Эстетические качества личности это в психологии
Эстетические качества личности это в психологии
Сфера эстетических и нравственных качеств личности
Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.
Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности — ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением. Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение — формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе — духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.
Эстетическое воспитание — это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.
Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти — свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.
Действенно-практическая сфера личности
Действенно-практическая сфера личности представляет собой совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической деятельности человека.
Структура качеств СДП может быть представлена следующей схемой .
Лекция № 4. Эстетическая культура личности
Эстетическая культура личности – это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты».
Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.
Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.
Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.
Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:
а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
в) степень совершенства эстетического вкуса;
г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.
На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.
Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.
В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.
Важной составной частью эстетического сознания являются:
эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, красиво – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приобретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тенденцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.
эстетические чувства– особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.
Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.
Эстетическое суждение – эстетическая оценка действительности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категориями, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эстетических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.
Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие — эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.
Заключение
Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса.Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом.Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты.
Самостоятельная работа — важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература
Жаравина Л.В. «У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова: Монография. — М. : Флинта, 2010 г. — 232 с.
Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. — 4-е изд., стер.. — М.: Омега-Л, 2011. — 394 с.
Основы этики: учебник для среднего профессионального образования : рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. — М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. — 304 с.
Эстетика: Учебное пособие для вузов: рекомендовано Мин. образования/ Е. Г.Яковлев. — М.: КноРус, 2011. — 448 с.
б) дополнительная литература
Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. — Электрон. текстовые дан.. — СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. — 1 CD-ROM:
Эстетика и этика в изменяющемся мире. — СПб., Астерион, 2009.
Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.
Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко ; М-во образования РФ. -М.:Гардарики ,2004.
Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. — Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.
КибановА.Я.Этика деловых отношений :учебник ; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М ,2003.
Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.
Эстетика: рекомендовано Мин. образования: учебник для вузов/ А. Л. Золкин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 447 с.
Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. В. Разин ; Моск. гос. ун-т. — 3-е изд., перераб.. — М.: Академический Проект, 2006. — 624 с.
Эстетика: рекомендовано Мин.образования: учебное пособие для вузов/ В. И. Авдеев [и др.] ; ред. А. А. Радугин. — М.: Библионика, 2006. — 240 с.
Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. А. Гусейнов [и др.] ; ред. А. А. Гусейнов, ред. Е. Л. Дубко. — М.: Гардарики, 2007. — 496 с.
Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.
Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. — http://e.spbame.ru/
Электронная библиотека СПБУУЭ. — http://library.ime.ru
Электронные информационные ресурсы:
сайт Института философии РАН: http://www.philosophy.ru;
сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru;
портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/;
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection;
— электронная библиотека по философии:http://filosof.historic.ru;
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Эстетически развитой личности
Эстетическое развитие личности проявляется в изменениях ее сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сфере, отдельных поступках и поведении в целом.
Мы убеждены, что только тогда можно думать о создании системы эстетического воспитания и образования, когда педагог сумеет «увидеть» портрет (модель) эстетически развитой личности, т.е. назвать те личностные характеристики, посредством которых человек проявляет художественно-эстетическую культуру. Эти черты и характеристики будут выступать для педагога как своеобразные «ориентиры» в эстетическом развитии личности. Это то, что должно проявиться и совершенствоваться в воспитательно-образовательном процессе школы. Если мы работаем со школьниками, в этих характеристиках будет проявляться их эстетическое развитие.
Далее Вам предлагается перечень тех личностных характеристик, на основании которых МОЖНО выстраивать социально-психологический портрет эстетически развитой личности. СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что составить этот «портрет» Вам предстоит САМОСТОЯТЕЛЬНО, причем у каждого из Вас получится «портрет», не похожий на те, что получились у Ваших сокурсников (коллег по работе), так как у каждого из Вас разные убеждения и разный жизненный опыт. Однако, выполняя данную работу, попытайтесь оценить, на чём основываются Ваши суждения, насколько они объективны, попытайтесь обосновать их важность для развития в человеке эстетической культуры.
Составные элементы эстетической культуры личности: эмоции и чувства, вкусы, идеалы, потребности, взгляды и убеждения, ее способности воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты. Воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие и совершенствование данных форм проявления эстетических ЧУВСТВ, эстетического СОЗНАНИЯ и эстетической ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В теории и практике эстетического воспитания (36,41,61,63,88,75,79-81,83,109-112,116) сложились определенные понятия, которые Вам необходимо осмыслить.
В восприятии окружающего мира значимое место занимают ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА — это внутреннее состояние человека, которое выражает эмоциональное отношение к явлениям жизни и произведениям искусства; это субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением личности к эстетическому предмету (произведению искусства, общественному явлению, человеку, природе). Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку данного предмета или явления.
Эстетические чувства — своеобразные внутренние состояния человека, которые могут выражать целую гамму его настроений, эмоций, переживаний от наслаждения прекрасным до отвращения к безобразному, уродливому.
Эстетические чувства отражают определенные реакции человека на явления и события, происходящие в жизни. Например: восторга, удивления, восхищения, умиротворенности, или гнева, печали, негодования, возмущения, брезгливости, или сострадания, участия и т.д. Эстетические чувства очень индивидуальны, в своем проявлении они определяются личностным смыслом события (жизненного явления, произведения искусства). При отсутствии каких-либо впечатлений человек может даже испытывать «эмоциональный голод». Человек, у которого слабо развита эмоционально-чувственная сфера, как правило, в восприятии других людей безликий, неинтересный, трудный в общении.
Эстетические чувства выступают важным моментом в целостном развитии ребенка, они выступают своего рода «регуляторами» в восприятии информации или каких-либо ситуаций – то, что не вызвало эмоционального отклика и переживаний, не окажет действенного влияния на его развитие.
В каких характеристиках личности проявляются эстетические чувства?
v эмоциональная отзывчивость – восприимчивость к красоте звуков (чувство мелодии), красок (чувство цвета), внешних форм (чувство линии, симметрии, пропорции), движения (чувство ритма, темпа);
v умение выразить свои переживания и впечатления мимикой и жестами;
v воспроизводить по памяти краски, звуки, движения;
v подмечать всё вышеназванное в изменении (в природе – в течение суток, времени года);
v различать комбинацию запахов, тактильных ощущений;
v наблюдать мир человеческих страстей, настроений, переживаний;
v обладать чувством слова, адекватно выражать эмоции;
v иметь развитые воображение и фантазию;
v иметь душевную чуткость, отзывчивость, терпимость, сострадание и тактично выражать их;
v иметь богатое образное восприятие реальной жизни;
Какие еще формы проявления эстетических чувств Вам известны? Насколько возможно их развитие в условиях воспитательно-образовательного процесса школы? Какую роль в их развитии имеет семья? В каком возрасте, на Ваш взгляд, наиболее целесообразно начинать эту работу?
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определятьэстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни и искусства. Эстетическое сознание определяющим образом влияет на восприятие, постижение, оценку человеком окружающей действительности, оказывает влияние и на его эмоциональные переживания, обусловливает их содержание. В структуре эстетического сознания выделяются:
Эстетическое СУЖДЕНИЕ (ОЦЕНКА) — умение высказывать собственное мнение относительно эстетической ценности художественного произведения и окружающей жизни. ЭстетическиеВЗГЛЯДЫ – это личностно принятые понятия и представления о законах красоты, представляют собой систему логически обоснованных суждений о важнейших категориях эстетики и произведениях искусства, опирающиеся на добытые человечеством знания по этим вопросам. Эстетические УБЕЖДЕНИЯ — это взгляды, когда на их основе формируются привычки, жизненные принципы и вырабатываются черты характера, воля, постоянно и систематически проявляющиеся во всей жизнедеятельности личности. Убеждения можно рассматривать как умение личности объяснить и обосновать собственные взгляды и представления о прекрасном в искусстве и окружающей жизни. Эстетическое ОТНОШЕНИЕ — идейно-эмоциональное отношение человека к действительности и искусству. Совокупность этих суждений, взглядов, убеждений и отношений выражает осознанное эстетическое отношение человека к действительности, его личную эстетическую ПОЗИЦИЮ. В таком качестве эстетические взгляды становятся частью МИРОВОЗЗРЕНИЯ личности.
Эстетическое ВОСПРИЯТИЕ — способность человека к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эстетические переживания.
Эстетический ИДЕАЛ отражает представление человека о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве; проявляется как единство эмоционального начала и личностного смысла. Эстетический идеал направляет личность на поступки и действия, отвечающие эстетическим ценностям.
На всех этапах эстетического развития личности и во всех структурных элементах эстетического сознания иногда незримо, а иногда открыто присутствует эстетический идеал, который как бы составляет стержень, на который нанизываются все чувственные и интеллектуальные элементы, соединяясь в единое целое — эстетическую ПОТРЕБНОСТЬ. В эстетических потребностях личности отражаютсяее желания, а также ее заинтересованность в общении с эстетически ценными предметами и явлениями, которые способны вызвать эстетические переживания. В эстетическом идеале находит отражение единство эмоционального начала (например, эмоции удовольствия, радости) с личностным смыслом эстетических ценностей.
Эстетический ВКУС – важная категорияэстетически развитой личности, которая характеризуется как система чувственно-эмоциональных и интеллектуально-рациональных предпочтений личности, соединяя чувства и суждения воедино. Развитый эстетический вкус представляет единство эмоций, чувств, идеалов, пристрастий, предпочтений, симпатий.
Вкус проявляется в умении отличать истинную красоту от красивости в искусстве, в быту, во внешнем облике человека, его одежде, манерах поведения. Человек с эстетическим вкусом всегда соотносит оцениваемые им явления с системой собственных эстетических ценностей (идеалов).
Вкус всегда несет печать индивидуальности, обусловливает проявление оригинальности личности.
В каких характеристиках проявляется сформированность
v различать эстетические категории в их взаимодействии и взаимообращении (взаимопревращении);
v умение оценивать предметы, явления, ситуации с точки зрения их эстетической ценности;
v широта художественно-эстетического кругозора, окрашенная гуманистическими ценностями;
v иметь представление о жанрах, типологиях, теоретических основах доступных школьникам видов искусств;
v улавливать эстетическую сущность, идею явлений жизни и искусства;
v иметь представление о совершенстве явлений материального, духовного, нравственного и художественного мира;
v наличие личностных предпочтений и симпатий;
v фиксировать и оценивать впечатления от общения с искусством (просмотр спектакля или фильма, посещением концерта, выставки, литературных вечеров, чтением книги);
v осмысливать и систематизировать свой эстетический опыт;
v иметь представление о нормах и требованиях эстетики в повседневной жизни;
v сознательное стремление к проявлению эстетического в своей жизни и потребность в постоянном обновлении эстетических впечатлений;
v сопоставление и анализ реальности с эстетическим идеалом;
v конструктивный критический взгляд на реалии действительности;
v самостоятельность суждений и оценок в чувственном восприятии мира и произведений искусства;
v умение соотносить собственное отношение, собственную оценку произведения искусства с той оценкой, которая утвердилась в обществе;
v восприятие и переживание произведений искусства, его интерпретации в критической и теоретической литературе;
v воспринимать произведения искусства как форму отображения познания жизни, умение извлекать «уроки» для формирования личного опыта;
v анализировать мир человеческих настроений и переживаний;
v соотносить личностные поступки и действия с эстетическими ценностями; формировать «Я-концепцию» в соответствии с реальным общественно-историческим идеалом современности;
v проявление самоиронии в восприятии и оценке себя, своих эстетических идеалов и вкусов;
Что Вы еще можете добавить, а что исключить? Какие важные характеристики эстетического сознания здесь не названы? Какие из них, на Ваш взгляд, можно (нужно) развивать в условиях школы? Семьи? В каком возрасте, на Ваш взгляд, наиболее целесообразно начинать эту работу?
Эстетически развитая личность проявляет себя в повседневной жизни, в деятельности, в творчестве. В процессе эстетического развития ребенка должны сформироваться такие умения и развиться такие способности, которые позволят занять активно-деятельностную позицию в окружающем его мире. Это позволит человеку быть не только «созерцателем» эстетически прекрасного в искусстве и жизни, но и самому жить и, по возможности, творить «по законам красоты». Эстетические ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ определяются как такой комплекс перцептивных, интеллектульных, характерологических и эстетических свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявлять себя в любом виде человеческой деятельности.
В каких характеристиках могут проявляться творческие способности?
v самовыражение как утверждение эстетического в жизни, труде, общении;
v образное мировосприятие и отражение его в реальной жизни (работа с природным материалом, составление композиции, вышивание, резьба по дереву и т.д.);
v композиционно-пространственное воображение и мышление (в работе с чертежами, схемами, владение основами пространственных взаимосвязей элементов); слаженная работа системы «глаз — мозг – рука»;
v умение чувствовать цвет, тональность, фактурность, оттенки и комбинировать их в зависимости от создаваемого образа;
v перцептивные особенности личности: наблюдательность, избирательная память, фантазия, впечатлительность, восприимчивость, напряженность внимания, развитое восприятие и т.п;
Какие другие черты и свойства, на Ваш взгляд, характерны для эстетически развитой личности? Какие из них могут (должны) формироваться в условиях школы? Семьи? В каком возрасте, на Ваш взгляд, наиболее целесообразно начинать эту работу?
Таким образом, эстетическое воспитание предполагает: во-первых, опыт восприятия и эмоционального переживания красоты мира и жизни людей, опыт их деятельности; во-вторых, опыт приобщенияк знанию и его практическому претворению; в-третьих, опыт созидания и сохранения красоты в жизнедеятельности каждого человека.
Вопросы для размышления
Какой, на Ваш взгляд, должна быть эстетически «ИДЕАЛЬНО» сформированная личность? Из перечисленных выше характеристик назовите (и сформулируйте самостоятельно) те, которые должны определять высокий уровень развития ее сознания и поведения, чувств и эмоций, систему ее жизненных ценностей?
Основываясь на личных жизненных впечатлениях, попытайтесь «нарисовать» «РЕАЛЬНЫЙ» портрет Вашего современника. Насколько его можно назвать эстетически развитой личностью? Какие типичные черты его характеризуют?
Будет ли меняться социально-психологический портрет эстетически развитой личности (отдельных ее характеристик) в зависимости от ее возраста, жизненного опыта, национальности, социального статуса, уровня образования, личностных особенностей? Проявление каких черт и характеристик эстетически развитой личности обусловлено в первую очередь образовательным уровнем личности?
Проблемные вопросы
Какое из данных утверждений, на Ваш взгляд, верное: «О вкусах не спорят!» или «В споре рождается истина!» Как Вы считаете, можно ли (нужно ли) спорить о вкусах?
Эстетический вкус личности всегда отражает ее индивидуальность. Каким образом эстетический вкус соотносится с жизненными ценностями личности и общества? Насколько возможна их гармония? Насколько он может быть воспитуем? Что, на Ваш взгляд, значит — «развивать вкус»?
Согласны ли Вы с высказыванием Н.ПЕРЕЛЬМАНА (педагог Московской консерватории): «О вкусах не спорят, но о ВКУСЕ спорить нужно обязательно»?
1.3. Уровни эстетического развития личности
Эстетическое развитие личности – это постоянный процесс приближения к более совершенному, прекрасному, это постижение законов красоты, проявление качеств и характеристик, которые позволяют утверждать эти законы в жизни.
Однако можно наблюдать разные уровни, которые проявляет человек при восприятии и оценке прекрасного. Людей отличают эстетические идеалы (эталоны) и эстетические вкусы. Мы наблюдаем людей, которых характеризует разный уровень эстетической культуры. В жизни для организации воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на эстетическое развитие школьников, важно знать эти уровни, так как они показывают определенную степень достижений в их развитии, что позволяет судить о результативности педагогической деятельности, а также учитывать индивидуальные особенности школьников в процессе их эстетического развития.
Об уровнях эстетического развития можно судить по нескольким критериям.
I. По степени вовлеченности личности в эстетическуюдеятельность.
Личность может проявлять себя в трех действенных характеристиках: «созерцатель», «деятель», «творец». Для «созерцателя» характерно пассивное восприятие реального мира и мира искусства без личностно-выраженных отношения и оценки. Он одинаково приемлет возвышенное и низменное, трагическое и комическое, прекрасное и безобразное, не пытаясь как-либо проявить свою позицию. «Деятель» отзывается на проявление эстетического. Его отзывчивость варьируется в нескольких уровнях: имеет оценку, суждения, эстетические идеалы и вкусы, которым отдает предпочтение при восприятии мира, высказывает свои впечатления и отношения, оперируя терминологией тех или иных видов искусства. На другой ступени «деятель» в той или иной степени преображает действительность и привносит красоту в реальный мир, оперируя уже известными материалами и техниками, используя выработанные средства выразительности. «Творец» создает иные, новые миры, новую реальность, новые материалы и техники, новые средства выразительности.
II. По мотивам, которые обусловливают проявление эстетической культуры. Так, эстетическая культура человека проявляетсяво всех видах деятельности, где существуют правила, рекомендации и нормы, регулирующие эти виды деятельности. Для достижения высоких результатов важно их соблюдение, при этом человек должен понимать и уметь обосновать их важность. Однако на первом уровне эти правила соблюдаются тогда, когда присутствуют другие люди, но они «забываются», когда этих людей нет, и выполнение правил становится не обязательным. На втором уровне для человека в принципе важно соблюдение этих норм и правил. Его поведение строится на основе его «Я-концепции», когда он воспринимает себя в определенном образе, когда он предъявляет к самому себе требования, исходя из понимания прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного.
III. По уровню эстетического восприятия. Б.Т.ЛИХАЧЕВ особое внимание обращал на школьников и их отношение к предметам художественно-эстетического цикла. Он условно выделил три категории школьников, демонстрирующих высокий и низкий уровень эстетического восприятия произведений искусства (41, с. 125):
1) школьники с развитым эстетическим восприятием и эмоциональной сферой, способные анализировать художественные произведения и самостоятельно их оценивать. Они изначально настроены на постижение прекрасного. Произведения искусства становятся для них формой познания жизни;
2) школьники со слабо развитыми эстетическим восприятием и эмоциональной сферой, мало подверженные воздействию искусства. Они воспринимают произведения искусства, но не видят их связи с жизнью;
3) школьники эстетически неразвитые, равнодушные к воздействию произведений искусства. Они не видят смысла в их постижении, у них слабо развита эмоционально-чувственная сфера, а потому они даже не испытывают желания в их познании.
IV.Эстетически развитая личность проявляет себя в определенных характеристиках (чертах и свойствах), в которых может быть зафиксирован некий эталонный уровень, выступающий в качестве ориентира (целевой установки) воспитательно-образовательного процесса. В числе наиболее значимых можно выделить:
v целостность(системность), которая проявляется как единство и взаимообусловленность эстетических чувств, сознания и практических действий;
v широта эстетического кругозора;
v восприятие искусства как средства познания жизни;
v эстетическая позиция, которая проявляется как способность личности правильно понять эстетическую ценность и выразить свое отношение;
v сформированость оценок, исторически выработанных критериев прекрасного, возвышенного и безобразного;
v сформированный эстетический идеал;
v выработанный эстетический вкус;
v потребность в постоянном обновлении эстетических впечатлений;
v критическое отношение к проявлению пренебрежения эстетическими законами в жизни, общении, творчестве, искусстве;
v сформированность «Я-концепции» как способность предъявлять к себе требования с позиции законов эстетики;
v творческий подход к жизни как стремление уйти от шаблона, стандарта, образца модели, как проявление в «Я-концепции» оригинальности, инициативности, упорства, высокой самоорганизованности;
v развитые перцептивные особенности личности;
v колористическая грамотность — способность улавливать как можно большее количество цветов и их оттенков для более точного самовыражения;
Какие еще черты и характеристики эстетически развитой личности Вы считаете необходимым включить в число ее показателей? Возможно, какие-то из приведенных показателей вызывают у Вас иное отношение?
Составьте социально-психологический портрет эстетически НЕРАЗВИТОЙ личности, назовите черты и характеристики, которые для нее являются ведущими. Приведите примеры эстетического бескультурья (туризм, промышленное вмешательство в природу, в бытовых ситуациях, внешнем виде человека, его манерах и культуре поведения). Насколько привлекательной для Вас является такая личность?
Как Вы думаете, насколько в условиях школы (к моменту ее окончания) у выпускников следует ожидать проявления высокого уровня эстетической культуры? На какой уровень эстетического развития должна ориентироваться школа?