Этапы исследования личности в психологии
Этапы исследования личности в психологии
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
2. Исследования личности: этапы, научные подходы
Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности все социально-психологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и изменение на протяжении жизни человека. Поскольку большинство направлений психологии лишь в минимальной мере представлены в современных теориях личности, это является доказательством того, что адекватная теория личности еще не создана.
Психология личности как наука сложилась сравнительно недавно, но исследования в этой области велись уже давно. В истории исследований можно выделить несколько этапов (табл.).
Название этапа | Период | Исследователи |
1. Философско-литературный | V в. до н.э. — нач. XIX в. | Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм и др. |
2. Клинический | Нач. XIX в. — XX в. | Фрейд, Адлер, Юнг и др. |
3. Экспериментальный | Нач. XX в. | Лазурский, Айзенк, Кэттел, Олпорт и др. |
Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.
2. Исследования личности: этапы, научные подходы
Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности все социально-психологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и изменение на протяжении жизни человека. Поскольку большинство направлений психологии лишь в минимальной мере представлены в современных теориях личности, это является доказательством того, что адекватная теория личности еще не создана.
Психология личности как наука сложилась сравнительно недавно, но исследования в этой области велись уже давно. В истории исследований можно выделить несколько этапов (табл.).
V в. до н.э. — нач. XIX в.
Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм и др.
Фрейд, Адлер, Юнг и др.
Лазурский, Айзенк, Кэттел, Олпорт и др.
Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.
В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.
Экспериментальный период характеризуется активным внедрением в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавиться от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой (не только описывающей, но и объясняющей свои выводы).
С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.
В соответствии с бихевиористской теорией личности (основоположником которой является американский ученый Д. Уотсон; 1878—1958) психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением. Задачу психологии Д. Уотсон видел в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение личности.
Основоположники гештальт-психологической теории личности Т. Вертгеймер, В. Келер и К. Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов (нем. gestalt — образ). Построение психического образа происходит как мгновенное «схватывание» его структуры.
Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора.
Когнитивная теория личности (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito — знания).
Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.
Среди рассмотренных теорий можно выделить три практически не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.
1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на форму их протекания.
Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработанная З. Фрейдом. Самосознание человека З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.
Структура личности, по З. Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено сексуальной энергией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.
«Я» представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Я» ориентируется на реальность.
«Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
Несознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью «Я», т.е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности и рациональности, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, короче — от структуры социальной деятельности индивида.
По мнению теоретиков-бихевиористов, социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности складываются в результате наблюдений над такими социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей являются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе — это результат взаимодействия между индивидом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.
3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей. Это направление определяется как гуманистическое и ассоциируется с такими именами, как К. Роджерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изучении личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гуманистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.
Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу «или-или» не имеет смысла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предлагается историко-эколюционный подход, в котором антропологические свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В контексте данного подхода подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности. Формирование и развитие этого направления — заслуга Л.С. Выготского (1836—1904) и А.Н. Леонтьева (1903—1979). Эта теория в отечественной психологии носит название теории деятельности.
В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.
Основоположники теории отношений — А.Ф. Лазурский (1874—1917), В.Н. Мясищев (1892—1973) — считали, что «ядро» личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.
Согласно теории общения — Б.Ф. Ломов (1927—1989), А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская — личность формируется и развивается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.
Теория установки — Д.Н. Узнадзе (1886—1950), А.С. Прангишвили — развивает представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности.
. профессор, член экспертного совета ВАК Российской Федерации по педагогике и психологии. … 1.3. Трудовой коллектив и его развитие. 1.4. Социально-психологические феномены.
В дни фестиваля я познакомился с доктором Споком, провел с ним много времени, обсуждая различные проблемы педагогики и психологии.
Барабанщиков А. В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2115 «Нач. воен. обучение и физ.
*Психология и педагогика / Сост. … • проективные методы, основанные на выводах психологической науки о том, что субъект сознательно или неосознанно переносит.
* Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. В.В. Богословский и др. … ** Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Педагогика, 1986.
**Психологический словарь. — М.: Педагогика — Пресс, 1996. … Организационное поведение базируется на исследованиях экономической психологии и экономической социологии, однако.
• быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии
Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология. . bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/2.htm.
М. Н. ФИЦУЛА, Р. М. ХМУРИЧ, преподаватели кафедры педагогики и психологии педагогического института.
16.2. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.
Исследования личности: этапы, научные подходы
Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и наиболее трудных проблем.
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерениях. Поэтому можно предложить схематическое определение: личность – это многомерная и много уровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека[2].
С конца 1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине XX в. сложились несколько теорий, наиболее известными из которых являются:
Бихевиоризм(от анг. behavior — поведение) разрабатывался американскими психологами Э.Л. Торндайком (1874—1949), Дж. Уотсоном (1874—1949) и др. На его развитие громадное влияние оказала работа русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.
Основная схема поведения описана бихевиористами в символах «S—R: стимул — реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией — любое ответное действие. Реакция может быть простой (например, отдергивание руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся все формы человеческой деятельности, которые содержат какое-либо действие (прием пищи, написание текста, игра и др.). Речь человека как внешняя (вслух), так и внутренняя (про себя) также была отнесена к реакциям.
Представители теории были убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на них, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде. Иными словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. В своей книге «Бихевиоризм» Дж. Уотсон писал: «Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — независимо от его предков».
Ученый был уверен, что тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет спрос со стороны семьи и общества. Такой подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки. В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихевиоризма, признали, что формула «S—R: стимул — реакция» не может полностью описать поведение и деятельность, причем не только человека, но и животных.
Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный механизм — познавательные процессы: мышление, память, воображение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основными представителями которого являются Э. Толмен (1886—1959), К. Холл (1884—1953), Б. Скиннер (1904—1990) и др.
Бихевиоризму психология обязана наличием множества четких фактов, тонкими экспериментальными приемами. Благодаря этому направлению она стала объективной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений[1].
Психоанализкак ни одно из направлений разработки теории личности приобрел громкую известность за пределами психологической науки. Его основателем стал австрийский врач и психолог 3. Фрейд (1856—1939).
Будучи медиком, 3. Фрейд обратил внимание на то, что невротические болезни людей часто вызваны психическими травмами, полученными ими в детстве. Обращение к детскому опыту при переживаниях взрослого человека было его важнейшим открытием.
Ученый считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта находится вне сферы сознания.
Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней: ид («оно»), эго («я»), суперэго («сверх-я»).Уровень «оно» — бессознательная часть психики — насыщен сексуальной энергией (либидо), подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни каждого человека (первый принцип поведения). Вторым принципом является гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.
Уровень «я» представлен сознанием. Как правило, это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственнойличности и поведения. Ориентируется на реальность.
«Сверх-я» представлено как на сознательном, так и подсознательном уровне. «Сверх-я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и духовными ценностями.
Неосознаваемые влечения, идущие от «оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта, с социальными и нравственными нормами поведения («сверх-я»). Конфликт разрешаетсяс помощью «я», т.е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности, стремится примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали. Именно этот метод и получил название «психоанализ». Представление о том, что поведение человека определяетсяне только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, произвело подлинный переворотв представлениях о человеческой психике и является в настоящее время общепризнанным[1].
Важнейшим ответвлением психоанализа является неофрейдизм, представители которого (Э. Фромм, К. Юнг, К. Хорни,А. Адлер, Э. Эриксон и др.) отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значение социальным. Наиболее ярким из них является Э. Фромм(1900—1980).
Фромм проанализировал типы социальных характеров и пришел к заключению о том, что человек может, а значит, должен противопоставить внешнему авторитету власти и общественного мнения свои собственные разум и волю. Иными словами, спасение от авторитарности во всевозможных ее видах ученый видел в самостоятельности и самосовершенствовании человека.
Другой представитель неофрейдизма К. Юнг (1875—1961) считал, что помимо «личного бессознательного», описанного Фрейдом, существует и «коллективное бессознательное» (часть психики), которое является общим для всех людей и передается по наследству. Коллективное бессознательное существует в виде особых образований — архетипов. Они проявляются в мифах и сказках, общие темы которых прослеживаются у разных народов.
Одно из важнейших открытий Юнга заключается в выделении психологических типов людей: экстравертов (направленных вовне) и интровертов (направленных в себя). Данная типология широко разрабатывается сегодня в рамках особой науки — соционики.
Последователь Фрейда А. Адлер (1870—1937) центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству. Он пытался освободить теорию 3. Фрейда от полной биологизации. В своей теории, названной «индивидуальной психологией», Адлер утверждал, что именно цели, а не инстинкты объясняют повседневное поведение человека. Основной, фактически врожденной целью личности является стремление к превосходству и самоутверждению. Если же этого не происходит, у человека появляется «комплекс неполноценности», для преодоления которого он постоянно ищет способы компенсации (через творчество, занятия спортом и др.).
Карен Хорни (1885—1952) считала, что движущие мотивы поведения человека проявляются в феномене «базальной тревожности» — чувстве одиночества и беспомощности. Базальная тревожность есть результат авторитарного, жесткого, пренебрежительного отношения родителей и воспитателей к ребенку. Страх и беспокойство стимулируют человека на поиск путей к безопасности.
Эрик Эриксон (1902—1994) рассматривал жизнь человека как поиск собственной идентичности. Последняя понималась им как субъективное представление индивида к себе (кто есть я? кем и каким я хочу стать?). По мнению психолога, жизнь человека периодически прерывается остро переживаемыми утратами ощущения собственной идентичности. Сильное чувство идентичности подготавливает индивида к преодолению любых жизненных сложностей, слабое — разрушает эту способность[1].
Гуманистическая психологиявозникла в 1960-е гг. в США. Это направление в качестве главной идеи провозгласило новый взгляд на развитие человека и основано на оптимистическом подходе к пониманию его природы: вере в творческие возможности и силы каждого, в его способность сознательно выбирать свою судьбу и строить собственную жизнь. Поэтому и название направления происходит от латинского слова humanus — человечный.
Так, американский психолог К. Роджерс (1902—1987) рассматривал личность с позиции ее изменяющегося представления о себе. Индивид постоянно сравнивает себя с другими, чтобы получить ответ на вопрос «кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации человека к окружающему миру, негативный — вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет ему в полной мере реализовать свои возможности.
Другой американский ученый А. Маслоу (1908—1970) считал наивысшей врожденной потребностью человека самоактуализацию, подчеркивая роль самого индивида в построении своей личности. По мнению Маслоу, любой человек рождается с потребностью делать только добрые дела.
Важно отметить также два направления исследований психологии личности, которые разрабатывались отечественными психологами[1].
Деятелъностный подходрассматривает личность, ее формирование и развитие с позиции практической деятельности как особой формы психической активности. Внутреннее богатство человека определяется разнообразием видов деятельности, в которые он реально включен, и тем личностным смыслом, которым он их наполняет.
Личность представлена как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), приобретаемых в предметной деятельности при выполнении полезной общественной роли с учетом ее положения в обществе. Таким образом, социальная среда, в которой живет человек, занимаясь общественно-полезной деятельностью и вступая через общение в деловые и межличностные отношения с другими людьми, есть источник становления его личности.
Глубокая проработка деятельностного подхода проведена С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Учеными предложена трактовка деятельности, согласно которой, изменяя внешний мир, человек изменяет и свою собственную психическую природу. В этом проявляется принцип единства сознания (психики) и деятельности[2].
Культурно-исторический подходизучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Его автор Л.С. Выготский считал, что именно слово-знак первично по отношению как к практическому действию, так и к мышлению. Исторические корни этих знаков следует искать в совместном труде. Сначала появились звуки-команды, исходящие от другого человека и носящие условно-сигнальный характер. С течением времени человек научился давать подобные команды для себя и с их помощью управлять своим поведением. В процессе дальнейшего культурного развития звуки-знаки вытеснялись словами-знаками. Человек овладевал собственной психикой.
Таким образом, в деятельностном подходе личность изучается сквозь призму активности человека в совокупности деятельностей, в которые он включен. Культурно-исторический подход в качестве основы выбрал знак, слово, символ, речь, труд[1].
Структура личности
Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного развития. Элементы системы образуют устойчивую структуру. Термин «структура» (от лат. struktura — строение, взаиморасположение) обычно используется при необходимости подчеркнуть целостность, неделимость объекта, достигаемую за счет взаимосвязи его элементов. Выделение элементов в личности человека является условным. Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве.
Структура личности рассматривается исследователями по-разному. Большинство из них выделяют в личности две составляющие:
♦ биологическое (эндопсихика), отождествляемое с нервно-психической организацией человека и включающее в себя его анатомические и психофизиологические особенности;
♦ социальное (экзопсихика), определяющее отношение человека к внешнему миру в его социальном опыте.
Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.
Наиболее обоснованная и развернутая структура личности — функционально-динамическая — предложена К.К. Платоновым. На основе критерия соотношения социального и биологического в ней выделены четыре подструктуры:
♦ направленность личности (включает в себя такие характеристики, как интересы, склонности, идеалы, моральные свойства, мировоззрение, убеждение; формируется в процессе воспитания);
♦ жизненный опыт (включает такие характеристики, как знания, умения, навыки, привычки; формируется в процессе обучения);
♦ особенности психических процессов (включает такие характеристики, как воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память; формируется в процессе упражнений);
♦ биопсихические свойства, объединяющие темперамент, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры зависит от свойств нервной системы и мало поддается коррекции.
На приведенные выше накладываются еще две подструктуры: характер и способности[1].
Таким образом, исследованием личности в психологии занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Платонов, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные подходы к изучению личности и определения.