ПСИХОЛОГИЯ

Эскапизм это в психологии

Эскапизм: бегство от реальности или создание иной?

Есть ли среди ваших друзей люди, которые могут проводить целые дни в молчаливых думах, подолгу смотреть на звезды или с головой окунаться в чтение, не обращая внимания на окружающих? Думаю, что каждый из нас

время от времени встречает таких индивидов, а кто-то и сам таковым

является. Это — эскаписты, очень тонкие и своеобразные натуры.

Спасаясь от бессмысленности, скуки и жестокости внешнего мира,

они способны уходить в собственный внутренний мир, нарисованный

яркими красками воображения. Это явление встречает весьма неодно-

значные оценки как обычных людей, так и психологов.

Феномен эскапизма (от англ. escape — выход, уход, исход) был

известен еще с древних времен. Как только человечество поднялось на

такой уровень развития, когда пребывание в рамках общины перестало

быть непременным условием выживания, наиболее свободолюбивые

и своенравные индивиды стали практиковать уединение и отшельни-

чество. Гераклит в презрении к жителям Эфеса покинул город и жил

в горах, кормясь травами. Диоген жил среди людей, однако всячески

демонстрировал независимость от жизненных благ — ночевал в бочке,

не имел ни гроша и, по легенде, даже отказался разговаривать с самим

Эскапизм, считавшийся в эпоху Античности нездоровым явлени-

ем (в Древней Греции слово «идиот» означало человека, не принима-

ющего участия в общественной жизни), в Средние века превращается

в одну из добродетелей, а монашеский образ жизни становится приви-

легированным и почитаемым. Наиболее ярко отшельничество и аске-

тизм проявились в образе жизни представителей гуситов, табаритов

и адомитов в Богемии. Отсюда пошло название для эскапистов этой

Канонические формы эскапизма сформировались в Европе на ру-

беже XIX и XX веков. Этому способствовало повышение уровня

жизни, распространение промышленности, а следом за ней — про-

свещения, книг, а также более нездоровых привычек — употребления

разного рода психотропных веществ.

Впрочем, данное явление никогда не распространялось среди ши-

роких слоев населения, оставаясь привилегией знатных особ и дея-

телей искусства. Самым знаменитым эскапистом Европы XIX века

был король Людвиг Баварский. Подданные недолюбливали своего

монарха за расточительность и невнимательное отношение к государ-

ственным делам (король выделял огромные деньги из казны на стро-

ительство никому не нужных замков). Но главными странностями

Людвига были крайне низкая общительность и фанатичная любовь

к операм Вагнера: волшебный мир любимых произведений заменял

королю жизнь в реальном мире. Так, на одной из карикатур его изо-

бражают в роли Лоэнгрина. Итог этой драмы таков: в 1886 году кон-

силиум врачей признал невменяемым собственного монарха. В том же

году король Людвиг, преданный и покинутый своими подданными,

утонул в водах Штарнбергского озера при невыясненных обстоятель-

ствах. Пожалуй, это был единственный случай, когда эскапизм стал

медицинским основанием для лишения человека дееспособности.

Двумя годами ранее, в 1884-м, во Франции вышел знаменитый

роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот», впоследствии при-

знанный манифестом европейского декаданса и эскапизма XIX века.

Главный герой, аристократ дез Эссент, испытывающий отвращение

к окружающему миру, живет один в загородном доме и предается утонченным и извращенным удовольствиям. Его пример демонстри-

рует, что при наличии достаточных финансовых средств человек может

выстроить свой собственный мир, такой же реальный, как и внешний,

только обособленный и меньший в размерах.

Упомянутое движение декадентов к началу XX века получило

широкое распространение в Европе, а затем и в творческих кругах

Санкт-Петербурга. В сущности, декаданс с его глубоким индивиду-

ализмом, неприятием общепринятой иерархии ценностей, чувством

безнадежности и обреченности стал ответом на развитие капитализма

и рыночных отношений. Поэты-декаденты, чувствуя бездушие и ци-

низм современного им общества, предпочитали скрываться от него

в мире собственных размышлений и грез. Безразличие декадентов

к радостям жизни проистекает из готического искусства, а у роман-

тиков они унаследовали знаменитый библейский символ, который для

эскаписта приобретает скорее экзистенциальное, нежели религиозное,

значение, — «башню из слоновой кости». Башня олицетворяет собой

уход в мир творчества, чистый и свободный духовный путь. Именно

такое употребление этого образа внедрил французский критик и поэт

Шарль Огюстен Сент-Бев. В одном из стихотворений сборника

«Августовские мысли» (Pensees d’Aout, 1837), сравнивая современ-

ных ему поэтов, Сент-Бев описывал творчество Альфреда де Виньи

следующими словами: «А самый таинственный, Виньи, еще до полу-

дня словно возвращался в башню из слоновой кости» (Et Vigny, plus

secret, Comme en sa tour d’ivoire, avant midi rentrait).

Несомненно, в XX веке одной из наиболее ярких страниц в исто-

рии эскапизма явилось творчество профессора Джона Р.Р. Толкина.

Мифология Средиземья, созданная великим писателем в произведе-

ниях «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин Колец», стала ос-

новой целого жанра, который и по сей день пользуется невероятной

популярностью, — фэнтези. Мир Средиземья оказался населен са-

мыми различными расами, каждый уголок этой чудесной страны был

чем-то похож на Землю, но превосходил все то, что мы привыкли

видеть. Каждый народ обладал собственной уникальной культурой

и языком, которые профессор придумывал самостоятельно, использу яв качестве основы языки древности, такие как древненорвежский или

Наследие Дж. Толкина оказалось настолько великим и значи-

тельным, что современные эскаписты продолжают осваивать его и по

сей день. К концу XX века в России и по всему миру сформировались

«общины» толкинистов. В основном это молодые люди, которые за-

нимаются реконструкцией образа жизни и истории народов Средизе-

мья. Обыватели, как правило, считают толкинистов инфантильными,

неадекватными личностями. С одной стороны, это вызвано обще-

ственным порицанием крайних форм эскапизма, с другой — баналь-

ной завистью: первые российские толкинисты были студентами МГУ,

играли в «Что? Где? Когда?» и обладали живым творческим умом, не

в пример представителям «серой массы».

В 1960—1970-е годы знамя эскапизма подхватили хиппи. Мо-

лодые люди отращивали волосы, вплетали в них цветы и селились по-

дальше от цивилизации, занимаясь общением, духовным саморазви-

тием и употреблением психотропных веществ. Такое поведение было

свойственно и многим рок-звездам. Основатель, вокалист и гитарист

культовой группы Pink Floyd Сид Барретт, злоупотребляя ЛСД, до-

шел до такого состояния, что «проваливался в себя» на концертах:

молча стоял на сцене, в то время как остальные музыканты продол-

жали играть. Как следствие, в 1968 году участники группы приняли

решение заменить Барретта на Дэвида Гилмора.

Эскапизм может проявляться не только в творчестве, но и в науке.

Один из величайших ученых всех времен и народов, Никола Тесла, был

очень замкнутым человеком. Большую часть жизни он провел в своих

лабораториях в Уондерклифе и Колорадо-Спрингс. Несмотря на внеш-

нюю красоту, богатство и внимание женщин, Тесла ни разу не был

женат и не имел любовных романов. В конце жизни великий ученый

уничтожил многие свои изобретения, опасаясь, что человечество может

использовать их ради разрушения. Выдающийся ученый не оставил нам

чертежи «лучей смерти» и огромных беспроводных передатчиков энер-

гии, однако и по сей день нас окружают его менее грандиозные изо-

бретения — спидометр, лазер, электрогенератор и многие другие вещи. Современная индустрия развлечений предлагает потенциальному

эскаписту целый спектр готовых решений: зомбирование телевизором,

зависимость от компьютерных игр и Интернета. Это своего рода ша-

блонный эскапизм, который не требует от своих адептов творческой

активности. Достаточно лишь отдавать этому занятию все свободное

время да время от времени вносить деньги. Молодые люди, часами

прозябающие в мирах «Варкрафта» или «Лайнэйджа», возможно,

могли бы стать известными писателями или музыкантами, и уж тем

более обидно, когда подобная кабала затягивает детей — обладателей

творческого, но вместе с тем уязвимого ума.

О детях следует сказать отдельно. Если мы посмотрим внутрь

себя, то поймем, что в те далекие времена, когда мы были маленьки-

ми, мы могли думать и чувствовать как настоящие эскаписты. Дети

не только способны с удивительной легкостью рисовать в своем во-

ображении иные миры и их обитателей. Иногда их мироощущение

превращается в удивительное переплетение реальности и мечтаний.

Такую картину можно видеть в драме Гильермо дель Торо «Лабиринт

Фавна», где мифические существа являются главной героине как часть

вполне осязаемого внешнего мира.

Внимательно рассмотрев феномен эскапизма, можно разделить

его на несколько видов:

• творческий эскапизм. Человек создает собственный мир, ис-

следованию и развитию которого он посвящает все свое сво-

бодное врем я. Так, профессор Толкин никогда не утверждал,

что придумал мир Арды. Напротив, он говорил, что «открыл

его на страницах собственных работ»;

• реконструкторский эскапизм. Группа людей воссоздает по ли-

тературным либо историческим описаниям иной мир и мыслен-

но или почти явно переселяется в него из мира современного;

• рабочий эскапизм. Человек уходит с головой в трудовую де-

ятельность. Нередко этот вид эскапизма развивается как от-

ветная реакция на проблемы личного и семейного характера;

• шаблонный эскапизм. Бегство человека из реальности в мир

компьютерных игр или других виртуальных систем, которые построены на общепринятых принципах, где игрок является

лишь ничтожной частью другого мира;

• психотропный/наркотический эскапизм. Алкоголизм и нар-

комания — «классика», известная еще с древности. При пра-

вильном подходе может стать основой изысканного и неповто-

римого творчества: абсент и опиум в XIX веке были неизмен-

ными спутниками богемы. Употребление абсента вдохновляло

художников Винсента Ван Гога и Поля Гогена, поэтов Поля

Верлена и Артюра Рембо. У современных обывателей, одна-

ко, «зеленая фея» вряд ли способна вызвать что-то иное, кроме

неконтролируемой реакции организма.

Несмотря на многообразие форм, классическим примером эска-

писта для нас всегда будет мечтательный молодой человек с книгой

в руках и множеством исписанных тетрадей и блокнотов. Да, обще-

ство не понимает и не принимает людей, которые обладают неорди-

нарным мышлением и живут в другой системе ценностей. Но все же

нам следует помнить, что многие привычные для нашей жизни вещи

когда-то были изобретены талантливыми учеными, проводившими

дни и ночи в своих лабораториях, вдали от беспокойного общества.

А золотой фонд мировой литературы, поэзии и музыки — это ре-

зультат неоплатного и непонятого современниками труда самоотвер-

Источник

Эскапизм

Эскапизм – это феномен, представляющий обособленно-примиренческое тяготение личности улизнуть в иллюзорную вселенную, спрятавшись от реальности. Проще говоря, рассматриваемое явление эскапизм заключено в стремлении человеческого субъекта либо части социального объединения удалиться от общепринятой модели жизни социума. Основой эскапизма является неуверенность в разумности общеустановленных норм, составляющих базис представлений социума. Результатом этого становится критическое переосмысление таких норм. Для возникновения явления эскапизма необходимо, чтобы общество достигло пика уровня собственного развития, при котором социальная дезадаптация и отстраненность от общества не приводят к погибели, как в первобытном социуме, когда частой мерой наказания за провинности и преступные деяния избирали остракизм.

Что такое эскапизм

Мирское существование просто обязано приносить удовлетворение и если порой случается иначе, то возникает вышеописанный феномен. Часто жизнь требует от людей преодоления различных преград и приложения значительных усилий, дабы достичь желаемого счастливого бытия. А потому, порой они устают, им хочется все бросить. Это рождает мечты об утопической реальности, о фантазийной действительности, о жизни, где понятно и комфортно, где люди счастливы и все здоровы, где нет ненависти, горестей и неудач, где все просто. Временный уход в иллюзорную явь и предание мечтаниям можно отнести к разновидности отдыха, снятию напряжения после наполненного стрессами дня. Но потом человеку приходится собирать силы и начинать новый с улыбкой новый день, дабы творить собственную реальность.

Однако некоторым индивидам не удается после придания мечтаниям возвратиться в явь насущную. Для них придуманный мир становится милее, интереснее и пылающим более яркими красками. Такие индивиды самостоятельно не в состоянии отречься от вымышленного мира. Таким манером зарождается рассматриваемый феномен.

Эскапизм, что это такое? Эскапизм это в психологии представляет собой разновидность психологической защиты, нередко, может являться пограничным личностным расстройством, обусловленным акцентуацией характера. Это побег от злободневных реалий. При этом рассматриваемое понятие подразумевает уход куда угодно.

Эскапизм может обнаруживаться в активном (интим, учеба, игры, трудовая деятельность, спорт) и в пассивной функционировании (чтение книг, медитация).

Средством эскапизма бывает карьера, религиозные убеждения, компьютерные игры, то есть все, что можно употребить в качестве компенсаторного инструмента, замещающего различные неразрешенные проблемы личности.

Эскапизм, как правило, возникает по причине неудовлетворенности индивида эпохой, в которой он существует, отсутствия умения жить сегодняшним днем и именно в этом месте. Данное явление может зародиться у каждого, ведь на разных жизненных этапах у каждого индивида возникало желание удрать куда-нибудь.

Адепт эскапизма обычно – это субъект, сбегающий в иллюзорный мир, где нет потребности решать проблемы и рушить ежедневные жизненные преграды. Часто тяготению к уходу от существования в действительности предшествуют различные постоянно присутствующие стрессоры. То есть эскапизм тут является своеобразным ответным реагированием организма. Также он нередко возникает после перенесения психологических травм, вследствие напряженной работы, проживания в неблагоприятной среде, неспособности построить адекватные взаимоотношения с окружением.

Таким образом, эскапизм это в психологии осуществление действий, приводящих индивидов к утрате связи с явью, разрыву реальных взаимоотношений, сведению на нет творческой и созидательной активности, направленной на социальное развитие. Данный феномен является лишь суррогатом легкого, комфортного существования, видимостью полностью предсказуемой и отвечающей требованиям человека жизни.

Эскапизм опасен тем, что затормаживает развитие личности, поскольку, когда отсутствует желание преодолевать трудности, нет закалки характера, зарождается тоска, следствием которой является попытка прожить поддельную жизнь.

Сегодня существует множество возможностей и способов побега от действительности. Дифференцировать их в соответствии с природными свойствами индивидов не представляется возможным, поэтому знание способов мало помогает в понимании сути проблемы. Так, например, если бы человек имел четкую схему «параллельных реальностей», то при зарождении желания окунуться в какой-либо из них, он сразу смог бы осознать корень проблемы и что требуется сделать в действительном мире. Тогда бы необходимость в сотворении иллюзорных миров и ухода в них отпала.

Адепт эскапизма может в действительности уйти от социума, например, переехав в практически необитаемое село или в труднодоступный регион, а может проживать в социуме, отстранившись от него, то есть такой человек перестает выявлять интерес к общепринятым нормам, выбирая мир собственных грез. В качестве способа эскапизма можно использовать практически любую деятельность, если она сможет компенсировать реальность либо неразрешенные задачи в ней.

Как избавиться от эскапизма?

Избавиться от стремления сбежать от существующей реальности в придуманный мир, сотканный из иллюзий, иногда бывает довольно сложно.

Современная медицина рассматриваемое явление не причисляет к разряду разладов психики. Однако множество исследований доказало, что эскапизм часто становится фундаментом для формирования мании, депрессивных состояний и иных личностных расстройств.

За последние десятилетия все больше последователей среди молодежи от 12 до 26 лет набирает так называемый компьютерный эскапизм или уход в виртуальность. Данная вариация рассматриваемого феномена не только делает субъектов участниками выдуманного героической сюжетной линии, но и ввергает их в зависимость от происходящего с индивидами.

Компьютерные и онлайн ролевые игры становятся проклятием современности. Многие человеческие субъекты взять контроль над собственными «хочу» не в состоянии, вследствие чего «проживают» за мониторами компьютеров множество часов.

Компьютерный эскапизм способствует развитию следующих негативных черт:

— замкнутости из-за утраты контакта с родней и товарищами;

— неблагополучия во всех сферах жизни (учебе, карьере, семейных отношениях);

— неустойчивость к воздействию стрессоров, нарушения адаптационной способности.

Кроме того, компьютерный эскапизм может вызвать различные личностные расстройства: неврозоподобные и депрессивные состояния, манию, психопатию, социопатию, нарциссизм, шизоидное расстройство и пр.

Как бороться с эскапизмом? Как такого лечения эскапизма не существует, поскольку анализируемое явление нельзя причислить к патологическим состояниям. Существует лишь ряд рекомендаций общего характера.

Людям, потерявшим связь с действительностью, можно посоветовать следующее. В первый черед, следует снять с очей розовые очки и оглядеть мир ясным взглядом. Нужно принять явь целиком со всей ее непривлекательностью и проблемами. Сделать это непросто, потребуются некоторые усилия и тренировки. Надо прочувствовать жизнь. Понять, что все земные люди индивидуальны.

Нереализованные мечты ведут к неудовлетворенности собой и существованием, что заставляет человека еще глубже уходить в иллюзорную действительность, поэтому фантазии нужно стараться воплощать в реальность. В ходе их осуществления у человека не останется времени на пустые мечтания.

Мозг следует чем-то занять, поскольку рутина обостряет ситуацию. Для этого можно заняться изучением языков, разгадыванием кроссвордов, выучиванием стихов, чтением книг. Самым главным в борьбе с засасыванием в параллельную реальность является устранение причины, вызвавшей бегство от насущной действительности.

Последствия эскапизма

Данный феномен, равно как и большинство иных явлений, штука неоднозначная. Главная его опасность состоит в возможности окончательно отдалиться от яви и прожить оставшееся время на просторах вымышленной реальности.

Кроме того, социум никогда не одобрял и едва ли когда-нибудь впредь одобрит людей, не разделяющих его ценностей. Общество давит на таких индивидов, поэтому эскаписты еще больше погружаются в омут нереальности.

Рассматриваемый феномен, с одной стороны, является нормальным свойством психики человека. Каждый индивид испытывает потребность отвлечься от ежедневных забот, груза ответственности, стрессов. Такая потребность является нормальным состоянием. Поэтому, эскапизм, как получение временной передышки от преодоления нескончаемых препятствий, выставляемых жизнью – штука необходимая.

Крайним проявлением описываемого феномена считается полное отстранение от реальности. Такое поведение говорит о наличии серьезных насущных проблем либо о психических отклонениях.

Появление компьютеров в человеческом бытие и вместе с ним мировой паутины подарило человечеству небывалые просторы для полета фантазии и возможности эскапизма. Виртуальность сегодня делает самые нереальные мечты доступными. Помимо того, нереальное интернет пространство наполнено всевозможными фантастическими мирами, которые затягивают словно в омут не только наименьших представителей человечества, но и лиц преклонного возраста, не имеющих явного влечения к бегству от реальности, но поддающихся виртуальному искушению, ведь оно ярче и насыщеннее эмоциями, нежели скучное серое ежедневное существование.

Человек, погрузившийся полностью в несуществующие фантастические миры, продолжает собственное физическое бытие, но оно превращается для эскаписта в иллюзию, докучливую необходимость, скучную повинность сравнительно с яркостью эмоций вымышленной реальности. Результатом подобного эскапизма является разрыв семейных взаимоотношений и социальных связей, нарушение адаптации и интеллектуальное расстройство. В экстремальном проявлении эскапизм нередко приводит к продолжительным депрессивным настроениям или суициду.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector