ПСИХОЛОГИЯ

Этапы подготовки и проведения эксперимента в психологии

Этапы подготовки и проведения эксперимента

I этап – диагностический – анализ затруднений специалистов, клиентов, состояния проблемы, выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации с помощью каких-либо изменений. Иначе говоря: выявление проблемы и обоснование её актуальности.

II этап – прогностический – постановка цели, определение задач, построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер…), формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов (положительных и отрицательны), придумывание вспомогательных механизмов. Иначе говоря: разработка развёрнутой программы эксперимента.

диагностический и предшествующие эксперименту этапы.

‑ теоретический анализ ранее опубликованных по теме работ;

‑ выявление нерешённых проблем;

‑ выбор темы данного исследования (конкретизация);

‑ постановку цели и задач исследования;

‑ изучение реальной практики по решению данной проблемы;

‑ изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы

‑ формулирование гипотезы исследования.

III этап – организационный.Организация экспериментальной работы. Важный этап, т.к. при плохой организации эксперимента отрицательные результаты могут быть даже при хорошо продуманной методике.

Данный этап включает:

Составление программы эксперимента. Рассмотрим несколько позже).

Обеспечение условий для реализации программы:

‑ подготовка материальной базы;

‑ распределение управленческих функций: кто за что отвечает: директор, его заместители, другие и участники;

‑ организация специальной подготовки кадров.

3. Методическое обеспечение. Прежде всего сюда входит подготовка программы. Но это далеко не всё. Сюда входят подготовка необходимых методических материалов, анкет, письменное или устное подробнейшее изложение самой технологии, каждого элемента, его научных основ. Все готовит руководитель.

Важно продумать моральное и материальное стимулирование специалистов, ведущих эксперимент.

4. Подбор (обоснование) экспериментальных и контрольных объектов (параллелей, классов, отдельных учеников, объединений и т.п.). Должна быть равноценность по исходным параметрам.

5. Поиск, выбор, привлечение научного руководителя или консультанта. Это не обязательно, но желательно, ибо существенно ускоряет составление программы. Это могут быть работники науки, преподаватели вузов, ИПК, школьные педагоги, имеющие учёную степень и т.д.

Таким образом, организационный этап включает в себя подготовку и проведение эксперимента:

– выбор необходимого числа экспериментальных объектов,

– определение необходимой длительности проведения эксперимента,

– выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.,

– проверка доступности и эффективности методик на небольшом числе испытуемых,

– определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих воздействий.

IV этап – практический – проведение исходных констатирующих срезов, реализация новой технологии, отслеживание процесса, промежуточных результатов, корректировка испытываемой технологии, контрольные.

Проведение эксперимента по проверке эффективности определённой системы мер включает:

– изучение начального состояния системы, в которой проводится эксперимент;

– изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;

– оценка состояний самих участников воздействий;

– формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;

– инструктаж участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один специалист);

– осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности и т.д.);

– фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;

– указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;

– оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

V этап – обобщающий – обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатом, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

Подведение итогов эксперимента включает:

– описание результатов осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние деятельности, уровня воспитанности и др.);

– характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально0-психологические и др.);

– описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (специалистов, воспитателей и др.);

– данные о затратах времени, усилий и средств;

– указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

VI этап – внедренческий – распространение новой методики (или внедрение как управляемый процесс) в коллективе, направленная организация опыта по реализации опыта, разработанного другими специалистами.

Этапы проведения эксперимента

Констатирующий. Цель – «снять копию», построить схематическую модель явления, которое подлежит изучению. Может проводиться не только в начале исследования, но и в ходе его для обнаружения срезов по прошествии определённого времени, когда действовали экспериментально введённые условия или воздействия.

Это предварительное изучение состояния проблемы. Из енго вытекает второй этап.

Формирующий (конструирующий, создающий, преобразующий). Его задача – проверка и подтверждение (или исключение) гипотезы. (Задача педагогического исследования – раскрыть зависимости, законы, причины, вызывающие изучаемое явление.) Без него психолого-педагогический эксперимент остаётся незавершённым. На основе анализа результатов, полученных на первом этапе, исследователь формулирует и уточняет гипотезу. Далее он проверяет её, построив деятельность по новому, т.е. вводя то условие, которое должно обеспечивать повышение эффективности проводимой работы. Найденная особенность уточняется на большом количестве исследуемых групп. Но, чтобы доказать решающую роль нового экспериментального компонента, эксперимент часто проводят в нескольких группах (экспериментальных и контрольных). Для получения «чистых» результатов исследователь стремится уровнять эти группы (по составу, возрасту клиентов, их социального статуса).

Преобразующий этап эксперимента позволяет исследователю активно изменять содержание и форму жизни коллектива (и каждого клиента) в соответствии с выдвинутой гипотезой и целями.

Контрольный (констатирующий) – выявляются количественные и качественные различия опытных и контрольных групп. Преимущества первых проявляются в более эффективной деятельности даже тех клиентов, которые в начале эксперимента давали средние или низкие показатели.

Подготовка программы эксперимента:

Обоснование темы (актуальность), ее формулировка.

Объект, предмет, цель, задачи, гипотеза.

Выбор конкретных методик и методов исследования.

Сроки, учесть резервное время.

Критерии оценки ожидаемых результатов экзамена.

Прогнозирование при подготовке эксперимента. Здесь имеется в виду, что мы ожидаем, предвидим, прогноз:

возможных (ожидаемых) положительных результатов;

возможных потерь, негативных последствий;

компенсаций этих потерь и последствий.

В зависимости от особенностей проведения используются следующие виды экспериментов:

Лабораторный– осуществляется в специально созданных условиях. Предполагает использование специальной аппаратуры. (В педагогике используется редко.) В последние годы стала применяться его разновидность, представляющая собой упрощённый, «камерный» вариант. Проводится с каждым испытуемым отдельно, и он работает со знакомыми материалами: карточками, геометрическими фигурами, конструкторами головоломками…

Естественный – проводится в привычных условиях. Работу с клиентом проводит либо специалист, либо знакомый ему человек. Естественен и сам процесс деятельности: выполнение письменных заданий, устные ответы на вопросы. Этим методом может пользоваться хорошо теоретически подготовленный специалист.

Но возможности естественного эксперимента в плане доказательности открытых зависимостей невелики. Поэтому он должен сочетаться с другими его видами, в частности с различными видами психолого-педагогического эксперимента. (Он осуществляется в рамках естественного эксперимента).

Психолого-педагогический эксперимент(сложился на основе естественного) – активное, целенаправленное изучение отдельных сторон учебно-воспитательного процесса, поведения, взаимоотношений учащихся в коллективе. Он, как правило, констатирует состояния, качества, черты личности, как бы запечатлевает, фиксирует процесс на определённом этапе исследования.

– направленность на изучение поставленного вопроса путём активного воздействия исследователя на протекание изучаемого явления. В этом случае психолого-педагогический эксперимент «конструирует», формирует новые качества и свойства, изменяя сложившиеся условия, и создаёт новые;

– возможность строго контролировать все новое и оценивать полученные качественные и количественные результаты.

По времени действия экспериментальных условий:

По структуре изучаемых социальных явлений:

В литературе встречается понятие пилотажный эксперимент. Его чаще называют предварительным. Его появление связано с тем, что всякий эксперимент надо тщательно готовить. Для этого на практике проверяется уровень проработанности и качество методики эксперимента. Такой предварительный эксперимент сначала проводят не в полном, а в сокращённом варианте. Это и есть пилотажный эксперимент.

Цель его – проверить и довести методику эксперимента до высокого уровня. После этого отдельные звенья эксперимента или его фрагменты корректируются. И только тогда эксперимент организуется в полном объёме.

В социологических исследованиях встречается понятие «полевой эксперимент». Это эксперимент, когда объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования. При этом члены группы могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об осведомлённости в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомлённость может повлиять на ход эксперимента.

В социальной сфере особую роль играет так называемый социальный эксперимент.

Социальный эксперимент – метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.

Социальный эксперимент предполагает:

внесение изменений в сложившиеся отношения;

контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;

анализ и оценку результатов этого влияния.

К социальным экспериментам также относят попытки создания коллективов, живущих по принципам, отличающимся от общепринятых в окружающем их социуме (как правило, на идеологической или религиозной основе).

Вопросы для самоконтроля:

Что такое эксперимент как метод научного исследования?

Каковы условия эффективности эксперимента?

Какие виды эксперимента применяются в научных исследованиях? Каковы их особенности?

Каковы этапы организации эксперимента?

Каковы этапы проведения эксперимента?

На что исследователю следует обращать внимание при формировании экспериментальной и контрольной групп для эксперимента?

Каково содержание программы эксперимента?

В чем заключается специфика проведения эксперимента в социальной работе? Его достоинства и ограничения.

Каких ошибок следует избегать при подготовке и проведении эксперимента?

Что представляет собой социальный эксперимент?

Источник

Организация и проведение психологического эксперимента.

Экспериментальное исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них является обязательными, часть — в некоторых случаях может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Основные этапы психологического экспериментального исследования

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предме­та, объекта и метода. Однако первым этапом собственно самого ис­следования является первичная постановка проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие факты и закономерности не поддаются объяснению, какие теории дают про­тиворечащие друг другу объяснения поведения человека и т.д.

2. После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экс­периментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.

3. На этом этапе происходит уточнение гипотезы и определение переменных. Первичная постановка проблемы уже предполагает варианты ответа на нее.

4. Исследователь должен выбрать методику, аппаратуру и условия проведения психологического эксперимента.

5. План экспериментального исследования. Выбор плана зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных вы должны контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез, требующих управления несколькими независимыми переменными и\или учета многих дополнительных пере­менных, используют соответствующие планы.

Исследователь может проводить эксперимент при участии одного испытуемого. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуемого. Если исследователь работает с группой, то он может выбрать ряд планов с использованием экспериментальной и контрольных групп. Простей­шими являются планы для двух групп (основная и контрольная). Если необходим более усложненный контроль, применяются планы для нескольких групп.

6. В соответствии с планом проводится отбор и распределение испытуемых по группам.

7.Непосредственно проведение эксперимента – наиболее ответственная часть исследования. Кратко охарактеризуем основные этапы проведения эксперимен­та.

а. Подготовка эксперимента. Исследователь готовит эксперимен­тальное помещение и оборудование. Если это необходимо, прово­дится несколько пробных опытов для отладки процедуры экспери­мента.

б. Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в экс­перименте. Скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особеннос­тей темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых ком­ментариев.

в. Экспериментирование. Вначале следует убедиться в дееспособ­ности испытуемого, в том, что он здоров, желает участвовать в экс­перименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий входе исследования. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берет на себя вспомогательные задачи: ведет протокол, общее наблюдение за испытуемым и т.д.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и ин­терпретация результатов

9. Выводы и интерпретация результатовзавершают исследова­тельский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависи­мости между переменными: «Если А, то В».

10. Конечным продуктом исследования являются научный от­чет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного жур­нала.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть