ПСИХОЛОГИЯ

Эссе по гендерной психологии

ЗАДАНИЕ№5 .Написание эссе

Темы для эссе по курсу «Гендерная психология»

1. Гендер – социальный конструкт или культурное оформление пола?

2. Мужские и женские социальные роли: взаимодополняемы или взаимозаменимы?

3. Существуют опасения, что дети. Воспитываемые гомосексуальными парами тоже станут гомосексуалами. Насколько оправдано такое мнение?

4. Кризис маскулинности: феминизация мужчин или ослабление гендерной асимметрии?

5. Раздельное по полу обучение: за или против?

6. Отклонения от гендерной роли часто воспринимаются людьми как доказательство гомосексуальности. Чем можно объяснить такое восприятие отклонения?

7. Гетеросексуальные мужчины более негативно настроены против гомосексуальных мужчин, чем гетеросексуальные женщины. ем это можно объяснить?

8. Феномен сексизма обычно изучается в проведении мужчин. Могут ли встречаться проявления сексизма у женщин?

9. Возможно ли равенство полов в Украине?

10. Брак в начале XXI века: кризис или эволюция?

11. Является ли семья (семейные и домохозяйственные отношения) источником дискриминации женщин?

12. Социально-психологические последствия развода: различия для мужчин и женщин

13. В чем состоит основное значение мифов о мужчинах и женщинах?

14. «Кризис мужественности» — истоки, психологические состояния и средства преодоления

15. «Кризис женственности» — истоки, психологические состояния и средства преодоления

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей

Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Требования к тексту эссе

Письменная работа в жанре эссе позволяет автору продемонстрировать его/ее способность использовать известные теории, концепции, подходы для анализа различных феноменов, а также реальных ситуаций поведения или взаимодействия людей.

Темы эссе, обычно, сформулированы в форме вопроса, либо в формулировке темы отражено некоторое противоречие. Поэтому при выборе вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план текста, следует убедиться в том, что вы правильно поняли суть проблемы, отраженной в названии. Далее необходимо будет выбрать вариант интерпретации или подхода, которому вы будете следовать. Автор должен продемонстрировать не только теоретические знания, но и умение их применить для анализа конкретной ситуации, сложившейся на практике.

Эссе должно иметь четкую структуру и включать следующие разделы:

основную часть (главы, разделы),

приложения (если они необходимы),

Цель введения заключается в обосновании актуальности темы и определении цели и задач эссе. Введение должно включать краткое изложение подхода к ответу на вопрос или проблему, обозначенные в названии. Полезно также дать краткие определения ключевых терминов, используемых в работе.

Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед вами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими. Естественно, факты наряду с имеющимися точками зрения по данной проблеме представляют чрезвычайно важное значение. Тем не менее все это — лишь часть исходного материла, который используется вами при ответе, но не является ответом на сам поставленный вопрос.

Основная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание вашего эссе, включающего четкую последовательность аргументации. Аргументы должны подкрепляться ссылками на основные положения выбранных теоретических подходов и концепций, на работы известных авторов, на конкретные данные эмпирических исследований. Полезно использовать собственный практический опыт, но при этом следует быть увереннным, что он соответствует рассматриваемой ситуации.

Заключение представляет собой выводы, сделанные на основании материала, изложенного в работе. Заключительная часть эссе может включать краткое изложение ваших основных аргументов.

Главная задача при написании эссе заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д.

Критерии, используемые при оценке эссе:

степень решения поставленных в эссе целей и задач;

степень аргументированности позиции;

логичность и последовательность изложения;

оригинальность и самостоятельность в изложении материала;

формулировка четких и конкретных выводов;

характер привлекаемой литературы;

корректность в оформлении ссылок на литературу.

Минимальный объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) — не менее 15 страниц (ориентировочно 20000 — 25000 знаков). Минимальное количество привлекаемых источников должно составлять не менее 10 текстов.

Источник

Гендерные отношения

В обществе всегда существовало деление на мужчин и женщин, и не только по физиологическим признакам, но и по социально-психологическим. Современная наука разделяет понятие «пол» и «гендер». Пол определяется отличиями физиологическими. Гендер – социально-психологическими. Понятие гендерные отношения относится ко всем сферам жизни. Но, подробнее мы разберем именно отношения между мужчиной и женщиной и гендерные стереотипы.

Гендерные отношения

У мужчин и женщин множество отличий, помимо физиологических. Если пол бывает мужской и женский, то гендеры делят на маскулинный (мужской) и феминный (женский). К признакам маскулинного гендера относятся: смелость, агрессивность, лидерство, независимость. К феминному: спокойствие, доброта, заботливость, эмоциональность.

Гендерные отношения – это взаимосвязь людей определенного пола в разных сферах жизни. Они предполагают соответствие определенной роли в обществе. В наше время продолжается борьба с гендерным неравенством. Ведь изначально гендерные отношения основывались на превосходстве мужчины. Это прослеживалось в экономической, социальной и политической сферах.

Ранее у женщин было заметно меньше прав, чем у мужчин. У них не было право голоса на выборах, не было возможности получить образование, не было шанса получить руководящую должность. В современном мире женщины добились расширения прав, ног все же в обществе еще заметны признаки неравенства.

Гендеры созданы обществом для того, чтобы разделять людей на категории и приписывать каждой категории определенную роль. Первоначально это было необходимо для выживания, когда мужчина был добытчиком и ходил на охоту, потому как обладал большей физической силой. Но, в современном мире необходимости в соответствии гендерной роли нет. Широкий спектр возможностей позволяет представителям обоих полов проявлять свои природные качества, и заниматься тем, что им близко, а не тем, что приписывает общество.

Межгендерные отношения

Межгендерные отношения – это отношения между мужчиной и женщиной. Ранее существовала единственно верная модель отношения между мужчиной и женщиной. Где мужчина был главным, а женщина подчинялась. В современном мире данная модель поведения устарела, и отступления от нее уже не так порицаются обществом.

Гендерные роли основаны на качествах, присущих одному и другому полу. Но, стоит учитывать, что гендерные признаки не всегда совпадают с физиологическими. Женщине могут быть присущи мужские гендерные качества, например, – она может быть смелой и стремиться к лидерству. Также мужчине могут быть свойственны женские гендерные качества, например, – эмоциональность и заботливость.

Важно : в некоторых ситуация попытки слепого соответствия гендерным ролям могут принести неудобства обоим партнерам.

При построении межгендерных отношений необходимо учитывать индивидуальные качества партнера, а не ждать от него полного соответствия гендерной роли только из-за его принадлежности к определенному полу. В современном мире встречаются пары, где женщина отвечает за обеспечение семьи, а мужчина – за уют в доме. И стоит понимать, что это вариант нормы, если обоим партнерам так удобно.

При построении отношений важно чтобы обоим партнерам было комфортно. Поэтому не стоит следовать установленным гендерным ролям, стоит отталкиваться от собственных убеждений и желаний.

Гендерные стереотипы

Гендерные отношения предполагают, что представитель каждого пола должен соответствовать определенной роли. В обществе сложились гендерные стереотипы, диктующие людям, как они должны себя вести и чем заниматься. Например, принято считать, что женщина должна заниматься домашними делами, а мужчина должен обеспечивать семью. Женщина должна следить за своей внешностью, а мужчине позволительно этого не делать, а излишняя ухоженность даже порицается.

Гендерная стереотипность влияет на людей с самого рождения. Когда рождается мальчик, ему покупают все голубое, затем ему покупают машинки и пистолеты. Девочке же покупают розовые вещи, кукол и игрушечные наборы посуды. Нам с детства вкладывают, какими мы должны быть. Считается, что женщина не может работать дальнобойщиком, а мужчина – мастером маникюра. Но, в современном обществе люди начали отходить от принятых стандартов.

Важно : Гендерные стереотипы ограничивают развитие личности, потому как сужают выбор.

В современном мире люди постепенно начали отходить от гендерных стереотипов, потому как в следовании им нет необходимости. Но, все же, гендерные роли надежно закреплены в обществе, и подавляющее количество людей соответствует им, не задумываясь о том, что можно делать по-другому. Это негативная сторона гендерных ролей – они ограничивают человека в выборе.

Источник

Гендерная психология

Определение понятия гендерной психологии. Особенности ее формирования и развития от античных времен до конца XIX века. Изучение эволюции вопроса с XIX века до наших дней. Роль З. Фрейда в изучении проблемы. Появление и распространение феминизма.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления24.04.2015
Размер файла33,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

Гендерная проблематика имеет важное прикладное значение. Но и психологам-практикам, работающим с клиентами, следует знать научные основы этой области, а не основываться на материалах популярной литературы, авторы которой часто просто стремятся к сенсации и не знакомы с основными исследованиями и закономерностями.

Учитывая всю сложность задачи, мы попытаемся проследить, как формировалась гендерная психология и к чему она пришла. Поскольку гендерные исследования стали проводиться сразу и нескольких науках, иногда не избежать привлечения работ и идей философов, социологов, демографов, этнографов, которые в свою очередь обращаются к психологическим исследованиям. И все же необходимо помнить о специфике нашей науки, ее понятиях, традициях, методах и методиках, чтобы не утратить предмет собственно гендерной психологии. Мы не ставим задачу провести критический анализ упоминаемых работ, напротив, ограничимся лишь позитивным (или нейтральным) перечислением того, какой вклад в гендерную проблематику внес тот или иной конкретный автор или то или иное конкретное направление.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее, в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии. гендерный психология фрейд феминизм

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1) Разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.).

2) Формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.).

3) «Фрейдовский период», связанный с именем Фрейда и психоанализом (начало XX в. — 1930-е гг.).

4) Начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.).

5) Бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время).

1. РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА

Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля. Я последую этой традиции.

Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.) в своих трудах «Пир», «Государство». «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов (благодаря этому его называют первым античным «феминистом», что вряд ли правомерно — его взгляды были противоречивыми, да и вообще это не слишком корректно). Платон предлагал установить нормы поведения в браке — в частности ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет. При переизбытке населения часть его необходимо переселять в колонии. Отношение к женщине у Платона было противоречивым: с одной стороны, негативным, так как он считал ее низшим существом, любовь мужчины к женщине — вынужденной и также низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине, и, наконец, утверждал, что если мужчина был трусом и нечестным человеком, то после смерти его душа переходит в женщину. С другой стороны, это отношение было позитивным: в идеальном государстве, которое он описал, женщина могла участвовать во всех делах наравне с мужчиной, Платон освобождал ее от необходимости вести хозяйство, считал ее профессиональные способности равными мужским (женщины могли быть даже философами и воинами), а воспитание детей вменял в обязанность в равной степени обоим полам.

Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.) выражал следующие идеи: а) законы о браке; б) отношения между мужем и женой в семье; в) ограничение народонаселения; г) способы сокращения избытка народонаселения; д) роль женщины и мужчины в обществе; е) разделение труда между полами; ж) в целом взгляды на сущность мужчины и женщины, высказанные в таких сочинениях, как «Политика», «О возникновении животных» и др. Так, Аристотель считал, что гармоничные отношения в обществе возможны, только если население будет достаточно малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать: а) с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине — до 18 лет (очевидно, имелась в виду зрелость, но для мужчины — социальная, а для женщины — биологическая, и в этом тоже прослеживается разное отношение к полам); б) путем умерщвления больных детей (и это следует узаконить); в) установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь. Взаимоотношения жены и мужа, по мнению Аристотеля, должны быть отношениями рабы и господина. В сексуальных отношениях, так же как и во всем остальном следует придерживаться этического принципа арете: самообладание — это середина между распущенностью и бесчувственной тупостью. Единственный смысл разделения полов — рождение детей, а назначение женщины — вынашивание потомства и ведение хозяйства. В семье у мужа и жены разные обязанности, и они не вмешиваются в дела друг друга. Различны нормы поведения для мужчин и женщин: то, что для женщины является добродетелью (к примеру, молчание), для мужчины — нет, и наоборот. Мужчина и женщина — не равные существа. Женщина дает ребенку тело, мужчина — душу, душа лучше и божественнее тела. Мужчина — норма, женщина — отклонение от нее. Мужчина выше, женщина ниже по своей природе. Мужчина властвует, женщина подчиняется.

Томас Мор (1478-1535) в своей «Золотой книге» описал идеальное государство. В нем занятия мужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а также религиозная деятельность (в качестве священников), служба в армии (правда, только вместе с мужьями). На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители. Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) в «Городе солнца» рисует идеальный город. Образование мужчин и женщин не различается (они обучаются, в том числе и военному искусству), не различается и их одежда. Однако занятия у них несколько разные: мужчины выполняют более тяжелую физическую работу, а женщины рожают. Но семьи нет. Правда, существует проблема подбора партнеров — для рождения детей. Решается она с помощью астрологии, но решение принимает триумвират начальников, которые регулируют рождаемость в обществе. Таким образом, говоря современным языком, Кампанелла высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жестко регламентировал гендерные роли.

В дальнейшем несколько интересных идей, касающихся гендерной психологии, высказал Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он проанализировал подобия и различия полов, высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (то, что позже будет названо «гендерными стереотипами»), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке. По мнению Руссо, равенство, подобие мужчин и женщин заключается в их сходстве как биологических существ, представителей человеческого рода: схожи многие органы, потребности и способности. Однако как общественные существа они не равны, и это объясняется их врожденными характеристиками (последняя идея вряд ли приемлема в современном обществе). Соответственно, различны и нормы поведения («добродетели»): для мужчины это — откровенность, прямота, добросовестность, самостоятельность суждений, правдивость, а для женщины — стыдливость, хитрость, кокетливость, учет мнений других людей, притворство.

Иммануил Кант (1724-1804) разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых, по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство (участие в принятии политических решений, независимость суждений), а женщинам — пассивное (объект управления). Некоторые качества женщины связаны с рождением детей (она боязлива, слаба), другие — с ее ролью облагораживания общества (благонравна, красноречива, рассудительна, с выразительным лицом). Гендерные стереотипы, высказанные Кантом, оказались очень живучи: и сегодня распространено мнение о том, что женщины не способны принимать политические решения, и о том, что их свойства связаны с биологическим и культурным предназначением.

Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт (1759-1797) высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания. Девочки наряжаются и играют в куклы, а мальчики играют в другие игры — шумные, активные (сегодня это принято называть «гендерной социализацией»).

Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) высказал идеи об отражении статуса женщин и мужчин в обществе в языке, о лидерстве мужчин и женщин, о гендерных взаимоотношениях (сексуальных и супружеских) и об ограничении рождаемости. Он обратил внимание на слова, которыми обозначают мужчин и женщин. Если в языке профессия или принадлежность к социальной группе называются только «мужскими» словами, это признак неравенства полов. Он предложил создать «нейтральный» язык — с равным количеством мужских и женских наименований. К примеру, это омниарх и омниархиня — властители Земли. Другие пары слов: цезарь и цезарина, калиф и калифа, султан и султанка и пр. Функции традиционного брака (быт, воспитание детей, забота о пожилых) Фурье предлагал передать обществу, а точнее его первичной ячейке — фаланге. Мужчин и женщин, освобожденных от этих обязанностей, должны связывать лишь любовь и сексуальные отношения, основанные на стремлении к наслаждению.

Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля (1772-1829) о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины. В отличие от многих предшественников, он подчеркивал не «естественное» различие полов по этим характеристикам, а, напротив, советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества (к примеру, эмоциональность), а женщинам — мужские (рациональность). Эта идея — каждому полу учиться у другого и перенимать у него то, что является слабым и неразвитым, — звучит очень современно (к примеру, менеджерам рекомендуют учиться у представителей противоположного пола) и способствует улучшению гендерных отношений.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины: для мужчин характерна абстрактность, для женщин — конкретность. Мужчинам понятна абстрактная идея справедливости, а женщины сочувствуют конкретному человеку. В главе, посвященной социальному поведению, мы увидим, как эта идея подтверждена современными экспериментальными исследованиями (к примеру, в реакции на плохого работника мужчины исходят из норм справедливости, а женщины — равенства). Однако Шопенгауэр подразумевает, что мужская реакция — норма, а женская — отклонение от нее, что неприемлемо с позиций современной науки.

Итак, на первом этапе разные ученые высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии. Но как самостоятельная область она еще не сложилась. И, по существу, на этом этапе не было работ, которые бы целиком были посвящены интересующей нас проблематике.

2. РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Происходило оно и в России. Понятие феминизм (от лат. femina — женщина) появилось во французском языке в первой половине XIX в. (позже, чем явление, которое оно обозначает). В 1830 г. появился другой термин — «эмансипированная женщина» (от лат. emancipatio — освобождение). Возник феминизм во Франции в период Великой революции — в конце XVIII в. В этот период Олимпия де Гуж выступила с «Декларацией прав женщин», и это был единственный протест против существовавшего противоречия в законодательстве: с одной стороны, декларация прав человека провозглашала равенство всех людей, с другой стороны, по кодексу Наполеона, женщине отводилось место только в семье. Декларация прав женщин требовала предоставить женщинам равные с мужчинами избирательные права, право участвовать во всех общественных мероприятиях и право занимать все должности. Конвент разрешил женщинам участвовать в обсуждении политических вопросов и выступать в печати. Однако права голоса женщинам предоставлено не было.

В середине XIX века в Англии активно развивается движение суфражисток (от англ. suffrage — голосование). Они добились права участия в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги. В 1867 г. в Лондоне было создано первое международное женское общество. Его президентом стал мужчина -известный ученый и общественный деятель Джон Стюарт Милль. В 1860-х гг. в Англии существовало и другое направление — аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией.

Наибольшего успеха феминистки добились в США: им разрешили быть школьными учителями, и к концу XIX в. среди учителей общественных школ две трети составляли женщины. Избирательных прав пришлось добиваться дольше Важно, что борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства.

В России движение «равноправок» ставило более узкие задачи — право на образование и трудовую деятельность. В конце 1880-х гг. в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы, которые готовили врачей и учителей (в Петербурге они назывались Бестужевскими — по имени основателя), женский медицинский институт, женский педагогический институт. Хотя избирательное право ряду женщин (по имущественному цензу) было предоставлено, но голосовать от их имени могли только мужчины (мужья или родственники). Были созданы общественные женские организации, которые оказывали помощь нуждающимся женщинам (в жилье, поисках работы, деньгах).

Фактором, повлиявшим на развитие гендерной психологии, стало совместное обучение представителей обоих полов в различных учебных заведениях. Это побудило исследователей сравнивать этих представите лей между собой. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий. Прежде всего, появились работы, которые целиком были посвящены одной из этих двух проблем.

Работа австрийского ученого Вейнингера «Пол и характер» вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам).

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, X. Ланге, М. Лефевра, X. Марион, Л. Мархольм. Э. Кей; интересная монография Г. Эллиса «Мужчина и женщина» была переведена на русский язык в 1898 г.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать голландского ученого Г. Гейманса. Его книга «Психология женщины» отличалась от предыдущих произведений своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на исследования других авторов. Ценность исследований Гейманса в том, что в них описываются характеристики поведения, которые обычно остаются за пределами внимания психологов.

В 1915 г. в Москве вышла книга Л. П. Кочетковой с символичным названием «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей». Выводы, которые делает автор, и сам характер повествования пронизаны духом ненавистью к мужскому полу. Так, Кочеткова считала функцию продолжения рода помехой для развития женщин. Она призывала стерилизовать женщин, дабы устранить эту помеху, в итоге общество она видела не только без мужчин, но и почти без плодовитых женщин. Эти идеи не способствовали развитию гендерной психологии, а, напротив, тормозили ее.

Вторая книга, которая вышла позднее, в 1928 г., — «Взросление на Самоа». Автором ее была Маргарет Мид — этнограф с психологическим образованием, которая позднее стала мировой знаменитостью. Она описала особенности общения, воспитания и поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, взаимоотношений в семье народа Самоа. Эта книга привлекла внимание к проблемам гендерной идентичности, гендерной и сексуальной социализации, особенно к кросс-культурным аспектам.

Таким образом, к концу второго периода сформировалось представление о предмете гендерной психологии и основных ее разделах, таких как психология половых различий, психология женщины, гендерная социализация, сексуальная социализация.

3. РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Начало третьего этапа ознаменовалось деятельностью Фрейда.

Самого Фрейда очень трудно отнести к «гендерным психологам». Он написал работу «Психология женщины», опубликованную в 1933 г., статью «Женственность» и другие очерки о развитии женщины, разработал представление о нарциссизме у мужчин и женщин и об их сексуальных переживаниях. Однако и редкие его высказывания о женщинах были возведены в ранг непреложных истин. А влияние самого Фрейда, как на психологию, так и на всю культуру было столь велико, что на многие годы его взгляды сформировали стереотипное представление о женщине, которое не подвергалось сомнению. Первая критика Фрейда была предпринята еще в начале XX века, Перкинс Гилман назвала его взгляды «возрождением фаллического культа».

Позднее, в середине 1920-х гг., эта критика прозвучала из уст ученицы Фрейда — Карен Хорни. Она отметила, что идеи о женщинах выросли из маскулинного нарциссизма. Отвергнув тезис Фрейда о том, что «зависть к пенису» играет критическую роль в развитии женщины, она возразила, что, напротив, мужчины страдают от того, что не могут рожать — т. е. от «зависти к матке».

Клара Томпсон остроумно заметила, что взгляды мужчин объясняются их обладанием властью, и если бы мы жили в матриархальном обществе, то символом власти была бы грудь, а не пенис.

Некоторые ученые, исследовавшие дискуссию Фрейда и Хорни, даже высказывают предположение о том, что свои очерки по развитию женщины Фрейд писал в период, когда у него был диагностирован рак (1925-1933 гг.), и что, не будь этого диагноза и бурных дебатов с Хорни, его взгляды не были бы столь категоричными.

Во всяком случае, в 1941 г. и Хорни и Томпсон были наказаны — их исключили из Нью-Йоркского психоаналитического института, храма американского фрейдизма.

В дальнейшем отношения между психоанализом и психологией женщины развивались противоречиво. В конце 1960-х гг. психоанализ был объявлен опасным для женского душевного здоровья. В 1974 г. Митчелл попыталась выстроить мост между психоанализом и психологией женщины, считая, что теории Фрейда объясняли развитие мужчин и женщин в пределах патриархатльного общества. Шехрари предложила рассматривать психоанализ с новых позиций гендерной психологии. К примеру, заменить некоторые словосочетания, вызывающие раздражение: вместо «фаллического стремления» употреблять выражение «интеллектуальное стремление» или «конкурентное стремление» и др. Лернан предложила следующие критерии для оценки теории личности женщины: клиническая полезность; женщина должна быть центром рассмотрения данной теории; заключение о разнообразии и сложности женщины и ее жизни; позитивная позиция по отношению к женщине; опора на женский опыт; признание положения о том, что внутренний мир находится в сложной связи с внешним миром; отсутствие ограничений для использования терминов только в одном значении.

По этим критериям теория Фрейда является неудовлетворительной теорией личности женщины. Справедливости ради надо сказать, что, по Лернан, пока ни одна из теории не удовлетворяет всем критериям.

Тем не менее, психоанализ продолжает оставаться одним из классических направлений в исследовании женщины, и ниже будут показаны примеры таких современных исследований.

В нашей стране в первые годы советской власти общественно-политическая атмосфера для развития гендерной психологии изменилась. Было декларировано формальное равенство мужчин и женщин, женщину старались оторвать от семьи — в пользу производственной и общественной жизни. Однако это привело к тому, что не признавалось существования ни различий между полами, ни особой, «женской» психологии. На долгое время в отечественной науке воцарилась ситуация, когда и психология и педагогика справедливо стали называться «бесполыми».

Однако в 1920-х и в начале 1930-х гг. были сделаны попытки разработки гендерной проблематики. Назовем здесь два имени: Е. А. Аркина и П. П. Блонского.

В 1927 г. Аркин выпустил книгу «Об изучении детского коллектива», где приводилась программа и результаты исследования лидеров — как мальчиков, так и девочек. При этом, рассматривая понятие лидера, он возражал Фрейду (а именно его представлению о сексуальных влечениях массы к лидеру), он говорил, что ребенок не потому стал вожаком, что его полюбила масса, а масса полюбила его за то, что он стал вожаком, сила его в том, что он питает детскую активность и сам питается ею. Таким образом, влияние вожака не абсолютизировалось, вместо этого подчеркивалась роль других членов группы, влияющих на лидера.

Основу программы-методики для изучения вожачества составляла так называемая личная карточка вожака, в которой должны были найти отражение 23 качества: пол, возраст, национальность, профессия и социальное положение родителей, внешний облик, жестикуляция и мимика, речь, состояние здоровья, конституция, мышечная сила, координированность движений, нервная система, умственный уровень, инициативность, изобретательность, техническая сноровка, степень уверенности в своих силах, индивидуалистические влечения, социальные проявления и то, в чем проявилось влияние на детскую массу, на какое число детей оно распространилось, какова его длительность, какие моменты способствовали возвышению вожака.

Очень интересны результаты собственных исследований Аркина в сфере половых различий детских лидеров. Он установил, что в большинстве детских групп вожаками становились мальчики, девочки же были вожаками «группок», не распространяя своего влияния на всю группу детей. Решающее значение в таком влиянии мальчиков-вожаков имели их инициативность и техническая сноровка (а девочкам были свойственны другие особенности).

В 1935 г. Блонский написал свои «Очерки детской сексуальности». В них он приводил результаты собственных подлинно научных исследований. На большом материале он получил данные о детской сексуальности (в частности, сексуальности девочек, которым в психоанализе уделялось меньше внимания, чем мальчикам). До сих пор эти данные имеют важное научное значение. Блонский критиковал представление Фрейда о том, что младший школьный возраст — период затишья в сексуальном развитии, возражал против чрезмерного эротизирования переживаний и действий ребенка, а также сомневался в правомерности использования некоторых аргументов (типа приписывания аналогичных состояний младенцу после сосания и мужчине после оргазма). Его главный постулат состоял в том, что значительное влияние на сексуальное развитие ребенке оказывает среда, способная преждевременно его эротизировать. Блонский предложил конкретные воспитательные меры, оздоравливающие эту среду, различные для мальчиков и девочек, чье сексуальное развитие протекает не одинаково. Некоторые из этих рекомендаций сегодня кажутся наивными, но некоторые по-прежнему полезны (особенно учитывая современное давление на детскую психику средств массовой информации). Подобные исследования прекратились в конце 1930-х гг., когда была запрещена социальная психология как отдельная область психологии. В развитии отечественной гендерной психологии возник вынужденный перерыв до середины 1960-х гг.

4. РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 1960-1980 ГОДЫ

Книга Маккоби «Психология половых различий», созданная вместе с Жаклин по-прежнему является наиболее цитируемой во всем мире публикацией по гендерной психологии. Множество авторов перепроверяют выводы, сделанные в этой книге. Позднее, в 1999 г., в своей новой монографии Маккоби употребляет термин «гендер» наряду с термином «пол».

В конце 1960-х гг. Хорнер предложила простое объяснение малой успешности женщин по сравнению с мужчинами — отсутствие у женщин мотивации — «боязнь успеха». Работы Хорнер вызвали широкий исследовательский и общественный резонанс. Кроме экспериментов в классическом варианте феномен боязни успеха изучался в связи с менструальным циклом, фертильностью, сложностью учебного плана, выбранного студентами, психоаналитической теорией и женским мазохизмом. Этот феномен оказался полезен для клинических психологов и психологов-консультантов — были разработаны специальные программы для его коррекции. Одна из них называется «Преодоление боязни успеха» и разработана известным психотерапевтом Фридман, автором книги по этой теме. Используется он и специалистами по женским конфликтам, связанным с успешностью.

Концепция Хорнер получила дальнейшее теоретическое развитие в разработке «феномена самозванца» Кланс и Имс. Этот феномен обнаружен у многих интеллигентных и компетентных женщин, которые не могут наслаждаться удовольствием от достигнутого ими успеха как якобы незаслуженного. Здесь также разработаны программы психологической помощи таким успешным женщинам.

В 1974 г. внимание гендерных психологов переключилось на концепцию Бэм. Эта концепция касалась существования трех типов людей с различной гендерной идентичностью: 1) с преобладанием фемининных характеристик; 2) с преобладанием маскулинных характеристик; 3) с преобладанием «андрогинных» характеристик. Бэм первой связала идею андрогинии с психическим здоровьем. Эта концепция вызвала активность психологов — ученых и практиков: между 1976 и 1984 гг. было проведено более 100 исследований, в которых варьировались переменные андрогинии и психического здоровья. Клиницисты всерьез обсуждали, как «андрогинизировать» маскулинных и фемининных клиентов. Позднее, после критики ее теории (и методик), Бэм сама отказалась от нее (редкий случай в истории науки) и развила новую парадигму — теорию гендерной схемы.

Более сложной является концепция Нэнси Ходоров, добившейся наибольших успехов в синтезе психоаналитической и социологической теорий с феминизмом. В 1978 г. она опубликовала свою работу о материнстве. По ее мнению, мать призвана подготовить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мать по-разному ведет себя по отношению к дочери и к сыну, и в итоге девочка готовится к миру материнства и семьи (материнство репродуцирует самое себя), а мальчик становится мужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешний мир. Чтобы разорвать этот цикл у мальчиков, Нэнси Ходоров призвала отцов принять равное участие в воспитании детей. Эта теория также вызвала широкий общественный резонанс. В США развернулись национальные дебаты, усиленные требованиями предоставить женщинам возможность делать карьеру. Многие компании были вынуждены пересмотреть свою политику, и мужчинам-работникам стали создавать условия для выполнения отцовских функций.

В 1982 г. появилась статья Кэрол Гиллиган «Другим голосом». Автор утверждала, что женщины отличаются от мужчин в своем отношении к морали, принятой в обществе. Они по-другому рассуждают, но их взгляды являются не менее зрелыми. Для женщин важны взаимоотношения с людьми, и нравственные нормы они рассматривают в этом плане. Мужчины же рассматривают моральные суждения с позиции принятых законов и непредвзятости. Они более индивидуалистичны, что соответствует индивидуалистической культуре США, поэтому данные половые различия поощряются обществом.

Положения Гиллиган легли в основу и других теорий — в частности, о независимой и взаимозависимой Я-концепциях. Она до сих пор является одним из авторов, на которых часто ссылаются и с которыми не только соглашаются, но и спорят те, кто разрабатывает психологию женщины.

Таким образом, на этом этапе за рубежом было накоплено множество эмпирических фактов и появились первые попытки создать концепции, которые бы их объясняли.

В отечественной науке в конце 1960-х гг. была создана более или менее благоприятная атмосфера для разработки гендерной проблематики. Огромная заслуга здесь принадлежит Ананьеву. Принцип полового диморфизма был объявлен одним из основополагающих принципов психологического исследования. Ананьев не только организовал эти исследования, но и дал им глубокую теоретическую оценку. Были выделены глобальные различия женщин и мужчин: более раннее созревание первых, большая стабильность женского организма и психики, большая типичность женщин и оригинальность мужчин. Половой диморфизм рассматривался как общий принцип филогенеза, онтогенеза и социогенеза. До сих пор в зарубежной гендерной психологии нет работ с таким уровнем теоретического обобщения, несмотря на обилие экспериментальных фактов.

Группа ученых под руководством Чугуновой исследовала личностные характеристики инженеров (среди которых были н руководители) разного пола и установила различие личностных структур мужчин в женщин. Для мужчин были характерны: высокая творческая продуктивность и экономическая эффективность; профессиональная доминантность и высокая самооценка; мотивация, связанная с чувством долга и ориентацией на дело, самостоятельный выбор профессии.

Структура личности женщин характеризовалась следующими факторами: удовлетворенности служебным положением и работой, взаимоотношениями с коллегами и руководителями; мотивации на взаимоотношения, выбор профессии под влиянием окружающих; высокого технического интеллекта.

С этими глобальными факторами были связаны другие характеристики, которые определяли своеобразие личностных портретов мужчин и женщин.

В исследовании Бендас были установлены половые различия студенческих лидеров групп разного уровня организованности. Для мужчин-лидеров были характерны: в высокоорганизованных группах — эмоциональная устойчивость, высокий уровень притязаний в области взаимоотношений; в низкоорганизованных — малая экспрессивность и низкая успеваемость; в среднеорганизованных — высокая успеваемость и низкий уровень притязаний в области взаимооотношений.

Для женщин-лидеров: в высокоорганизованных группах — ригидность общения, конформность, низкий самоконтроль; в низкоорганизованных — спокойствие, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, хороший самоконтроль, экспрессивность, завышенная самооценка, несовпадение притязаний на лидерство и положение в официальной структуре группы; в среднеорганизованных — лабильность общения, эмоциональная неустойчивость и тревожность при хорошем самоконтроле, низкая экспрессивность и конформность.

Особенно показательным было наличие принципа дополнительности для женского лидерства (эту роль брали на себя женщины, когда мужчины к ней не стремились) и их меньшая успешность по сравнению с мужчинами (порой средних результатов женщины добивались за счет высоких эмоциональных затрат, если же таких затрат не было, результаты были очень низкими). Шахназарян обнаружил преимущество женщин — студенческих лидеров по сенситивности, ориентации на одобрение группой, а мужчин-лидеров по отношению к себе и людям.

Итак, в этот период в отечественной психологии разрабатывалась проблема половых различий. Были накоплены определенные эмпирические факты и заложена теоретическая база для их осмысления — установлены глобальные различия между мужчинами и женщинами.

5. РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ С 1990 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Этот период характеризуется бурным развитием гендерной психологии. Признаками расцвета этой области служат новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик.

На новом этапе ученые приступили к более тонкому освоению гендерной проблематики. Стали известны области, в которых наиболее часто обнаруживаются половые различия (в частности, превосходство мужчин по зрительно-пространственным способностям). Их проверяют в разных культурах. Идет поиск причин, объясняющих эмпирические факты. Исследования стали тщательнее планироваться. Обнаружена масса методик, которые оказались чувствительными к изучению мужчин и женщин. Появились изменения и в организационном плане: к примеру, психологические департаменты не могут сдать ежегодный отчет, если в него не включены данные о проведении гендерных исследований.

Таким образом, наконец-то стала учитываться «вторая половина человеческого опыта» — женская.

В 2000 г. в Стокгольме прошел очередной Всемирный конгресс психологов с участием 6000 человек из многих стран. На конгрессе использовался и термин «половые различия», однако это скорее исключение. Гораздо чаще употреблялись другие термины — «гендер»,«гендерные различия», при этом порой в широком смысле, включающем не только понятие социального пола, но и просто пола.

Доклады и лекции, имевшие отношение к гендерной тематике (в частности Элеонор Маккоби), пользовались необычайным успехом.

По-прежнему самым разработанным разделом является психология половых и гендерных различий. Также развивается психология женщины. Начаты исследования мужчин, но не в прежнем, «бесполом», варианте, а именно в области особенности их гендерной роли.

Во многих странах на основе гендерных исследований (в том числе и по психологии) изменяются учебники, идет перестройка воспитания с учетом гендерного подхода. В многочисленных компаниях проводится политика равных возможностей для мужчин и женщин менеджеров. Последних обучают по специальным программам. Психологи и психотерапевты также реализуют гендерный подход. Таким образом, начато внедрение результатов гендерных исследований в практику.

Слабой стороной гендерной психологии до сих пор остается малое количество обобщающих теорий. Очень часто эту область психологии разрабатывают женщины, поэтому распространена шутка по поводу одного из ее разделов: психология женщины разрабатывается женщинами, на женщинах и для женщин. Эта шутка не может не вызывать горечи еще и потому, что во многом она отражает истину. Для развития гендерной психологии необходимо привлечение исследователей-мужчин.

К сожалению, в нашей науке гендерная психология только начинает развиваться. Проводятся исследования в различных областях: поло-ролевые стереотипы (В. С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е. В. Антонюк), гендерная социализация (И. С. Клецина), психофизиология мужчины и женщины (Е. П. Ильин), половые различия в феномене неправды (В. В. Знаков), самоактуализация личности в профессии — гендерный аспект (Л. Н. Ожигова), гендерные установки (В. Е. Каган), гендерная психология лидерства (Т. В. Бендас), женский менеджмент (Н. В. Ходырева), самореализация одаренных женщин (Л. В. Попова), состояние женщин во время беременности и после родов (В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова), материнство (Г. Г. Филиппова), стереотипы женского поведения (О. В. Митина, В. Ф. Петренко) и др. Как видно из этого перечня, в основном разрабатывается психология половых и гендерных различий. Психология женщины представлена более скромно. Психология гендерных отношений делает первые шаги.

Эти исследования проводятся по разным направлениям, пока не объединенным ни единой теоретической базой, ни единой программой. Но радует уже то, что гендерная проблематика все чаще привлекает внимание наших ученых. Это позволяет с надеждой смотреть в будущее.

Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии — психология пола и раздел психологии развития — психосоциальное развитие личности (тот аспект, который обусловлен половой принадлежностью индивида). Данные разделы психологической науки определили основную структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности. При этом используется традиционный для психологии понятийный аппарат, используются те психологические понятия, при помощи которых раскрывается структура личности. Новыми являются такие понятия, как маскулинность, фемининность, андрогинность, гендерные стереотипы. В разделе гендерной социализации преимущественно анализируется роль социальных институтов в полоролевом развитии мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Основными понятиями являются половые роли и адекватность их исполнения.

Хотя данная область знания часто называется гендерной психологией, истинно гендерной она не является, так как большое число исследовательских работ, маркированных как гендерные, не опираются на гендерный подход.

Основная исследовательская методология такой гендерной психологии — полоролевой подход, в рамках которого женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием является неявное признание биологического детерминизма ролей, опора на психоаналитическое представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, причем все социокультурные влияния заданы условиями гендерной социализации.

Для основной массы исследований, относящихся к области гендерной психологии, характерен единый методический прием, заключающийся в выделении двух групп разнополых испытуемых и диагностике конкретных психологических характеристик с целью сравнения их между собой. При этом используются традиционные психологические методы и методики. Подавляющее число отечественных гендерно-ориентированных исследований могут быть отнесены к этой группе.

Большая часть научных работ не ориентирована на изучение проблем социального неравенства между полами, порождаемого процессом гендерной социализации. В работах психологов не находят отражения наиболее значимые для гендерной теории такие проблемы, как: природа половых различий, оценка психологических различий между полами и их динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации. Перспективными исследованиями в рамках гендерной психологии следует признать исследования, направленные не на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин, а на поиск их психологического сходства; ориентированные на изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также на анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной. Все это можно будет реализовать при условии переориентации на другие методологические основания развития данной области знания, то есть тогда, когда доминирующей для гендерной психологии станет не методология полоролевого подхода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бендас Т. В. Гендерная психология. С-Пб.: «Питер», 2008. — 432 с.

2. Брайдотти Р. Введение в гендерные исследования. С-Пб.: «Алетейя», 2001. — 992 с.

3. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. С-Пб.: «Алетейя», 2004. — 408 с.

4. Клецина И. С. Гендерная психология. С-Пб.: «Питер», 2000. — 496 с.

5. Козлов В.В. Гендерная психология. М.: «Речь», 2010. — 272 с.

6. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М.: «Эксмо», 2006. — 928 с.

7. Чекалина А. А. Гендерная психология. М.: «Ось-89», 2009. — 240 с.

8. Эльдарион А. Гендерная проблематика в глубинной психологии. М.: «Академия», 2011. — 104 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассмотрение истории осмысления человеческого бытия с научной точки зрения. Ознакомление с суждениями В.И. Вернадского о ноосфере. Изучение прогрессивных черт психологии как науки нового века. Определение человека как вершины космической эволюции.

эссе [17,0 K], добавлен 06.12.2015

Гендерная психология как новое научное направление в психологии и формирующаяся самостоятельная область психологического знания, рассмотрение предпосылок развития. Сущность понятия «нормативное давление». Знакомство с поло-ролевым опросником Сандры Бем.

презентация [306,9 K], добавлен 09.10.2013

Общая характеристика гендерной психологии как научного направления. Изучение основных понятий гендерной психологии, а также рассмотрение истории развития данной социальной науки. Исследование социальной практики дифференциации мира мужчин и женщин.

курсовая работа [50,1 K], добавлен 24.05.2015

Сущность глубинной психологии как названия для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. Основные положения, содержание, история развития психоанализа, роль Фрейда в данном процессе.

презентация [742,8 K], добавлен 23.10.2014

Анализ процесса формирования представлений о предмете психологии в концепциях истории психологии; проблема периодизации. Эволюция взглядов о предмете психологии: житейская, философская, научная. Развитие психологических знаний от древности до наших дней.

курсовая работа [3,3 M], добавлен 15.10.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть