ПСИХОЛОГИЯ

Эргономика и инженерная психология это

Инженерная психология и эргономика

Для инженера важно осознать свой труд, понимать существующие границы инженерного отношения к действительности. Понимание истоков и смысла техники и технического творчества является одним из путей самоопределения инженера, формой развития инженерного сознания.

Следует особо говорить о техническом мышлении как о своеобразном синтезе логического и образного мышления, в деятельности инженера сочетаются эти полярные стили мышления, требуется как бы равноправие логического и образного мышления, равноправие правого и левого полушария. Но образное мышление, интуиция мало развиваются в ходе традиционного учебного процесса. Для развития образного мышления поможет искусство, гуманитарная культурологическая подготовка. Следует отметить, что техническое мышление выступает как специфическое следствие:
1)научного мышления (с одной стороны), и
2)особого практического (с другой), всякое техническое мышление основывается на некоторых естественнонаучных предметах (научное мышление).

С другой стороны, необходима некоторая область практических объектов, где эти знания могут стать прикладными. Наконец, строится модель этого типа объектов, обособляются средства и методы изучения, таким образом, появляется новый технический предмет. Таким образом, техническое мышление формируется, вращается между тремя точками:
1)тип практического объекта;
2)его техническая модель;
3)базовые науки (физика, математика и т.д.).

И когда в сферу технического моделирования попадает объект, который не укладывается в исходную техническую модель объекта, тогда встает необходимость замены модели (после осознания инженером того, что эта модель не имитирует весь круг этого типа объектов), техническая наука возвращается к базовым наукам как к своему основанию и строит новую модель. После построения новой модели техническая наука вновь погружается в мир практических эмпирических объектов, модель наполняется практическим и предметным содержанием, но с другой стороны, новый эмпирический материал требует обобщения, уточнения в самой предметности модели. Вот такие можно выделить точки развития и содержательного обогащения технической науки.

Техническая деятельность проектирования, с одной стороны, генетически первичнее науки, т.к. научные предметы сами возникают для обслуживания, проектирования в тех моментах, где появляется необходимость в знаниях, т.е. проектирование — это более практическое отношение, чем теоретическое. Но с другой стороны, выделение проектирования в самостоятельную деятельность связано с отделением его от реализации, исполнения проекта, т.е. продуктом проектирования является чертеж, расчеты, макеты, графики и т.п. Таким образом, проектирование создает знаково-техническую модель объекта, описывает ее и затем создает систему предписаний для ее изготовления, материально-технической реализации. Одно из требований к техническому проекту — его реализуемость. Поэтому проектирование связано с опытом изготовления и инженерно-технического обеспечения функционирования объекта. И это функционирование технической конструкции должно удовлетворять не только инженерно-техническим, но и другим дополнительным требованиям (экономическим, экологическим, эргономическим, эстетическим и пр.). Если традиционное проектирование следует принципам:
1)реализуемости проекта,
2)принципу независимости проектирования,
3)принципу конструктивной целостности,
4)принципу оптимальности, то для современного проектирования актуальны и дополнительные принципы:
1)минимизации экологического ущерба,
2)учет психологических возможностей человека и создания удобства для его работы с техническими средствами и др.

Таким образом, требования к проектированию носят двойственный характер со стороны потребителя и со стороны инженерно-технической осуществимости. Мышление современного инженера существенно усложняется, включает в себя смежные типы мышления: научное, эстетическое, экологическое, эргономическое и т.д.

Термин «эргономика» (греч. эргон — работа, + номо — закон) был принят в Англии в 1949 г. Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-машина-среда» (Ч-М-С), с целью оптимизации трудовой деятельности человека, создания для него комфортных и безопасных условий и повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Эргономика связана непосредственно с инженерной психологией — наукой, изучающей закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике создания и эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ). Инженерная психология является научно-теоретической основой эргономики, одной из ее областей.

Основные задачи эргономики и инженерной психологии следующие.

1. Анализ функций человека в системе «Ч-М-С», изучение структуры и классификация деятельностей человека-оператора.

2. Изучение процессов приема и преобразования информации оператором.
3. Разработка эргономических принципов построения рабочих мест операторов.
4. Эргономическое проектирование и оценка систем «Ч-М-С».
5. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ (профотбор, обучение, тренировка, формирование коллектива и управление им).
Приведенные задачи решаются на различных этапах существования системы «Ч-М-С», но наиболее интересен первый этап — процесс проектирования системы «Ч-М-С». На этом этапе должен быть решен сложный комплекс проблем, связанных с взаимной приспособленностью человека и машины как звеньев единой системы. Для этого необходимо в первую очередь решить вопросы информационного взаимодействия человека-оператора и системы и разработать конкретные рекомендации по построению рабочих мест (пультов управления). Необходимо, чтобы конструкция машины (системы управления) была приспособлена к человеку по трем основным соответствиям: психологическому, физиологическому, антропологическому.

Современное техническое проектирование объективно требует от инженера системного подхода. В системном проектировании можно выделить 4 обобщенных уровня:
1- уровень компонентов,
2- уровень изделий,
3-уровень систем,
4- уровень общественных групп.

Однако инженер привык обычно работать с I и II обобщенным уровнем, а верхние уровни и дополнительные компоненты кажутся ему «чужими», тут возникает своеобразный психологический барьер, который необходимо преодолеть. Проектирование — не однолинейный последовательный процесс, а напротив, часто возникает необходимость параллельного, одновременного решения нескольких задач различного уровня, что требует от инженера гибкого творческого мышления, интуитивных догадок.

Поскольку в сферу технического проектирования включается экологическая рефлексия, рассматривающая следствие введения технической системы в среду обитания, человека, эргономическая рефлексия, исследующая соответствие технической системы и возможностей человека, наконец, экзистенциональная рефлексия, рассматривающая техническую систему как средство реализации человеческих целей, как самоопределение человеческого существования, то, таким образом, появляется необходимость коммуникации, согласования и принятия системного решения. Возможность множества точек зрения, свободное их выражение, организация понимания, рефлексии и критики — вот существенные условия современной проектной культуры. Таким образом, инженеру необходимо обладать достаточно развитыми коммуникативными навыками общения, взаимодействия, взаимопонимания с другими людьми, с другими специалистами, развитым коммуникативным мышлением. Формированию коммуникативного мышления и навыков способствует знание психологии. Вообще психология может благотворно влиять на разные аспекты формирования личности инженера.

Отрасли психологии, способствующие формированию требуемых качеств

1. Управление своей деятельностью и поведением, состоянием

Общая психология, психология личности, психология переживаний

Источник

Понятия инженерной психологии и эргономики

Инженерная психология – научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «Человек- техника».

Предмет инженерной психологии — процессы и структура информационного взаимодействия человека и технических систем, в том числе -приёма, переработки, хранения информации, принятия решений и психической регуляции управляющих действий.

Объект инженерной психологии — система «человек — техника».

Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает технические средства деятельности для оптимизации информационного взаимодействия в системе «человек — техника».

Как практическая дисциплина инженерная психология решает вопросы внедрения психологических знаний в практику проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — техника».

Таким образом, конечной целью инженерной психологии является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека- оператора с техническим средством, повышение производительности труда.

Основными задачами инженерной психологи являются:

1. Анализ функций человека в СЧМ, изучение структуры и классификация деятельности оператора.

2. Изучение процессов преобразования информации человеком- оператором, которое включает: прием информации, переработку информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий.

3. Разработка принципов построения рабочих мест операторов.

4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ.

5. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ, которая включает: профессиональный отбор, обучение, тренировку, формирование коллектива.

6. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача является обобщающей и при ее реализации используются результаты, полученные при решении всех предыдущих задач.

7. Определение экономического эффекта инженерно-психологических разработок.

С инженерной психологией тесно связана эргономика.

Эргономика – область знаний, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе « Человек — техника — среда» (СЧТС) с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.

Аналогичную область знаний в США называют «человеческим фактором».

Предмет эргономики — трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами при влиянии факторов внешней среды.

Объект изучения эргономики — система «человек — техника — среда». В отличие от инженерной психологии, которая изучает систему «Человек-техника», т.е. систему, состоящую из человека-оператора и машины (устройства), посредством которой оператор осуществляет трудовую деятельность, эргономика исследует еще и факторы внешней среды: физической, химической и социальной, которые существенно влияют на эффективность работы СЧТС.

На прием и переработку информации человеком-оператором могут влиять такие факторы внешней (рабочей) среды, как температура, шум и вибрация, освещенность, изменение внешнего давления, ускорение, изменение газового содержания (состава) воздуха, электромагнитное и другие виды излучений. Они могут резко изменять соматическое и психическое состояние оператора и, следовательно, снижать эффективность его деятельности вплоть до проявления неадекватного поведения. Не менее важна и социальная среда.

Главные цели эргономики: повышение эффективности систем «человек — техника — среда» (в разных вариантах — «человеко-машинного комплекса», «эргатической системы» и т.д.), обеспечение безопасного труда, развития личности профессионала в процессе труда.

Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:

• Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология (Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.);

• Гигиена и охрана труда, научная организация труда;

• Медицина, анатомия и физиология человека;

Различия между инженерной психологией и эргономикой часто имеют незначительный, чисто терминологический характер. Эти науки часто нарушают совместные границы. Все они междисциплинарны и используют данные широкого класса наук, связанных с человеком.

Считается, что инженерная психология занимается системами — «человек — техника», а эргономика — «человек — техника — среда». Эргономика — более практическая, инженерная, а инженерная психология — психологическая, теоретическая дисциплина. Некоторые авторы включают инженерную психологию в состав эргономики и её родственной дисциплины «Учёт человеческих факторов».

Дата добавления: 2015-12-17 ; просмотров: 3945 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Основы инженерной психологии и эргономики

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: «Инженерная психология — есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина» (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии». Но в психологии труда вообще предмет — это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, то предмет инженерной психологии — это система «человек как субъект — сложная техника» (главное в субъекте — это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности.
В инженерной психологии главный субъект труда — это «оператор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии:

1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования (все-таки уточнение предмета…); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).

2. Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.

4. Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:

1) принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

2) принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

3) принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);

4) принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

5) принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).

Термин «эргономика» (греч. эргон — работа, + номо — закон) был принят в Англии в 1949 г. Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-машина-среда» (Ч-М-С), с целью оптимизации трудовой деятельности человека, создания для него комфортных и безопасных условий и повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Эргономика связана непосредственно с инженерной психологией — наукой, изучающей закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике создания и эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ). Инженерная психология является научно-теоретической основой эргономики, одной из ее областей.

Основные задачи эргономики следующие:

1. Анализ функций человека в системе «Ч-М-С», изучение структуры и классификация деятельностей человека-оператора.

2. Изучение процессов приема и преобразования информации оператором.

3. Разработка эргономических принципов построения рабочих мест операторов.

4. Эргономическое проектирование и оценка систем «Ч-М-С».

5. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ (профотбор, обучение, тренировка, формирование коллектива и управление им).

Приведенные задачи решаются на различных этапах существования системы «Ч-М-С», но наиболее интересен первый этап — процесс проектирования системы «Ч-М-С». На этом этапе должен быть решен сложный комплекс проблем, связанных с взаимной приспособленностью человека и машины как звеньев единой системы. Для этого необходимо в первую очередь решить вопросы информационного взаимодействия человека-оператора и системы и разработать конкретные рекомендации по построению рабочих мест (пультов управления). Необходимо, чтобы конструкция машины (системы управления) была приспособлена к человеку по трем основным соответствиям: психологическому, физиологическому, антропологическому.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть