Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки
Основные этапы в развитии юридической психологии
Развитие юридической психологии как науки в России и зарубежных странах. Анализ разработки проблемы свидетельских показаний в ХIХ веке. Особенность основания уголовного судопроизводства. Характеристика понимания дефиниции «личность преступника».
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.08.2017 |
Размер файла | 29,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Основные этапы в развитии юридической психологии, ее современное состояние в нашей стране и в других странах
1.1 Развитие юридической психологии в зарубежных странах
1.2 Развитие отечественной юридической психологии
2. Практическая часть
Список использованной литературы
Юридическая психология — прикладная отрасль психологии, исследующая проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом. Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования. Предмет — психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений [10].
Актуальность темы обусловлена тем, что в повседневной деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений важное значение имеет человеческий фактор. Поэтому будущим юристам необходимы знания не только процессуального порядка, но и психологических особенностей поведения лиц, участвующих в них. Как подчеркивают многие исследователи, методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что здесь центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. И если право, в первую очередь, выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п. [11].
Юридическая психология имеет длительный исторический путь развития научного знания, объясняющего причины преступности и намечающего научно обоснованные подходы к решению данной социальной проблемы.
Целью данной работы является раскрытие основных этапов в развитии юридической психологии, ее современное состояние в нашей стране и в других странах
При этом необходимо: ответить на теоретический вопрос и выполнить практическое задание.
Контрольная работа имеет структуру: введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
1. Основные этапы в развитии юридической психологии, ее современное состояние в нашей стране и в других странах
В целом в развитии юридической психологии можно условно выделить несколько основных этапа [4]:
1. Ранняя история юридической психологии: XVIII в. — первая половина XIX в.
2. Становление юридической психологии как науки: конец XIX в. — начало XX в.
3. Создание юридической психологии в начале XX столетия, когда в ее основу были положены концептуальные научные психологические теории.
4. Новая и новейшая история юридической психологии XX-XXI вв.
1.1 Развитие юридической психологии в зарубежных странах
Рассмотрим развития юридической психологии как науки в зарубежных странах.
Первые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII в. В них рассматривалась возможность использования психологических знаний при изучении личности преступника, некоторых уголовно-правовых понятий.
Так, в работах К. Экартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792 г.) и И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии» (1792 г.) была сделана попытка психологического рассмотрения личности преступника.
Наиболее интенсивное развитие зарубежной юридической психологии началось в XIX в. В 1808 г. вышла работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», а в 1835 г. — работа И. Фредрейха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которых также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного судопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.
В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии в результате сформировались 5 основных направлений исследования [9]:
1) криминальная психология;
2) психология свидетельских показаний;
3) психология методов диагностики («причастности»), т.е. установления виновности подозреваемого и обвиняемого;
4) психологическая экспертиза;
5) психология следственно-судебной деятельности как профессии («психотехника»).
Значительное воздействие на формирование одного из основных направлений юридической психологии — криминальной психологии, оказали труды итальянского тюремного психиатра Ч. Ломброзо, создателя биопсихологического направления в изучении личности преступника. Его теория «врожденного преступника» надолго связала криминальную психологию с судебной психологией
В начале ХХ в. окончательно оформился предмет изучения криминальной психологии, что нашло отражение в трудах Г. Гросса «Криминальная психология» (1905 г.), П. Кауфмана «Психология преступности» (1912 г.), Ф. Вульфена «Психология преступника (1926 г.). Швейцарский психолог Э. Клапаред в научный обиход ввел понятие «юридическая психология», которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.
Другим направлением развития юридической психологии стала разработка проблемы свидетельских показаний (ХIХ в). Данное направление окончательно оформилось в ХХ в. Соответствующие психологические исследования проводились в Германии (Штерн, Липпман, Лист), во Франции (Бинне, Клапаред). Результаты исследований регулярно публиковались в журнале «Доклады по психологии показаний» (Лейпциг).
