ОТНОШЕНИЯ

Этапы эволюции финансов в процессе развития товарно денежных отношений

История возникновения финансов. Этапы развития финансов

Термин “финансы” появился в Западной Европе в XVII веке и в переводе на русский означает “денежный платеж”, “платеж в срок”. Финансовые отношения возникли раньше и историки точно не называют дату их зарождения. Одни считают, что это произошло, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме — Древний Рим, Вавилон, Египет — где определенная часть доходов государства формировалась за счет налогов в денежной форме.

Иные полагают, что это произошло еще раньше — при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. В России (Киевская Русь) финансовые отношения слабо развиты, в основном ресурсы государства формировались за счет натуральных податей. С приходом на Русь монголо-татаров произошли изменения: Золотая Орда требовала уплату дани (выкупа) в форме драгоценных металлов — золота, серебра, что в какой-то степени стимулировало развитие финансовых отношений.

Финансовая наука длительное время рассматривала категорию “финансов” упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемую государством и некоторыми другими участниками денежных отношений. В дореволюционном словаре приведено следующее определение финансов: финансы — совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей государствами различных общественных групп. В Советское время: советские финансы — денежные ресурсы, сосредоточиваемые в распоряжении советского государства для осуществления его функций по хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной работе, охране социалистической собственности и обороне страны.

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было государства. Первое крупное деление общества на классы – это деление на рабовладельцев и рабов, и первое государство – рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно – экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

В условиях капитализма, когда товарно – денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения перераспределения национального дохода.

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги – это одно и то же, то для чего существуют два разных термина для одной и той же категории? Что же такое финансы?

Термин finansia возник в XII –XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, во – первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во – вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в- третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет.

Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в – четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно – принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

И все же, каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно – денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное – произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течении многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление экономику, социальные нужды.

В России последнее направление возникло в конце XIX века. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX века на эти цели выделялось в бюджете Англии 1, 05%, Пруссии – 3, 9%, России – 2,7% общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11 – 13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение – формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем – и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов .

Первый этап – неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно – денежных отношений, у государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и , соответственно, в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития – второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Источник

Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Изменение взглядов на сущность и функции финансов

Финансы являются исторической категорией, которая порож­дается государством; ее содержание носит диалектический, трудно познаваемый характер и существенно изменяется в зависимости от состояния развития экономической теории, философии, накопленно­го практического опыта и личной позиции исследователя, т.е. как и материя, финансы в различных формах своего существования «неис­черпаемы».

Для полного понимания сущности финансов, необ­ходимо выяснить, как исторически происходило изменение его содер­жания, определить отличия от понятия «деньги». Деньги – категория более древ­няя, чем финансы. В различных формах деньги появились уже на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Понятие финансов возникло с зарож­дением государства.

Государство уже в рабовладельческом обществе выполняло неко­торые общественные функции: содержание войска для охраны гра­ниц и ведения войн, обеспечение общественного порядка, сохране­ние власти, осуществление построек общественных зданий и дорог и т.д. Таким образом, даже на этом этапе развития государство пре­доставляло определенные «общественные блага» для своих граждан. Естественно, они присваивались главным образом самим государем и его приближенными, и говорить об «общественных благах» для всех подданных здесь, конечно, еще рано. Но в любом случае для их со­здания государству требовались определенные ресурсы. Основными источниками доходов рабовладельческих государств служили кон­трибуции, военная добыча, натуральные налоги и личные повиннос­ти. С развитием государства его потребности возрастали, и для их удовлетворения были необходимы соответствующие ресурсы. Так возникли налоги, первоначально в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.

Любое государство создает имманентную ему систему формиро­вания и использования денежных и неденежных фондов, необходи­мых для реализации своих функций. Методы и формы образования и использования этих фондов могут существенно отличаться друг от друга. Однако их источники всегда ограничены, и никто не может изобрести принципиально новых источников доходов для покрытия своих нужд. Речь идет не о форме изъятия, а об объекте обложения. Такими объектами всегда выступают имущество и доход. Уже в ан­тичных греческих государствах взимались прямые налоги с владель­цев земли и скота, во время войн вводился поимущественный налог, возникли и косвенные налоги в форме таможенных пошлин и налогов на торговлю.

В Римской империи были введены денежные выплаты в армии (для наемников, офицеров). Эти, а также другие потребности (организация зрелищ, помощь безработным гражданам) требовали денежных зат­рат. В связи с этим в дополнение к военной добыче и контрибуциям возникли денежные налоги. Первым из них стал налог на покупку и продажу раба. В размере 1% взимался налог за продажу непродоволь­ственных изделий. Во время войны каждый гражданин платил чрез­вычайный налог на имущество. Был введен налог с наследства в раз­мере 5%.

В раннем Средневековье каждый правитель устанавливал свои налоги и подати. Центральная власть могла облагать налогами насе­ление только в согласованных с феодалами размерах. Кроме уплаты обычных податей, шедших на содержание землевладельцев, кресть­яне выполняли многочисленные повинности, связанные со строитель­ством дорог, крепостей, дворцов, службой в армии. Ремесленники платили налоги феодалу и городским властям не только своими из­делиями, но и деньгами. Торговцы помимо платежей с доходов и да­рений феодалу облагались транзитными и прочими пошлинами.

Укрепление абсолютизма и развитие производительных сил ста­ли причиной перехода к взиманию налогов в основном в денежной форме. Финансы как экономическая категория приобретают всеоб­щий характер лишь с переходом общества на товарно-денежные от­ношения. Особенно велика в развитии финансов роль городов, являв­шихся «локомотивом» товарно-денежных отношений.

Пожалуй, единственной общей чертой среднего и позднего фео­дализма можно считать наличие откупной системы. Откупщики уп­лачивали в казну оговоренную сумму, оставляя себе значительный доход. Откупщики, купцы, цеховые ремесленники были главными заинтересованными лицами в замене феодальных отношений буржу­азными. Откупная система налогообложения позволила ее предста­вителям сосредоточить значительные денежные ресурсы в своих ру­ках. Различные налоговые льготы и преференции, оградительные та­моженные пошлины и налоговый иммунитет позволяли накапливать капитал. С развитием производительных сил он устремился в зарож­давшуюся промышленность, способствуя развитию капиталистичес­ких отношений. Кроме того, правители, ведя бесконечные феодальные войны, выступали крупнейшим заказчиком вооружения, фортифи­кационных сооружений и флота, позволяя за счет перераспределе­ния национального дохода через налоговую систему осуществлять накопление капитала. Этому же способствовали и колониальные за­воевания, стимулировавшие развитие отечественной промышлен­ности.

Итак, соединение двух источников – государства и налогов в денежной форме – порождает феномен государственных (публичных) финансов. Это произошло в результате отделения госу­дарственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI-XVII веках) и перехода в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов с порождением соответствующего фискального аппарата. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Эти­мологически он происходит от латинских слов «finis» (конец, срок уп­латы денежной суммы по сделке) и «finansia» (наличность, доход). В средневековой латыни эти слова употребляли для обозначения сро­ка платежа и документов, доказывающих погашение долга по окон­чании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII века и в других ев­ропейских государствах под словом «финансы» («finance») стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XVIII веке этот термин пришел и в Россию. До начала XX века он применялся в сравнительно узком смысле, обо­значая именно государственные финансы.

В конце XIX — начале XX века вмешательство государства в эконо­мику носило весьма ограниченный характер. По образному выраже­нию А. Смита, оно должно было играть «роль ночного сторожа». Однако уже в этот период начинают резко возрастать расходы госу­дарства на военные нужды, развитие инфраструктуры, содержание возрастающего государственного аппарата. Социальные расходы го­сударства на образование, здравоохранение, культуру были еще крайне незначительны. В этот период еще не произошло формирование структуры «неделимых общественных благ» («бюджетных услуг»), предоставляемых государством своим гражданам. Только со второй половины XX века развивается экономика общественного сектора (го­сударства). Она стала оказывать существенное воздействие на опти­мизацию размещения и использования ограниченных возможностей рынка. В этот период государственные финансы принимают разви­тую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, не­обходимых всему обществу для достижения поставленных стратеги­ческих целей: обеспечения благосостояния населения страны, социаль­ного мира и экономического роста.

Таким образом, если деньги – всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы (в категорийном понятии) – совокупность денежных (стоимостных) от­ношений (связей) по формированию и использованию различных денеж­ных фондов.

Финансы – это стоимостная категория, но это не просто деньги, а совокупность денежных отношений (связей), порождаемых и регла ментируемых государством. Здесь следует подчеркнуть очень важ­ный момент с точки зрения выделения сущностных признаков финан­сов. Они обладают своим естественным атрибутом – регламентаци­ей денежных отношений государством. Иначе говоря, финансовые отношения (связи) всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами, в той или иной степени рег­ламентирующими их.

С развитием акционерных (корпоративных) форм предпринима­тельства, сращиванием промышленного и банковского капитала, по­явлением разнообразных институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» вышел за рамки узкого понимания государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, в частности применительно к финансам хо­зяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций). Соответственно сформировались и две относительно самостоятель­ные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах хозяйствующих субъектов (корпораций).

Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональ­ные способы формирования и использования централизованных (обще­ственных) денежных фондов, необходимых для выполнения основ­ных функций государства. К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюд­жетные фонды. Вторая исследует наиболее рациональные формы создания и движения денежных потоков и капитала в рамках круго­оборота средств отдельного предприятия для обеспечения интересов сравнительно узкого круга собственников и наемных работников. Объединяет эти науки их общая основа – изучение способов управ­ления процессами поступления и расходования дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода.

Здесь надо отметить следующее. Во-первых, поступление доходов и формирование расходов, как правило, не совпадают во времени. Во-вторых, доходы и расходы не могут быть точно определены ни тем, кто принимает решения, ни кем-либо другим, поскольку они носят прогнозный, вероятностный характер, как для государства, так и для хозяйствующего субъекта, домохозяйства. Необходимо применять самые разнообразные финансовые инструменты для выравнивания временных разрывов между поступлениями доходов и осуществлением расходов, достоверного определения их прогнозных (плановых) значений и снижения разнообразных рисков, влияющих на доходы и расходы. При этом нужно учитывать, что инструменты и приемы финансового ме­неджмента широко начинают использоваться и в управлении госу­дарственными финансами, в частности, при внедрении системы бюд­жетирования, ориентированного на результат.

Таким образом, финансы можно трактовать с чисто прагматических позиций как совокупность различных форм движения денежных потоков и капитала в процессах их формирования и использования. Их можно рассматривать и в тра­дициях российской финансовой науки как сложную синтетическую экономическую категорию – совокупность денежных отношений (связей), регламентированных государством по поводу формирования и использования различных денежных фондов в процессе их образова­ния и распределения в целях обеспечения благосостояния населения, социального мира и экономического роста.

В советской и современной российской финансовой науке сформировались три основные концепции трактовки сущности и функций финансов: распределительная (московская школа); воспроизводственная и экономико-правовая (ленинградская школа).

Так, основоположник распределительной концепции финансов В.П. Дьячен­ко считал, что финансы выполняют распределительную и контрольную функ­ции, эти положения практически без изменения более полувека подтверж­дали и другие представители московской школы финансов (В.М. Родионова, Л.А. Дробозина и др.). Л.А. Дробозина добавляла к контрольной функции еще и регулирующую. Видный теоретик социалистических финансов А.М. Бир­ман, отстаивающий самостоятельность финансов отраслей народного хозяй­ства, а по сути финансового менеджмента, к распределительной и конт­рольной функциям добавил функцию обеспечения кругооборота средств денежными ресурсами, тем самым довольно близко подойдя к понятию «де­нежный поток».

Основоположник ленинградской школы финансовой науки А.М. Алек­сандров (автор воспроизводственной концепции финансов) добавил к распределительной и контрольной функциям еще и производственную (об­служивание кругооборота фондов). Ведущий ученый ленинградской шко­лы финансовой науки и автор экономико-правовой трактовки финансов Э.А. Вознесенский наделял последние тремя функциями: формирование де­нежных фондов и доходов, использование денежных фондов и контроль за первыми двумя. Современные представители петербургской школы (М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти) с небольшими изменениями придерживаются точки зрения Э.А. Вознесенского, однако считая, что контрольную функцию выполняют не сами по себе финансы как экономическая категория, а инсти­туты, которые ими управляют. Финансы же, по мнению этих авторов, создают лишь условия для осуще­ствления контроля, а их функции выражают общественное назначение, прису­щее только данной категории: формирование и использование денежных фондов (доходов).

В настоящее время большинство российских ученых полагают, что сущность финансов выражается через расп­ределительную и контрольную функции (В.М. Родионова, А.Г.Грязнова).

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 904 ;

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector