ПСИХОЛОГИЯ

Эссе по психологии на тему мотивация

Эссе «Моя мотивация»
статья на тему

Моя мотивация как один из видов профессиональной мотивации к работе в системе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
esse.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пономарева Диана Алексеевна

Гореть самой, зажечь – других.

Быть впереди! И точка.

Когда Вам задают вопрос: «А что Вас лично мотивирует в работе?» или «А что будет основным критерием для Вас при смене работы?», мне кажется, хотят услышать стандартный, шаблонный ответ, например, «Поощрения руководства, высокая оплата труда, дружный коллектив», мало кто серьезно воспринимает, и тем более будет потом учитывать Ваши пожелания.

Я уверена, что мотивировать себя каждый должен сам. Ведь совершать все действия, воплощать планы в жизнь будете именно Вы. И никто другой не поделится рецептом – своей мотивации. В данном случае, мне хочется сравнить мотивацию с рецептом счастья. Тогда всем и каждому бесспорно ясно – у каждого она своя. Бытует мнение, что счастье — это дар, умение человека мотивировать себя на какие-то действия тоже талант.

Для меня очень важно понимать, для чего и зачем я совершаю те или иные поступки, чем я занимаюсь, и будет ли итог деятельности, результат моей работы. Я остро чувствую ответственность, прежде всего перед самой собой. Всегда стремлюсь в чем-то быть лучше, чем другие, жажду постоянно совершенствоваться, сохраняя сосредоточенность на сильных сторонах своей натуры. Четкой должна быть цель, ориентация на результат – мне важен всегда отличный, высший успех, победа, а не только участие. Кто бы ни твердил Вам обратное. Друзей, врагов льстивые речи, хвалебные оды, как правило, нас развращают. Чтобы ни говорили вокруг, верить надо в свой собственный успех, в свои силы, идеи. И не забывать, что самая великая победа, какую знает человечество — это победа над собой.

В современном мире все покупается и продается, а жизнь откровенно порою над нами смеется. И мы негодуем и возмущаемся, но продаемся и покупаемся. Но во мне есть внутренняя мотивация, и я знаю, по какой дороге хочу продолжать путь, мне не страшны перипетии судьбы, лесть и зависть. Моя дорога — дорога чести и добра. А жизнь обязательно сама подарит шанс для раскрытия всех своих способностей.

Сократ говорил: «Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита: сито правды, сито доброты и сито пользы». Моя профессия — самая лучшая, потому как, я по-настоящему хочу делиться знаниями и совершенствовать свои умения, желаю всем мира и добра, верю, что приношу пользу тем, кто хочет изучать новое и развивать речь, язык, открывать новые горизонты в культуре и обычаях других народов.

Невозможно наслаждаться жизнью в среде постоянной занятости, стресса и хаоса. Нужно беречь свое время для себя. Замедлитесь и прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Обратите внимание на то, что имеет значение лично для Вас. И то, зачем Вы гонитесь, само Вас догонит.

Есть такое наблюдение: чем больше человек практикуется, тем удачливее становится. Случайно ли? Обучение – это место, где практика встречается с множеством возможностей. Талант не может выжить без тренировки. В образовании часто встречаешь тех, кто одержим детьми. Окружение воодушевленных людей с их идеями, энтузиазмом и позитивом – наилучшая поддержка и мотивация. В ней я с первых дней работы в системе образования находила и полезные советы, и необходимый толчок, и непрерывную поддержку.

Я благодарна за то, что у меня уже есть, и стремлюсь к лучшему – в будущем получить благодарность тех, кого смогла зажечь искрой знаний, интересом к изучению иностранных языков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви.

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви.

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования.

Первое положение теории мотивации гласит: индивидуум – это интегрированное, организованное целое.

Материал поможет студентам и молодым учителям повышать мотивацию на уроках английского языка.

Одним из рациональных путей повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса можно назвать процесс творческой инновационной и самостоятельной деятельности студентов. Предоставляя личнос.

Занятие проводится в форме практического семинара. Семинар посвящен составлению задач поискового, творческого и исследовательского характера. Студенты на занятии анализируют различные ситуации, .

Источник

Эссэ «Мотивация и личность»
материал на тему

Рассматриваются психологические аспекты мотивации деятельности личности

Скачать:

ВложениеРазмер
психологические аспекты мотивации деятельности личности211.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

по программе профессиональной подготовки

«Методист дополнительного образования»

«Абрахам Маслоу. Мотивация и личность»

Шевченко Лариса Николаевна

Руководитель отделения дополнительного образования

ГБОУ СОШ № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга

Номер и дата договора:

№ 2017.03-42-01, от 25 января 2017 года

27 февраля 2017 год

Одним из наиболее интересных подходов к исследованию мотивационной сферы личности является теория, разработанная американским психологом, одним из ярких представителей гуманистического направления в психологии – Абрахамом Маслоу. Его теория относительно проста, универсальна и охватывает весь комплекс личностной мотивации.

Концепция мотивации и личности Абрахама Маслоу основывается на ряде идей о потребностях человека:

  • Потребности человека не имеют логического завершения. Как только удовлетворяется одна потребность, тут же появляется другая.
  • Для формирования у человека мотива к действию имеют значение только неудовлетворенные потребности. Если потребность удовлетворена, действие не предпринимается.
  • Потребности человека имеют свойство выстраиваться в определенном порядке в соответствии с предпочтениями конкретной личности. Есть потребности самые главные, менее главные, второстепенные, неважные.

Потребности в соответствии с концепцией мотивации и личности Абрахама Маслоу объединяются в пять групп:

  • потребности тела и физиологии: удовлетворения голода, жажды, сексуальный инстинкт и другие базовые потребности;
  • потребности в безопасности: физической и эмоциональной;
  • потребность принадлежности и любви: платоническая привязанность, духовное единение, дружба;
  • потребность в самоуважении: достижение успеха, автономии, признания;
  • потребность в самоактуализации: стремление к росту, самореализации, самовыражению, креативности.

Эти пять групп составляют пирамиду потребностей, выстраиваются снизу-вверх (см. рисунок 1). В соответствии с этим порядком происходит удовлетворение потребностей человека.

Рисунок 1 Пирамида потребностей

Очевидно, что мотивация поведения человека в каждый конкретный момент определяется какой-либо потребностью. Удовлетворяя потребности низшего уровня, человек осознает потребности второго уровня, удовлетворив их, он переходит к потребностям следующего уровня и так далее до пятого уровня ( « Особо следует подчеркнуть, что процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, о медленном пробуждении и активизации. Например, если потребность А удовлетворена только на 10%, то потребность В может не обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25%, то потребность В «пробуждается» на 5%, а когда потребность А получает 75% удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50% и так далее». А. Маслоу).

Для того, чтобы уяснить, как все это работает на практике, приведу следующий условный пример.

Допустим, человек испытывает потребность в еде, он не может в это время думать ни о чем, только об удовлетворении голода, и, соответственно, он мотивирован на поиск пищи. Поев (удовлетворив физиологическую потребность первого уровня), человек переходит к следующему уровню: ему необходимо ощущать безопасность и его действия будут направлены на поиск безопасного места. Важно, что пока человек не удовлетворит эту потребность, он не сможет перейти к следующему уровню мотивации. Но вот у человека есть крыша над головой, и он может не опасаться за свое здоровье. Далее, находясь в покое, человек чувствует потребность в сочувствии и сопереживании, в другом человеке, с которым можно войти в контакт. Человек начинает искать себе компанию. Найдя компанию (удовлетворив потребность третьего уровня), человек начинает испытывать потребность в самоуважении, в том, чтобы компания признала его статус, уделила ему внимание. После того как человек получает уважение других людей, у него появляется самая высокая потребность – потребность в самоактуализации, к реализации себя и своих потенциальных возможностей: производство, ремесло, творчество, все, что угодно. Мотивации на пятом уровне потребностей имеют бесконечное количество вариантов, поэтому достигая уровня самоактуализации, человек начинает бесконечно реализовывать свой внутренний потенциал в тех или иных формах.

Основным вкладом концепции мотивации и личности Абрахама Маслоу является доказательство того, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется какими-либо доминирующими потребностями.

Одно из главных качеств хорошего психолога, как и серьезной психологической теории, – реализуемость на практике с целью помощи людям («Психолог обязан понимать, что противоположный подход к науке, попытки трактовать ее как автономное и саморегулирующееся образование, как механический пасьянс, успех которого определяется лишь раскладом карт в бесконечной колоде знания, — нереалистичен, ложен и даже антиэмпиричен». А. Маслоу). Хорошо иллюстрируют данный пример отзывы людей, которые обращались за помощью к психотерапевтам разных категорий по вопросу лечения зависимостей: алкоголизма, игромании, курения. Многие психотерапевты для избавления от подобных трудностей используют методику замещения, согласно которой одну зависимость может заместить только другая – в данном случае, более продуктивная. Минуя одну или две ступени пирамиды Маслоу, они рекомендуют своим пациентам замещать зависимость, начав заниматься самореализацией («Именно догматизм подталкивает многих психологов и социологов снова и снова пользоваться апробированными, чаще всего изжившими себя методиками, вместо того, чтобы направить свои усилия на разработку новых методов, более отвечающих насущным требованиям нынешнего этапа развития психологии, далеко ушедшей от проблем естественных наук»). Неудовлетворенные потребности низшего уровня, почему-то, все же дают о себе знать: у бывшего алкоголика или казановы очень слабо получается «заместить» свою зависимость другими занятиями, скажем, бисероплетением. Да и как может зависимый понять, какое именно дело займет место на вершине его потребностей, пока не удовлетворены его нужды в любви, уважении, сочувствии, дружбе, теплых эмоциональных связях с людьми?

Итак, в каждый момент времени поведением управляют неудовлетворенные потребности. И чаще всего они никогда не бывают удовлетворены до конца. Именно поэтому людей, достигших в своей жизни уровня самоактуализации, около 2 %, как говорится в книге Маслоу «Мотивация и личность».

Источник

Мотивация и я

Понятие и структура мотивации как внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении. Психологическое обоснование данного процесса и его роль в деятельности современного менеджера.

РубрикаПсихология
Видэссе
Языкрусский
Дата добавления22.12.2015
Размер файла266,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

мотивация менеджмент психологический

Что есть мотивация? Мотивация — система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека; внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении; процесс стимулирования самого себя на деятельность, направленную на достижение целей.

Хотелось бы сразу сказать, перед тем как я раскрою тему, что для меня мотивация и мотивирование — это два различных понятия. В моей голове они не могу слиться в одно — мне мешает их морфологический состав. В слове «мотивация» есть суффикс — ция, обозначающий «состояние», а в состав слова «мотивирование» входит суффикс — ирова, имеющий значение «приводить в состояние». Поэтому для меня мотивация — это про внутреннее, мотивирование — про внешнее. Психологи также спорят на эту тему: одни видят причину мотивации во внешних стимулах, другие отдают предпочтение роли внутренних механизмов. Эссе предполагает мое личное мнение по поводу того или иного вопроса, поэтому я надеюсь, что мое индивидуальное понимание этих двух терминов сочтется, как допустимая погрешность.

Что есть мотивация конкретно для меня? Хочу сказать, что для меня это понятие — очень объемное, глубокое, сложное. Трудно подобрать слова для того, чтобы выразить и объяснить что-то аморфное, то, что нельзя потрогать, а можно только ощутить, почувствовать — такое как радость, любовь, вдохновение; к этому же списку я бы отнесла мотивацию. Все эти ощущения идут изнутри, а не извне. А для всего того, что идет изнутри, играют роль множество факторов — такие как: система ценностей человека, его воспитание, темперамент, мечты, настроение и многое другое… В свою очередь, как по цепочке, для формирования многих из этих факторов основой служит внешняя среда, но складываются они все вместе в единую и неповторимую личность уже внутри, если можно так сказать, какого-то одного и конкретного субъекта. Возможно, именно поэтому мотивация у каждого человека своя.

Мотивация для меня — определенного рода моторчик. То, что заставляет тебя двигаться, совершать какие-то действия на пути к цели. Моторчик, опять же, находится внутри, он не прикреплен к штанам, как у Карлсона, и не является «волшебным пенделем» от родителей или друзей. Последние два вида моторчиков относятся к внешней среде, а мотивация — это о внутреннем. Я думаю, что мотивация не может быть полноценной, если для нее нужны внешние условия. Если нужен наставник, или группа поддержки, то это снова внешнее. Мотивация же остается с тобой и тогда, когда ты наедине с собой. И именно на фундаменте такой мотивации, по моему мнению, можно построить что-то крепкое.

Я думаю, что важным составляющим мотивации является видение цели, потому что передвигаться в темноте, конечно, можно, но не очень-то долго это продлится, ведь силы имеют свойство кончаться. Сложно шагать бесцельно, сложно вставать по утрам и идти куда-то, если не понимаешь, зачем. Да, наверное, очень важно всегда иметь ответ на вопрос: «А зачем я это делаю?». Важно иметь конечную цель. В то же время построить правильную цель — непростая задача. Цель не должна быть какой-то аморфной, достижимой в непонятном промежутке времени. Лучше всего строить цель по системе SMART, то есть конкретную, измеримую, достижимую, актуальную и ограниченную по времени. Пусть она будет не такой глобальной, но зато ее можно будет достигнуть. А глобальную цель всегда можно разложить на множество маленьких, и путь будет пролегать хоть и маленькими, но верными шагами.

В отношении с достижением целей важно также запастись терпением и всегда помнить такое понятие, как процесс. Очень часто мы ожидаем быстрого результата, и если по каким-либо причинам его нет или он нас не устраивает — сразу же теряется мотивация. Система SMART здесь опять же приходит на помощь, потому что тренировать терпение при построении таких целей не требуется, так как цель является достижимой и ограниченной по времени.

Еще одним важным, по моему мнению, аспектом, касающимся мотивации и целей, является построение правильных и неправильных целей с психологической точки зрения.

Во-первых, человеку очень важно чувствовать, что эта цель — именно его, а не чужая. Что она не навязана обществом, что эта цель на самом деле — не какой-то мифический стандарт, личный на данный момент, но при этом абсолютно заимствованный, собранный по обрывкам общественного стандарта, чужих целей и чужих результатов. Очень сложно стремиться к тому, что делают другие, потому что они делают то, что подходит им, и вряд ли кто-либо продержится достаточно долго, потому что нельзя долго делать то, что тебе на самом деле не нужно. Поэтому очень важно всегда остановиться и подумать: а что на самом деле нужно мне?

Во-вторых, цели также могут быть правильными и неправильными в ином смысле. Например, есть огромная разница в основе мотивации между: «я хочу научиться рисовать красиво, чтобы делать это лучше Пети» и «я хочу научиться рисовать красиво, чтобы в будущем делать это лучше, чем я делаю это сегодня». Или «мне нужно заниматься спортом, потому что я хочу похудеть, чтобы влезть в эти шорты» и «мне нужно заниматься спортом, чтобы в будущем быть здоровым и сильным». Таким образом, хочу сказать, что цели помимо всего прочего также должны быть, позволю себе употребить это слово, мудрыми, неглупыми. Не очень уверена, что смогу правильно и корректно объяснить принцип действия, это скорее задача психотерапевтического характера, но я точно знаю, что это работает.

Что еще важно знать о мотивации — что она не бесконечная, и это нормально. Вечный двигатель еще не изобрели, и все, что касается человека, к вечному тем более не относится. Невозможно бесконечно иметь один и тот же уровень мотивации. Люди не могут постоянно «переть напролом», они могут уставать, расстраиваться, силы и энергия могут заканчиваться — именно это и делает нас людьми.

Существует такое понятие, как цикл мотивации. Для наглядности приведу график, далее по тексту я раскрою это понятие.

Самым первым в цикле идет период мотивации, для которого характерно максимальное сосредоточение на достижении цели. Это период получения новых знаний, навыков, наблюдение первых результатов стараний. Далее следует период супермотивации — эйфория от получения результатов и период максимального приложения усилий. Иногда это может развиться до крайности, человек может начать видеть в цели смысл своей жизни. После периода с максимальной отдачей своих сил закономерно следует период компенсации, когда эти силы заканчиваются. Мотивация не идет вверх, человек начинает думать, что все бесполезно, более того — ему надоело, стало сложно. Мотивация также не идет и вниз, фокус вообще переключается на другие важные сферы жизни, которые были отодвинуты на второй план в период супермотивации. Позже идет период регресса — у человека совсем нет сил, возможно даже желания, но он продолжает сохранять интенсивность вливания энергии в эту сферу жизни, иногда даже вопреки здравому смыслу. Это чревато тем, что, даже при сохранении интенсивности, прогресс останавливается и появляется обратный эффект. Появляется психологический барьер, который мешает заставлять себя идти и делать что-либо. Это сопровождается постоянным возвращением в мыслях к ранее достигнутым результатам и невозможности их достижения, от этого человек может начать испытывать чувство вины, которое не дает ему двигаться вперед, и наступает бессилие. Чувство бессилия хорошо тем, что человек перестает делать что-то ради того, чтобы вернуться к своей прошлой мотивации, он может просто лежать на диване и не делать ничего, наблюдая за тем, что происходит вокруг. Он устал бороться и не видит ценности в тех целях, которые стремился достичь. В период наблюдения происходит перезагрузка, эмоциональное состояние выравнивается, и человек снова принимает волевое решение и получает новый заряд мотивации. Цикл замыкается.

Понимание того, как мотивация работает, может служить инструментом, и с этим пониманием человеку будет легче вернуться в привычный ритм жизни, будет проще оставаться в строю. Важно всегда помнить, что нельзя, например, из периода компенсации мгновенно выйти на период супермотивации, нужно давать себе время проживать весь цикл целиком. То, что мотивация циклична, не значит, что мы постоянно стоим на одном месте. На каждом из циклов мы постоянно идем вверх благодаря приобретенным ранее знаниям и умениям.

Что касается мотивации и стимулирования, эти два понятия соединяются между собой понятием мотивирование (в начале своего эссе я объяснила важную для меня разницу между мотивацией и мотивированием). Стимулирование — рычаг менеджера, с помощью которого он может воздействовать на мотивацию своих сотрудников, давать им стимул для побуждения к определенным действиям для достижения личных целей. Какой из подходов мотивирования выбрать — прерогатива менеджера. Из классических подходов лично мне более всего близка теория Маслоу. Может быть, ее можно посчитать наиболее банальной, но мне она, несмотря на это, кажется также наиболее логичной и понятной. Все люди между собой несомненно похожи, но все же каждый из нас обладает собственным и индивидуальным набором потребностей. Точнее, потребности у всех одни и те же, но приоритеты расставлены по-разному. Кому-то важно идти вверх по карьерной лестнице, другой ставит в приоритет стабильную зарплату и размеренный рабочий график, третьему очень важно сидеть на комфортабельном стуле, а четвертому стул не так важен, как, например, дружный коллектив. Не стоит также забывать про пирамиду Маслоу, и, соответственно, про то, что удовлетворение потребностей, находящихся на низких ступенях, всегда является более значимым, чем удовлетворение тех, что находятся на верхних ступенях. Ведь вряд ли человек, у которого от голода на рабочем месте урчит живот, будет сидеть и думать о том, как бы ему подняться вверх по карьерной лестнице. Задача менеджера, руководствующегося теорией Маслоу — быть очень наблюдательным и уметь анализировать психотип личности. Если он сможет разглядеть, что конкретно является наиболее важным аспектом для сотрудника и чего ему в данный момент не достает, он сможет воздействовать на его мотивацию через эту потребность.

Достоинством данной теории, по моему мнению, является то, что сотрудника всегда будет довольно просто замотивировать, так как потребности человека бесконечны. С другой стороны, если у человека нет стремления достичь наивысшей точки карьерной лестницы, то у него оно вряд ли появится, и, соответственно, на эту потребность менеджер воздействовать не сможет.

Из современных теорий мне хотелось бы выделить теорию ожидания Врума. Недавно мой друг жаловался мне на то, что его начальник предложил ему дополнительный заработок за выполненное задание, которое оказалось очень сложным и требовало глубокой аналитической работы. Он проводил с ним все свободные вечера в течение одной недели, а когда сделал, получил за него три тысячи рублей, что не соответствовало его ожиданиям, потому что сам он оценивал проделанную им работу гораздо выше. Мой друг был расстроен и зол, он сказал, что вряд ли ввяжется в подобную авантюру еще раз, или в следующий раз не будет доверять своему начальнику, а заранее обговорит желаемую сумму. У него даже возникли мысли сменить рабочее место, потому что подобное отношение его начальника было, что называется, «последней каплей». Из описанного мною негативного опыта следует, что равное соотношение приложенных усилий и полученного вознаграждения является безусловно очень важным фактором.

Достоинством данной теории является то, что она очень логична и проста, и менеджеру, который ее использует, не нужно быть психоаналитиком, нужно лишь уметь договариваться и слышать человека. Недостатком — легкая возможность возникновения конфликта, когда мнения по поводу вознаграждения расходятся.

Хотелось бы закончить выводом о том, что мотивация — это понятие, безусловно необходимое как в обычной жизни человека, так и в деятельности менеджера тем более. Ответ на вопрос, с которым сталкивается каждый из нас чуть ли не ежедневно — «как же мне заставить себя это сделать?», будет проще найти, если знать, как работает мотивация. Деятельность менеджера, которая предполагает улучшение работы организации, вообще невозможна и бессмысленна, если он не знает, как замотивировать своих сотрудников. Таким образом, роль мотивации в жизни менеджера можно охарактеризовать словосочетанием «первая необходимость».

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector