ребенок не что иное, как часть ее самой.

Попытки «разорвать» устойчивые связи между представлениями достаточно сложны и не всегда осуществимы. Неразрывные ассоциации образуются при наличии предрасположения к ним. То есть, являются прямым следствием жизненного опыта. Они способны формироваться многие столетия и охватывать опыт, полученный не одним поколением людей. Но могут возникнуть и у отдельного индивидуума и сформироваться весьма быстро.

Эмпирическое мышление основано на опыте. Это может быть, как жизненный опыт конкретной личности, так и целого общества. Таким образом, данный тип мышления свойственен как коллективному, так и индивидуальному сознанию.

Источник

Эмпиризм

Эмпиризм — это направление в эпистемологии (гносеологии), согласно которому все знание возникает в результате чувственного восприятия и опирается на него. Эмпиризм можно противопоставить двум другим часто, хотя и не обязательно, связываемым между собой доктринам:

  • нативизм, утверждающий, что некоторое знание дано нам от рождения;
  • рационализм, утверждающий, что именно разум, а не чувственный опыт, дает нам самые верные основы знания.

Эти споры уходят корнями в V в. до н. э. Эмпиризм возник как реакция на рационализм, зарождение которого связано с именем Парменида, а дальнейшее развитие — с именем Платона. Сторонники рационализма проводили резкую границу между мнением, или ошибочным представлением, и знанием, или внешней (объективной) и доказуемой истиной. Они считали, что чувственный опыт дает людям только мнение об изменяющемся мире призраков (видимости или кажимости), а поскольку призраки могут вводить в заблуждение, нельзя полагаться на чувственное восприятие. Таким образом, рационалисты призывали совершенно не доверять чувствам и искать знания посредством разума. Мнение может быть верным, а может и не быть таковым, это зависит от случайного совпадения мнения и наблюдения; в отличие от мнения, знание должно быть доказуемо и объективно истинным, и только логика — разум — может обеспечить доказательство и дать уверенность. Рационалисты, как правило, считали также, что знания преимущественно даются людям от рождения, научение же представляет собой «извлечение на поверхность» того, что до поры до времени неявно присутствует в душе или в мозге.

С именем Эмпедокла связано возникновение другой философии эмпиризма, выразившего недоверие основной идее рационализма с его склонностью к причудливым метафизическим спекуляциям и попытавшегося показать, что наблюдение приводит к знанию. Сторонники эмпиризма в его крайнем проявлении утверждают, что наблюдение является единственным надежным источником знания. Если даже рационалист и отвергает опыт, долг эмпирика — доказать, что перцепция на самом деле являлась источником верного знания: чтобы подтвердить возможности перцепции, эмпирик должен изучить ее. Здесь и начинается психология. Чтобы убедить нас в правильности собственной системы взглядов, эмпирик, подобный Эмпедоклу, должен объяснить нам, как «работает» восприятие, — а это, бесспорно, — сфера интересов психологии. Теории восприятия принадлежат к наиболее древним психологическим теориям, созданным для решения проблем философии. Эмпирики также не доверяют нативистским заявлениям рационалистов как апелляциям к миру непостижимого.

Современная философия относит начало дискуссии между сторонниками рационализма/нативизма и эмпириками к XVI в. и связывает ее с именами Рене Декарта, основателя современного рационализма, и Джона Локка, наиболее яркого представителя современного эмпиризма. Эмпиризм представлен двумя школами — умеренной и радикальной. Умеренный эмпирик соглашается с теми, кто считает, что источником всех идей является перцепция, однако допускает, что «аппарат разума», т. е. такие его функции как память, воображение и язык — даны человеку от рождения. Сторонники крайних взглядов, в том числе и Джон Стюарт Милль, не ограничиваются этим и утверждают, что результатом научения является не только то, над чем человек думает, но и то, как он думает, т. е. сами мыслительные процессы.

Своеобразным синтезом идей рационализма и эмпиризма является философия Иммануила Канта, считавшего, что наука — высшая форма человеческого познания — начинается с опыта и с систематизации его результатов. Однако Кант полагал, что благодаря врожденным свойствам человеческого разума человеческого опыт неизбежно «принимает определенную форму», которая и становится источником упорядоченного явления, изучаемого наукой. Следовательно, наука базируется на логически доказуемом основании, присущем разуму от рождения, а потому предшествующему опыту.

В наше время споры между эмпиризмом и рационализмом фактически прекратились, уступив место более знакомой психологам дискуссии между нативизмом и эмпиризмом, или полемике о роли природы и воспитания в развитии. Хоть эмпиризм и является доминирующим философским учением, однако есть и исключения из этого общего правила. Например, Н. Хомский в своей работе «Картезианская лингвистика», бросая вызов эмпиризму бихевиористов, утверждает, что большую часть синтаксиса человек получает при рождении. Он основывает лингвистику на интуициях, а не на поведении, и рассматривает язык как логическую систему, практически не изменяющуюся под воздействием внешних стимулов.

Источник

Эмпиризм простыми словами: все дело в опыте!

Человеку может стукнуть в голову что угодно. Розовые слоны? Запросто. Летающие вилки? Легко! Умение ходить по воде? А почему бы и нет? Но только Его Величество Опыт со временем покажет, насколько верны все эти гипотезы. Он же может натолкнуть на выдвижение новых догадок. И это замечательно, на том и стоит развитие науки, техники, мышления.

Откуда взялся научный эмпиризм, и что это такое?

Суть эмпиризма

Он возник давно — в античности, когда зародились основополагающие науки — математика, физика, история, азы философии. Каждая из них изучала мир вокруг. И в каждой появлялись насущные вопросы о том, как же познавать истину. В итоге сформировались разные течения человеческой мысли — прагматизм, догматизм и эмпиризм.

Слово «эмпирика» происходит от древнегреческого «исследование, рассмотрение» — это все то, в основе чего лежит опыт. То есть для достижения конечных результатов нужна практика: главные методы эмпиризма — эксперименты.

Планомерно развивал направление эмпиризма и английский ученый Френсис Бэкон — он создал научный метод познания и первым изрек: «Знание — сила!» Бэкон ратовал за метод научной индукции — постепенное восхождение к знанию. Он считал, что опыт дает нам возможность предполагать нечто большее — подниматься на новую ступеньку познания. Но после этого мы должны спуститься и проверить, верны ли наши догадки, верно ли решены проблемы. Если да, то можно продолжать расширять свою гипотезу.

Основные понятия

Эмпиризм — это такая теория познания, которая считает лучшим средством получения знания опыт. А вот роль рациональных методов — теоретического изучения вопроса, разных расчетов «в голове», без практики, здесь явно занижается. Считается, что это слишком субъективные вещи.

Как работает эмпиризм? Тут все просто и логично: чтобы проявилась закономерность, нужно, чтобы несколько известных впечатлений повторились и сложились в ассоциацию представлений. А одно представление повлечет за собой другое.

При этом человек может уже родиться с неразрывными ассоциациями — генетическим опытом, который был накоплен предыдущими поколениями его предков.

Помимо биологических условий на формирование опыта влияют и социум, где развивается человек: культурные процессы и события, в которых он «варится», ускоряют образование новых познавательных процессов в сознании.

Эмпиричные формы

Их две, и они вытекают из разных трактовок термина «опыт».

* Имманентный эмпиризм — это совокупность попыток философов в самые разные эпохи объяснить суть познания через совокупности представлений и ощущений.

  • Трансцендентный эмпиризм: его типичная форма — материализм. Материалисты считают, что истинная реальность — это самые разные комбинации частиц материи, которые движутся и взаимодействуют в пространстве. Это все — мир опыта. А все законы познания — результат взаимодействия организма человека с разными проявлениями окружающей среды.

Душа и эксперимент

Эмпиризм сильно повлиял на психологию — все началось с книги Вольфа «Эмпирическая психология» в 1732 году: автор предлагал изучать не абстрактные вопросы о бытии души, а фактические ее проявления, а также находил связи между психикой и физическими событиями.

Через полтора века, в 1879 году, ученый Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Здесь вовсю изучали ощущения, восприятие, внимание, чувства.

Затем возник психоанализ, гештальт-психология с ее исследованиями инсайтов, концепция безусловного и условного рефлексов Павлова и бихевиоризм.

Да, раньше психология нередко скатывалась мистицизм, но теперь успешно реализует принципы эмпиризма. Наука стала серьезной и точной, ее поддерживают нейробиология и новейшие методики исследования мозга.

В условиях нашего нового времени каждому человеку важно держать руку на пульсе собственного опыта: да, он не всегда позитивный, но в любом случае он необходим! Некоторые курсы Викиум особенно полезны для этого. Например, «Профайлинг» научит «читать людей» по невербальным нюансам, выявлять их скрытые намерения и даже прогнозировать действия — все это, конечно, на основе получения ценного опыта. Такое умение незаменимо как в профессиональной, так и в общественной и личной жизни.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector