Эссе применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Эссе
Татьяна Сергеева
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Эссе
Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.
А если ребёнок «особенный», то от педагога требуется больше в два раза всех перечисленных качеств.
Престиж воспитателя складывается из его культуры и профессиональной компетентности, который постоянно надо подпитывать и совершенствовать.
Воспитание «особенного» ребенка в раннем возрасте осуществляется в процессе ухода за ним. Родители таких детей приучают их к самостоятельности, развивают речь и движения.
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется через развитие физических возможностях, умственных, нравственных, эстетических. Очень важна подготовка к школе, ребенок должен, иметь известные навыки самообслуживания, уметь вести себя в коллективе.
Если ребенок посещает специальный детский сад, то и дома в семье должны придерживаться требованиям, что и в детском саду.
«Особенный» ребенок имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую должен оказывать только специально подготовленный педагог.
Профессиональная деятельность воспитателя взаимодействует и с разными видами социально-педагогической, реабилитационной, психотерапевтической, коррекционной и др. видами деятельности, и направленно только к одной цели – помощи ребенку в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Воспитатель должен правильно организовывать коррекционно-развивающую среду, методически ее обеспечивать. Проводить коррекционные работы в сфере образования, социальной защиты и здравоохранения целью успешной социализации детей с ОВЗ.
Так же должен знать об основных критериях детей с различными нарушениями; об отраслях специальной педагогики и психологии, изучающих вопросы их обучения и воспитания; о причинах возникновения врожденных и приобретенных аномалий. Кроме призвания для успеха воспитателя, ему необходимо постоянно совершенствоваться, меняться, творить понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с проблемами в развитии.
Воспитатель должен знать что у «особенного» ребенка дефект (психический или физический недостаток) бывают двух видов врождённый (обусловлены неблагоприятными генетическими факторами) и приобретенные дефекты (следствие перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм и главным образом инфекционных заболеваний).
Современные психологи физиологи и офтальмологи свидетельствуют о том что, в условиях специального обучения компенсируются почти все нарушенные функции. Компенсация — это универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. Поэтому педагог обязан уметь выявлять пути, средства и способы компенсаций нарушений в развитии детей.
Педагог должен понимать психологические особенности и проблемы «особенных» детей, стремление его, тревоги и психические закономерности, уметь направлять, поддерживать, помогать ребенку, помогать преодолеть его проблемы.
Должен уметь разбираться в негативных проявлениях «особенного» ребенка, замечать признаки нервозности, агрессивности или наоборот утомляемости ребенка вялости. Если воспитатель правильно организует психолого-педагогическое воздействие это предупредит, появление нежелательных отклонений в поведении ребенка.
Поэтому воспитатель в своей работе должен выделить два основных направления:
Нужно учитывать, что направление коррекционно воспитательное является главным в работе воспитателя.
К коррекционным задачам воспитателя относятся6
1. Развитие у детей памяти, внимания.
2. Пополнение, активизация словарного запаса в процессе режимных моментов.
3. Закрепление речевых навыков
4. Совершенствовать словесно-логическое мышление
5. Проведение фронтальных занятий
6. Развитие артикуляционной и пальцевой моторики и тд.
Использование воспитателем специальных приемов и методов является особенностью проведения коррекционных занятий, которые обеспечивают удовлетворению специальных образовательных потребностей «особенных» детей, предоставление дозированной помощи, это позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.
Воспитателю в своей работе нужно использовать индивидуальный и дифференцированный подход.
Индивидуальный подход направлен на создание благоприятных условий обучения учитывая, как индивидуальные особенности, так и специфические особенности детей с нарушением развития. Дифференцированный подход в условиях коллективного учебного процесса обусловлено наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений.
Педагог должен понимать, что дети с ЗПР требуют особого внимания, подхода, многие нуждаются в коррекционном обучении которое нужно сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Задача воспитателя: формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
На планете много разных профессий все нужны и важны. Но каждый должен выбрать ту что по душе. Профессия педагога (воспитателя) одна из самых важных и значимых в жизни современного общества.
Фотоотчет о пластилинографии с воспитанниками старшей специальной группы «Аквариум» Во время знакомства с лексической темой «Рыбы» мы наблюдали за аквариумом с рыбками. У воспитанников старшей специальной группы было много.
Фотоотчет о пластилинографии «Летний луг» в старшей специальной группе (подарок от выпускниц детского сада) В мае месяце мы провели выпускной для старшей специальной группы, в июне месяце я работала с частью.
Неделя психологии В нашем МБДОУ прошла неделя психологии. Психолог предложила эту замечательную идею и наша старшая группа приняла в ней участие. Первый день.
Эссе на тему «Миссия педагога дошкольной образовательной организации» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в.
Предметно-развивающая среда старшей специальной группы Приглашаю Вас в гости посмотреть группу «Совятушек-ребятушек». Наша группа специальная, в ней было 15 воспитанников. Наша раздевалка Как.
Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе По мнению Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского уроки труда оказывают положительное влияние на умственное развитие учащихся коррекционной школы. Они.
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.
Спортивный час в специальной коррекционной школе-интернате План-конспект коррекционно-развивающего воспитательного часа на тему: Спортивный час в специальной (коррекционной) школе – интернате.
Эссе «Необходимость знаний детской, возрастной психологии в работе педагога» Выслушать ребенка так, чтобы он и в дальнейшем делился с вами своими мыслями и проблемами, непросто. Искренний интерес, достаточное время.
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих.
Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»
Гришатова Мария
Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»
Гришатова Мария Вячеславовна,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 17 «Ягодка»
города Кстово Нижегородской области
Эссе
«Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»
Ребенок, развитие которого осложнено
дефектом не просто менее развитой,
чем его нормальные сверстники,
Гуманизация общественного сознания, как и современное социальное право, считает неэтичным терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую, но никак не коррекцию. Применительно к личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые сам человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями.
В современном учебно-воспитательном процессе действует установка нового уровня:
«Учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организации ребенка, а максимально использовать свои профессиональные возможности для отыскания такой формы, которая соответствует уровню культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка. Ребенок – не только и не столько объект воздействия, сколько источник культурного и профессионального роста самого учителя» (Н. М. Трофимова).
Особую роль играет эта установка в отношении детей, нуждающихся в специальной помощи на ранних этапах нарушений. Как известно, особенностью некоторых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. В связи с этим сегодня как никогда актуальна интеграция знаний таких наук, как специальная психология и специальная педагогика. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, система профессиональной консультации и профориентации. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в развитии, несет на себе следы длительной истории эгоизма и себялюбия общества еще со времен инфантицида. Так назывался в истории период античности (IV в. до н. э., когда применялось массовое детоубийство. Каждого родившегося с физическими или умственными дефектами ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть. Этот обычай кое-где в Европе сохранялся еще и в Средние века. В XVI–XVII вв. человеческая жизнь приобретает уже некоторую ценность, и к дефективным детям относятся более гуманно, начинают искать пути помощи и возвращения их в общество. Тип странного, погруженного в себя человека, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, связан с представлениями о чудаках. В российской культуре особое, почетное место занимает образ юродивого. Не случайно в персонаж Иванушки-дурачка народная мудрость вложила способность видеть то, чего не видят умные, говорить правду там, где лукавят социально приспособленные (Никольская О. С).
Позднее появилась мысль лечить, воспитывать, обучать ремеслам таких людей. У истоков ее стояли французский врач и просветитель Ж. Итар (1775–1838, его соотечественник Э. Сеген (1812–1880). Они считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно развитие аномальных детей.
Возникновение специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики относят к 60-м годам прошлого столетия. До этого она являлась частью дефектологии – науки о причинах и механизмах отклоняющегося развития человека.
Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения, подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.
Специальная педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
Развитие отечественной науки в этом направлении связано с именами Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, И. И. Данюшевского, Л. В. Занкова, Р. Е. Левиной, Н. М. Морозовой, И. А. Соколянского, В. Г. Петровой и др.
Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубежной педагогической практикой с начала 90-х годов показало «диагнозную» в контексте гуманистической парадигмы образования сущность термина «дефектология». Так же как и «дефектология», термин «коррекционная педагогика» заставляет оставаться в «диагнозном» терминологическом поле, ибо объект (дефект) лишь заменили на относящееся к нему действие (коррекция). Применительно к человеку, личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями. Название «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педагогический термин, т. к.сообразуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие ярлыка, унижающего человека. Английский корень – special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, ее способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека. Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, у которого спектр образовательных проблем неизмеримо шире, чем у одаренного ребенка.
В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин — лицо с ограниченными возможностями здоровья.Предлагаемая медицинским контекстом терминология также часто используется рассматриваемыми науками за неимением своей собственной: аномальные (дети, лица и др., дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии и т. п. Наиболее оптимальным в этом смысле представляется термин, предложенный еще в конце 70-х годов английскими специалистами: «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». Современная наука исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей.
Поэтому объектами специальной педагогики и психологии как отрасли научного познания являются дети (лица) с особыми образовательными потребностями.
Цель обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями определяются общими принципами психологии и педагогики: подготовка к активной общественно-полезной формирование гражданских качеств.
Фотоотчет «Как воспитанники старшей специальной группы готовились к 23 февраля» Подготовка к празднику началась с понедельника, мы начали знакомиться с новой лексической темой «День защитников Отечества». За неделю воспитанники.
Характеристика на обучающегося 1 класса по специальной индивидуальной программе развития Характеристика на обучающегося 1 класса по СИПР (ФИО, (дата рождения) воспитывается в семье. Проживет в квартире по адресу: (полный адрес).
Информационные технологии и математические методы в специальной психологии. Понятие интернет-зависимости МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Курсы для родителей по вопросам детской психологии и педагогики на базе ДОУ КУРСЫ для родителей по вопросам детской психологии и педагогики Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.
Неделя психологии в ДОУ Неделя психологии в ДОУ «Улыбка» п. Таёжный (с 29.01.2018 по 02.02.2018) С 29.01.2018 года по 02.02.2018 год в детском саду «Улыбка» п. Таёжный.
Неделя трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида «Неделя трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида» Горох Сергей Ананьевич- преподаватель штукатурно-малярного дела.
Презентация «Применение метода интеллект-карт в образовательном процессе дошкольной группы» Уважаемые коллеги! Представляю опыт работы — по применению метода интеллект-карт в образовательный процесс дошкольной группы. Интеллект-карты.
Песня-переделка «Гимн мастеров дошкольной педагогики» к празднованию юбилея детского сада Текст песни-гимна «Мастеров дошкольной педагогики». (к юбилею детского сада) (на мотив песни «Команда молодости нашей» А. Пахмутовой, Н. Добронравова).
Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют.
Эссе «У педагогики моей простая логика» ЭССЕ Ты маленький ребенок, я – большой. Вот вам моя представьте педагогика. Тебе со мной, а мне с тобою хорошо У педагогики моей простая.