ПСИХОЛОГИЯ

Этапы и периоды психологии

Предмет психологии: основные этапы развития представлений о предмете психологии

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

– до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев

– рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души;

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

–ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса;

IIIэтап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Именно между внешним стимульным “входом” и объективным поведенческим “выходом” функционирует собственно психика, которая их не просто связывает, а по-особому организует и заслуживает конкретного изучения.

– 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы;

– 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники;

– современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.

В истории психологии происходили конфигурации представлений о предмете психологии:

А) Душа как предмет науки

1.Античная психология. Два основных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) — психическую жизнь разглядывают исходя из естественных обстоятельств, но при этом впадают в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета и идеализм (Платон, Аристотель) — разглядывают её как несводимую к механистическим взаимодействиям действительность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак её не объясняют. Основной тупик – душа признавалась главной предпосылкой – первопричиной движения (жизни). Вопрос о детерминации самой души не ставился.

Демокрит: Душа — образование из атомов. Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из маленьких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Её обновление происходит с каждым дыханием (часть атомов входит, часть покидает тело). Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Больше всего атомов души у человека, но они есть и у камня. Заболевание – это изменение пропорции атомов. В органах чувств маленькие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Восприятие — излучение атомов и их восприятие. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей — сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особенное тело. Если душа движет телом, то она сама телесна, т.К. Механизм деяния души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка. Нам лишь кажется что психика и душа не материальны, мы просто не можем их измерить.

Платон (находился под влиянием Сократа). Душа и тело — различные вещи. Душа — вечна, она есть часть мира идей. Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-или субстанции. Они безвидны, незримы, есть без помощи других, независимо от чувственных вещей. Материя – небытие, непонятное незримое. Это ничто, которое может стать хоть какой вещью, т.Е. Всем при соединении с определенной идеей. Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком.

Идеи – эталоны, вещи – их подобия. Душа – начало, посредствующее меж миром идей и чувственных вещей. Она нечто первичное, возникающее до этого всех тел, властвует над всеми. Человек – микрокосм, который подобен космосу в целом. Космос – некое одушевленное тело. У космоса есть своя душа (глобальная душа). Индивидуальная душа человека – часть космической (мировой) души. Космос – разумное существо – вместилище космического разума и тела. Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли. Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей. Душа не есть мысль, она причастна идеям. Не тело заведует поведением человека, а все связывается благом и долгом.

Соотношение души и тела: душа не существует раздельно от тела, душа обязана соответствовать телу. Они (душа и тело) обязаны быть соразмерны. Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков). Динамизм душевного мира: разумное начало заведует телом и остальными частями души. Разум видит наилучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После погибели человека она отлетает и попадает на трибунал, на котором в зависимости от человеческих поступков она попадает в ад либо переселяется в тело человека. Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душа имела до вселения в тело.

Аристотель. Душа (психика) — организующее начало в теле. Тело и душа взаимосвязаны. Душа — форма, метод организации живого тела. Последнее — одушевлено, душа делает его живым (Аристотель — виталист). Благодаря душе мы представляем из себя целостный организм. 3 Вида души: растительная, животная (активность, взаимодействие с объектами), разумная (соединяется с вечностью, божественным духом). Аристотель занимал промежуточное место меж идеалистами и материалистами. Критикует представления о душе как материальном субстрате. Душа – нечто принадлежащее телу, самая принципиальная функция тела, это форма, которая существует в материи. Форма лежит не над материей, а в ней самой. Движение определяется формой, но не осуществляется без плана, цели. Соотношение души и тела: душа и тело соединены меж собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя учить раздельно от тела. Душа – форма тела. Это не материя, т.К. Материя есть то, из чего состоит вещь. Форма – суть вещи, она выражает рвение вещи к определенному существованию. Форма задает определенную линию развития. Душа – мишень. Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (чувства, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление). Телу соответствует много функций – несколько душ. Не делить душу на части, она – целое. Силы души – части души лишь в логическом плане. Любая последующая ступень включает функции предшествующей. Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические либо волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют разные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения. Орган души – сердце. Энтилехия – высшее воплощение всех функций среды (то что вложено в тело, как его мишень).

Б) Сознание как предмет психологии

Конец 18 в. — Развитие естествознания — окрепло строго причинное мировоззрение. Попытка перейти к новым эмпирическим способам. Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Необходимо было выделить критерий отличия психического от непсихического. Таковым критерием стало сознавание (отождествление психики и сознания) –Декарт. Сознание (дух) — мир духовного, мышления (чувства, побуждения . ). Это духовная субстанция, которая изначальна; мир духовный и материальный есть вначале и взаимодействуют с другими жр. Через шишковидную железу. Душа не возникает из материального мира, и материя из духа. Психика – особенный мир, отменно отличающийся от всего окружающего. Есть два вида нашего существования: настоящая жизнь и познание. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании способ сомнения (мишень сознания – рвение к истине). колебание акт мышления => мышление познается нами до этого и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Мышление — все то, что совершается в нас осознанно. Т.О., Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических действий. Декарт избирает новый метод исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению лишь собственных мыслей, т.Е. Субъективных состояний. Серьезное деление души и тела. Тело преобразуется в машину, которая взаимодействует с душой. У животных психики нет. Нет её у младенцев. Бог приносит душу в тело дитя. Животные — рефлекторные машины. Конкретно у Декарта в первый раз возникает понятие рефлекса. Локк — предложил способ исследования сознания. Два вида опыта: объекты чувства и внутреннее восприятие действий нашего разума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Ввел понятие рефлексии – получение идей, которые приобретаются разумом при помощи размышления о собственной своей деятельности. Разум может сразу заниматься обретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность = > способ исследования фактически психической деятельности – способ «внутреннего восприятия», «самонаблюдения».

Г.И.Челпанов – предмет психологии, то что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.Е. Внутренний опыт). способ самонаблюдения.

Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Психология обязана учить все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, конкретно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт. Способ интроспекции. В остальных направлениях (функционализм, структурализм, ассоциативная психология) были описаны различные элементы сознания (чувства, виды, умозаключения); неоднородность сознания (фокус, периферия); произвольные и непроизвольные процессы в сознании; сгусток и размер сознания. Титчнер.

В) Поведение как предмет психологии исследование не психики в поведении, а поведения. Способ – опыт. Задачки – формирование навыков, предсказание поведения. Этот подход основывался на том, что исследовано научно может быть лишь то, что может быть записанно.

Г) Бессознательное. Психоанализ. Способ – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни. Задачка – терапия.

Д) Деятельность. Психику нельзя учить раздельно от деятельности. Способ – генетико-формирующий. Задачки – трудности формирования, генетические и развивающие. П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического).

Е) Познавательные процессы. Когнитивная психология. Способ – моделирование. Задачка – создание различных видов искусственного интеллекта. Для понимания поведения нужно обратиться к внутренним опосредующим действиям, до этого всего когнитивным.

Ж) Личность.Гуманистическая психология. Способ – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задачка – психотерапия.

З) Неформализуемые процессы.Выделено на базе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы, психики которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и обязаны быть в большей степени предметом психологии.

Источник

Основные этапы развития психологии

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

1 этаппсихология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этаппсихология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этаппсихология как наука поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

4 этаппсихология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. (Л.Д. Столяренко «Основы психологии»)

Отрасли психологии

Знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой науки с другими науками – естественными, социальными, техническими.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психологияизучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (воздействие радио, прессы, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психологияизучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения этого развития.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п. психология труда имеет несколько разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связаны друг с другом отраслями психологической науки. Таковы: инженерная психология, изучающая, главным образом, деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной, и др.; авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма и т.п.

Медицинская психологияизучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разноообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология,которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психологияизучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу ит. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психологияизучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология рекламызанимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология религиипытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психологиязанимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы ичеловека. Дискуссионной областью является парапсихология(традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т.д.). (Л.Д. Столяренко «Основы психологии»)

Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 1372 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть