ПСИХОЛОГИЯ

Этапы кризиса в психологии

Личностный кризис – актуальное словосочетание.

Личностный кризис – наступает не сам по себе, а из-за действий, произошедших в жизни. Если запустить ситуацию, то явно итог будет плачевным. Данный кризис следует лечить незамедлительно. Однако у каждого человека существует свой индивидуальный – смысл жизни. Будь ты замкнутым, открытым, интровертом или экстравертом, у тебя есть свое «Я». Это можно назвать мягче – психологический кризис.

Психологический кризис – это потеря собственного «Я». Заболеванием данный недуг назвать сложно, схожесть есть с депрессией. Работать, готовить еду, стирать и убирать человек в состоянии. Заниматься чем — то особенным, интересным, свойственным только ему становится проблемно. Уходит понятие « Зачем мне это нужно». Происходит замкнутость в себе. Поведение становится непонятным, в силах ранить душу навсегда. То окружение, в котором находится человек часто не в состоянии понять психологически больного и начинает его изгонять из общества. Покончить жизнь самоубийством – худший исход. Подвергнуться психологическому кризису просто посмотрев телевизор или послушать человека с данным недугом. Иногда случается и хорошее. Эмоциональный всплеск дает человеку поддержку и лучше понять, реализовать собственное «Я».

Психология личностного кризиса определяет четыре этапа. Человеку сложно начать жить «с чистого листа» без кризиса. Это как птица феникс – перерождения собственного «Я», но уже с другими критериями жизни. Дж. Каплан выделил 4 этапа. Рассмотрим:

1 этап. Проблемы начального характера, которые стимулируют человека их решать обычным способом.

2 этап . Проблемы усиленного характера не решаемые обычным способом.

3 этап. Проблемы слишком большого характера. Данный этап задействует всевозможные силы человека.

4 этап. Вот тут то и начинается депрессия.

Психологический кризис личности может закончиться на первом, втором или третьем этапе. Все зависит от того, когда человек найдет нужный выход из положения.

Хотелось уделить маленькое внимание фрустрации – нет возможности осуществить желания связанные с потребностью внешнего мира. Человек либо погубит себя изнурительным трудом добиться желаемого, либо замкнется в себе окончательно. Выход из ситуации есть: близкие люди могут помочь пересмотреть варианты достижения цели или переубедить, настроить на другую цель.

Источник

Основные психологические кризисы человека

Кризис № 1
Первый важный этап в череде кризисных периодов — от 3 до 7 лет . Его еще называют периодом « укрепления корней ». В это время формируется глобальное отношение к миру : безопасен ли он или враждебен . И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье , любим он и принимаем или , в силу тех или иных причин , ему приходится « выживать ».

Как вы понимаете , имеется ввиду не физическое выживание ( хотя семьи бывают разные , в том числе такие , где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле ), а психологическое : насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей , избавлен ли он от всякого рода стрессов .

Это очень важный период , так как от чувства , что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка , отношение человека к самому себе . Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое .

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий : « Я буду стараться , а мир вокруг меня поддержит ». Такие дети получаются оптимистами , не боящимися самостоятельности и принятия решений . Недоверие же к миру взрослых ( а значит к миру вообще ) формирует человека вечно сомневающегося , безинициативного , апатичного . Такие люди , вырастая , не способны принять не только себя , со всеми недостатками и достоинствами , им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку .

Кризис № 2
Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет . Это переход от детства к взрослости , когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей , идет постоянное сравнение : « лучше я или хуже , отличаюсь ли от других , если — да , то чем именно и как это для меня — хорошо или плохо ? ». И самое главное : « Как я выгляжу в глазах других людей , как они меня оценивают , что значит быть индивидуальностью ? » Задача , которая стоит в этот период перед человеком — определить меру собственной независимости , свой психологический статус , границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того , что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами , которые нужно принять . Поэтому так важен опыт , полученный вне дома , поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают : главный опыт там , во взрослом мире , среди сверстников . И набивать шишки хочется только самому , без заботливых маминых рук .

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки , окрепнувшей уверенности в собственных силах , что « я все могу сам ». Если же кризис не разрешился должным образом , то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников , от любых , даже навязанных « норм » среды , от обстоятельств , наконец . « Зачем стараться , добиваться чего — то , у меня все равно ничего не получится ! Я хуже всех ! ».

Неуверенность в себе , зависть к чужим успехам , зависимость от мнения , от оценки окружающих — вот те качества , которые человек , не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни .

Кризис № 3
Третий кризисный период ( от 18 до 22 лет ) связан с поиском собственного места в этом сложном мире . Приходит понимание того , что черно — белые краски предыдущего периода уже не годятся для того , чтобы понимать всю палитру внешнего мира , который гораздо сложнее и не однозначнее , чем казался до сих пор .

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой , страх , что « я не соответствую , я не смогу … ». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире , самоидентификации , как говорят психологи .

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана : вместо собственного пути , искать объект для подражания или « широкую спину », за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь , или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты , но при этом не предлагать ничего своего , ограничиться только протестом , без конструктивных решений и путей .

Именно в этот период формируется « привычка » поднимать собственную значимость путем унижения , принижения значимости других , которую мы так часто встречаем в жизни . Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким , каким ты являешься , со всеми недостатками и достоинствами , зная , что собственная индивидуальность важнее .

Кризис № 4
Следующий кризис (22 — 27 лет ), при условии его благополучного прохождения , приносит нам умение без страха что — то менять в своей жизни , в зависимости от того , как меняемся мы сами . Для этого надо преодолеть в себе некий « абсолютизм », заставляющий нас верить в то , что все , что сделано в жизни к этому моменту — это навсегда и ничего нового уже не будет .

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор , почему — то перестает удовлетворять . Появляется непонятное чувство беспокойства , неудовлетворенности тем , что есть , смутное ощущение , что могло быть по — другому , что упущены какие — то возможности , и изменить уже ничего нельзя .

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами , человек понимает , что никакой жизненный курс не может претендовать на « абсолютный », глобальный , раз и навсегда данный , что его можно и нужно менять , в зависимости от того , как изменяешься ты сам , не бояться экспериментировать , начинать что — то заново . Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис , который называют « коррекцией жизненных планов »,« переоценкой установок ».

Кризис № 5
Наступает этот кризис где — то в возрасте 32 — 37 лет , когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими , в карьере , в семье , когда уже получены многие серьезные жизненные результаты .

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений , как таковых , а с точки зрения личной удовлетворенности . « Зачем мне это ? Стоило ли оно таких усилий ? ». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным , чем — то , чего нужно избегать , цепляясь за прошлый опыт , за иллюзорные идеалы .

Вместо того , чтобы спокойно скорректировать планы , человек говорит себе : « Я не изменю своим идеалам , буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса , я должен доказать , что был прав , не смотря ни на что ! ». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь , свои планы , то выход из данного кризиса — новый приток свежих сил , открытием перспектив и возможностей .

Если же начать все с начала оказалось невозможным , период этот будет для вас скорее разрушительным , чем конструктивным .

Кризис № 6
Один из самых сложных этапов — 37 -45 лет . Мы впервые отчетливо осознаем , что жизнь не бесконечна , что все тяжелее тащить на себе « лишний груз », что необходимо сконцентрироваться на главном .

Карьера , семья , связи — все это не только устоялось , но еще и обросло множеством ненужных , досадных условностей и обязанностей , которые приходится соблюдать , потому , что « так надо ». На этой стадии происходит борьба между желанием расти , развиваться и состоянием « болота », застоя . Приходится принимать решение , что тащить на себе и дальше , а что можно сбросить , от чего избавиться .

Например , от части забот , научившись распределять время и силы ; от обязанностей по отношению к близким , поделив из на первичные , действительно необходимые , и вторичные , те , что мы делаем по привычке ; от ненужных социальных связей , поделив их на желательные и обременительные .

Кризис № 7
После 45 лет начинается период второй молодости , причем не только у женщин , которые становятся « ягодками опять », но и у мужчин . По словам одного из западных психологов , мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени , которое еще предстоит прожить .

Вот как А . Либина описывает этот кризисный период : « Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками . Во — первых , в их организме происходят бурные изменения , вызванные закономерными физиологическими процессами . Из — за гормональных изменений в период климакса они , подобно подросткам , становятся вспыльчивыми , обидчивыми , легко раздражаются по пустякам . Во — вторых , у них вновь обостряется чувство самости , и они опять готовы бороться за свое Я , даже при малейшей угрозе независимости . Бороться в семье — с детьми , которые уже покинули или вот — вот покинут родительское гнездо , на работе — чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров , которым » наступают на пятки » более молодые .

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности : » Кто я есть ? » и » Куда я иду ? «. Это верно так же и в отношении женщин , хотя , у них этот кризис проходит гораздо сложнее .

Многие исследования показывают , что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины , считающие себя исключительно домохозяйками . Их приводит в отчаяние мысль о » пустом гнезде «, которым , по их мнению , становится дом , покинутый выросшими детьми . Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы .

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни , другие напротив , видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста . Во многом это зависит от того , как были пройдены предыдущие возрастные кризисы .

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты . Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста — возможности думать уже не только о собственной семье , но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры ».

Кризис № 8
После пятидесяти лет начинается возраст « осмысленной зрелости ». Мы начинаем действовать , руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше , чем когда бы то ни было . Однако , личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы , многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество , отсутствие важных дел и интересов . Отсюда — горечь и разочарование в прожитой жизни , ее бесполезности и пустоты . Но страшнее всего — одиночество . Это в случае негативного развития кризиса из — за того , что предыдущие были пройдены « с ошибками ».

В позитивном варианте развития — человек начинает видеть для себя новые перспективы , не обесценивая прежних заслуг , ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта , мудрости , любви, творческих сил . Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл , не ограничивая жизненных интересов , не несет пассивности и застоя .

Многочисленные исследования показывают , что понятия « старость » и « пассивность » абсолютно не зависят одно от другого , это просто распространенный стереотип ! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между « молодыми » и « старыми » людьми . Все зависит от того , как человек воспринимает собственное состояние : как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности , для интересной полноценной жизни .

Все эти кризисные периоды , которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой , как лестница , « длиною в жизнь », где нельзя попасть на следующую ступеньку , не постояв на предыдущей и где , споткнувшись на одной ступеньке , уже не шагнешь плавно и правильно , ровно ставя ногу , на следующую . И уж тем более , не получится перепрыгнуть через несколько ступенек : все равно когда — нибудь придется вернуться и доделать « работу над ошибками ».

Источник

Понятие кризиса в психологии

Жизнь полна удивительных историй, замечательных происшествий, интересных поворотов судьбы. Она дана человеку для того, чтобы он успел сделать что-то полезное для себя и для общества. Однако суровые будни чреваты появлением различного рода проблем, стрессовых ситуаций и кризисов. Они постигают абсолютно каждого человека на том или ином этапе его жизни. Но что такое кризис? Как он проявляется? Что означает понятие кризиса в психологии?

Понятие кризиса

Часто человек сталкивается с моментом, когда его начинает волновать какая-то проблема. Чувство волнения постоянно усиливается и не покидает его, негативные мысли продолжают беспрерывно посещать его сознание. Зачастую такая проблема возникает по причине перемены, которая послужила толчком для перехода на новый жизненный этап. С этой переменой он не согласен и не готов мириться. Такое состояние именуется кризисом.

В психологии кратко дано определение данного понятия. Психологическим кризисом называется эмоциональное состояние человека, вытекающее из стрессовой ситуации, связанной с нежелательными переменами в жизни. Более развернутая расшифровка определения кризиса в психологии гласит, что кризис – это состояние тяжелого переходного изменения в ощущениях человека, вытекающее из пережитого стресса, связанное с болезнью или полученное в результате душевной травмы. Кризис также определяется эмоционально значимым событием или радикальным изменением статуса в личной жизни, который негативно отражается на моральном самочувствии человека.

Разновидности кризиса в психологии

Существует классификация переживаемых человеком кризисов, которые отличаются по своей форме, источникам возникновения переживаний и этапам его жизненного развития. Так, психология в кризисах жизни проводит разграничение по трем основным направлениям:

Невротические кризисы. Основываются на возрастных изменениях и могут быть порождены в сознании человека даже без изменения внешних условий или влияния внешних факторов на его психоэмоциональное состояние. Как правило, свое начало невротические кризисы берут еще в детстве, когда устанавливаются первичные коммуникации с окружающим социумом и средой обитания. Такой вид переломного момента в жизни предопределяет, по сути, необоснованное ничем ощущение безвыходности ситуации, чувство попадания в тупик. Это влечет дезадаптацию личности или, попросту говоря, отшельничество.

  • Кризисы развития. Иначе именуются, как возрастные кризисы. В психологии современности выделяют ряд граничных возрастных этапов, на которых меняется человеческое эмоциональное и психологическое состояние, варьируется восприятие происходящего и отношение к окружающему миру. Изменения формы, длительности и остроты таких переломных моментов зависят напрямую от конкретной личности индивидуума и его типологических особенностей, а также от социальных условий пребывания и педагогического воздействия. Некоторые специалисты считают проявление в психологии кризиса возрастов абсолютно нормальным явлением, поскольку так формируется личностная и характерная составляющие человека, как социальной единицы. Но многие видят в этом злокачественное проявление, которое мешает человеку нормально адаптироваться к общению со сверстниками в детстве и юношестве и находить коммуникации в зрелом возрасте.
  • Травматические кризисы. Психология детей, подростков, взрослых и людей преклонного возраста не застрахована от негативного влияния на сознательные процессы таких внешних факторов, как трагические жизненные ситуации. Аварии, стихийные бедствия и другим катастрофические события дают мощнейший толчок для возникновения вытекающей из стрессового состояния депрессии и длительного кризисного процесса стагнации.

    Возрастной кризис

    В системе жизненных переломных моментов весомую нишу занимает именно кризис развития. Возрастные кризисы в психологии принято разделять на девять этапов.

    • Этап 1 – кризис новорожденности. Подразумевает нестабильность всех уровней физиологического и психоэмоционального состояния младенца. Привыкший к налаженным процессам в утробе матери, он не готов моментально после рождения перестроиться на другую сферу обитания. Психология возрастного кризиса у детей грудничкового возраста самая мягкая и легко переживаемая, поскольку трудности выражаются больше в физической перестройке организма грудничка.
    • Этап 2 – годовалый кризис. Предполагает становление малыша, открытого для первых воспитательных процессов. Он учится сидеть, ходить, говорить, перестраиваться с грудного молока на взрослое питание. Это своеобразный стресс для ребенка, ведь он переходит границу первого года своей жизни.
    • Этап 3 – трехлетний кризис. Проявляется у деток по-разному, но, в основном, определяется крайним упрямством, капризами и своеволием. В этот период жизни малышу свойственно периодически отказываться от еды, которую он не любит, оказывать сопротивление при укладывании спать, не хотеть самостоятельно одеваться и убирать игрушки.
    • Этап 4 – дошкольный кризис. Возрастная психология у ребенка 7 лет основана на формировании у него социального ощущения своего «я». В это время малыш начинает подражать взрослым, манерничать, говорить о своих желаниях. Это уже не тот младенец, который способен лишь выговаривать отдельные слова и беззаботно играть в рассыпанные по полу игровые атрибуты. Возрастная психология кризиса 7 лет предполагает отхождение ребенка от раннего детства и утерю детской наивности и непосредственности. В это время родителям становится сложнее контролировать свое чадо, ведь малыш начинает больше времени проводить вне дома, со своими сверстниками, в школе. Процесс адаптации к новым условиям жизни, знакомство с большим количеством новых людей, с одноклассниками и учителями становятся непривычными для ребенка 7 лет. Психология кризиса этого времени для детского сознания определяется первыми проявлениями ребенком собственного «я».
    • Этап 5 – кризис 13 лет или пубертатный кризис. Психология подросткового возраста предполагает начало личностного развития ребенка, становление его психоэмоционального развития. Данный период сопровождается быстрыми изменениями не только в моральном плане, но и в физическом. Поэтому этот возраст по-другому называют переходным.
    • Этап 6 – юношеский кризис. Происходит у подростка при достижении 17 лет, когда он, вроде бы, уже и не подросток, но еще и не взрослый. На данном этапе встает вопрос о выборе своего будущего, связанный с окончанием общеобразовательного обучения и необходимостью поступления в ВУЗ, определения своей профессии. Часто молодые люди не могут справиться со своими желаниями и своими предпочтениями, им сложно понять, чего они хотят от жизни, кем мечтают стать, поэтому и возникает переломный кризисный момент.
    • Этап 7 – 30-летний кризис. В психологии возраста отдельное место занимает период зрелости, который знаменуется подведением первых жизненных итогов. Если мужчинами он приветствуется, то женщины желают оттянуть момент тридцатилетия как можно дальше.
    • Этап 8 – кризис 40 лет. Данный период жизни переносится женщинами еще болезненнее, нежели предыдущий. Они начинают чувствовать себя не такими красивыми, как раньше, поэтому часто пребывают в унынии. Но не только дамы переживают этот этап с трудом. Для мужчин сорокалетие является первым звоночком в постепенном угасании былых сил во всех физиологических отношениях, а ведь физическая сила и здоровье – чуть ли не главное достоинство каждого мужчины.
    • Этап 9 – кризис возраста за 50. В то время, когда пятидесятилетний человек должен подводить итоги проделанной в жизни работы и осуществленным мечтам, ему, к сожалению, приходится осознавать факт того, что большая половина жизни уже прожита, что не вернуть уже те счастливые моменты, которые так радовали его раньше, что не стать уже моложе и здоровее, что не получится уже сделать всего того, что можно было осуществить в молодости.

    Психология кризисов жизни по годам на примере людей различных возрастных категорий раскрывает особенности и формы проявления эмоциональной нестабильности и перестройки человека на фоне возрастных изменений его организма.

    Как это происходит у мужчин

    Кризисные моменты проявляются по-разному у людей разных полов, возрастных групп, социальных слоев населения. Например, психология возрастного кризиса у детей существенно отличается от взрослых, разнятся между собой и формы перенесения переломных жизненных моментов у мужчин и женщин. Когда наиболее часто наступает переломный момент в жизни мужчины? Чем он обоснован?

    Кризис в психологии мужчины зачастую происходит с наступлением его сорокалетия. Сороковые «роковые» — так трактуют для мужчины период, когда к нему приходит осознание того, что он уже не тот молодой и бойкий красавец, полный здоровья и сил. Дело в том, что мужчина по своей сути – добытчик. К своим сорока годам он подводит итоги прожитой наполовину жизни и оценивает сложившуюся ситуацию. Если к этому времени он достиг вершины своей карьеры, осуществляет успешно свою трудовую деятельность, является финансово обеспеченным и способным содержать свою семью человеком – он счастлив. Но мужчине постоянно нужна эмоциональная подпитка. Ему хочется, чтобы им восхищались, благодарили за его труд, говорили ему, какой он «молодец». Частая проблема, возникающая у мужчин ближе к сорока годам – это поиск «зрителя». Ведь жена, давно привыкшая к его достижениям в профессиональном плане и прожившая с ним двадцать лет, воспринимает его заработок, как должное и не считает это чем-то особенным. А мужчина жаждет, чтобы его ценили, он требует постоянного внимания. Дело в том, что представитель сильной половины должен ощущать себя могущественным и всевластным, а жена ему этого ощущения уже не предоставляет.

    Именно поэтому так часто мужчины после сорока начинают искать себе молодых красоток, которые восхищаются их положением в обществе, их достижениями, их статностью.

    Помимо чувства моральной и эмоциональной неудовлетворенности, дают свои первые «звоночки» признаки ректальной дисфункции. Мужское либидо – это его крепость, его вера в себя, его гордость самим собой. И тут вдруг, казалось бы, без видимых причин начинают проявляться первые сигналы возрастного сопротивления организма. Мужчина при этом становится раздражительным, он теряет веру в себя, постоянно думает об этом и начинает мыслить негативно. Именно тогда и проявляется у представителей сильного пола форма кризиса возраста.

    Психология многих мужчин устроена таким образом, что его «достоинство» — это главное доказательство того, что он действительно мужчина. Когда по каким-то причинам оно перестает работать, как раньше, ему кажется, что жизнь закончилась, что все очень плохо, что виновата в этом жена, сотрудники на работе, весь белый свет. Именно на эту возрастную категорию приходится по статистике наибольшее количество бракоразводных процессов, потому как «альфа-самцы» объясняют все свои беды невниманием, холодностью и безучастностью своих жен, находят любые зацепки для того, чтобы устроить скандал и обвинить женщину в том, что она где-то ошиблась. Хотя дело тут исключительно в мужчине и в его кризисном состоянии «роковых» сороковых.

    Как это происходит у женщин

    Если говорить о женщинах, их кризисная стадия начинается лет на десять раньше, чем у мужчин. В возрасте 30-35 лет к представительницам прекрасной половины обычно начинают приходить мысли о том, что полжизни уже прожито, а цели и мечты, которые были надуманы еще в далеком юношестве, так и не нашли своего претворения в жизнь. Зрелые красавицы начинают метаться в собственных сомнениях. В этот период многим из них свойственны плохое настроение, падение духа, депрессивное состояние. Все это в совокупности порождается кризисом среднего возраста. Как он проявляется?

    • Потеря уверенности в себе. Представительницам слабой половины человечества трудно быть довольными собой, когда терзают какие-либо сомнения. Они подкрадываются незаметно, но нарастают с молниеносной скоростью и мощной силой. Неуверенность в своей неотразимости, в своих силах, в своей нужности семье загоняют женщину в тупик и обостряют кризисное состояние.
    • Недовольство внешним видом – одна из самых страшных женских фобий. Причиной такого состояния является потеря юношеской красоты и очарования, появление мимических морщин и набор лишнего веса. В этом возрасте многие женщины особо страдают от комплекса неполноценности, зачастую совершенно необоснованно.
    • Осознание начала процесса старения – панический страх овладевает женщинами, когда они «разменивают» четвертый десяток жизни. Многим из них кажется, что они уже совершенно непривлекательны для мужчин, что уже не могут пользоваться среди них успехом. Происходит постоянное сравнение себя с молодым поколением юных красавиц. Тем самым производится анализ своих возрастных изменений и усиливается состояние депрессивной стагнации.
    • Ощущение ненужности – если дама в свои тридцать еще не состоит в браке, в ее сознании поселяется страх вечного безбрачия. Она смотрит на окружающих девушек-коллег, подруг, знакомых, которые успешно вышли замуж и давно являются счастливыми женами, и ее охватывает ощущение тотального уныния и эмоционального дискомфорта. Ей хочется любви, внимания, ласки, заботы, и (что наиболее важно) штампа в паспорте.
    • Чувство невыполненного долга. Любая представительница женского рода обладает материнским инстинктом. Это заложено природой, которая не выбирает, кому дарить счастье стать мамой, а кому нет. В основном, все женщины мечтают стать мамами, растить деток себе на радость. Но нынешняя современность настолько сурова, что девушки, будучи молодыми, целеустремленными, высоко себя оценивающими, часто отказывают мужчинам, которые желают связать с ними свою жизнь. Сначала они отталкивают от себя потенциального мужа, а потом плачут в тридцать лет о том, что до сих пор нет супруга, который смог бы подарить возможность стать счастливой мамой. На самом деле, этот период переживается женщинами очень и очень болезненно. Это, пожалуй, один из пиковых моментов кризиса тридцатилетия женщины.

    Кризис в отношениях

    Отношения между мужчиной и женщиной, их плотская связь, страстные чувства, эмоции и любовь являются неотъемлемой частью жизни каждого представителя человечества. Абсолютно все люди на определенном отрезке своей жизни желают любить и быть любимыми. Как итог, между молодыми людьми противоположных полов завязываются любовные, сексуальные, партнерские отношения, которые, как ни странно, тоже могут претерпевать кризис.

    Психология отношений основана на многих факторах совместного времяпрепровождения. Зачастую, еще не будучи мужем и женой, молодые люди претерпевают кризисную фазу своего совместного проживания или существования, которая заканчивается расставанием. Что же это такое?

    Кризис отношений – это период в жизни пары, когда одну из сторон перестает устраивать ход совместного существования. Это момент, когда партнерам уже не хочется жить так, как прежде, хочется перемен и перенаправления любовной связи в другое, новое и более приятное русло. Но часто молодые люди не находят консенсуса, недопонимают друг друга, скандалят и приходят к единственно верному выходу – расставанию. Это и есть кризис отношений. Его очень сложно преодолеть, если молодые люди утратили интерес друг к другу. Поэтому легче не допустить наступление кризисной фазы в отношениях, нежели пытаться что-то изменить тогда, когда обоим это уже не нужно.

    Семейный кризис

    Психология отношений пары, не состоящей в браке, отличается от таковой у женатых людей. Хотя между этими двумя видами взаимоотношений есть много общего, характер их психоэмоционального и душевного состояния отличается. Психология семейных кризисов более многогранна и широкомасштабна, чем не расписанных официально молодых людей, поскольку у намного больше обязанностей и ответственности друг перед другом. Женатые люди имеют совместное имущество, совместных детей, связаны законом и официальными брачными узами. Поэтому им морально и материально намного сложнее переживать кризис семейной жизни.

    Семейная психология предусматривает множество факторов, провоцирующих возникновение переломных моментов в жизни супругов. В чем проявляется накал супружеских страстей:

    • Сокращение уровня половой активности и физического влечения друг к другу.
    • Потеря стремления нравиться друг другу.
    • Появление ссор на почве воспитания детей.
    • Расхождения во мнениях, потеря общих взглядов, интересов, ценностей.
    • Недопонимание чувств друг друга.
    • Взаимная раздражительность от действий или разговоров в семейном кругу.
    • Проявления эгоизма.
    • Потеря потребности делить свои радости и успехи со своей законной второй половиной.
    • Отношения жены с матерью мужа.
    • Отношения мужа с матерью жены.
    • Недовольство жены по поводу того, что (по ее мнению) муж ничего не может в жизни добиться.
    • Недовольство мужа по поводу того, что его жена вечно вся в делах, не находит времени, чтобы уделить ему внимание, не следит за собой (или делает это слишком рьяно, при этом тратит львиную долю семейного бюджета).

    Нередко проявление переломных моментов выступает в виде кризисов семейной жизни по годам. Психология современности отсчитывает период возможных спадов в отношениях, начиная с двух-трех месяцев после дня бракосочетания и заканчивая двадцатипятилетием совместной жизни. Основными граничными датами считаются полгода, год, дата рождения первенца, пятилетие, десятилетие жизни в браке. Это своеобразные этапы перестройки и психологической переориентации, переоценки ценностей одного или каждого из супругов. Плюс, описанные ранее возрастные переломные моменты отдельно у мужчин и женщин также способствуют разграничению в супружеской паре семейных кризисов по годам.

    Психология финансового кризиса и ее влияние на человека

    Еще одним видом является момент финансовой несостоятельности. Наверное, каждый представитель современного общества хоть раз бывал в ситуации, когда он попадал под сокращение или сам увольнялся с работы, когда он попадал в финансовую зависимость от родителей или супруга. Моменты безденежья часто становятся причиной развития кризисного состояния у любого представителя социума на ранних или поздних этапах его жизни. С ними так же сложно бороться, как и с возрастными или семейными кризисами. Но стоит обратить внимание на то, что все это поправимо, что любую негативную ситуацию можно преодолеть, чтобы не допустить пагубных последствий от воздействия кризисного угнетения.

    Чем чреват кризис для человека

    Наступление переломного момента, развивающегося в нежелательном русле, провоцирует появление множества отрицательных факторов и негативных последствий для человека. Это могут быть:

    • Моральное угнетение.
    • Состояние меланхолического диссонанса.
    • Депрессия.
    • Стрессы.
    • Нервный срыв.
    • Развитие алкоголизма.

    Очень важно уметь выходить из проблемных ситуаций и не допускать развития перечисленных поведенческих моделей. Ведь каждая из них в совокупности может привести к очень неприятным последствиям, даже к мыслям о суициде.

    Как бороться с житейскими кризисами

    Чтобы побороть в себе всепоглощающее ощущение ведомости на поводу у кризисного влияния, необходимо уметь мыслить конструктивно и незамедлительно действовать. Если сидеть, сложа руки, добиться чего-либо сложно.

    Во-первых, необходимо найти причину проблемы. Поиск и нахождение источника всех бед поможет быстрее с ними справиться.

    Во-вторых, нужно проанализировать ситуацию объективно, попытаться взглянуть на нее со стороны. Возможно, увидев положение вещей в другом свете, удастся разглядеть и свои оплошности, спровоцировавшие семейный кризис, или увидеть разрешение ситуации в предопределении какого-то конкретного выхода из нее.

    В-третьих, нужно быть лояльным к себе. Придирки к своей внешности, к своим возрастным изменениям должны восприниматься людьми проще. Старение – это естественный процесс. Нужно ознаменовывать его не переживаниями, а попытками прожить каждый момент жизни достойно и счастливо. Тогда не будет необходимости искать пути преодоления кризиса.

    Источник

  • Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Закрыть