Разработка методов психологической диагностики («причастности») установления виновности подозреваемого, обвиняемого являлось следующим направлением развития юридической психологии В качестве диагностического метода использовался ассоциативный эксперимент, который стал прообразом современного лай-детектора (полиграфа).
Психологические исследования свидетельских показаний послужили основой применения в ХХ в. в судебном процессе психологической экспертизы (четвертое направление), особенно по делам о преступлениях несовершеннолетних; вопросы психологической экспертизы изучались в рамках как уголовных, так и гражданских дел.
В 20-30 гг. ХХ в. зарубежные ученые стали активно внедрять в практику правового регулирования методические наработки таких школ психологии, как психоанализ, бихевиоризм, психотехника. Пятым направлением стало выделение в психологии юридического труда — «психотехники», которая изучает проблемы юридической деятельности, разрабатывает профессиограммы различных категорий специалистов в области юриспруденции, рекомендации по подбору и обучению кадров, научной организации труда, совершенствованию профессионального мастерства.
В 30-70-е гг. ХХ в. получили дальнейшее многоплановое развитие как теоретические разработки, так и разносторонние подходы в создании инструментария психодиагностики, психокоррекции и психотерапии, которые достаточно активно использовались и используются ныне в юридической психологии.
В наше время в США юридическая психология традиционно тесно связана с криминалистикой. Эти исследования сосредоточены в университетах, но общее руководство ими осуществляется федеральным Министерством юстиции. В пенитенциарно-психологических исследованиях США интенсивно разрабатывается методика обучения социально-конформистскому поведению в обществе. Тюремные психологи объединены в Американской ассоциации психологов исправительных заведений.
В Италии судебная психология традиционно ориентирована на клиническое направление, во Франции — на социально-психологическое и социологическое направление. Исследование преступности в Японии ориентировано в основном на психиатрию.
1.2 Развитие отечественной юридической психологии
Несмотря на то что юридическая психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение психологического знания в России в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности также имеет историю, которую условно можно разделить на периоды [2]:
1. Развитие юридической психологии в России в начале века (до 1917 года);
2. Период развития советской юридической психологии (до 1991 года);
3. Постсоветский период развития юридической психологии (с 1991 года по настоящее время).
В России о необходимости учитывать психологию преступников еще в XVIII веке высказывался И.Т. Посошков, предлагавший в «Книге о скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Однако какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в то время господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний. Уголовное судопроизводство было основано на тайном, письменном процессе, на стремлении получить признание обвиняемого любой ценой, в том числе с помощью самых изощренных, зверских пыток.
В начале ХIХ в. предпринимаются попытки использовать психологические знания в уголовном процессе. Но только судебные реформы 60-х годов ХIХ в. создали предпосылки для широкого использования психологии. В 1863 г. выходит учебник Б.Л. Спасовича «Уголовное право», в котором используется большое количество психологических данных, а в 1874 г. в Казани выходит в свет первая монография по судебной психологии, написанная А.А. Фрезе «Очерки судебной психологии». Обе книги оказали значительное воздействие на развитие судебной психологии России.
Значительный вклад в развитие отечественной психологии внесли А.Ф. Кони («Свидетели на суде», 1909 г., «Память и внимание», 1922 г. и др.): В.М. Бехтерев, М.Н. Гернет, В.П. Сербский, А.Р. Лурия и многие другие. Было опубликовано большое количество работ, статей, очерков, курсов лекций; во многих городах страны открывались специализированные лаборатории, кабинеты, институты по изучению преступности и преступника. Так, в 1907 г. по инициативе В.М. Бехтерева был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебная психология». В 1909 г. в рамках этого института был создан Криминологический институт. Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться в России как самостоятельная прикладная отрасль психологии. В судебной психологии намечается круг своих специфических проблем — изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др. В 1912 г. вышел фундаментальный труд В. Бехтерева «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности». В судебно-психологические исследования активно включались психологи (А. Нечаев, Д. Завадский и др.).
Таким образом, в России стали развиваться те же направления юридической психологии, что и в Западной Европе [6]:
Первое направление — криминальная психология.
Второе направление — развития судебной психологии в России — исследование психологии свидетельских показаний. В работах многих авторов доказывалась невозможность получения объективной, достоверной информации у свидетелей.
Третье направление — судебно-психологическая экспертиза. Первое обращение к использованию психологических знаний в юридической практике относится к 1883 г. и связано с расследованием изнасилования, в котором обвинялся московский нотариус Назаров, а потерпевшей была актриса Черемнова. Предметом экспертизы было психическое состояние актрисы после ее дебюта: первое выступление в спектакле привело ее к такому упадку сил, что она оказалась неспособной оказать какое-либо физическое сопротивление насильнику.
Четвертое направление связано с изучением проблем повышения производительности труда, что привело к активизации исследований по психологии труда (психотехнике), которые стали проводить и по изучению психологических особенностей деятельности следователя (психология следственной деятельности).
Резко возрос интерес к юридической психологии в первые годы после революции [4], стали изучаться психологические предпосылки преступности, психологические аспекты ее предупреждения. Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже на I Всероссийском съезде по психоневрологии в 1923 г. работала секция криминальной психологии. В 1930 г. состоялся 1-й съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. Однако в это время были допущены и крупные биологизаторские ошибки, резкая критика которых в начале 30-х гг., а также последующий правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических исследований. Никакие психологические исследования в сфере права не допускались. И только в 1960-х гг. постепенно начали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения эффективной правоприменительной деятельности. В 1964 г. было принято специальное постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране», в соответствии с которым уже в следующем учебном году в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». В 1968 г. в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (в НИИ Генеральной прокуратуры) был создан сектор психологии под руководством профессора А.Р. Ратинова, который в то время возглавил возрождение юридической психологии в нашей стране. Его фундаментальная работа «Судебная психология для следователей» (1967) и ряд публикаций по методологическим вопросам юридической психологии заложили основы развития современной отечественной юридической психологии. На съездах психологического общества СССР стала функционировать секция судебной психологии. В 1974 г. в составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского организована лаборатория психологии. Начались широкие исследования по изучению профессии следователя, судьи, психологии оперативно-розыскной деятельности, психологии дознания и следствия, проблем судебно-психологической экспертизы, но и углубленное исследование личности преступника, мотивации преступного поведения, психологических аспектов профилактики правонарушений, психологии деятельности исправительно-трудовых учреждений, психологических условий эффективности правовых норм, психологии судопроизводства, правомерного поведения и др.
Существенные изменения, произошедшие в 1980-х гг., потребовали соответствующих преобразований в подготовке юридических кадров. Преподавание юридической психологии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов. Разработанные учебные программы, учебники и учебные пособия позволили нормализовать преподавание общей и юридической психологии в юридических вузах, сформировать юридическую психологию как учебную дисциплину. Интенсивно формируются и ее научно-методологические основы.
Позитивные изменения наблюдаются в плане организации научных исследований. Указанные процессы свидетельствуют о выходе юридической психологии в настоящее время в России на новый этап развития. Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В.В. Романов и М.И. Еникеев: первый в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.
В настоящее время юридическая психология сформировалась как самостоятельная наука. Проводится множество исследований по следующим основным направлениям: общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками); правосознание и правовая психология; профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности; криминальная психология, психология преступника и преступления; психология предварительного следствия; психология уголовного судопроизводства; судебно-психологическая экспертиза; психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей; исправительно-трудовая психология; этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности; психология организованной преступности и др. свидетельский уголовный судопроизводство преступник
В качестве учебной дисциплины она занимает полноправное место в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.
Задание 2. Заполните таблицу, указывая общее и различное в понимании дефиниции «личность преступника» в следующих науках и учебных дисциплинах: социология права, юридическая психология, криминология, уголовное право, уголовный процесс, криминалистика и ОРД.
Понимание дефиниции «личность преступника» [3]