Этапы общения в психологии кратко
Основные этапы общения
Основные этапы деловой беседы.
1. Начало беседы. Установление контакта. Цель этапа: расположит к себе партнера по общению, сныть эмоциональное напряжение.
2. Ориентация в проблеме. Информирование. Цель: определение истинной проблемы общения, используя техники активного слушания.
3. Аргументация и контраргументация. Цель: принятие обоюдного решения, достижения согласия.
4. Завершение беседы. Цель: оставить хорошее впечатление, дать положительные эмоции. Рассмотрим психологические особенности ведения беседы, а также те техники, которые помогают собеседникам добиться оптимального результата в ходе беседы.
В социальной психологии существует эффект установки на восприятие другого человека. Может быть 3 типа установки:
1. Позитивная — переоцениваем положительные качества и игнорируем слабые качества человека: проявляем неосознанное доверие симпатию.
2. Адекватная установка — воспринимаем, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
3. Негативная установка — воспринимаем только отрицательные качества, выискиваем недостатки, подозрительны, недоверчивы.
Врач должен ориентироваться только на адекватную и позитивную установку при общении с пациентом.
Психолог К. Роджерс, выделил 3 условия установления контакта с человеком:
1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.
2. Безусловное принятие другого человека — принятие без предупреждений, без “наклеивания ярлыков”
3. Эмпатия — сопереживание, настроенность на другого человека, способность её глазами увидеть ситуацию.
Может быть 3 типа установки:
1. Позитивная — переоцениваем положительные качества и игнорируем слабые качества человека: проявляем неосознанное доверие симпатию.
2. Адекватная установка — воспринимаем, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
3. Негативная установка — воспринимаем только отрицательные качества, выискиваем недостатки, подозрительны, недоверчивы.
психолог К. Роджерс, выделил 3 условия установления контакта с человеком:
1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.
2. Безусловное принятие другого человека — принятие без предупреждений, без “наклеивания ярлыков”
3. Эмпатия — сопереживание, настроенность на другого человека, способность её глазами увидеть ситуацию.
Ориентация в проблеме.
Этот этап беседы предполагает активное слушание собеседника и понимание его проблемы. Понять невозможно, не услышав. Сообщение может не дойти до Вас, если Вы сам “не умеете слушать”, и если Ваш партнер “не умеет излагать свои мысли”. Вспомним некоторые изречения, ставшие “крылатыми”: “Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего” (Восточная мудрость “Бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может” (Цицерон) “Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо” (Плутарх). Если Вы желаете повлиять на ситуацию — послушайте, что Вам говорят.
Техники проведения партнерской беседы.
А. Не способствуют взаимопониманию партнеров:
1. Негативная оценка — принижение партнера.
Высказывание, принижающие личность партнера, например: “Глупости ты говоришь”, “Ты видишь это в неправильном свете” и т.д.
2. Игнорирование. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.
3. Эгоцентризм. Собеседник пытается найти у партнера понимание лишь тех проблем, которые волнуют его самого.
4. Перебивание. Попытка развить его идею или сделать вывод не дослушав.
Техники проведения партнерской беседы.
В. Промежуточные техники:
5. Выспрашивание. Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику.
6. Замечание в ходе беседы. Высказывается впечатление о том, как протекает беседа: “Мы несколько отвлеклись от темы”, “Мы настолько эмоционально беседуем, что нам это мешает” и т.д.
7. Поддакивание. Собеседник сопровождает высказывание партнера реакциями типа: “Да-да”, “Угу” ит.п.
Техники проведения партнерской беседы.
С. Способствует пониманию партнера (активное слушание):
8. Проговаривание (эхо-техника). Собеседник своими словами передает высказанные мысли и чувства партнера: “Как я понял. ”, “Другими словами. ” и т.д.
9. Развитие идеи. Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания : “Видимо, потому что. ”, “Если исходить из того, что вы сказали, то. ”
10. Резюме. Собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в нем “Вашими основными идеями, как я понял, является . ”, “Итак. ”Сообщение о переживаемом влияет на ход беседы.
Перечень техник, влияющих на эмоциональный фон беседы
lПредоставление партнеру возможности выговориться.
lВербализация эмоционального состояния: — своего – партнера
lПодчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и ДР-)
lПроявление интереса к проблемам партнера
lПодчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах
lВ случае вашей неправоты — немедленное признание ее
lПредположение конкретного выхода из сложившейся ситуации
lОбращение к фактам
lСпокойный уверенный темп речи
lПоддерживание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела
Методы аргументации (убеждения)
1.Метод положительных ответов Сократа. Ход решения проблемы ослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос: “Согласны ли вы, что. ” Необходимо на каждом шаге достичь понимания и согласия партнеров — вместе прийти к одним и тем же выводам.
2. Метод перелицовки. Это постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблемы в месте с ним т.е. доказывающий шаг за; шагом прослеживает не свое решение, а решение, предлагаемое партнером. Полезно использовать наглядные средства.
3. Метод расчленения. Разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последовательной их проработкой. Важно сначала согласиться с тем аргументом партнера, который не вызывает у вас возражений, а уже затем выразить сомнения по поводу следующих аргументов. Начинать лучше со слов: “Я согласен, уверен в том, ч я. но я совсем не согласен с тем, что. ” (см. в тексте)..
Методы аргументации (убеждения)
4. Метод аналогий. Доказательство путем сравнения с уже известным и не подлежащим сомнениям фактам или фактами.
5. Метод “салями”. Постепенное поведение собеседника к полному согласию с Вами путем получен его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частное.
6. Метод замедления темпа. Умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера.
7. Методы классической риторики. Соглашение с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его построений с помощью одного сильного аргумента. Особенно полезен в случаях излишней агрессивности партнера
Техники психологической самообороны.
Психологическая самооборона требует:
1. использование четких речевых формул;
2. правильно подобранной дистанции;
3. основательности в ответе
техники психологической самообороны
1. Техника бесконечного уточнения
2. Техника внешнего согласия
3. Техника испорченной пластинки
Этап 4. Завершение беседы.
Снизьте эмоциональное напряжение после этапа аргументации, используя уже знаковые Вам техники. Скажите на прощанье несколько теплых, любезных слов собеседнику, подведите итог разговора, коротко подытожив все сказанное. Не скупитесь сказать еще один комплимент собеседнику, подчеркните те достоинства личности, которые Вы увидели в нем в ходе беседы.
Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 1086 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Б) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
В) Ориентировка в личности собеседника.
Г) Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
Д) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
Е) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Ж) Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, характеры, разное самочувствие.
Чтобы успешно преодолеть такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности характеров, потребностей, установок.
Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность – это осознанное и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий.
Установка – сформировавшаяся в человеке неосознанная готовность к определенному поведению, готовность к положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время.
Это и есть причины плохой коммуникации, барьеры общения, которые, если говорить коротко, выглядят следующим образом:
А) Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций.
Б) «Предвзятые представления» – отвержение всего, что не соответствует собственным взглядам.
В) Враждебное отношение к собеседнику (или собеседника к вам) создает трудности в процессе убеждения человека.
Г) Отсутствие внимания, интереса собеседника, пока тот не осознает значения информации для себя.
Д) Пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы, заключения, следуя из поверхностной информации.
Е) Неверный подбор слов, нелогичность.
Ж) Неверный выбор стратегии общения.
Существуют следующие стратегии общения:
— открытое – закрытое общение;
— монологическое – диалогическое общение;
— ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
— если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;
— в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одновременное выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».
Проявления характера и темперамента в структуре акцентуированной личности
Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые – особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относит де .
Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и посторонними людьми
Как уже отмечалось, для любого ребенка самым важным человеком для постижения окружающего мира, формирования отношений к нему является мать. Самыми значимыми, во многом определяющими отношения с другими людьми, являются отношения с ней, с .
Структура игры и уровни развития
Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры. Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игру .
Этапы процесса общения и коммуникации
Общение – это целостный процесс, который начинается с установления психологического контакта между партнерами и заканчивается разрывом психологического контакта. В акте общения, в котором принимает участие одновременно два человека, можно выделить четыре этапа:
Этап 1: Переключение от общения с самим собой или другим партнером на общение с данным человеком. На этом этапе прерывается, заканчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность, партнер становится важнейшим компонентом окружающей ситуации, начинается изучение партнера. Фаза переключения обычно занимает секунды, однако, неполное прохождение этой фазы существенно затрудняет последующий этап общения.
Этап 2: Установление психологического контакта.От психологического контакта во многом зависит, каково будет первое слово, кто его произнесет, как оно прозвучит, и какое воздействие окажет на партнера. На данном этапе продолжается изучение партнера, выбирается стиль общения. В ходе установления контакта каждый из участников пытается определить необходимый ему тип ситуации не только для себя, но и для партнера. Из выбора типа ситуации вытекает актуальные роли партнеров. Контакт чаще всего устанавливается с помощью невербальных (неречевых) средств общения, но иногда и словами. Психологический контакт считается установленным, когда у обоих участников сложилась уверенность в том, что партнер включился в процесс общения (например, когда человек замечает, что некоторые микродвижения партнера скоординированы с его собственными).
Этап 3: Обмен речевыми сообщениями.Основным этапом общения является обмен словесными текстами, в процессе которого партнеры выбирают соответствующий язык и формы общения, складываются конкретные формулировки аргументов. По времени обмен словесными текстами занимает обычно основную часть в процессе общения, но не трудно представить себе и такую ситуацию, в которой основное время уходит на установление контакта. Наиболее распространенная ошибка при общении – это сосредоточение всего внимания на третьем словесном этапе и недооценка важности остальных.
При более пристальном рассмотрении обмен речевыми сообщениями складывается из следующих процедур.
1. Зарождение идеи.Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации, т. е. отправитель решает, какую значимую идею или проблему следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией.
2. Кодирование информации.Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонацию и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
3. Выбор канала и передача информации.Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.н.). В качестве каналов используется сама среда (воздух, вода и свет) и различные технические устройства и приспособления (линии, волны и т.п.). Так, например, разговор двух лиц может осуществляться непосредственно по телефону или по радио. Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения.
4. Декодирование информации.После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал (вербально или невербально) понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Такая структура обмена сообщениями, находит свое отражение в модели коммуникативного процесса, которая предложена американским журналистом Г. Лассуэллом. Она включает пять элементов:
1) КТО?(передает сообщение) – Коммуникатор
2) ЧТО?(передается) – Сообщение(текст)
3) КАК? (осуществляется передача) – Канал
4) КОМУ?(направлено сообщение) – Аудитория
5) С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность
Таким образом, говоря о проблеме коммуникации в целом, можно выделить следующие три аспекта:
1. Техническая проблема:на сколько точно могут быть переданы символы коммуникации?
2. Семантическая проблема:насколько точно переданные символы выражают желаемый смысл?
3. Проблема эффективности:насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении?
Этап 4: Разрыв психологического контакта. Разрыв контакта требует ряд подготовительных действий. Подготовка к разрыву идет на двух уровнях одновременно: на словесном (исчерпывание темы разговора или его прерывание фразой типа: «Извините, я тороплюсь») и на невербальном уровне (поворот туловища, изменение интонации, фиксирование взгляда на постороннем предмете и т. д.).
Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 2569 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет