ОТНОШЕНИЯ

Эподы традиции жанра и отношение к римской действительности

Эподы» и «Сатиры» Горация – мотивы и отношение к современности. Гораций как теоретик римского классицизма.

«Эподы» — 31-30 гг. до н.э. Сборник состоит из 17 стихотворений на наиболее близкие поэту темы из современной действительности. Ямбография. Темы пороков общества. Политическая поэзия, пылкий протест против непрекращающихся гражданских войн (7-й эпод). Жесткая ирония, элемент пародии, комического пафоса придают всему сборнику специфическую окраску даже любовной лирике. «Гнев без смеха».

«Сатиры» (Гораций зовет их «Беседами» из-за диалогического характера некоторых) — два сборника в течение 30-х гг. тематика – конкретные человеческие недостатки заблуждающихся людей. Основной объект сатиры – ложные пути к счастью, погоня за мнимыми благами, суетные стремления, прочие пороки. Издевка сменяется иронией, это уже «смех без гнева». Наряду с сатирой-рассуждением встречается также повествовательная форма. Во второй книге диалог преобладает. Три сатиры посвящены литературным темам. Наиболее яркие сатиры – те, где поэт пишет о себе в ретроспекции («как бы я поступил»).

Как теоретик римского классицизма Гораций проявляется в «Послании к Пизонам». Отличие Горация от Аристотеля с его «Поэтикой» — дидактизм; субъективизм; заинтересованность в содержании творческого процесса и состоянии художественного сознания, а не только в поэтических формах; уделение большого внимания трагедии. Среди основных эстетических принципов Горация, характерных для классицизма, — четкое единство, простота, слияние с целым, здравая верность себе и изображаемому предмету, приличие, отсутствие излишества и крайностей. Простота и единство – основная форма произведения искусства. Эстетический консерватизм: придерживаться точности и здравости изображения. Эстетическая свобода: не мешать естественному развитию жизни. Согласованность во всем – прежде всего. Тщательность работы поэта: шлифовать произведение до идеала, брать только посильные темы, совмещение природного дарования с обучением.

Все должно быть просто, раздельно, законченно, рационально оформлено – и в поэтическом произведении, и в самом поэте, т.е. все должно быть подчинено законам классицизма (не греческого, а римского). Гораций хочет не только осязать, но и усваивать внутреннюю ощутимость бытия.

Источник

«Античная литература (курс лекций) Оглавление Предисловие. Тема № 1 Особенности развития античного общества и античной литературы. Тема № 2 Древнегреческая мифология. Тема № 3 . »

Как мы видим, жизнь Горация не изобилует значительными событиями; тем не менее, она не теряет для нас своей привлекательности.

Ведь ни один античный автор не рассказал о себе так искренно и доверительно, как это сделал в своих стихах Гораций, открывший самые разные стороны своей души и показавший самые разные стороны своей повседневной жизни, причём с такой естественностью, добродушием и чистосердечием, что читатель невольно начинает ощущать себя как бы доверенным лицом поэта. Горация много читали не только в древности, но и в новое время, поэтому до нас дошли все его произведения: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий.

Б. «Эподы»: традиции жанра и отношение к римской действительности В 30-е годы I в. до н. э. вышел сборник ранних произведений Горация – «Эподы», состоящий из 17 стихотворений. «Эподы» погречески «припевы». Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывало форму двустиший, в которых короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами».

Образцом для них послужили ямбы греческого поэта Архилоха, жившего в первой половине VII века до н. э. Весьма примечательно, что Гораций с самого начала своего творческого пути берёт за образец древнегреческую классику, а не александрийскую поэзию, как того требовала литературная мода.

В «Эподах» звучат темы современной поэту римской действительности. Следуя традициям Архилоха, Гораций прибегает в произведениях к инвективе, то есть нападкам на отдельных лиц, но с ориентацией на разоблачение отдельных моментов социальной действительности.

С большой силой прозвучал мотив осуждения гражданских войн, потрясающих Рим и расшатывающих его былое могущество (эподы VII– XVI). Так, например, эпод VII обращённый к римскому народу, начинается словами:

Куда, куда вы валите, преступные, Мечи в безумьи выхватив?!

Неужто мало и полей, и волн морских Залито кровью римскою.

(пер. А. Семёнова – Тян -Шанского) В эподе XVI, написанном за 10 лет до выхода всего сборника, Гораций говорит о пагубных последствиях гражданских войн, о том, что

Рим обрекает себя на самоубийство:

Вот уже два поколенья томятся гражданской войною, И Рим своей же силой разрушается… (пер. А. Семёнова – Тян- Шанского) Автор не видит выхода из сложившегося положения. Он с упоением воспевает прекрасную жизнь на «блаженных островах», призывая своих соотечественников бежать на эти острова, которые ещё не затронуты общим крушением. Но ответа на поставленный самим же поэтом вопрос о местонахождении этих островов в этом эподе нет. Таким образом, «блаженные острова» лишь несбыточная мечта. Через 10 лет (после битвы при Акции, когда Октавиан одержал победу над Антонием), в эподе IX, обращённом к Меценату, Гораций, осмеяв Антония за его подчинение Клеопатре, впервые прославляет принцепса. Это единственный из эподов, где поэт выражает положительное отношение к политическому деятелю.

Что касается эпода I, то его следует выделить особо по программным мотивам, высказанным Горацием относительно своей жизненной позиции, и отношению к Октавиану Августу и Меценату. Но не следует забывать, что этот эпод последний по времени создания. Адресат – покровитель поэта Меценат, о преданности которому и заявляет Гораций:

И в этот, и во всякий я готов поход, Надеясь на любовь твою, И вовсе не в надежде, что удастся мне Побольше впрячь волов в плуги… (пер. Н. Гинцбурга) В сборнике есть и произведения на лирические темы. Это эподы XI, XIII–XV.

В. «Сатиры» Горация: особенности содержания, философская проблематика «Сатиры» Горация представлены двумя сборниками: первый содержит 10 сатир, второй – 8. В этих произведениях поэт использует в определённой степени опыт римского поэта II в. до н. э. Луцилия, создателя жанра сатиры. Однако в отличие от своего предшественника не критикует политические порядки, а ограничивается рассуждениями на морально – этические темы.

Критикуя определённые человеческие и недостатки, Гораций выражает свои жизненные принципы. Главный принцип «довольства малым», основанный на эпикурейской философии, переходит в проповедь сельской жизни на лоне природы, вдали от волнений городской суеты:

Вот в чём желанья были мои: необширное поле, Садик, от дома вблизи непрерывно текущий источник, К этому лес небольшой! И лучше и больше послали Боги бессмертные мне; не тревожу их просьбою боле, Кроме того, чтобы эти дары мне оставил Меркурий.

(пер. М. Дмитриева) Проблема личного счастья связана с философией умеренности, примером которой он считает свою жизнь: он довольствуется тихой жизнью в имении, подаренном ему Меценатом, где его обслуживает всего несколько рабов, и плодами земли собственного имения. Эта философия «умеренности» была своебразной формой принятия режима Августа широкими кругами рабовладельцев и самим поэтом, позволяющей им сохранить иллюзию независимости. Вместе с тем в сатирах Гораций не создаёт положительного идеала, хотя достаточно отчётливо показывает, как не надо жить. Порицая пороки и недостатки отдельных лиц, ещё раз подчеркнём, что поэт не поднимается до критики социального звучания. В сатирах Гораций изображает самого себя в разных жизненных обстоятельствах, рассказывает о своих привычках, желаниях, вкусах, литературных взглядах. Существенным новшеством, внесённым Горацием в жанр сатиры, является то, что их автор, рассуждая о вопросах морали, изучая и показывая реальную жизнь людей, всячески использует насмешку и шутку. Отмечая людские слабости и недостатки, он не брызжет яростью, а обо всём говорит с весёлой серьёзностью, как человек доброжелательный. Его художественный принцип, заявленный в первой сатире, – «смеясь говорить правду», то есть через смех приводить к знанию. Чтобы сделать своего читателя более восприимчивым к критике, Гораций нередко задумывает сатиру как дружеский разговор между читателем и собой. Щадя его чувства, он воздерживается от прямых форм

– порицаний и приглашает к совместному обозрению недостатков и размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы.

В ряде сатир (кн. I, 4,10; II,1, 3) затрагиваются вопросы литературной теории. Дискуссионная часть этих сатир связана с именем Луцилия.

Сатиры Горация отличаются многими художественными достоинствами. Автор, мастерски используя разнообразный лексический состав, притчи, сентенции, пародии, стилизацию речи римских аристократов, создал, по сути, новый литературный жанр.

Г. «Оды» Горация (хронология книг, связь с греческой лирикой, тематика) Наибольшую славу принесли Горацию «Оды» («Песни») – сборник лирических стихотворений, состоящий из 4-х книг.

По первоначальному замыслу поэта сборник должен был состоять из 3-х книг, а «К Мельпомене» («Памятник») мыслился в качестве оды, завершающей этот труд. Но по настоянию Октавиана Августа спустя 10 лет после выхода в свет сборника из 3- х книг была написана и 4- я книга, содержащая 15 стихотворений.

Поэт ориентируется на известных греческих поэтов: Алкея, Сапфо, Анакреонта. Воспринимая лучшие их традиции, адаптируя их стихотворные размеры, используя достижения предшествующей римской поэзии, Гораций достигает вершины совершенства римской лирики.

Тематика горацианских од разнообразна: это и дружеские послания, и философские размышления, и гимны богам, любовная и гражданская лирика.

Первая книга открывается стихотворением, где Гораций говорит о своём поэтическом призвании, получившем поддержку Мецената. К нему обращены первые строки оды:

Славный внук, Меценат, праотцев царственных, О отрада моя, честь и прибежище!

(пер. А. Семёнова – Тян- Шанского) Вторая ода первой книги адресована Августу, которого поэт изображает в виде бога Меркурия, «крылатого сына благодатной Майи», получившего на земле имя Цезаря. Мы видим, что уже первые стихотворения сборника дают представление об идеологической направленности лирики Горация. Читая следующие оды, можно понять, что политические мотивы, пронизывающие сборник, оказываются связанными с прославлением Августа и его политики.

В духе официальной идеологии воспевает Гораций древнюю римскую доблесть и в так называемом цикле римских од ( кн. III, оды 1 – 6), составляющих определённое тематическое единство и написанных одинаковым стихотворным размером – алкеевой строфой:

Вины отцов безвинным ответчиком Ты будешь, Рим, пока не восстановлены Богов упавшие жилища, Их изваяния в чёрном дыме.

Да! Рим – владыка, если богов почтит:

От них начало, в них и конец найдём.

За нераденье боги много Бед посылают отчизне горькой.

( пер. Н. Шатерникова) Философские мотивы «горацианской мудрости», также проходящие через стихотворения, связаны с восхвалением наслаждения радостями жизни: любовью, пирушками, благами и красотами природы. В духе поверхностно воспринятой философии поэт выдвигал принципы «лови день» (кн. I, ода 11) и «пользуйся настоящим, не думая о будущем» (кн. I, ода 25), то есть наслаждайся радостями сегодняшнего дня. Этот призыв сочетается с проповедью «довольства малым» и жизненным принципом держаться «золотой середины», который получил оформление в оде «К

Лицинию» (кн. I, ода 10):

Выбрав золотой середины меру, Мудрый избежит обветшалой кровли, Избежит дворцов, что рождают в людях Чёрную зависть.

… Бедами стеснён, ты не падай духом, Мужественным будь. Но умей убавить, Если вдруг крепчать стал попутный ветер, Парус упругий.

(пер. З. Морозкиной) В оде «К Деллию» (кн. II, ода 3) Гораций в соответствии с философскими взглядами умеренных стоиков пишет:

Хранить старайся духа спокойствие Во дни напасти; в дни же счастливые Не опьяняйся ликованием, Смерти подвластный, как все мы, Деллий.

(пер. А. Семёнова – Тян-Шанского) Значительное место занимают оды, посвящённые друзьям. Особый интерес представляет произведение «К Помпею Вару» (кн. II, ода 4), переведённое А. С. Пушкиным:

Кто из богов мне возвратил Того, с кем первые походы И браней ужас я делил, Когда за призраком свободы Нас Брут отчаянный водил?

С кем я тревоги боевые В шатре за чашей забывал И кудри, плющем увитые, Сирийским миром умащал?

Гораций говорит и о своём поэтическом призвании (кн. II, ода 20; кн.

III, ода 30). Ода «К Мельпомене» обрела наивысшую славу. В ней поэт, обращаясь к музе Мельпомене, говорит о своей посмертной поэтической славе:

Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся.

Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет – время бегущее.

Нет, весь я не умру, лучшая часть меня Избежит похорон. Буду я вновь и вновь Восхваляем, доколь по Капитолию Жрец ведёт деву безмолвную.

Назван буду везде – там, где неистовый Авфид ропщет, где Дафн, скудный водой, царём Был у грубых семян. Встав из ничтожества Первым я приобщил песню Эолии К италийским стихам. Славой заслуженной, Мельпомена, гордись и, благосклонная, Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.

(пер. С. Шервинского) Эта ода вдохновила Г.Р. Державина и А.С. Пушкина на создание своих стихотворений. М.В Ломоносов, А.А. Фет, В. Я. Брюсов и другие переводили её на русский язык На белорусский язык Горация перевёл М. Богданович.

Почти четвёртая часть од Горация написана на любовные темы. Его любовная поэзия рассудочна и не столь эмоциональна, как, например, лирика Сапфо или Катулла. В то же время эти стихи Горация выделяются совершенной художественной формой, мягким юмором, тонкой иронией.

В этом плане следует отметить 9-ю оду из 3-й книги, которая известна под названием «Примирение». В ней поэт рассказывает о минувшей любви к Лидии и надеется на возвращение прежнего чувства.

В 4-й книге Гораций продолжает прославлять Августа и его политическую деятельность, а также воспевает его пасынков – Тиберия и Друза. Много внимания автор уделяет теме бессмертия поэта.

Г. Гораций – теоретик римского классицизма («Наука поэзии») Последние произведения Горация – «Послания». Это письма в стихотворной форме, имеющие определённых адресатов. Написаны они гекзаметром. Тематика разнообразна. В первом сборнике «Посланий» (20 г. до н. э.) поэт стремится раскрыть уже постигнутое им «искусство жить»

(держаться «золотой середины), а второй сборник (14 г. до н. э.) посвящён вопросам литературной теории. Следует отметить последнее « Послание»

– «Послание к Писонам» («Наука поэзии»). Это послание уже древние выделяли как отдельное произведение, рассматривая его как изложение теории поэтического искусства. Гораций формулирует важнейшие эстетические принципы классицизма о единстве, простоте и цельности произведения. Он говорит о содержательности искусства, о средствах воздействия на аудиторию, об общественном значении поэзии и о роли поэта. Большое внимание уделяется художественной форме и композиции произведения, критериям оценки поэтического мастерства:

Как листы на ветвях изменяются вместе с годами, Прежние все облетят, – и слова в языке точно так же – Гибнут, состарясь, одни, расцветают и крепнут другие.

(пер. М. Дмитриева) Свои взгляды поэт излагает в форме непринуждённой беседы, легко переходя от одного вопроса к другому, обращаясь к читателям с практическими советами, приводя примеры, пересыпая свою речь шутками и остротами.

Поэт, по мнению Горация, должен быть мыслителем и глубоко образованным человеком.

«Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!» – восклицает поэт. Мастерству и умению мыслить необходимо учиться у греков. Талант должен сочетаться с кропотливой работой.

Важную роль в формировании идейного и творческого облика поэта должна, считает Гораций, играть критика, которой следует быть беспристрастной и объективной. Говоря о литературных жанрах, он выделяет трагедию, в которой, по его словам, основные задачи поэзии – радовать, волновать и наставлять читателя – проявляются с наибольшей силой.

«Наука поэзии» была важным источником для создания нормативной поэтики эпохи Возрождения и европейского классицизма.

Поэтическая деятельность Горация, как и творчество Вергилия, имела большое значение не только для римской литературы, но и для Нового времени. Правда, интерес к нему как к лирическому поэту возник лишь с эпохи Возрождения. До этого его лирика считалась слишком сложной. Петрарка высоко ценил его поэзию, и вместе с Вергилием Гораций сделался любимейшим поэтом гуманистов.

«Горацианская мудрость» увлекала и французских поэтов XVIII – начала XIX века, а оды вызвали массу подражаний. Горация ценили и как моралиста, и как сатирика, особенно в период раннего средневековья.

В России им увлекались Кантемир, Ломоносов и Державин. В поэзии Пушкина лицейского периода постоянно встречаются горацианские мотивы, а впоследствии он дал интересные переводы отдельных од.

4. Овидий как представитель оппозиционного направления в литературе принципата Августа В то же время, когда развёртывается поэтическая деятельность Вергилия и Горация, творят мастера художественного слова, входящие в кружок Корвина Мессалы (в прошлом крупного политического деятеля и оратора). Многие поэты этого кружка (Овидий, Тибулл) неодобрительно относились к новым порядкам в Риме, к правлению Октавиана. Но они не смели критиковать императора и избегали политики. Главной темой их творчества была любовь. Душой кружка Мессалы был поэт Тибулл, который даже старался не упоминать имени Августа в своих элегиях. Он воспевал любовь, природу и сельскую жизнь. Проперций и Овидий высмеивали изданные Октавианом законы о браке, выражали презрение к государственной деятельности и военной службе. В своих элегиях эти поэты создавали особый мир, противопоставленный официальному миру.

Они требовали уважения и внимания к чувствам, которые до сих пор не играли центральной роли в творчестве римских поэтов.

А. Биографическая справка Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. – 18 г. н. э.) – самый крупный из поэтов, не принадлежавших к официальному направлению. Он называет себя младшим из четырех элегических поэтов Рима (Галл, Тибулл, Проперций).

Овидий родился в городе Сульмоне, в старинной всаднической семье. Отец отправил его в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическое образование, которое наложило отпечаток на всё его творчество. К 24 годам Овидий сделал блистательную карьеру. Но вскоре бросает служебную деятельность и целиком посвящает себя поэзии.

Известность к Овидию приходит рано. Он сближается со многими знаменитыми поэтами, в том числе и с Тибуллом, Проперцием, а брак с богатой римлянкой приносит ему богатство и открывает доступ в высшее римское общество и ко двору Августа.

Б. Этапы творческого пути

Всё творчество Овидия можно разделить на три периода:

1) ранний период (до 1–2 гг. н. э.), для которого характерна любовная поэзия;

2) период создания учёно-мифологических поэм (2–8 гг.н. э.);

3) период создания поэтических произведений, связанных с пребыванием в ссылке (8–18 гг. н. э.).

В. Любовные элегии и псевдодидактические поэмы о любви Первый сборник Овидия «Любовные элегии» («Amores») адресован женщине, которую поэт назвал Кориной. Овидий использует это имя, создавая собирательный поэтический женский образ, не имея в виду какую-нибудь реальную личность. В сборнике 3 книги, всего 49 элегий (в первой книге – 15 элегий, во второй – 19, в третьей – 15).

Тематика элегий – разнообразные любовные похождения и переживания.

Ещё раз подчеркнём, что Овидий продолжает жанр любовной элегии, развитый и представленный Тибуллом и Проперцием. Однако создаёт стихотворения нового типа, лишённого возвышенного характера, который был свойствен трактовке любовной темы у Тибулла и Проперция.

Овидий вносит в элегию новую, неведомую ей до сих пор тональность – иронию, придаёт ей риторическую окраску и блеск остроумия.

Поэт, например, сравнивает каждого влюблённого с солдатом, а самого себя себя изображает пленником, который следует за конницей бога Амура:

Отроду был я ленив, к досугу беспечному склонен, Душу расслабили мне дрёма и отдых в тени.

Но полюбил я, и вот – встряхнулся, и сердца тревога Мне приказала служить в воинском стане любви.

Бодр, как видишь, я стал, веду ночные сраженья.

Если не хочешь, ты стать праздным ленивцем, – люби.

(пер. С. Шервинского) Любовная элегия Овидия в отличие от аналогичных произведений Тибулла и Проперция характеризуется не только описанием разнообразных чувств поэта и его возлюбленной, но и тем, что в ней отражены нравы современного ему общества.

Новые пути развития любовной элегии намечаются Овидием в его следующем сборнике «Героини» или «Послания» («Heroides»), состоящем из посланий мифологических героинь (Пенелопы, Федры.

Медеи, Брисеиды, Дидоны и др.) к своим возлюбленным или к мужьям, которые по тем или иным причинам их покинули.

Открывая маленький мир обыкновенного человека, видящего в любви весёлое развлечение, Овидий, в отличие от Тибулла и Проперция, сосредоточивает внимание не только на чувствах влюблённого поэта, но и на переживаниях женщины.

Интерес к женской психологии свойственен этим ранним элегиям.

Овидий достаточно безразлично относится к политике, к официальной идеологии. К концу века он становится признанным главой римских поэтов.

К этому времени относится создание знаменитой поэмы «Искусство любви» (1 г. до н. э. – 1 г. н. э.), в которой автор откровенно издевается над моральным законодательством Августа, озорно пародируя многочисленные науки.

Автор составляет целый кодекс правил поведения, которыми должен руководствоваться влюблённый юноша в своих взаимоотношениях с любимой женщиной. Этому посвящены уже первые книги поэмы:

Все и повсюду мужи, обратите умы со вниманьем И доброхотной толпой слушайте слово моё!

Будь уверен в одном: нет женщин, тебе недоступных!

Ты только сеть распахни – каждая будет твоей!

(пер. М. Гаспарова) Третья книга дает советы женщинам, от которых требуется изящество внешнего облика, тонкий вкус и художественные познания:

Так не вдевайте же в уши себе драгоценные камни, Те, что в зелёной воде чёрный находит индус;

Не расшивайте одежд золотыми тяжёлыми швами – Роскошь такая мужчин не привлечёт, а спугнёт.

Нет, в красоте милей простота. Следи за причёской – Здесь ведь решает одно прикосновение руки! –

И не забудь, что не всё и не всех одинаково красит:

Выбери то, что к лицу, в зеркало глядя, проверь.

К длинным лицам идёт пробор, проложенный ровно:

У Лаодамии так волос лежал без прикрас.

Волосы в малом пучке надо лбом и открытые уши – Эта причёска под стать круглому будет лицу.

Можно на оба плеча раскинуть далёкие кудри, Как их раскидал Феб, лиру певучую взяв;

Можно связать их узлом на затылке, как дева Диана, Что, подпоясав хитон, гонит лесное зверьё.

(пер. М. Гаспарова) Поэма вызвала недовольство блюстителей нравственности вольностью тона и откровенной смелостью отдельных картин. Тогда Овидий составил другое произведение на прямо противоположную тему – «Средство от любви», в котором автор советует заниматься сельским хозяйством или государственной деятельностью, отправиться в далёкое путешествие, чтобы исцелиться от любовного чувства.

Г. «Метаморфозы» – мифологическая энциклопедия в стихах Во второй период творчества поэт переходит от произведений на любовные темы к созданию больших произведений на мифологические сюжеты. Он одновременно пишет две поэмы: «Метаморфозы»

(«Превращения») и «Фасты» («Календарь»).

Поэма «Метаморфозы» – выдающееся произведение римской литературы. Овидий формирует в композиционно стройное произведение богатый и разнообразный мифологический материал. В поэме пересказано 250 мифов, объединённых в единое произведение, которое сам автор называет «непрерывной песней».

Начинается поэма с мифа о сотворении мира, а завершается превращением Юлия Цезаря после его смерти в звезду.

Поэма, состоящая из 15 книг, делится на две части:

мифологический период: от возникновения вселенной из хаоса 1) до Троянской войны (кн. I–XI);

исторический период: от Троянской войны до века Августа (кн.

2) XII – XV) Однако последовательность в хронологическом расположении материала только внешняя. Большинство сказаний не укладывается в рамки чёткой временной соотнесённости.

Для придания единства произведению поэт пользуется различными приёмами: он объединяет по циклам мифы, по сходству персонажей, по месту действия. Автор пользуется приёмами рамочной композиции, вкладывая повествование в уста различных героев.

Богатство античной мифологии предоставило в распоряжение поэта огромный материал. Наряду с богами, героями, царями в поэме даются образы простых смертных: благочестивых стариков Филемона и Бавкиды (кн. VII, ст. 612–725), юных влюблённых Пирама и Тисбы (кн. IV, ст. 55– 166), скульптора Пигмалиона (кн. X, ст. 243–297) и других.

В основе художественного замысла автора находятся разнообразные превращения.

Нынче хочу рассказать про тела, превращённые в формы Новые. Боги – ведь вы превращенья эти вершили, – Дайте ж замыслу ход и мою от начала вселенной До наступивших времен непрерывную песнь доведите.

(пер. С. Шервинского) Превращение является глубочайшей основой любой первобытной мифологии. Однако поэт не наивный рассказчик античных мифов. Все бесконечные превращения, которым посвящены «Метаморфозы», продиктованы бесконечными превратностями судьбы, которыми была полна римская история.

Подобно своим предшественникам (Вергилию, Лукрецию) Овидий стремится дать философское обоснование избранной им темы, считая, что жанр эпоса, в отличие от элегии, требует известной концепции и художественных обобщений. Поэт опирается на теорию Лукреция о том, что «изменяется всё, но не гибнет ничто», и на учение Пифагора о переселении душ («метемпсихозе»). Превращения являются и путём к избавлению от страданий, и путём к восстановлению в природе нарушенного равновесия.

В речь Пифагора Овидий вложил свои основополагающие идеи:

Не сохраняет ничто неизменным свой вид: обновляя Вещи, одни из других возрождает обличья природа.

Не погибает ничто – поверьте! – в великой вселенной Разнообразится всё, обновляет свой вид; народиться – Значит начать быть иным, чем в жизни былой; умереть же – Быть, чем был, перестать; ибо всё переносится в мире Вечно туда и сюда: но сумма всегда постоянна.

(пер. С. Шервинского) Назвать всё это наивной мифологией уже нельзя, так как Овидий оперирует отвлечёнными философскими понятиями.

Идейный смысл произведения: если эстетическая мифология явилась для Овидия предметом глубокой радости и наслаждения, то философски она оказалась для него художественным отражением самых глубоких и основных сторон действительности.

Художественные достоинства поэмы «Метаморфозы» сочетают в себе достижения различных жанров римской поэзии: элегии, эпоса, дидактики.

Для поэмы характерна динамическая композиция материала, соответствующая природе мира, воплощённого в поэме. Произведение насыщено образами. Причём образность персонажей также динамична:

автор демонстрирует сам ход происходящей метаморфозы – читатель видит сам процесс превращения. Вот что говорит Овидий о превращении

Дафны в лавровое дерево:

Только скончала мольбу – цепенеют тягостью члены, Нежная девичья грудь корой окружается тонкой, Волосы – в зелень листвы превращаются, руки же в ветви, Резвая раньше нога становится медленным корнем, Скрыто листвою лицо – красота лишь одна остаётся.

(пер. С. Шервинского) Вместе с тем поэма проникнута глубоким психологизмом. Автор умело передаёт оттенки переживаний героев. Ведущее место занимают мотивы любви, как сильнейшего из всех человеческих чувств.

Одним из самых существенных моментов художественного стиля «Метаморфоз» является отражение в нём современного Овидию изобразительного искусства. Если прочитать описание пещеры Артемиды (ІІІ), возникает впечатление какой-то картины.

В связи с живописными элементами поэтики Овидия необходимо отметить его большую склонность к тончайшему восприятию цветов и красок.

Особенно часто встречаются у Овидия красный и пурпурный цвета (Медея при мысли о Язоне краснеет, как готовая погаснуть искра; Кипарис направляет оленя пурпурной стрелой).

Широко представлены пластические элементы в произведении. Глаз поэта видит всегда какое-нибудь движение.

Художественный стиль пронизан драматическими элементами (глубокий драматизм содержится в мифах о растерзании Актеона его собственными собаками по велению Дианы) и отличается сильным эстетизмом, то есть любованием красотой.

Следует отметить особую чувствительность Овидия, которую он проявляет при изображении музыки Орфея, действующей на всю природу (X, 40–47, 86–105).

Таким образом, художественный стиль Овидия имеет своим назначением дать фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета изображения. У Овидия нет никакого собственного мифологического творчества. Автор выбирает только детали, углубляя их психологически, эстетически или философски.

«Метаморфозы» не дошли до нашего времени в окончательно обработанном виде, так как Овидий, отправляясь в ссылку, в порыве отчаяния сжёг рукопись. Произведение сохранилось только потому, что некоторые списки были у друзей поэта.

Одновременно с «Метаморфозами» Овидий писал «Фасты». Это месяцеслов с разными легендами и мифами, связанными с теми или другими числами каждого месяца.

Произведение посвящено Августу. Здесь прославляется то, чего в «Метаморфозах» не было: римская старина с её культами, историческими событиями, героями и официально установленной идеологией.

Историческое значение «Фастов» – систематическое изображение римской исторической жизни в связи с календарём.

Д. Овидий в изгнании Третий период творчества Овидия относится ко времени пребывания поэта в изгнании.

Овидий едва успел закончить «Метаморфозы» и довёл до середины работу над поэмой «Фасты», когда разразился гнев Октавиана. В 8 г. н. э. император приказал Овидию навсегда покинуть Рим и отправиться в изгнание, в далекую Скифию, в г. Томы. Причина ссылки поэта до сих пор не установлена. Во многих произведениях Овидия рассеяны намёки, насмешки над постановлениями Августа. Это давно вызывало недовольство Августа. Официальным предлогом могло служить то обстоятельство, что ранние произведения Овидия были нескромны.

В ссылке поэт создаёт два сборника стихотворных посланий:

«Скорбные песни» (8–12 г. н. э.) в 5-ти книгах и «Письма с Понта» в 4-х книгах. В элегиях звучат жалобы поэта на свою горькую судьбу, а также воспоминания о прошлом, описания суровой природы, просьбы о помиловании. Здесь же поэт сообщает и свою биографию («Скорбные элегии», кн. IV, эл. 10). Таким образом, это уже новый жанр римской поэзии – субъективной элегии, не связанной с любовной тематикой.

Достоинства «Скорбных элегий» глубоко оценил А.С. Пушкин, с увлечением читавший их во время Кишиневской ссылки: «Сколько яркости в описании чуждого климата и чуждой земли! Сколько живости в подробностях! И какая грусть о Риме! Какие трогательные жалобы!».

Образ римского изгнанника, начертанный в поэме «Цыгане», создан русским поэтом на основе глубокого проникновения в суть «Скорбных элегий»:

Меж нами есть одно преданье:

Царём когда-то сослан был Полудня житель к нам в изгнанье (Я прежде знал, но позабыл его мудрёное прозванье).

Он был уже летами стар, Но млад и жив душой незлобной – Имел он песен дивный дар.

И голос, шуму вод подобный – И полюбили все его, И жил он на брегах Дуная, Не обижая никого, Людей рассказами пленяя.

Несмотря на свои мольбы о возвращении, поэт не был прощён.

Тиберий, ставший главой римского государства после смерти Августа (14 г. н. э.), не вернул Овидия в Рим. Он умер в Томах в 17–18 г. н. э. Поэт сам составил себе надгробную эпиграмму, которая ныне украшает памятник

Овидия в современной Констанце, в Румынии:

Я здесь лежащий, я тот, кто шалил, любовь воспевая, Даром погублен своим. Имя поэта Назон,

Ты же, мимо идущий, коль сам любил ты, промолви:

«О, да будет легка праху Назона земля!»

(перевод Н. Вулих) Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература: учебное пособие / Г.Г Анпеткова-Шарова, Е.И. Чекалова. – Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1980. – С.178–193.

2. Античная литература. Рим: Антология / сост. Н.А. Федоров, В.И. Смрошенкова. – 2-е изд. – М.: Высш. школа, 1588. – С.250–510.

3. Борухович, В.Т. Квинт Гораций Флакк: поэзия и время / В.Т. Борухович. – Соратов, 1992.

4. Вулих, Н.В. Овидий / Н.В. Вулих. – М., 1996.

5. Гагуа, И.П. Овидий Назон и древняя Колхида / И.П. Гагуа. – Тблиси, 1984.

6. Гаспаров, М.Л.Об античной поэзии / М.Л. Гаспаров. – СПб., 2000.

7. Кнабе, Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г.С. Кнабе. – М., 1993.

8. Лапидус, Н.И. Античная литература: учебное пособие для филол.

фак-тов вузов / Н.И. Лапидус; под ред. Я.Н. Закурского. – Минск: изд-во Университетское, 1586. – С. 135–150.

9. Лосев, А.Ф. Античная литература: учеб. для студ. пед. ин-тов / А.Ф.Лосев (и др.); под ред. А.А Тахо-Годи. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – С. 318–374.

10. Морева-Вулих, Н.В. Римский классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация / Н.В. Морева-Вулих. – СПб., 2000.

11. Полонская, К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа / К.П. Полонская. – М., 1963.

12. Топоров, В.Н. Эней – челове судьбы / В.Н. Топоров. – М., 1993.

13. Тронский, И.М. История античной литературы: учеб. для ун-тов и пед. ин-тов / И.М. Тронский. – 5-е изд. – М. : Высш. школа, 1988. – С. 346–398.

14. Чистякова, Н.А. История античной литературы / Н.А. Чистякова, Н.В. Вулих. 2-е изд. – М.: Высш. школа, 1971. – С. 327– 373.

15. Ярхо, В.Н. Античная лирика / В.Н. Ярхо, К.П. Полонская. – М., 1967.

Тема № 15 Серебряный век римской литературы.

Литература кризиса и упадка Римской империи План

1. Особенности развития литературного процесса указанного периода.

2. Стоицизм Сенеки. Риторический характер его трагедий.

3. Сатирическое воспроизведение действительности в «Сатириконе»

4. Басни Федра. Отношение писателя к греческим образцам и современной действительности.

5. Апулей – философ и писатель:

а) краткий обзор жизненного и творческого пути писателя;

б) идейно-философская концепция «Метаморфоз»;

в) философский смысл новеллы-сказки «Амур и Психея»;

г) фольклорные элементы в романе.

1. Особенности развития литературного процесса указанного периода После смерти Августа (14 г. н. э.) императорская власть в Риме всё более укрепляется, хотя преемникам Октавиана приходится вести жестокую борьбу с сенатской оппозицией. Против Калигулы, Клавдия и Нерона организуются дворцовые заговоры, в которых принимают участие и императорские войска (преторианцы).

Однако оппозиция не ставит своей целью возвращение к республиканским формам правления. Сенаторы восстают только против деспотизма императоров и хотят добиться согласия между принцепсом и сенатом и увеличения роли в жизни государства сената. Положение несколько меняется в правление Нервы и Траяна, которым удаётся добиться известного согласия с сенатом.

В I в. до н. э. римское государство новыми завоеваниями расширяет свои владения и, упорядочивая управление провинциями, стабилизируется и достигает нового расцвета в области культуры и искусства. Однако в период империи постепенно нарастают и элементы надвигающегося глубокого кризиса, который привёл в конечном итоге к гибели Рима.

Процесс дальнейшего разорения мелких землевладельцев Италии идёт всё быстрее с ростом огромных латифундий и использованием дешёвого труда рабов. В «Великий город» стекаются толпы бедняков, пополняющих римский плебс, живущий подачками императоров. Италия постепенно перестаёт служить основной базой империи. Всё большую роль в жизни государства начинают играть провинции: провинциальная знать пополняет сенат и войско, провинциалы стекаются в город в поисках «удачи». В городе начинает звучать иноязычная речь, широко распространяются культы восточных богов (Кибелы, Аттиса, Изиды, Сераписа), различные суеверия и магия.

О жизни и быте Рима эпохи империи мы осведомлены намного лучше, чем о предшествующих этапах. Наряду с материалами археологии мы располагаем многочисленными литературными источниками. Писатели этого времени живо интересуются реальной жизнью. Плиний в своих письмах, Марциал в эпиграммах, Ювенал в сатирах с увлечением рисуют картины пёстрой, полной острых контрастов римской действительности.

После гибели республики и утраты демократических свобод меняется характер жизни римского общества: угасают шумные страсти форума, ожесточённая борьба различных группировок, живое ораторское искусство.

С постепенным укреплением императорской власти и подавлением сенатской оппозиции между императорами и сословием сенаторов и всадников воцаряется согласие. В ответ на императорские милости подчинённые пишут льстивые прославления и произносят хвалебные парадные речи.

Огромные богатства, стекающиеся в Рим и поступающие в казну императоров, дают им возможность отпускать немалые средства для содержания и развлечения пёстрой римской толпы, являющейся значительной политической силой.

Бедняки вступают в свиту богатых людей и становятся «клиентами», обязующимися приходить к своему патрону с утренним приветствием, присутствовать при его одевании во время выходов. Тяжёлая жизнь этих бедняков нашла отражение в сатирах и эпиграммах.

Люди интеллектуального труда – поэты, риторы, философы – также по сути дела нищенствуют, абсолютно завися от своих высокопоставленных покровителей и «милостей» императора.

Мельчают сами темы литературных произведений. Появляется жанр небольшого стихотворения – импровизации, посвящённого восхвалению высокопоставленных лиц, с описанием их вилл и дворцов. Близкие к римской знати поэты, например, Стаций, выступают на пирах и празднествах с парадными «безделками», фиксирующими различные детали жизни людей этого круга. Бытовыми зарисовками и описаниями произведений искусства полны письма Плиния Младшего и эпиграммы Марциала. Однако, за редкими исключениями, авторы этих богатых конкретными наблюдениями произведений не поднимаются до глубокого анализа и художественного обобщения, которым блистали поэты и писатели «века Августа».

Писатели довольствуются эффектной риторической прозой, оригинальной разработкой отдельных, по-новому увиденных деталей, тонкостью и изысканностью описаний.

Широкие массы римского плебса развлекаются различными зрелищами, стоящими за порогом литературы. В это время увеличивается количество празднеств и пышные представления постоянно даются в римских амфитеатрах, цирках и театрах. При Веспасиане сооружается огромный амфитеатр Флавиев (так называемый Колизей), рассчитанный на 50000 человек. Битвы гладиаторов сменялись сражениями хищных зверей, битвами людей с дикими животными, пантомимическими представлениями.

Наряду с громадными амфитеатрами сооружались грандиозные термы (публичные бани). Их выстраивают императоры Тит, Траян и Диоклетиан.

Развлекая римскую толпу, императоры в какой-то степени раздражали политические страсти и создавали своеобразную замену бурной общественной жизни, затухающей в эту пору.

Римская литература в этот период переживает своеобразный расцвет, теряя в глубине и содержательности, но обогащаясь новыми наблюдениями. Порываются связи с греческой литературой, и ориентация идёт на римских «классиков».

Для творчества писателей, творивших во время правления Юлиев и Клавдиев, характерны поиски новых форм. Модным становится так называемый «новый стиль», характеризующийся большим разнообразием риторических приёмов, патетическим накалом, эффектным подбором слов и выражений, обилием сентенций. Кроме того, писатели полемизируют римскими классиками (Цицерон, Вергилий). Они противопоставляют августовскому классицизму искусство, перегруженное образностью, насыщенное патетикой и трагическими страстями.

В литературной жизни Рима наблюдается повышенный интерес к публичным чтениям (рецитациям) поэм и трагедий на мифологические темы.

Большой интерес для характеристики этого времени представляет роман Петрония «Сатирикон» (первая половина I века н. э.). Описывая приключения трёх бродяг – Энклопия, Аскилта и Гитона, автор рисует римское общество с его гнусными нравами и низким моральным уровнем.

Сатириком, бичующим римские нравы, был Ювенал ( 60–140 гг.

н. э.), в произведениях которого нашли отражение различные стороны жизни Древнего Рима того времени.

Своими блестящими, остро отточенными эпиграммами прославился Марциал ( 42 г. – между 101–104 гг. н. э.), основная тема произведений которого – тяжёлая жизнь маленького человека, зависящего от произвола и капризов богатого патрона.

При Флавиях и Траяне писатели возвращаются к утерянным былым идеалам «Августовской эпохи». Обогащённые опытом предшествующего периода, они создают произведения, в которых особенности «нового стиля» специфически сочетаются с некоторыми традициями, идущими от «классицизма».

Время от смерти Августа (14 г.) до конца правления Траяна (117 г.) называют «Серебряным веком» римской литературы.

Со второй половины II в. н. э. в римской литературе наблюдается упадок. В связи с усилением роли провинции и распространением римской культуры по всей территории Римской империи перемещается и центр культурной жизни в её восточную часть – происходит бурное возрождение греческой литературы. Многие авторы пишут на греческом языке. Входят в моду и архаистические тенденции: Энний предпочитается Вергилию, Катон – Цицерону.

На фоне этого общего упадка следует отметить наиболее интересного писателя II века – Апулея, автора знаменитого романа «Золотой осёл».

В III в. н. э. Римская империя испытывает глубокий социальнополитический кризис, что в полной мере отражается и на состоянии римской культуры, в том числе и литературы.

Только с IV в. н. э. начинается новый литературный подъём, который происходит уже на иной культурной основе. Это обусловлено социальными и идеологическими изменениями, возникшими в связи с временным укреплением Римской империи, созданием абсолютной монархии и перенесением центра из Рима в Константинополь.

Господствующей религией становится христианство, которое фактически руководит литературой. Христианская литература в эту эпоху оказывается более близкой к живой народной стихиеи.

Авторы, продолжающие языческие традиции (поэты Авсоний и Клавдиан, историк Аммиан Марцеллин и др.), отступают на второй план.

Постепенно традиции античной литературы слабеют и к VI в. н. э. угасают.

2. Стоицизм Сенеки. Риторический характер его трагедий Уже в период приципата Августа риторическая декламация, оторвавшаяся от жанров ораторской речи на форуме, стала одним из любимых жанров литературы.

В императорский период произнесение речей стало своеобразным исполнительским жанром, потерявшим свое былое политическое и общественное значение. Декламаторы выступали не на форуме, а перед аудиторией знатоков, демонстрируя своё искусство в разрешении психологических конфликтов в фиктивных судебных процессах на заранее заданные, иногда довольно запутанные темы.

Возвращаясь к историческому прошлому, следует знать, что по отношению к императорской власти существовала аристократическая сенатская оппозиция, в среде которой распространялась стоическая философия с её проповедью нравственного совершенствования личности, вырабатывающего выдержку и умеренность, презрение к богатству и смерти. Эти взгляды и настроения характерны и для литературы данного периода. В качестве примера можно привести творчества Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.). Будущий философ и писатель родился в Испании в Кордубе (нынешней Кордове). Отец его, написавший труд о римских риторах, был из сословия всадников. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Образование юноша получил в Риме.

Учился у стоиков Аттала и Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона.

После возвращения в Рим впал в немилость и был выслан императором Клавдием на Корсику, где провёл восемь лет, занимаясь философией и литературой. Вторая жена Клавдия, Агриппина, вернула Сенеку в Рим. Он стал воспитателем юного Нерона и правителем (вместе с префектом претория Бурром) Рима. Когда Нерон стал императором, его отношения с Сенекой ухудшились. В 65 г. жестокий правитель расправился со своим бывшим воспитателем, приказав ему покончить самоубийством.

Предлогом явилось участие Сенеки в заговоре Писона.

Литературное наследие Сенеки обширно, хотя далеко не все его сочинения дошли до нашего времени. Он писал произведения на естественнонаучные темы, философские трактаты «О гневе», «О краткости жизни», «О кротости», «О спокойствии души», письма к Луцилию на моральные темы, трагедии, эпиграммы и сатиру на императора Клавдия («Отыквление»). Интерес к философии стоицизма он проявил с юных лет и особенно увлёкся ею во время пребывания на Корсике.

С точки зрения Сенеки, одна философия может помочь человеку достичь духовной свободы. Считая империю неизбежным злом, он ищет внутренние духовные силы, чтобы противостоять ей. Для этого необходимо, с его точки зрения, воспитывать в себе душевное спокойствие, подавлять аффекты, учиться переносить страдания, считая, что высшая свобода человека заключается в том, что он в любой момент, покончив жизнь самоубийством, может уйти из жизни.

Однако сам он всегда готов был искать компромиссы в зависимости от жизненных обстоятельств. Отрицательное отношение к богатству не помешало ему нажить огромное состояние, а мудрость философа не удержала от участия в дворцовых интригах.

Среди сочинений Сенеки значительный интерес представляют трагедии, которые являются единственными, целиком дошедшими до нас драмами римлян. Трагедии предназначались не для театрального воспроизведения, а только для декламации. Такого рода драмы существовали в Риме уже в «век Августа». С ними выступали в то время Асиний Поллион, Овидий («Медея») и Варий («Тиест»), предшественником их был римский трагик эпохи республики Акций.

Декламационная драма при Юлиях-Клавдиях становится рупором сенатской оппозиции. Трагедии Сенеки также проникнуты оппозиционным духом и ненавистью к тирании. Он выступает с трагедиями: «Медея», «Федра», «Эдип», «Тиэст», «Агамемнон» и другие. Однако его пьесы, проникнутые философией стоицизма, отличаются от греческих оригиналов.

Отличительные особенности пьес Сенеки:

1. Сенека считает, что человек бессилен и является игрушкой в руках слепого рока. Он может противопоставить всемогущей судьбе только силу своего духа и воли, свою готовность к страданиям и смерти.

2. Герои его драм – сильные личности, охваченные бурными и гибельными страстями, или великие мученики, гибнущие в страданиях, подобно Гераклу. Каждый из них уже с самого начала драмы находится во власти своих аффектов. Причём автор всегда изображает гибельные, часто преступные страсти, ведущие к кровавым злодеяниям.

3. Драмы не образуют стройного в композиционном отношении целого. Они распадаются на 5 актов, часто слабо связанных между собой и перемежающихся лирическими партиями хора.

Мы можем проследить эти особенности, анализируя трагедию «Эдип», в основе которой лежит прославляемая драма Софокла.

Сам сюжет давал автору возможность продемонстрировать страшную роль рока в жизни человека.

Вся драма развёртывается как серия сцен, наполненных страшными знамениями и зловещими предсказаниями. В отличие от героя Софокла,

Эдип Сенеки с самого начала предчувствует свою трагическую судьбу:

Готовит Рок, готовит мне погибель, Иначе, как понять, что та чума, Что широко сражает племя Кадма, Лишь одного меня щадит? Какой Я обречён беде?

(пер. С. Соловьёва) В большом вступительном монологе Эдип даёт пространственное описание ужасов чумы. Страшные подробности гибели людей и животных, переплетающихся с патетическими восклицаниями, исполняют и длинную партию хора. У Софокла описание чумы занимало лишь несколько строк.

Сенека же развивает этот мотив, концентрирует на нём внимание слушателей и разрабатывает красочные детали в стиле декламационного искусства. Как и у Софокла, Креонт, возвратившись из Дельф, рассказывает Эдипу о посещении оракула. Однако у Сенеки он даёт подробный рассказ об ужасных карах, которыми бог грозит убийце Лая, ставшему мужем Иокасты, и в драме нет места ни трагической иронии Софокла, ни его знаменитой «перипетии».

В греческой трагедии развязка приближалась постепенно: Эдип, сам не зная того, «играл с огнём», и для него его «преступность» оказывалась страшным и неожиданным открытием. Для Эдипа Сенеки она уже почти ясна с самого начала драмы. Слепой Тиресий приходит в драме римского автора в сопровождении молодой проводницы Манто, описывающей старику поведение жертвенных животных в момент заклания и вид их внутренностей.

Страшные сцены жертвоприношений, убийств, гаданий по внутренностям животных встречаются почти в каждой драме Сенеки, и все детали этих актов выписаны им с особой тщательностью и расчётом потрясти привыкших к кровавым зрелищам эпохи империи римских читателей. Однако гадания не дают ответа на вопрос о том, кто убил царя, и Тиресий предлагает ещё более страшное средство. Он считает, что необходимо вызвать из преисподней душу убитого царя Лая, и Эдип поручает Креонту присутствовать при этом обряде. Вся сцена вызова души мертвеца подробно описывается Креонтом. По сути, перед нами совсем иное, по сравнению с Софоклом, драматическое искусство: у Сенеки нет ясности и целеустремлённости в развитии действия. Он дробит его на ряд сцен, в которых ведущая роль часто принадлежит второстепенным действующим лицам. Как «декламатора» его интересуют различные детали, усиливающие зловещий смысл происходящего, показывая страшные подробности.

Меняется и само понимание трагического. Для Софокла трагедия Эдипа состояла в том, что он перешёл меру, дозволенную человеку, но, понеся кару, сохранил своё человеческое достоинство и полон желания искупить вину. Трагедия всех героев драм Сенеки состоит в бесцельности их борьбы с всесильным роком. Все они оказываются в конечном итоге страдальцами и мучениками. Таким же показан и Эдип.

«II. Становление и развитие современной украинской науки международного права ИСТОРИЯ­КАФЕДРЫ­МЕЖДУНАРОДНОГО­ПРАВА­ ИНСТИТУТА­МЕЖДУНАРОДНЫХ­ОТНОШЕНИЙ­ КИЕВСКОГО­НАЦИОНАЛьНОГО­УНИВЕРСИТЕТА­ ИМЕНИ­ТАРАСА­ШЕВЧЕНКО­­ ЗА­ПОСЛЕДНЕЕ­ДЕСЯТИЛЕТИЕ А.­ЗАДОРОЖНИЙ кандидат юридических наук, профессор, член-корреспондент НАПрН Украины, заведующий кафедрой международного права (Институт международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко) К афедра международного права прошла. »

«Автор: заместитель директора лицея по воспитательной работе, кандидат исторических наук Дмитрий Георгиевич Ефимов Компьютерное оформление: Евгения Александровна Савельева Содержание Вступление. Исторический обзор училища святой Анны..2 239 школа в довоенный период и во время блокады.. Физико-математическая школа №239..1 Физико-математический лицей №239..2 Заключение. 2 Литература. Учителя лицея 2002-2003 учебный год.. ВСТУПЛЕНИЕ В центре Санкт-Петербург между двумя улицами – Фурштадтской и. »

«Книга Анатолий Родионов. Сифилис скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! Сифилис Анатолий Родионов Книга Анатолий Родионов. Сифилис скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! Книга Анатолий Родионов. Сифилис скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! А. Н. Родионов Сифилис Книга Анатолий Родионов. Сифилис скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! История Историю сифилиса можно условно разделить на два. »

«Каплан А. Б Путешествие в историю, французы в Индии А Б Каплан Книга посвящена одному из важных периодов истории колониализма XVIII века — англо-французской борьбе за Индию, Автор рассказывает о кратковременных успехах французской колониальной политики в Индии и о ее крахе, показывает, что, несмотря на способности отдельных представителей французской колониальной администрации, французская абсолютная монархия а борьбе с буржуазной Англией была. »

«А К А Д Е М И Я НАУК С С С Р ВИЗАНТИЙСКИЙ ВРЕМЕННИК XXII ИЗДАТЕЛЬСТВО j АКАДЕМИИ НАУК СССР АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКИЙ ВРЕМЕННИК Том XXII И З Д А Т Е Л Ь С Т В О А К А Д Е М И И НАУК СССР МОСКВА 1 963 РЕДКОЛЛЕГИЯ: академик M. H. Тихомиров (отв. редактор), Б. Т. Горянов, член-корреспондент А Н С С С Р П. В. Ернштедт, член-корреспандеНт А Н С С С Р В, Н. Лазарев, Е. Э. Липшиц, Г. Г. Литаврин, Р. А. Наследова (отв. секретарь), член-корреспондент А Н С С С Р Н. В. Пигулевская. »

«Сергей Яковлевич Парамонов История руссов. Держава Владимира Великого Серия «Неведомая Русь» Текст предоставлен издательством История руссов. Держава Владимира Великого / С. Лесной.: Вече; Москва; 2012 ISBN 978-5-4444-0224-5 Аннотация Книга Сергея Лесного – не унылый в своем спокойном однообразии учебник истории, где все разложено по полочкам и обычно не пробуждает ни эмоций, ни мыслей. Напротив: эта книга (уже третий том в нашем издании «Истории руссов») подарит вам настоящий калейдоскоп. »

«РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ ВАЛИЕВ АБДУСАЛОМ ОСВЕЩЕНИЕ ЭТНОГРАФИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В ТРУДАХ РУССКИХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ( ХIХ – НАЧАЛО ХХ ВВ.) Специальность – 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук Душанбе – 20 СОДЕРЖАНИЕ Введение.. 3 – Глава I.К вопросу возникновения и развития этнографических знаний о таджиках в IX–XVIII вв. 20Сложение этнографических знаний. »

«АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ 3. И. ЯМПОЛЬСКИЙ ДРЕВНЯЯ АЛБАНИЯ III—I вв. до н. э.ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР БАКУ 1 ПЕЧАТАЕТСЯ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ РЕДАКЦИ0НН0ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕ ТА АКАДЕМИИ НА УК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР Редактор 3. М. Б УНИАТОВ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ АТРОПАТЕНА И КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ III—I вв. до н. э. (В связи с вопросом о происхождении древней храмовой собственности на основе первобытнообщинного строя) ХРАМОВАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (К вопросу о закономерностях. »

«ГОДОВОЙ ОТЧЕТ Открытого акционерного общества «Оренбургская теплогенерирующая компания» по результатам 2011 финансового года Раздел 1. Введение 1.1. Обращение к акционерам Председателя Совета директоров 3 стр.1.2. Обращение к акционерам Исполнительного директора Общества 4 стр. Раздел 2. Информация об Обществе и его положение в отрасли 2.1. История развития Общества 5 стр. 2.2. Положение в отрасли 9 стр. 2.3. Приоритетные направления деятельности Общества. 17 стр. 2.4. Управление рисками. 18. »

« БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УДК 340.13(476)(043.3) Гарбузова Екатерина Владимировна ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Минск, 2012 Работа выполнена в Белорусском государственном университете Научный руководитель Калинин Сергей Артурович, кандидат юридических. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Национальный исследовательский университет ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Хрестоматия в 3-х частях Часть первая История Европейских Сообществ Нижний Новгород УДК 327 (075) ББК Ф4 (2 Рос) И 90 ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. Хрестоматия. В 3-х частях. Ч 1. История Европейских Сообществ. Составители: Браницкий А.Г., Леушкин Д.В. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. Рецензенты: к.и.н. »

«ПАМЯТИ Н. И. КОСТОМАРОВА. Русская наука, русское общество, яеторія русская вообще и въ особенности южно-русская понесли тяжелую невознаградимую иотерю. Даровитйшаго писателя, многопдоднйшаго дятеля науки, популярийшаго историка-художника ве стадо. 7-го апрля въ семь часовъ утра прекратилась жизнь дорогаго и всмъ извстнаго Николая Ивановича Костомарова. Подъ свяшмъ впечатлніемъ понесенной утраты, для всхъ равно чувствительной, не мояеиъ и мы не посвятить свтлой памяти славнаго историка особыхъ. »

« Министерство образования и науки Российской Федерации Российский гуманитарный научный фонд Российское общество интеллектуальной истории Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИЭТНИЧНЫХ РЕГИОНАХ ПОВОЛЖЬЯ: К 50-ЛЕТИЮ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА (VI. »

«БЕЛОРУССКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ Государственное учреждение «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА» МУЗЕЙ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ БЕЛАРУСИ БОЕВЫЕ И ТРУДОВЫЕ ЗАСЛУГИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ — УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Минск 2015 61:355.292.3 Боевые и трудовые заслуги медицинских работников — участников Великой Отечественной войны Редакционная коллегия Профессор Вальчук Э.А. (отв. редактор) Профессор Тернов В.И. Доцент Иванова В.И. В выступлениях участников. »

«Исследования по истории русской мысли “ Т тг г ”*г S T U DI E S I N R U SS I A N INTELLECTUAL HISTORY Edited by Modest A. Kolerov a O G I Moscow 2000 ‘С Е Р И Я ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ русской мысли ЕЖЕГОДНИК за 2000 год Под редакцией М. А. Колерова В ; О Г-И Москва 2000 ББК 87.3(2) К Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2000 год. Под редакцией М. А. Колерова. — М.: ОГИ, 2000. 352 с. ISBN 5-94282-006-6 © М. А. Колеров, составление, 2000 © Авторы статей, 2000 © ОГИ, оформление. »

«ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН ЦЕНТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ INSTITUTE OF WORLD HISTORY CENTRE FOR INTELLECTUAL HISTORY RUSSIAN SOCIETY OF INTELLECTUAL HISTORY ДИАЛОГ СО ВРЕМЕНЕМ DIALOGUE WITH TIME DIALOGUE WITH TIME INTELLECTUAL HISTORY REVIEW 2015 Issue 51 EDITORIAL COUNCIL Carlos Antonio AGUIRRE ROJAS Valery V. PETROFF La Universidad Nacional Institute of Philosophy RAS Autnoma de Mexco Mikhail V. BIBIKOV Jefim I. PIVOVAR Institute of World. »

«ВЕСТНИК ДАГЕСТАНСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА. 2013. № 51. С. 104–110. УДК 94(045) О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ О ХОРЕЗМШАХЕ ДЖАЛАЛ АД-ДИНЕ МАНКБУРНЫ Д. М. Тимохин Институт востоковедения РАН Статья посвящена анализу современной отечественной историографии жизни и деятельности последнего хорезмшаха из династии Ануштегинидов – Джалал ад-Дина Манкбурны. Противостояние этого правителя монгольской угрозе на территории Центральной Азии и Ирана, его завоевательная. »

«Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 3 (22) КОВЕР КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК: К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЛИКА И СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТУРКМЕНСКОГО КОВРА XVI — НАЧАЛА XX в. Е.Г. Царева Статья посвящена проблемам идентификации ворсовых изделий Туркменистана XVI — начала XX в. Автор расширяет атрибуционные возможности традиционно привлекаемых показателей (узел, племенная орнаментика) и предлагает использовать ряд ранее не рассматривавшихся в данном аспекте. »

«Олег Анатольевич Филимонов Уходя, гасите всех! Серия «Принцип талиона», книга 1 Текст предоставлен автором http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6027647 Аннотация Обнаружив в охотничьем домике старинный сундук, спортсмен-пятиборец и бывший десантник Игорь Брасов становится обладателем странного артефакта – браслета, наделяющего своего владельца необычными способностями. С этого момента жизнь героя круто меняется. Игорю предстоит выжить на границе миров в заповеднике нечисти, сразиться с. »

«Администрация губернатора Пермского края Совет руководителей национальных общественных объединений Пермского края ПЕРМСКИЙ КРАЙ — ТЕРРИТОРИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ Санкт-Петербург Уважаемые читатели, вашему вниманию представлен новый альманах «Пермский край — территория межнационального согласия». Выбирая это название, мы отдавали себе отчет в том, что сегодня Пермский край является одной из немногих территорий, где сложившееся исторически согласие и уважение между разными культурами и. »

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector