ПСИХОЛОГИЯ

Эссе на тему значение психологии для медицинского работника

«Роль психологии в деятельности медицинской сестры»
статья на тему

Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры — сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_tsukanova_v.a.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль психологии в деятельности медицинской сестры»

Преподаватель ПМ 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» В.А. Цуканова

Психология как наука занимает промежуточное место в системе между общественными науками с одной стороны, естественными — с другой, техническими — с третьей. Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание и запутанную речь пациента при общении с ним.

Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры — сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья.

При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Представление об идеальной медсестре среди врачей и пациентов диаметрально противоположно: врачу, в первую очередь, нужна рядом — медсестра умелая, а пациенту — медсестра общающаяся.

Профессионализм медицинской сестры состоит не только в осуществлении манипуляционной деятельности на высоком уровне, но и непременно содержит психологический компонент — отношение человека к труду, его психологическую установку.

Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как описывает ее, т.е. от внутренней картины болезни.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности, оно включает в себя: обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами; выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения; восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с медицинским работником. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психологического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с медицинским работником, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.

Ещё философ Сократ отмечал, что «нельзя лечить тело, не леча душу», поэтому необходимо учитывать роль слова и психологической установки в процессе бесед с больными в ходе их лечения.

В работе К.Платонова «Слово, как физиологический и лечебный фактор» подчёркивалась значимость подобранных слов и стиля проведения беседы. Необходимо помнить, что даже одно необдуманное слово может вызвать у больного парадоксальную эмоциональную реакцию, порождающую ятрогению, что порой происходит из–за гиперестезии (повышенной чувствительности) и мнительности больного, который очень чутко реагирует на каждое сказанное ему слово.

Русский терапевт М.Я.Мудров детализировал, что «одни люди заболевают от телесных причин, другие от душевных возмущений». Следовательно, задача медицинского работника понимать психологическую сущность состояния пациента с тем, чтобы снять травмирующее воздействие, порождающее душевное «возмущение», ибо его присутствие будет препятствовать и лечению любого недуга. Нужно переориентировать больного на мысли о выздоровлении, пробуждая веру в себя, в свой организм и его защитные силы независимо от этиологии заболевания.

Профессия медицинского работника — это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, немаловажную роль при этом играет темперамент медицинского работника и его коммуникабельность.

Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента.

Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

При общение с пациентом необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, не обижая больного недоверием. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время общения больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, то есть нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих пациентов.

Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство медицинского работника.

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит медицинского работника неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен.

Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда — над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Наличие психологической подготовки медицинского работника и изучение психологии в системе среднего медицинского образования способствуют существенному повышению качества лечения пациентов и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело смотрящей в будущее.

1. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: Практикум Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.

2. Обуховец Т. П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.

3. В. Н. Ослопов, О.В. Богоявленская. Общий уход за больными в терапевтической клинике. Москва «ГЭОТАР — Медиа» 2011.

4. Е. В. Смолева. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов-на-Дону «Феникс» 2011.

5. О. И. Полянцева. Психология для средних медицинских учреждений Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.

6. В. Г. Косенко, Л.Ф. Смоленко, Т.А. Чебуракова Медицинская психология для медсестёр и фельдшеров Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.

7. Д.А. Шкуренко Общая и медицинская психология Ростов-на-Дону «Феникс» 2009.

8. И.В. Островская Психология Москва «ГЭОТАР — Медиа» 2010.

9. А. И. Волкова Психология общения Ростов-на-Дону «Феникс» 2009.

Источник

Медицинская психология в деятельности среднего медицинского работника

Формирование правильных взаимоотношений медсестры с больными и их родственниками. Характеристика, особенности и возможные причины переживаний больных. Сущность, значение и использование психогигиены, психопрофилактики и психотерапии для пациентов.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления18.09.2015
Размер файла19,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Медицинская психология в деятельности среднего медицинского работника

В формировании правильных взаимоотношений медсестры с больными их родственниками, коллегами имеет значение не только духовный, но и внешний облик медсестры. Одежда. выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медсестры и в частности, степень ее заботы,

Внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что врачам следует «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Нельзя забывать, что больные хотят видеть медицинского работника идеальным специалистом, но если они обнаруживают недостатки в его внешнем виде, то относят их к его профессиональной деятельности. Мед. Работник не должен допускать небрежности при осмотре больных. Нельзя, например, не вымыть руки перед осмотром больного на дому. Неприятность недопустима, так как в представлении больного она снижает престиж медицинского работника. Бывает и у медсестры неприятное ощущение при виде неприятного пожилого или тяжелого больного. Но всякий избравший труд медика должен твердо помнить, что в медицине нет грязной работы.

Ярко накрашенные губы. Длинные лакированные ногти, пальцы, унизанные драгоценностями, ультрамодная прическа …

А больной ведь неравнодушен к этому, В излишнем внимании мед. работника к собственной внешности он может заподозрить невнимание к себе как к больному. Желание иметь импозантную внешность довлеет у некоторых мед. работников над профессиональной осмотрительностью. Они забывают, что не полностью закрыта рукавом халата трикотажная кофточка, шерстяное платье увеличивают возможность инфицирования окружающих. «Что касается внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, он не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию» (Гиппократ). Не будет доверия к мед. работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Очень скоро становится понятной больному искренность и там, где он видит нарочитую вежливость, навязчивую услужливость, «дежурную» улыбку. Мед. работник должен уметь держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно и без видимых усилий расположить к себе больных — во всем быть естественными красивым.

Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину, сочетать мягкую строгость с красивой простотой форм и оставаться в известных пределах неизменной. Отклонения могут быть лишь незначительные. Медицинская «униформа» не нуждается в украшательстве. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов врача, строгость его в выполнении своих профессиональных обязанностей. Опрятность всегда ассоциируется в представлении больного с хорошей его профессиональной подготовкой, Больной уверен, что аккуратный мед. работник может хорошо лечить. В то же время яркая губная помада, броская прическа, стук каблучков- все это напоминает тяжелобольному радости, которых он временно или навсегда лишается. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, недовольство врачом. Страдание усугубляется. Внешний вид должен гармонично дополнять внутреннюю привлекательность мед. работника, успокаивать больного вызывать приятные впечатления у его родственников, помогать установлению с ними хороших, доброжелательных отношений.

Взаимоотношения между больным и медицинским работником зависят не только от индивидуальных особенностей больного, его психики, но и от личности и поведения медицинского работника, его общей и профессиональной культуры, соблюдения принципов этики и индеонтологии. Основная ответственность за характер этих взаимоотношений , столь важных для успешного лечения, всегда ложится на медицинского работника. Он обязан, строя свои взаимоотношения с больным , учитывать особенности его личности, переживания.

Общеизвестно, что эффективность лечения во многом зависит от веры больного в выздоровление, а это в свою очередь тесно связано стой степенью доверия, которое он питает к врачу и в целом к медицинскому персоналу отделения.

Образно говоря, лечение начинается с регистратуры и приемного покоя, с места ожидания предстоящего врачебного исследования. Обстановка приема больного должна быть четкой, деловой и вместе с тем простой. В кабинете врача и коридорах должна быть тишина, воздух всегда свежий. Необходимо бороться с так называемыми больничными запахами. Оформление кабинетов, залов ожидания преследует единственную цель- успокоить больного, сообщить ему чувство уверенности. Витрины и плакаты следует подбирать так, чтобы они способствовали воспитанию санитарно- гигиенических и профилактических навыков, не содержали материалов, напоминающих больному о страданиях,и исключали возможность ястрогении.

Прямая обязанность врача и медицинской сестры- разрушить психологическую преграду в контакте с больным, вызвать его доверие, создав обстановку участия и теплоты. Следует помнить, что больной, особенно при первой встрече с медицинскими работниками, очень внимательно следит за каждым их жестом, выражением лица и речью, старается уловить в их словах и поведении нечто такое, что располагает к доверию и откровенности. В зависимости от того, насколько стремление больного рассказать о себе будет понято и поддержано во время первой беседы, настолько прочен окажется контакт с врачом в дальнейшем. Только после установления контакта с больным можно переходить к оценке результатов анализов и других вспомогательных методов обследования. Необходимо, чтобы больной понял, что медицинских работников, к которым он пришел за помощью, интересуют не только вопросы диагностики, но и обратившийся к ним человек.

Особое значение имеют культура речи врача, а также содержание беседы. При ответах на вопросы больного нельзя ограничиваться общими фразами, так как это вызовет у него тревогу за исход болезни, сомнение в квалификации врача.

Доверие больного к медицине может быть значительно подорвано в том случае, если он заметит, что между врачом и медицинской сестрой натянутые отношения, если сестра во время приема допускает не относящиеся к делу реплики, нечетко выполняет указания врача. У больного могут возникнуть сомнения в компетенции медицинских работников, в целесообразности сделанных ими назначений, особенно если прием проходит сухо, формально, без должного выслушивания и осмотра больного и ограничивается выпиской рецептов.

Из расстройств психики наиболее часто у больных возникает чувство тревоги, даже страха за исход заболевания. При этом разные люди в зависимости от возраста и профессии, интеллекта, степени культурного развития и характера относятся к своему недугу по-разному.

Эффективность назначения физиотерапии, медикаментозного и иного лечения нередко зависит от веры больного в пользу терапевтических мероприятий. В этом чувстве веры отражается успех лечения. Медицинская сестра при выполнении назначенных врачом процедур должна уметь войти в контакт с больным и своим поведением, беседами с больным поднимать у него настроение и укреплять веру в успешное лечение.

Особенности переживаний больных

Нередко больные высказывают тревожные мысли о смертельно опасной болезни, несмотря на отрицание врача такого заключения. В основном это мысли о раке при наличии у больных патологии желудочно- кишечного тракта или органов грудной клетки. Опасения могут возникать также по поводу тяжелой болезни сердца при наличии аритмий и сердцебиений. Все это приводит к развитию ипохондрического состояния. Тревожные опасения иногда определяют все поведение больного. Развивается невроз в форме каодио- или канцерофобии. При кардиофобии больные часто опасаются оставаться одни дома, выходить без провожатого на улицу в некоторых случаях тревога больного связана смыслями о возможности потери трудоспособности, инвалидизации.

Медицинские работники, в частности медицинские сестры, должны формировать у больного правильное отношение к своей болезни, как к опасной, так и неопасной, стремясь всячески повысить активность больных в рамках разумной борьбы с болезнью.

Нередко у больных существует предвзятое мнение, что о некоторых заболеваниях говорить с врачом «неприлично». К ним относятся венерические, гинекологические заболевания, импотенция и др. В результате расстройства усугубляются и принимают хроническое течение. Лечение таких больных затрудняется. Относительно широко распространено нежелание обращаться к врачу-психиатру из-за боязни, что кто — нибудь из знакомых об этом узнает. Чаще речь идет о различных пограничных заболеваниях (невратические состояния, неврозы, психопатии и др.), которым у больных имеется критическое отношение. Иногда больные, страдающие расстройствами в сексуальной сфере, стесняются признать наличие их даже перед близкими людьми. В результате это приводит к переоценке болезни, уходу в нее и к дальнейшему углублению нарушений.

Отрицательное влияние на психику больного оказывает боль, которая воспринимается как сигнал начинающейся или усиливающейся опасности для жизни. Больной, страдающий от болей, остро реагирует на внешние воздействия: громкие звуки, яркий свет, иногда прикосновение. Истощение нервной системы, обусловленное как самым процессом болезни, так и болями,

часто сопровождается выраженной раздраженностью, взрывчатостью. Больные крайне эгоцентричны, болезненно- капризны, все их внимание сосредоточено на болевых ощущениях.

При выяснении отношения к болезни важна оценка личности и поведения больного. Например, повышенная мнительность, впечатлительность больного требуют от медицинской сестры специальных предосторожностей. В ряде случаев это выясняется путем опроса больного и его родных, при наблюдении за поведением больного. Если у больного подавленное настроение, необходимо попытаться выяснить причины подавленности, морально поддержать больного. Следует быть осторожным при депрессивном синдроме ( угнетенное, тоскливое настроение, особенно по утрам, двигательная и идеомоторная заторможенность), так как не исключена возможность суицидальной попытки. Иногда при пониженном настроении у больного, находящегося на стационарном лечении, особенно важно учесть, как могут действовать на него посещения родных. Друзей. Эти сведения следует сообщить врачу, чтобы выработать тактику регулярности посещения. Важно также учитывать отношение больного к соседям по палате и при необходимости менять окружение. Определенное значение имеет знание медицинской сестрой аппетита и сна больного и даже характера сноведений, так как в них часто отражаются переживания больного.

Нередко характер соматического заболевания приводит к изменениям в психике больного. При таком хроническом заболевании, как туберкулез, отмечаются быстрая утомляемость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость ( то эйфория, то пониженное настроение). Это можно объяснить систематическим, никогда не прекращающимся кислородным голоданием органов, в частности головного мозга, следствие недостаточной легочной вентиляции. медсестра психологический пациент терапия

Больные с хроническими заболеваниями склонны придавать определенное значение словам окружающих относительно их внешнего вида, работоспособности, изменений характера и пр. Достаточно одного подозрительного, с их точки зрения, взгляда окружающих, чтобы насторожить больного, усилить и без того неослабевающие сомнения.

При острых заболеваниях, особенно инфекционного характера, возможен еще больший диапазон расстройств в психической сфере больного — от легкой астении до выраженных психозов с глубоким помрачением сознания, бредовыми и галлюцинаторными переживаниями, резким двигательным возбуждением и др. симптомами. Свои наблюдения медицинская сестра должна доложить врачу, согласовать с ним свои действия, выработать определенную тактику поведения по отношению к таким больным с учетом их состояния и возможного неправильного поведения. Нарушения психики возможны также при острых хирургических и терапевтических заболеваниях.

Определенные характерологические особенности отмечены у больных с различными физическими дефектами и аномалиями органов чувств ( грубые дефекты лица, глухота, слепота, искривление позвоночника и др.) . Основными психическими свойствами таких больных являются повышенная ранимость, подозрительность, постоянная фиксация на своем дефекте. Они часто уединяются, так как в обществе им бывает тяжело, им кажется, что на них смотрят, жалеют или осуждают. Они чувствуют себя спокойнее в кругу таких же больных. Постоянная психическая напряженность создает основу для развития невротических реакций и депрессии.

В ряде экспериментов было показано, что эффективность лекарственных средств зависит от психического состояния субъекта. В этой связи вера в положительное действие лекарств может завышать истинный лечебный эффект и тем самым давать повод для ошибок в понимании механизма действия лекарственного вещества. Это заставило ввести в практику исследования новых лекарственных средств плацебо — контрольное вещество, по внешним свойствам (цвет, запах, вкус) сходное с реальным лекарственным препаратом. Оказалось, что эффект плацебо сказывается на всех людях, однако он имеет определенный диапазон колебаний, который определяется степенью веры исследуемого или больного в этот эффект.

Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия

В число задач медицинской психологии входит изучение влияния психического состояния на соматическое и соматических заболеваний на психику. Решение этой задачи имеет существенное значение для изучения этиологии (причины) и патогенеза ( механизмы развития)ряда болезненных состояний.

Взаимосвязь «души « и «тела», иначе психических процессов и организма, является основной проблемой философии и медицины. В первые эта проблема нашла материалистическое обоснование в трудах великих отечественных ученых-физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. И.П. Павловым экспериментально доказана непрерывная связь между психическим и соматическими процессами.

Общеизвестно, что сильные эмоции сопровождаются сердцебиением, приэтом отмечается покраснение или побледнение лица ( в зависимости от того, происходит спазм или расширение сосудов). Характер и интенсивность этих проявлений зависят от особенностей личности и организма. Психические влияния могут вызвать головную боль или другие функциональные нарушения в организме.

1. Натвеев В.Ф. “Основы медицинской психологии этики и деонтологии”

2. И.С. Сук “Врачи как личность” Медицина 1984г.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector