ОТНОШЕНИЯ

Этапы формирования рыночных отношений в россии

Реферат: Этапы формирования рынка в России

Развитие рыночных отношений в России……………………………. 14

Государственные реформы 1991-1994 гг. Программа реформ………………………………………………………………………16

Внутренний и внешний рынки. Их состояние на сегодняшний день…………………………………………………………………………..24

«Этапы формирования рынка в России».

Тема данного реферата «Этапы формирования рынка в России». Работу условно можно разделить на две части, где в первой даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях. Во второй части рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина, а также состояние рынка (внутреннего и внешнего) на сегодняшний день.

Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? В процессе исторического развития рыночного, (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами и стал результатом естественного исторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство. Рынок возник 6–7 тысячелетий назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации.

Рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся понятиях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок. Прежде всего следует отметить, что рынок — это обязательный компонент товарного производства или обратная сторона товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. Так, понятие рынка в распространенных на
Западе теориях экономике хотя и является ключевым, но имеет весьма поверхностное определение и не привлекает особого внимания. В рамках этой парадигмы рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т.д.), требующая ответа на вопрос: не что это такое, а как он устроен, как функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок. Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка.
Объясняется оно тем, что рынок появился еще в период разложения

первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно- денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Например, в толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена.
Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок– это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Но это всего лишь одна сторона рынка. Эти определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения. С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства. Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие
«рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляются определения рынка как совокупности «экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме» или как сферы реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ». В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей.
Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений – наличие товарно- материальных ценностей и денежных средств; во втором – на отношения, выражающие сущность категории «рынок». Рынок рассматривают также как систему или тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.

Существуют два типа хозяйственных связей:

1. Натурально-вещественные, безвозмездные, соответствующие объему и структуре потребностей.

2. Товарные связи, осуществляемые посредством рынка. Характерными
чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее приближаются к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождаются, формальными актами, купли-продажи.

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство – рынок–потребитель), но и обратные (потребитель – рынок – производство) хозяйственные связи.

Условия возникновения рынка.

Первое условие — разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.Здесь мы наблюдаем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие — самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие — свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. К числу важнейших функций также относится функция саморегулирования товарного производства, проявляющаяся в том,что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы его выпуска и повышают цены; при насыщении рынка товарами спрос снижается и цены понижаются, в результате чего производство начинает сокращаться. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда действует в условиях бездифицитного производства ( когда покупатель имеет выбор ); отсутствия монопольного положения в производстве; наличия нескольких производителей и состязательности между ними.

Также к функциям рынка относятся:

  1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
  4. стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыл ь.

Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

К объектам рынка относят:

  • рабочую силу
  • потребительские товары и услуги
  • средства производства
  • финансовый капитал
  • интеллектуальная собственность

По территориальному признаку:

  1. местный (рынок, совокупность отношений на котором замыкается в пределах одной территории, зоны )
  2. региональный (рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров)
  3. национальный (сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами страны )
  4. мировой (сфера товарного обмена, находящаяся за пределами страны (предприятия). Такой рынок вызывает необходимость осуществления внешнеторговых операций)
  1. рынки факторов производства (в их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых)
  2. рынок товаров и услуг (сфера купли-продажи различных видов деятельности, которыми удовлетворяются соответствующие потребности людей; предмет сделок определяется оказанием тех или иных видов работ (рекламных, медицинских, консультационных, юридических, образовательных, страховых, финансовых и т.д.)
  3. финансовый (система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника)

По видам субъектов рыночных отношений:

  1. рынки оптовой торговли (в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации)
  2. рынки розничной торговли (продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями — отдельные граждане)
  3. рынки государственных закупок сельхозпродукции (покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: агропредприятия, фермы.)

По степени соблюдения законности:

  1. легальный (официальный)
  2. нелегальный (теневой)
  3. черный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»); (часть теневой, связанная с оборотом товаров и услуг, которые в данной стране либо вообще не могут являться предметом легальной продажи (например, люди, сексуальные услуги и т.д.), либо ограничены в обороте (оружие и боеприпасы, наркотические средства). Как правило, чёрный рынок тесно связан с контрабандой и часто контролируется организованной преступностью )

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector
Название: Этапы формирования рынка в России
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат Добавлен 12:27:05 08 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 3082 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать