ПСИХОЛОГИЯ

Эссе зачем воспитателю нужна психология

Статья «Важность психологических знаний в работе воспитателя»
статья

Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
vazhnost_psihologicheskih_znaniy_v_rabote_vospitatelya.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Важность психологических знаний в работе воспитателя.

Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для преподавания предмета, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по своему предмету.

Недостаточно, чтобы педагог знал то, что должны, согласно его требованиям, знать воспитанники, и чтобы он наспех придумывал ответы на те вопросы, которые, может быть, зададут дети. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему в действительности приходится давать. Когда педагог рассказывает какое-нибудь простое стихотворение, то огромная разница получается в зависимости от того, знаком ли он со всей литературой или нет. Его занятие по ознакомлению с окружающим миром или рассматривание цветущего деревца может ограничиться одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспективы современной науки. Чем обильнее его запас, тем более независимым он будет от учебника и тем более ярким сделает урок, помещая центр тяжести в живом слове.

М. И. Постникова (1993) выявила следующие функции психологических знаний для педагогов:
1) они являются важным условием педагогической деятельности;
2) лежат в основе глубокого и всестороннего анализа эффективности используемых педагогом форм и методов работы с учащимися;
3) помогают педагогу видеть связь усвоения знаний и умственного развития учащихся;
4) помогают педагогу выявлять те реальные трудности, с которыми сталкивается ученик в процессе усвоения им учебного материала;
5) помогают педагогу в построении взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами.

Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими педагогами. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих учеников — их характера, способностей, склонностей. К. Д. Ушинский говорил: для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые педагог приобретает в процессе своей педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности педагога творческий характер.

Практические знания педагога касаются, прежде всего, знаний того, как нужно выполнять то или иное задание, как провести тот или иной эксперимент и т. д. Это основные знания, которые приобретаются на практических занятиях во время обучения в педагогическом учебном заведении.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как научить ребят выполнять то или иное задание.

Обучение других — специальный раздел педагогики, который нужно осваивать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что педагог знает, как учить и воспитывать, как переводить ребёнка из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми и экономичными путями реализовать цель и задачи воспитания. Приобретение педагогом необходимых знаний — это лишь часть дела, немаловажная часть — донесение эти знаний до учащихся.

До введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен обладать особыми психологическими знаниями и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с педагогическими задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.

Источник

Эссе «Психолог ДОУ, а это значит»

Любовь Малышева
Эссе «Психолог ДОУ, а это значит»

Эссе «Психолог ДОУ, а это значит…»

«Все мы родом из детства!

Ведь все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит»

«Работа только тогда радостна,

когда она несомненно нужна».

«Никогда не терять терпения –

это последний ключ, открывающий двери»

Психология — одна из наук о человеке. Человека изучают многие науки, каждая со своей стороны. Какую же сторону человека изучает психология? Прежде всего, она изучает то, что побуждает человека к действию, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, оценивать полученные результаты, изучает индивидуальные психологические особенности людей и свойства их личности, от чего они зависят, как складываются и изменяются.

Когда-то в древности считалось, что таким «деятелем» является живущая в теле человека душа. А душа по-гречески — «псюхе». Отсюда и произошли слова «психика» и «психология». Дословно «психология» означает «наука о душе».

На сегодняшний день существует много профессий и любому человеку, в том числе и мне, предстояло стоять перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь. И именно наука психология помогла мне определиться с будущей профессией. Дала мне путевку в жизнь.

Я училась в Борисоглебском Государственном Педагогическом институте (сегодня БФ ВГУ) на факультете Педагогики и методики начального образования и дополнительно получала еще две профессии социального педагога и педагога — психолога, но по состоянию здоровья успела получить красный диплом только по основной профессии. Окончив институт в 2007 году, я через год устроилась работать в детский сад воспитателем, и уже через год, получив дополнительное образование «Дошкольная педагогика и психология», мне предложили должность педагога-психолога, где я и работаю по настоящее время.

Из множества профессий, выбрав эту,много раз задавала себе вопросы: «Верный ли путь ты выбрала? Ясно ли представляешь особенности своей будущей профессии». Ответы я получила, когда началась моя работа в детском саду.

«Все мы родом из детства.» — писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь.

Иногда, некоторые детские переживания проносятся с нами в течение

колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши

отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста

определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни,

депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же

переживаний в раннем детстве.

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л. А. Венгер.

Я очень люблю свою профессию и считаю её несомненно нужной и интересной.

Главный принцип моей работы «не навреди!», ведь у каждого ребенка все только начинается. Дошкольное детство — это особый период в развитии ребенка, становление личности. За все время работы я столкнулась с частыми проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у дошкольников. Возник главный вопрос — «Почему?». Наш бешеный ритм жизни, появление все более новых усовершенствованных технологий оставляет нам меньше времени на семью, на детей. Родители большую часть времени посвящают не детям, а работе. Современная жизнь требует больших затрат. И как итог, современные дети не дополучают внимания со стороны родителей. Отсюда вытекают проблемы в развитии, агрессивности, тревожности, замкнутости. Дети стараются привлечь внимание родителей всеми доступными средствами. Родители и дети нуждаются в психологической помощи. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считают создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. К сожалению, решить психологические проблемы только в условиях детского сада является недостаточным. Без взаимодействия с родителями такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, являются важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благоприятный результат.

Детский сад — маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Мне нравится то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою сопричастность к чему-то большому — это огромное счастье. Несмотря на все трудности, главным в работе педагога-психолога остается умение пустить детей по жизненному пути честными, добрыми, порядочными людьми. А мы взрослые, должны быть для них примером.

Работать педагогом-психологом — это призвание. Я считаю, в нашей стране люди до сих пор не совсем принимают роль психологических центров, психологов-консультантов, психологов при дошкольных учреждениях. Каждый день человек решает много проблем, иногда пускает все на самотек, терпит то, чего не должен терпеть, ему не с кем поделиться, а квалификационных психологов при всей запущенности различных ситуаций можно пересчитать по пальцам.

Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, причём не всегда полезной и нужной. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, не дает им нужным образом усваивать нормы и правила этого мира. А в силу своего возраста дети выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции,которые уже усвоили и способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю – помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество, жизнь. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу,я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия в дошкольном образовательном учреждении,

способствующие психологическому здоровью детей;

2. Обеспечить эмоциональное благополучие всех участников в

воспитательно -образовательного процесса;

3. Содействовать повышению психолого-педагогической компетентности

педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения.

Решение этих задач требует огромного труда над совершенствованием

своих знаний и личностных качеств. Надо уметь быть сдержанным и терпеливым, ведь развитие человека не терпит суетливости и нервности. Нужно уметь признавать свои ошибки и если ты не прав и понимаешь это, то не нужно стесняться попросить прощения и у ребёнка, и у взрослого человека.

Приходится постоянно искать разные методы и способы, чтобы научить ребёнка тому, что знаешь и можешь сам. А ещё развиваться разносторонне, повышать свою профессиональную компетентность, осваивая всё новые, ранее неизвестное. Развиваться, чтобы идти дальше, делая очередные шаги по пути совершенствования. А как быть с моральным удовлетворением, ведь это тоже немаловажно? И я его получаю от своей деятельности! Ведь как здорово, смотреть, как изменяется ребёнок, с которым ты работаешь, в которого ты вкладываешь частичку своей души. А глаза? Каким доверчивым, открытым, ждущим чуда взглядом смотрит на тебя ребёнок! И как ярко может проявлять эмоции (как негативные, так и позитивные). И это несравнимо ни с чем.

Вспомним слова В. А.Сухомлинского: «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается….» От нашего с вами отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на себя, свою жизнь, и взаимодействие с окружающим его миром.

Уверена, что каждый ребёнок, с которым мне пришлось соприкоснуться в жизни взял из нашего взаимодействия капельку знаний, умений, навыков, которые ему будут крайне необходимы в дальнейшей жизни. Работая с детьми, я «сею» в их душах нечто доброе, светлое, вечное… Я помогаю им делать маленькие, но уверенные шаги в большой мир!

А закончить свое эссе я хочу словами:

Психолог – это призвание,

Психолог – это судьба:

Сочувствие и сострадание,

Именно эти слова полностью отвечают на вопрос: «Почему я выбрала профессию психолога

Эссе «Психолог — профессия или призвание?» С развитием социальных сетей расширились возможности получения и распространения информации. Если раньше для того, чтобы получить консультацию.

«Мама — это значит жизнь!» Сценарий праздника, посвящённого Дню Матери Сценарий праздника посвящённого Дню Матери «Мама – это значит жизнь!» Составили и провели: Ладынская Н. А., методист педагоги Центра.

Эссе «Я — воспитатель, а это значит…» Эссе «Моя педагогическая философия» На свете есть много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней.

Родительское собрание совместно с детьми «Готовим детей к школе. Что это значит?» Предварительная работа: • Анкета для родителей. • Вопросы детям. • Памяка для родителей. Форма проведения: педагогическая гостиная. Ход:.

Эссе «Что значит быть воспитателем» Эссе на тему: «Что значит быть воспитателем детского сада?» Я работаю в МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района.

Эссе «Что значит быть воспитателем?» эссе «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?» В детстве каждый из нас еще бессознательно начинает примерять на себя те или иные.

Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада» Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем на.

Эссе «Я — воспитатель, а это значит…» Структурное подразделение «Детский сад Березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района. Алтайского края.

Эссе «Моя профессия педагог-психолог» Эссе «Моя профессия — педагог-психолог» Свое эссе я хотела бы начать с того как я пришла к работе педагогом-психологом. Выбирая себе профессию.

Эссе «Современные реформы в ДОУ — это необходимость» Я считаю, что современные реформы в ДОУ — это необходимость, так как нынешние дети — это поколение XXI века. У них другие интересы, стремления,.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть