ОТНОШЕНИЯ

Этапы правового регулирования международных экономических отношений

Регулирование международных экономических отношений

Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависимости между странами, а также возникновение глобальных проблем объективно предопределяют необходимость активного сознательного регулирования мирового хозяйства. Особенно необходимость регулирования мировой экономики проявилась после второй мировой войны. Послевоенные десятилетия принципиально изменили характер мировой экономики. Она вступила в новый период своего развития. Происходит перестройка ее институциональных основ. Национальные экономики постепенно утрачивают возможность саморазвития, поэтому они начинают активно включаться в единый экономический организм с универсальной системой регулирования.

К числу первых международных организаций относится Международная организация труда (МОТ). Она была создана в 1919 году, в 1946 году между МОТ и Организацией Объединенных Наций (ООН) было подписано соглашение о совместных действиях.

Цели МОТ – содействие обеспечению во всем мире социальной справедливости для трудящихся путем разработки международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни, установление международных трудовых стандартов, которые призваны служить в качестве руководящих принципов для использования их различными государствами. МОТ осуществляет также профессиональную подготовку и обучение, ведет исследовательскую работу.

Качественный скачок в развитии международных экономических организаций произошел в 40-е годы. После второй мировой войны были созданы и начали функционировать крупнейшие организации, такие как Международный валютный фонд (МФВ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), организации системы ООН. Возникновение большого числа международных организаций было связано с последствиями второй мировой войны, когда человечество поняло, что все самые острые и серьезные вопросы оно должно решать мирно и согласовано.

После войны характер и деятельность международных организаций коренным образом изменились. Довоенная Лига Наций была крайне слабым и неавторитетным органом, ей на смену пришла ООН – мощный и авторитетный орган, имеющий фактический статус наднациональной организации.

Новый всплеск в развитии международных экономических организаций приходится на 60-70-е годы. В этот период произошел крах колониальной системы и образовалось много независимых государств, что привело к возникновению множества сложнейших проблем, таких как внешняя задолженность, дискриминация во внешней торговле, голод и др.

Чтобы решать поставленные задачи, необходимо было изменить систему межгосударственного регулирования мировой экономики, создать новые организации. Например, в 1966 году появляется ЮНИДО – Организация объединенных наций по промышленному развитию, образованная для содействия и ускорения индустриализации развивающихся стран и координации деятельности ООН в этой области. В этот период была создана Комиссия ООН по транснациональным корпорациям (КТК) и другие организации. В некоторых уже существовавших международных организациях произошли определенные изменения принципов, установок, положений, касающихся торговли с развивающимися странами в пользу интересов данных стран.

В настоящее время необычайно остро стали проявляться новые проблемы – валютно-финансовый и энергетический кризисы, экологические проблемы, проблемы создания и освоения новейших технологий. Насыщенная конфликтами, глобальными угрозами мировая экономика не в состоянии решить названные проблемы без органического взаимодействия всех стран. Межгосударственное регулирование, таким образом, становится необходимой частью мировой экономики.

Все международные экономические организации следует подразделить на две большие группы: межгосударственные (межправительственные) организации, в состав которых входят непосредственно государственные органы, и неправительственные организации, куда входят компании, фирмы, разного рода общественные объединения.

Особое место в регулировании мировой экономики занимают межгосударственные экономические организации. В настоящее время их насчитывается более ста. Рассмотрим наиболее значимые.

Многие международные экономические организации входят в систему ООН, которая была создана 24 октября 1945 года. Значительное число международных организаций занимается вопросами мировой торговли. Причем ряд данных организаций, такие как ГАТТ(ВТО), ЮНКТАД, ЮКОСОС, регулируют отношения всей мировой торговли, другие же рассматривают вопросы регулирования торговли одним или нескольким товарами, например Организация стран-экспортеров меди (СИПЕК). Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Ассоциация стран-экспортеров железной руды, Союз стран-экспортеров бананов (ССЭБ), Альянс производителей какао (АПК) и др.

Примером экономических организаций вне рамок ООН может служить такая авторитетная структура, как Организация международного сотрудничества и развития (ОЭСР), возникшая в 1961 году со штаб-квартирой в Париже. ОЭСР является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества. К настоящему времени ОЭСР, которую называют «клубом богатых», «мозговым центром» мировой экономики, входит 30 наиболее экономически развитых государств мира, причем на долю входящих в нее стран приходится около 2/3 мирового производства товаров и услуг.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 834 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Межгосударственное регулирование международных экономических отношений. Этапы развития международных экономических организаций

Международные интеграционные организации.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Международные валютно-кредитные и финансовые организации

Организации, регулирующие международную торговлю.

Межгосударственное регулирование международных экономических отношений.

Тема 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международные экономические организации стали глобальным, всеохватывающим явлением, оказывающим многогранное влияние на мировую экономику и политику. Следует отметить, что международные экономические организации являются объектом внимания со стороны экономистов с момента своего возникновения. На исследованиях их сущности, роли отразились разногласия и оценке рыночных и целенаправленно-государственных факторов развития мировой экономики.

До Великой Депрессии 30-х годов преобладали неоклассические взгляды на экономику, которая рассматривалась как саморегулируемая система. Великая Депрессия обнаружила несостоятельность «рыночного романтизма», уповавшего только на магическую силу «невидимой руки» рынка. Возникла потребность в новой теории, не только раскрывающей глубокие причины разрушительных кризисов, но и вооружившей политиков действенным инструментом экономической стабилизации. Джон Кейнс обосновал необходимость активного государственного вмешательства в экономические процессы. Великая депрессия выявила взаимную зависимость экономик капиталистических стран. В этой связи действия правительства одной страны в сфере национальной экономики неизбежно воздействовали на экономические процессы в других странах. Поэтому возникла объективная необходимость межгосударственного согласования экономической политики.

Первый этап охватывает период с конца второй мировой войны до конца 50-х гг. Характерной особенностью данного этапа является определяющая роль США в деятельности международных экономических организаций. В этот период большинство организаций было создано по инициативе США и контролировалось ими. К таким организациям следует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБ РР). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация экономического сотрудничества и развитие (ОЭСР) и Координационный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны (КОКОМ). Кроме того, следует также отметить, что создание ООН сопровождалось учреждением специализированных экономических структур в рамках сообщества наций. Это создавало определенный противовес монополии США в формировании мирового экономического порядка. Кроме того, важным событием было создание в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заложившего организационную основу мощных интеграционных процессов в Западной Европе.

В целом система международных экономических организаций этого периода соответствовала потребностям развития мировой экономики, прежде всего целям ведущих капиталистических стран. Характерные черты этой системы были следующие:

· во-первых, она включала в основном промышленно-развитые капиталистические страны;

· во-вторых, регулирование сводилось, в основном, к либерализации международной торговли путем снижения таможенных пошлин.

Второй этап начался в начале 60-х годов. Он отражал существенные изменения в соотношении сил в мировом хозяйстве. Эти изменения были обусловлены усилением Западной Европы и Японии, ликвидацией колониальной системы и появлением множества новых государств, а также необходимостью определенной экономической координации со странами социалистического блока. Вследствие этого формы взаимодействия стали более разнообразными и разносторонними.

Действующие организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность состава в связи с вступлением в них большого числа освободившихся и некоторых социалистических стран. В целом промышленно развитые капиталистические страны стали занимать в них около 1/4 численного состава этих организации. Конечно, изменение количественного соотношения еще не означает качественно новой обстановки внутри них. Но прежней свободой действий ведущие державы уже не располагали. Тем более, что во многих организациях решения принимались большинством голосов, и каждая страна обладала только одним голосом. Вовлечение в орбиту международных экономических организаций большинства стран мира было весьма важным качественным изменением. Оно показывало, что мировая экономика находится в таком качественном состоянии, когда координация экономической политики и сотрудничество становится насущной потребностью любой страны мира. При этом различия политического устройства даже отходят на второй план, а на первое место выходят интересы экономической выгоды.

Третий этап развития международных экономических организаций начался в 70-е годы. Усилилось экономическое сотрудничество капиталистических стран со странами социалистического блока. Развивающиеся страны стали требовать установления более справедливого мирового экономического порядка, эквивалентного обмена с развитыми капиталистическими странами. В результате краха Бреттон-Вудской системы, усиления Западной Европы и Японии обострились экономически противоречия между индустриальными державами. Многочисленность некоторых международных экономических организаций стала препятствовать эффективному решению некоторых мировых экономических проблем. Возросла необходимость согласования экономической политики главных капиталистических стран, поскольку их взаимозависимость в экономике еще более усилилась. Вследствие этого возник новый международный орган с ограниченным числом участников, в рамках которого легче было добиться согласованности. С 1975 г. такой орган стал действовать — стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран «большой семерки»: США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии. И хотя этот форум не имеет постоянно действующих органов и аппарата, его влияние на мировые процессы велико. Несомненно, что «семерка» контролирует большую часть мировой экономики.

Четвертый этап в развитии международных экономических организаций связан с распадом социалистической системы. В результате распался Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а на месте СССР возникло СНГ, по сути представляющее орган координации экономической политики республик бывшего СССР. Ликвидация идеологических основ участия в международных организациях бывших социалистических стран и республик СССР обнаружила направления их экономических интересов. Страны Восточной Европы, страны Балтии устремились в европейские экономические организации. Украина, учитывая экономическую взаимозависимость с Россией, не отказалась от координации экономической политики в рамках СНГ. Но при этом всячески подчеркивала свое стремление в организации Европейского Союза. Республики Средней Азии и Казахстан пытаются формировать Центрально-азиатское экономическое сообщество с общими рынками товаров, труда и капитала. Кроме того, все страны бывшего социалистического лагеря участвуют в ООН и большинство — в деятельности МВФ. Кроме того, Россия как правопреемница СССР, вероятно, будет участвовать в ежегодных встречах «семерки», как равноправный партнер, и «семерка» со временем превратится в «восьмерку».

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector