ПСИХОЛОГИЯ

Эссе на тему психология как наука

Психология как наука

Особые качества психологии, отличающие ее от других научных дисциплин. Значение научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях для развития общества. Исследование психики и психических явлений основная задача психологии.

РубрикаПсихология
Видэссе
Языкрусский
Дата добавления10.03.2016
Размер файла6,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Южно-казахстанский государственный педагогический институт

Эссе «Психология как наука»

Предмет: психология и развитие человека

научный психика знание

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой.

Психология — это наука о душе. О существовании души у человека говорят еще с античных времен. В то же время предпринимались попытки ее изучить, дать ей научное объяснение. Так или иначе, проблему души в разное время затрагивали многие науки, начиная от философии и заканчивая медициной. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает » psyche » — душа, » logos » — наука, учение, то есть — «наука о душе». Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Отсюда следует, что общей задачей психологии является изучение, как психики человека, так и его психологии.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными — с другой, техническими — с третьей. Сегодня мы можем констатировать, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных).

«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, — пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».

Научная психология в целом — это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психологии как науки. Основные отрасли современной психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Постулаты ассоцианизма Аристотеля, Т. Гоббса. Основы идеалистического понимания души.

презентация [176,8 K], добавлен 23.11.2011

Происхождение слова «психология» и её история. Задача психологии — исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 02.12.2002

Предмет изучения социальной психологии, основные причины ее двойственности в системе научных знаний и история развития идей. Задачи социальной психологии и решаемые ею проблемы общества. Анализ социально-психологических явлений в системе марксизма.

курсовая работа [52,9 K], добавлен 06.07.2009

Изучение особенностей зарождения психологии как науки. Определение основных этапов и направлений ее развития. Проведение научных исследований психики, ее содержания и функций. Развитие отраслей психологии в современной России и особенности ее становления.

реферат [1,8 M], добавлен 18.06.2014

Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

контрольная работа [123,5 K], добавлен 21.11.2008

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник

Сочинение: Психология как наука. Её место в системе наук

Билет 1.Психология как наука. Её место в системе наук.

Психология — и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает » psyche » — душа, » logos » — наука, учение, то есть — «наука о душе».

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Источник

Психология как наука: прошлое, настоящее и будущее.
материал по психологии на тему

Данная работа содержит дополнительны материал, касающийся истории развития психологии как науки. Работа может быть использована для самообразования и расширения теоретического базиса педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
esse.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Психология как наука: прошлое, настоящее и будущее.

Издревле люди задумывались о роли человека в окружающем мире, о его предназначении. Психология, как и практически любая наука, зародилась в недрах философии и с древнегреческого переводится как «учение о душе».

Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа, его труды продолжили Платон и Аристотель. Уже в античные времена Гиппократом была предложена типология темпераментов, основанная на особенностях смешения жидкостей в организме человека (крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи). Как мы видим, в древности психология также была тесно связана с медициной.

В средние века центральную позицию во влиянии на мировоззрение человека занимала церковь. В учениях святых отцов человек являлся центром Вселенной. Эта идея была известна и античной философии, которая рассматривала человека как «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта, в котором впервые был использован термин «сознание». Сознание рассматривалось как критерий, разделяющий тело и душу. Согласно его теории душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Именно Декарту принадлежит афоризм, отражающий суть теории, «мыслю, следовательно, существую».

Долгое время психология существовала как часть других наук: философии, медицины и биологии. Только в начале XIXв, с появлением первых научных программ Вундта и Сеченова, направленных на экспериментальную работу, начинается оформление психологии как самостоятельной науки. Именно Вундт инициировал создание специализированных институтов психологической науки.

Многие современные ученые работали над вопросами психологии . Б ыло открыто понятие рефлекторной дуги и анализатора, затем были исследованы практически все основные психические процессы (н-р память, мышление, внимание), подведена научная основа под понятие о гипнозе и подсознании, исследованы сны. Но до сих пор разум человека остается загадкой, книгой, в которой множество непрочитанных страниц и это дает простор для дальнейших работ в этой области. Я считаю, что на современном этапе развития общества, психология вносит вклад во многие сферы жизни человека: межличностные отношения, выбор профессии и места работы. Разработки в сфере психологии помогают облегчить жизнь человека, именно поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно — практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове.

Соединение уроков ИЗО по программе Б.С. Кузина и декоративно-прикладного творчества.

Материалы научно-практической конференции «Семья: прошлое, настоящее и будущее» 2012 год.

рабочая программа элективного курса по истории.

Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б.

Дополнительная образовательная программа по краеведению «Мой край: в прошлом, настоящем и будущем».

Веб-квест в педагогике — проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть