ПСИХОЛОГИЯ

Эстетическая ориентированность в психологии это

Эстетическая ориентированность в психологии это

Представила: Коломиец Г.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ООИПКРО

«Модель смысла» в музыкальном образовании

(об эстетических ориентациях учащегося-музыканта)

Данная статья, основанная на экспериментальном исследовании автора, представляет собой одно из возможных решений «модели смысла» на примере музыкального колледжа. Исследование посвящено формированию и развитию эстетических ориентаций учащегося-музыканта.

Актуальность исследования обусловлена новым этапом развития научной мысли об эстетически-ценностном подходе в процессе

воспитания и образования молодого поколения, который вызван социальной ситуацией современного общества, изменением культурной традиции и идеологических устоев. Рассматривая педагогический процесс как созидательную деятельность, научная мысль обращается к признанию приоритета самоценности личности.

Становление специалиста-музыканта как саморегулирующейся личности на основе аксиологического подхода в обучении музыке с опорой на общечеловеческие ценности изучено недостаточно. Вместе с тем оно необходимо для целенаправленного формирования эстетических ориентаций.

В этом смысле «болевые точки» современного учебно-воспитательного процесса в профессиональном музыкальном образовании те же, что и в общем образовании, где, как правило, педагог не ставит перед собой задачу формирования у ученика целостного эстетического отношения к жизни, в которой проявляется ценностный потенциал личности.

Задача развития эстетических ориентаций у молодого музыканта подразумевает актуализацию процесса восхождения личности к ценностям культуры, стремление через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни, своей музыкальной деятельности.

Формирование эстетических ориентаций предполагает становление мотивационной сферы, осознанного отношения к выбору профессии музыканта.

В понимании эстетических ориентаций личности мы исходили из сложной структуры данного феномена, содержательную сторону кото­рого составляют «эстетическое» как отношение к миру, «сырой» дейст­вительности, Прекрасному (и не только к нему) и понятие «ориентация» в педагогическом смысле, которое предполагает растущего человека, приобретающего жизненные ориентиры, ищущего свое место в жизни. Мы пришли к выводу, что эстетическая ориентация музыканта в самом широком понимании направлена на смысл музыкальной деятельности.

В узком значении под эстетической ориентацией личности учащегося-музыканта мы понимаем множественность музыкально-эстетических ориентации, всякую разновидность эстетически-ценностных отношений личности в музыкально-образовательном пространстве. Здесь мы выде­лили три группы эстетических ориентаций учащегося-музыканта: 1) цен­ностное отношение к музыкальному искусству, к ценностям музыки (ее содержательному аспекту на основе общечеловеческих ценностей и пре­красному музыкальному — средствам выразительности), которое син­тезируется в образ музыкального мира ‘, 2) ценностное отношение к себе как музыканту — образ «Я- музыкант »’, 3) ценностное отношение к бу­дущей профессии (поиск смысла), из которого вырастает образ будущей музыкальной деятельности.

Эстетические ориентации учащегося-музыканта интегрируют два типа ценностных ориентаций: общеэстетические (эстетические) и спе­цифические музыкально-эстетические (музыкальные).

Эстетические ориентации включают установку сознания на рост личности, вызывая самодвижение в творческой деятельности, стремле­ние к креативности. Внешний компонент — это ориентации на ценно­сти музыки и ценности музыкального образования, внутренний — цен­ностно-смысловая ориентация высшего порядка, которая соотносится с целостностью личности. Эстетические ориентации несут в себе глубокое личностное новообразование, ведущее личность к цели — ценностной, эстетически значимой музыкальной деятельности.

Формированию эстетических ориентаций учащегося-музыканта спо­собствует аксиологизация музыкального образования личности. Аксиологизация — это внедрение теории ценностей в музыкально-образо­вательный процесс, это аксиологический (ценностный) подход к музыкальным явле­ниям в процессе обучения музыке, это обеспечение восхождения лич­ности к более высокой цели, смыслу на основе ценностей. Изучение работ по теории ценно­стей, разработанной в философии и эстетике, психологии, педагогике

( Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Т. К. Ахаян, М. М. Бахтин, А. Г. Здравомыслов, 3. И. Васильева, М. Г. Казакина, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова и др .), показало, что ценность яв­ляется ключевым понятием аксиологии — это есть присвоенная лично­стью значимость чего-либо; фактор личностного отношения к ценностям является показателем разновидностей типов классификации цен­ностей, их иерархии; глубинное основание аксиологического подхода к явлениям действительности и искусства составляют общечеловеческие ценности.

Психологический опыт утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании (Т. Бяукас, О. Зевина) показал, что современ­ный человек для сознательного существования в мире должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать свое цен­ностно-смысловое пространство. Музыкант-профессионал проживает внутри себя ценности музыкального искусства и на основе этого опыта способен развивать свои возможности так, чтобы состоялось «рожде­ние» собственного пути.

Для формирования музыкально-эстетических ориентаций важно понять механизмы и обнаружить движущие силы, задействованные в эстетической ориентации как процессе. В этой связи были рассмотрены проблема воздействия музыки на личность, взаимодействие в триаде педагог — музыка — ученик, обозначен смысловой компонент эстети­ческих ориентаций. При этом мы опирались на работы Л. С. Выготского, Ю. У. Фохт- Бабушкина, Г. М. Цыпина, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, Б. Л. Землянского, В. М. Загвязинского, В. П. Зинченко, Е. В. Бондаревской, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, А. В. Кирьяковой, Г. И. Щукиной, Ф. Е. Василюка, Д. И. Фельдштейна, В. Франкла, Б. С. Братуся и др.

Результаты теоретического исследования психолого-педагогичес­ких основ формирования эстетических ориентаций учащегося-музыканта позволили сделать следующие выводы.

Энергия взаимодействия искусства (музыки) и личности несет в се­бе смысложизненные ценности, определяет эстетическое отношение, личностное новообразование. Мы отметили, что влияние музыки зави­сит прежде всего от самой личности, а не столько от музыки; поведение личности определяет ее « ценностный центр» (М. М. Бахтин). Степень воздействия музыки зависит от того, что человек, как «трансцендирующее существо» (Б.С. Братусь), способен вобрать из нее. Во взаимо­действии музыки и личности воспитывающее действие музыка оказыва­ет при потенциальной возможности личности воспринимающего.

В музыкально-образовательном процессе, рассмотрев ценностное взаимодействие как педагогическое, мы обозначили важность живой пе­редачи музыкальной традиции от учителя к ученикам, от старших к младшим, значимость связи обучения с воспитанием в процессе форми­рования профессионального и человеческого « образа» музыканта. Вла­дея методикой с акцентуацией на ценностной стороне музыки, педагог совместно с учеником проходит креативный путь.

Обоснование смыслового компонента эстетических ориентаций личности строилось на интеграции теорий личностного смысла (А. Н. Леонтьев), поиска смысла (В. Франкл), пассионарности (Л. Н. Гу­милев). Мы связали в один узел смысл, мотивационно-потребностную сферу, ценностный центр, образующие вместе доминанту в развитии личности. И в творческом, и в педагогическом процессе в решении «за­дачи на смысл»оказывает действие пассионарное, энергийное поле.

Главными движущими психоэнергийными силами в процессе фор­мирования и развития эстетических ориентаций личности учащегося-музыканта яв­ляются энергия ценностного взаимодействия в триаде педагог — музы­ка — ученик и энергия пассионарно- смыслового поля.

Исследование определило следующие педагогические условия эффективного формирования и развития эстетических ориентаций студентов и учащихся музыкальных учеб­ных заведений (условия рассматривались в качестве среды — своеобраз­ного «этноса», школы-мастерской или спецкласса, сложившихся в рос­сийском музыкальном образовании, и как совокупность компонентов музыкально-педагогического процесса):

— аксиологизация музыкальною образования личности посредст­вом актуализации ценностного потенциала музыкального искусства,

— приобретение и накопление музыкальною профессионального опыта с помощью педагога. Музыкальный опыт представляет собой личностный опыт, характеризуется объемом, качеством и системностью музыкально-эстетических и теоретических знаний, способностью музы­кального восприятия, освоения и созидания музыкальных ценностей, системой музыкально-оценочных представлений. Развитый музыкаль­ный опыт достигается в единстве развития музыкально-слуховых и общеэстетических способностей личности;

— актуализация ценностной позиции и личностных свойств ученика, его способностей, одаренности (мотивационпые потребности, ин­теллект, креативность) ; ценностного потенциала и личностных свойств педагога, его ценностной установки как внутреннего стержня, направ­ляющего действия в решении задач на смысл своей педагогической дея­тельности;

— реализация ценностного взаимодействия в триаде: педагог-музыка-ученик в совместной деятельности на основе эстетического отношения (энергийное, пассионарное поле). С одной стороны, осознанная педаго­гом одухотворенность идей общечеловеческих ценностей в музыкальных произведениях, раскрытие Красоты музыкального искусства учащимся, с другой — восприятие ими культурного наследия по мере раскрытия по­тенциальных возможностей, способностей и ценностной установки;

— достижение двойной креативности в результате деятельности пе­дагога и ученика, осознание учеником ценности добытых знаний как результат ценностного взаимодействия, способствующего успешному решению поиска смысла.

Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования послужили основой для следующих выводов.

Педагог как музыкально-профессиональная личность ставит в своей деятельности одной из главных задач формирование эстетической направленности сознания учеников на стремление к смыслу на основе ценностных ориентаций. С другой стороны, если в эстетическом воспи­тании акцент смещен лишь на развитие эмоционально-нравственной стороны, на приобщение к искусству, музыке, то этого недостаточно для формирования креативности личности. В эстетическом воспитании важен аксиологический, ценностный подход.

Исследование заставило пересмотреть первоначальную гипотезу. Мы полагали, что определяющим фактором в формировании эстетиче­ских ориентаций учащихся- музыкантов является музыкальный опыт, приобретаемый в процессе обучения, используя который, педагог «под­нимает» учеников к общечеловеческим ценностям. Однако результаты эксперимента показали, что восхождению личности к самосозиданию способствует иная взаимосвязь: педагог, музыка при определенных усло­виях формируют и развивают эстетические ориентации в зависимости от ценностного потенциала личности и ее способности к восприятию искусства (музыки).

Если, по итогам исследования, ведущий фактор в музыкальном об­разовании ценностные эстетические ориентации личности, а ведо­мый — музыкальный опыт, то тогда аксиологическая установка тем более необходима, поскольку от ориентации личности на общечелове­ческие ценности и ценности культуры зависят ее музыкально-профес­сиональное развитие, стремление к самообразованию, креативность. Актуализация аксиологического потенциала (ядра) содержательного существа музыки дает ощу­щение значимости общечеловеческих ценностей для себя, понимание своего предназначения, помогает скорректировать мотивационно-потребностную сферу личности.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследо­вания: путь к смыслу, самосозиданию через ценности, актуализацию аксиологического потенциала музыки — это есть эстетическая ориентация личности музыканта как процесс. Формирование музыкально-эстети­ческих ориентаций личности как результат будет более эффективным, если осуществляется целенаправленно при определенных условиях.

Установлено, что ценности не есть цель эстетических ориентаций, а есть средство, цель же стоит выше — это смыслы.

В музыкально-образовательном процессе при определенных усло­виях происходит восхождение личности учащегося-музыканта к смыслу своей деятельности, смыслу жизни благодаря сформировавшимся эсте­тическим ориентациям, ведомым высшими ценностями.

Источник

Эстетические чувства — это. Эстетические чувства: формирование, структура и особенности

Не только труд сделал из обезьянки человека, но и красота окружающего мира. Хотя способность видеть красоту была присуща не только Хомо Сапиенс, но и самым древним людям. Но по-настоящему эстетические чувства может испытывать только высокоразвитый человек.

Когда ты в жизненных явлениях можешь видеть красоту и стараешься соответствовать своему представлению о прекрасном, ты становишься лучше и развиваешься как личность.

Эстетические чувства и внешность

Люди (особенно представительницы женского пола) наращивают волосы, ухаживают за кожей, красятся. Почему? Не только для того, чтобы привлечь представителя противоположного пола, как это было раньше. А для того, чтобы комфортно себя чувствовать в своем теле.

Иерархия потребностей человека

Пирамида психолога Маслоу показывает, что физиологические потребности у человека на первом месте, а духовные — на последнем. Но тот, кто не может реализоваться в духовной сфере, превращается в обезьяну.

Это главная проблема человечества. Ведь люди вынуждены выживать, а не читать книги. Отсюда и широко распространенное, можно сказать, животное отношение друг к другу, обман, мошенничество, желание нажиться. Эстетические чувства человека на такой базе не могу формироваться. Некоторые «избранные» все же умудряются развиваться, зарабатывая каждый день на хлеб. Они и способны испытывать настоящие эстетические чувства, развиваться в творческом или интеллектуальном направлении.

Эстетические чувства (или эстетическое сознание) — это комплекс структур. Сознание эстета включает в себя отношение к религии, к труду, вкус, суждение, созерцание, восприятие, оценку, идеал, ценности.

Вкус человека — это его непосредственное мнение по поводу какого-то предмета или явления. Если, к примеру, твой парень носит джинсы с прорезями, которые сейчас «в тренде», но они тебе не нравятся, тебе нравятся больше брюки без прорезей, то это и есть субъективное эстетическое чувство.

Что такое эстетическое суждение

Понятия «эстетический вкус» и «суждение» можно спутать. Но на самом деле они отличаются. Суждение — это, скорее, оценка нравственности того или иного явления. То есть то, что ты думаешь о деле какого-либо человека, насколько это красиво или некрасиво.

Эстетическое созерцание — способность давать оценку действительности с точки зрения эстетики, а не только логики. Способность давать позитивную или негативную оценку, основываясь не только на деталях, но и на картине в целом. Например, когда видишь картину художника, рисующего жизнь котов (юмористический жанр), то оцениваешь его с точки зрения вклада в искусство, а не только критикуешь цвет ботиков кота на картине.

Эстетическое восприятие — что это такое?

  • Восприятие — это мнение по поводу какого-либо произведения искусства и его вкладе в мировую красоту. Когда смотришь на красивую вещь и испытываешь положительные эмоции. Например, покупка набора чашек и блюдец по причине того, что этому набору 100 лет.
  • Эстетическая оценка — это то, что думает определенный человек о красоте природы, какого-либо явления или вещи. А может, и о красоте другого человека.

  • Эстетический идеал — обобщенное понятие, характеризующее то, что человек понимает под словом «идеал».
  • Эстетические ценности очень характеризуют человека, так как выражают его отношение ко всем жизненным спектрам. Отношение индивидуума к разным сферам жизни в целом составляет его личность.

Без эстетических потребностей нормальный человек не может работать, если он не моральный урод. Труд нужен ему не только для покупки продуктов пропитания, но и для реализации жизненных ценностей, для покупки ресурсов, которые принесут радость другим людям (например, покупки ребенку игрушек) или для вложения денег в саморазвитие (просмотр фильмов, покупку книг).

Но и способность чувствовать красоту также не говорит, что человек совершенен. Например, Гитлер был художником и тоже видел красоту. При этом прославился как тиран.

Что отвечает за развитие наших эстетических чувств?

Развитие эстетических чувств красоты человека и его интеллектуальное развитие напрямую связаны между собой. Не имея достаточного интеллекта (или образования), индивид не сможет в полной мере оценить красоту. Чтобы, к примеру, оценить произведение искусства, нужно знать его ценность в контексте эпохи, изучать искусствоведение.

Как развивать чувство прекрасного в себе?

Помогут информационные источники: книги, хорошие фильмы, а также общение с другими людьми. Проводите развивающие тренинги, цените в людях не только материальное благосостояние, но и духовные ценности. Развивайте в себе умение видеть прекрасное в мелочах.

Эстетические чувства — это потребность развиваться

Давайте разберемся, что такое инвестиции в себя. Это действия, позволяющие сформировать в себе нравственные и эстетические чувства. Это уход за здоровьем и внешностью, новые знания. Без трех этих составляющих невозможно достичь успеха. Все три качества нужно в себе развивать. Пока ты молод, не особенно задумываешься о нравственности, эстетике. Именно поэтому психологи советуют развивать эстетические чувства дошкольников.

Но стоит учесть, что если не позаботиться о них должным образом, то в более зрелом возрасте появится много проблем. Жизнь человека станет очень ограниченной.

Например, здоровье тела начинается с психологического, душевного здоровья. Все душевные болячки или зажимы, так или иначе, отражаются на теле, дают о себе знать недомоганиями различных степеней тяжести. Страх, постоянная депрессия, подавленность, безысходность «трансформируются» в шейный остеохондроз, отсутствие эмоций, любви, красок жизни, портят человеку зрение. Комплекс неполноценности, так или иначе, отражается на осанке и позвоночнике.

Первое, с чего стоит начать заботу о здоровье, — обретение душевного равновесия, развитие такого фактора, как эстетические чувства (это чтение всевозможной литературы, созерцание красивых вещей).

Потом нужно обратить внимание на уход за телом и внешний вид. Если человек не нравится себе внешне, то его самооценка страдает, и жизненного успеха не достичь. В жизни женщины ее внешность и психологический комфорт связаны напрямую. Поэтому нужно позаботиться о создании своего стиля, уходе за кожей.

Прогулки на свежем воздухе не стоят денег и при этом хорошо отражаются на человеке, косвенно отвечают за воспитание эстетических чувств у детей. Поддерживать красоту волос помогут маски из хны, басмы и кисломолочных продуктов.

Чтобы полноценно ухаживать за кожей (очищать, увлажнять, тонизировать), нужно запастись пилингом для лица, увлажняющим кремом и тоником. Качественная продукция есть у вполне доступных фирм.

Эстетические чувства — это знания

Один мудрец сказал, что знания — это ценный груз, который не мешает. Никогда не знаешь, какая именно сегодня или завтра тебе потребуется информация. Поэтому лишних знаний не бывает.

Как инвестировать в себя знания?

  • Читать каждый день. Отдавая предпочтение не бульварной прессе, а психологическим книгам или обучающей литературе, человек инвестирует в себя.
  • Общаться с новыми людьми. Не стоит торчать в кафе целыми днями, чтобы завести знакомства. Даже в социальных сетях есть люди, которые могут дать совет по тому или иному поводу, посоветовать хорошую литературу.
  • Идти на риск. Время от времени стоит выходить из «зоны комфорта» и пробовать себя в каком-то новом деле. Таким образом человек развивается.

Любовь и эстетические чувства

Психика человека многогранна. Но любить может только личность, которая способна испытывать эстетические чувства. Одно и то же качество — способность любить — в разных людях может проявляться по-разному. То, насколько сильно у человека развито это чувство, зависит от его внутреннего развития, а также от того, насколько яркие эмоции испытываешь к человеку.

Первая ступень влюбленности — привычка

Эмоции, так или иначе, требуют выхода, но как будет реализовывать себя влюбленный, зависит напрямую от его развития. Такие черты, как истеричность, самовлюбленность, эгоизм, говорят о том, что у человека сильно выражен инстинкт страха и мало выражено чувство прекрасного. Либо просто не удовлетворены его базовые потребности. Невозможность реализовать себя толкает человека на истерики, эгоизм, самозащиту.

Индивид, находящийся на первой стадии влюбленности, любит за статус, который дает ему тот или иной человек. Он любит за комфорт, за возможность защититься. Либо просто за красивую вещь. Он способен наслаждаться красивой одеждой, автомобилями. Но влюбиться в определенного человека ему сложно. Окружающие оцениваются исключительно по внешности либо по материальному статусу. Моральные качества и личность собеседника его мало интересуют.

Вторая ступень влюбленности — симпатия

Это влюбленность, также основанная на базовых потребностях. Чувство любви к ближнему еще плохо развито и не может реализоваться в полной мере. Проявление симпатии ограничивается кокетством, заигрыванием. Если объект влюбленности не ответил взаимностью, она быстро проходит, так как привязанность к нему еще не сформировалась. Это как эстетические чувства детей.

Вторая ступень любви не имеет созидательной основы. Если влюбленный человек потерпел неудачу на личном фронте, не получил чего хотел, то он может обозлиться на противоположный пол, стать женоненавистником или мужененавистницей и посвятить весь свой быт кошке или собаке. Данный индивид может легко пройти мимо человеческого горя, использовать кого-то, в нем также есть желание мстить.

Третья ступень развития влюбленности — физиология

Человека в третьей ступени влюбленности также привлекают физические характеристики (приятный голос, внешность) но чувство к человеку он переживает уже более глубоко и полно, чем во второй ступени. Формирование эстетических чувств основывается на понимании объекта страсти. Он не только хочет взаимности с партнером, но и уважает его окружение, старается максимально украсить его жизнь. В этой стадии человек уже учится понимать психологию, читает тематическую литературу, старается вникать в ситуацию. Индивид хочет не только брать, но и отдавать.

Формируется привязанность к объекту влюбленности, от которой тяжело избавиться.

Четвертая ступень развития влюбленности — настоящая любовь

Человек, находящийся на такой ступени развития, не просто может понимать настроение другого, сострадать, но почти физически испытывает боль ближнего своего. Формируется привязанность и бескорыстная любовь к человеку, принятие всех его особенностей, в том числе и недостатков. Но не стоит путать это чувство с болезненной зависимостью, которую многие влюбленные путают с любовью.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть