ПСИХОЛОГИЯ

Эссе по возрастной психологии

Эссе: «Необходимость знаний детской, возрастной психологии в работе педагога».
статья

Всю нашу жизнь можно сравнить с путешествием по волшебному царству, каждый раз открывая заветную дверцу мы находим что- то новое ранее неизвестное. Порой, мы с тревогой смотрим на наших детей и нам так хочется понять, что происходит у них внутри. Если вчера он бежал к вам, запрыгивал на руки, чтоб рассказать, как прошел день, то сегодня он становится более замкнутым. У него появляются новые друзья; меняется вся социальная ситуация в которой он находится, что безусловно, отражается в его интересах, поведении, наклонностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Всю нашу жизнь можно сравнить с путешествием по волшебному царству, каждый раз открывая заветную дверцу мы находим что- то ново16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе: «Необходимость знаний детской, возрастной психологии в работе педагога».

ЧОУ «Учебный центр дополнительного

образования «Все Вебинары.ру»

курса: педагогика и психология

Савинова Екатерина Вячеславовна

Все мы родом из детства

Всю нашу жизнь можно сравнить с путешествием по волшебному царству, каждый раз открывая заветную дверцу мы находим что- то новое ранее неизвестное. Порой, мы с тревогой смотрим на наших детей и нам так хочется понять, что происходит у них внутри. Если вчера он бежал к вам, запрыгивал на руки, чтоб рассказать, как прошел день, то сегодня он становится более замкнутым. У него появляются новые друзья; меняется вся социальная ситуация в которой он находится, что безусловно, отражается в его интересах, поведении, наклонностях.

Каждый из нас работая в детских дошкольных учреждениях ежедневно работает с достаточно большой группой детей и их родителей. И конечно же дети и их родители все абсолютно разные.

Детишки приходят с разным уровнем развития, да и родители так же зачастую представители разных социальных слоев.

Поэтому первой задачей педагога будет понимание именно этого факта.

Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для преподавания предмета, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по своему предмету.

Исходя из этого возникает и много вопросов о разности подходов в работе с каждым ребенком.

По моему мнению, главная задача дошкольного педагога это заложить базис каждому ребенку на этапе пока не сформировывавшейся личности. Ведь как мы все знаем, большинство наших психологических проблем в развитии личности, эмоционального интеллекта, социализации и способности к обучению, достижению целей, успешности личности и ее целостности все это мы получаем в детстве.

При этом багаж конечно у всех нас совершенно разный и тут множество факторов: такие как социальные условия, уровень развития, заинтересованность и вовлеченность родителей в процесс воспитания.

Поэтому мы как педагоги не только должны максимально повлиять на гармоничное развитие личности малыша, но и уделять достаточно большое внимание на работу с родителями, поскольку дети с самого начала берут как пример и эталон своих родителей.

Недостаточно, чтобы педагог знал то, что должны, согласно его требованиям, знать воспитанники, и чтобы он наспех придумывал ответы на те вопросы, которые, может быть, зададут дети. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему в действительности приходится давать. Когда педагог рассказывает какое-нибудь простое стихотворение, то огромная разница получается в зависимости от того, знаком ли он со всей литературой или нет. Его занятие по ознакомлению с окружающим миром или рассматривание цветущего деревца может ограничиться одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспективы современной науки. Чем обильнее его запас, тем более независимым он будет от учебника и тем более ярким сделает урок, помещая центр тяжести в живом слове.

Есть одна замечательная английская пословица: «Не стоит воспитывать детей, все равно они будут похожи на вас, лучше воспитывайте себя!»

Я с ней абсолютно согласна, поскольку если родители находятся постоянно в стрессе например, то и ребенку это передается, отсюда мы можем наблюдать как пример сниженное внимание ребенка, невозможность долго концентрироваться на одном действии и т.д

Как итог всего вышесказанного хотелось отметить жизненную необходимость

изучения детской возрастной психологии в работе дошкольного педагога, для более эффективной работы с детьми и их родителями.

По сути, если задуматься, воспитатель это тот человек, который на время пребывания ребенка в садике заменяет роль родителя, это его первый учитель.

И здесь педагог должен быть развит абсолютно всесторонне, поскольку вопросы детей часто нестандартны и неожиданны.

Изучение педагогом возрастной психологии позволит лучше понимать те особенности и процессы протекающие во время воспитания. Деятельность педагога-психолога, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Психолог призван ценить своеобразие ребенка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития.

В своей практической работе я часто сталкиваюсь с проявлением психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (агрессия, тревожность, неуверенность и т. д.) Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором состояния ребенка», с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Именно проблемы эмоционального характера являются в большинстве случаев поводом для обращения к психологу и причиной многих конфликтных ситуаций в детском саду. Однако, на мой взгляд, дети дошкольного возраста не могут в достаточной степени управлять своими чувствами и эмоциями.

Важно понимать возможности мозга ребенка в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями. Это позволяет правильно оценить уровень развития на момент поступления в дошкольное учреждение, выявить возможные дефекты развития личности, которые может потребуют дополнительной работы психолога.

Эффективно организовать работу по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста мне помогают игры и упражнения, целью которых является проявление, переживание и отыгрывание агрессии.

Педагогу, как ни кому другому, следует руководствоваться словами известного естествоиспытателя К. А. Тимирязева — «надо знать обо всем понемногу и все о немногом».

Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими педагогами. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих учеников — их характера, способностей, склонностей.

До введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен обладать особыми психологическими знаниями и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с педагогическими задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.

Источник

Эссе по возрастной психологии

Елена Котова
Эссе по возрастной психологии

Всю нашу жизнь можно сравнить с путешествием по волшебному царству, каждый раз открывая заветную дверцу мы находим что- то новое ранее неизвестное. Порой, мы с тревогой смотрим на наших детей и нам так хочется понять, что происходит у них внутри. Если вчера он бежал к вам, запрыгивал на руки, чтоб рассказать, как прошел день, то сегодня он становится более замкнутым. У него появляются новые друзья; меняется вся социальная ситуация в которой он находится, что безусловно, отражается в его интересах, поведении, наклонностях.

Начало обучения в школе можно сравнить с восхождением по волшебной лестнице, которая ведет его в новую страну. Поднявшись по этой лестнице, вооружившись определенной суммой знаний, ребенок переходит на новую ступень своего развития.

Я считаю, это долгожданная ступень в развитии ребенка. Каждый родитель, воспитатель наверняка замечал, что уже с подготовительной группы в детском саду ребенок «рвется» в школу, ему не терпится поскорее закончить детский сад, возникают новые потребности, потребности в учении. И ребенок с гордостью говорит своим товарищам по –младше: «Я скоро пойду в школу».

В первую очередь ему это интересно на данный момент. Меняется ведущий вид деятельности ребенка. Если раньше игра была на первом месте и ребенок посвящал ей большинство своего времени, то сейчас первенство занимает учебная деятельность, в процессе которой, ребенок должен овладевать определенными знаниями, умениями, навыками, что вызывает определенный дискомфорт. Возможно, ребенок находясь в детском саду, воспринимает школу, как определенную сюжетно-ролевую игру, но с другими правилами, и участниками, а сталкиваясь с действительностью начинает ощущать определенные неудобства, которые тем не менее быстро проходят. Он перестраивается и теперь все посвящено учебной деятельности и доминирующим мотивом становится получение хорошей оценки.

Не мало важную роль в изменении мира ребенка является смена режима дня. И ребенку достаточно сложно в первое время привыкнуть «делать все по расписанию», а не тогда, когда ему этого хочется, как он привык делать в дошкольном возрасте. И поэтому спустя некоторое время мы часто слышим, что ребенок хочет вернуться обратно в сад, потому что это для него родной мир, где ему все знакомо и привычно.

Также в младшем школьном возрасте меняется сама система социального окружения, если раньше ребенок общался со сверстниками, родители были определенным образцом для него, то теперь его мир перестраивается, переходит на новый уровень. В школе построена система определенных отношений, и ее носителем является учитель. Ребенок начинает ориентироваться на учителя, концентрироваться возле него. Учитель ставит оценки от которых так зависим ребенок на данном этапе. Вспомните себя, сколько было радости когда учитель ставил пятерку, мы летели домой, зная, что нас похвалят, дадут что -нибудь вкусненькое. Но были ведь и дети которые, получали плохие оценки, и которые знали, что дома их поругают, что с ними не будут играть, общаться сверстники. И поэтому, я считаю, что слабость оценочной системы в том, что очень часто она навешивает определенные ярлыки на учеников «ты двоечник –значит ты плохой», и наоборот. Безусловно, это оставляет далеко не положительный отпечаток на развитии ребенка в целом. Да и в целом получается ребенок на данном этапе учится чтоб получить хорошую оценку, о полученной сумме знаний ребенок задумается намного позже, потому что для него это сейчас не важно.

И перед маленьким человечком становятся определенные задачи, такие как овладение знаниями, умениями, навыками. Для достижения которых у ребенка должна быть определенная мотивация и в зависимости от внутреннего восприятии, мироощущения ребенок будет чаще склоняться к тому или иному мотиву, например, он хочет получить хорошую оценку, чтоб порадовать родителей, услышать похвалу учителя, а другой ребенок будет отталкиваться совсем от других побуждений – он хочет усвоить материал, который ему интересен.

Но так или иначе вступление на новую ступень развития, влечет за собой изменения и свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Да, не все дети быстро принимают новые обстоятельства, но большинство детей уже к ней готовы и с удовольствием включаются в учебную деятельность.

Если касаться кризиса семи лет, то об этом можно говорить весьма относительно, он носит условный характер, так как дети в целом достаточно быстро привыкают к новым условиям.

Но что же еще таит в себе внутренний мир младшего школьника? Ведь этот мир становится с каждым днем все больше, все интереснее и с каждым днем в него становится все труднее заглянуть…

Давайте приоткроем еще одну волшебную дверцу?

Как мы уже говорили, у ребенка сменился ведущий вид деятельности,но игра не может ведь так быстро уйти из мира маленького школьника и поэтому она тесно переплетается с другими видами деятельности: она словно лучики солнца пронизывает все чем ребенок занимается. Меняется сам характер игровой деятельности. Если раньше ребенка увлекал сам процесс игры, то теперь возрастает значение игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные). Наверное многие замечали, что игра носит более скрытый характер,т. е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения.

Родители, учителя, сверстники, словно художники, пишут новые образы на картине развития ребенка.

И наше дети, словно деревце весной, начинают распускаться появляются многие изменения в разных сферах ребенка.

На этом этапе развития большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Его память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Прежде всего это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти.Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Еще большие изменения мы наблюдаем в восприятии. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.

Безусловно, мы можем рассмотреть еще и волю, ее развитию способствует учебная деятельность, которая требует внутренней дисциплины. Именно в этот промежуток развития у ребенка возникает способность к самоорганизации, повышается самоконтроль, самооценка, формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах. И если в первом классе мы могли наблюдать, что ребенок, которому просто не интересно, отвлекается, нарушает дисциплину, то теперь он придерживается определенным правилам, более выдержан, усидчив, что тоже говорит о его развитии.

Что же еще происходит на нашем деревце? Распускается и еще один цветочек – мышление. В этом возрасте происходят существенные изменения в области мышления. Познавательная активность начинает активно развиваться. Это выражается в том, что ребенок задает много вопросов и интересуется всем вокруг.

Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Преобладает принцип –наглядности.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Рубеж 4-5-го классов, по свидетельству многих педагогов и психологов, характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе, к самому процессу обучения. Все это формирует негативное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять домашние задания; начинаются конфликты с учителями, нарушаются правила поведения в школе.

Причины негативных проявлений неудовлетворенности детей учением, во-первых, могут быть связаны с особенностями работы педагогов. Так, учителя третьеклассников нередко продолжают вести обучение своих воспитанников, руководствуясь теми же принципами, что и при работе в 1–2 классах, не способствуя развитию активности и инициативности школьников, творческому осмыслению ими сообщаемых знаний, развитию креативности. Во-вторых, это причины, вызванные особенностями развития детей в данном возрасте.

Человек на протяжении всей жизни нуждается в безусловном принятии и любви, это жизненно необходимо каждому для того, чтобы стать успешным, уверенным, гармонично развитым, но у детей эта потребность развита сильнее. В младшем школьном возрасте она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

Уже в конце младшего школьного возраста (и позже)проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.

Также, в младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д. Б.Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим».

Рассматривая младший школьный возраст, мы можем сравнить его с великолепным царством на весенней, солнышком пригретой поляне. Поднимаясь по лестнице волшебного замка ребенок приобретает с каждой ступенькой что – то новое, неведомое ранее. Солнышко светит и все еще греет его, а мы помним, что с ним у нас ассоциировались игры, ну и конечно наше волшебное деревце, каждый распустившийся цветок –это новые изменения в психологическом, психическом развитии наших детей. И во многом, какой пейзаж у нас с вами вырисовывается на данном этапе и будет зависеть какая картина получится в итоге…

Песня про воспитателей, на мотив: «Ежедневно меняется мода» Песня про воспитателей на мотив «Ежедневно меняется мода» 1куплет: Ежедневно приходим мы в садик, нас ребята встречают гурьбой. задают по.

Театр как средство развития дошкольников Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом,.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть