ОТНОШЕНИЯ

Этапы развития денежных отношений кратко

Этапы развития финансов

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Если это одно и то же, то зачем существуют два разных термина для одной и той же категории? Что же такое финансы?

Термин financier возник в 13-15 веках в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов). Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями. В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств — бюджет. Следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер. В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей, нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом. Таким образом, Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Каковы предпосылки возникновения финансов?

1. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное, произошло отторжение главы государства от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения — часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, то есть изменяются во времени.

Можно выделить 2 основных этапа развития финансов.

Первый этап — неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов, то есть основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Второй этап – развитая форма финансов. Ей присуще многообразие фондов денежных средств государства (помимо бюджета), каждый из которых создается для определенных целей (ПФР, ФСС, ФОМС и т.д.).

Источник

Этапы развития финансов

1. Неразвитая форма финансов. Ограниченное денежное обращение, обеспечение потребностей государства путем установления различного рода натуральных повинностей и :боров. Общегосударственный фонд денежных средств — бюджет — также был небольшим, и основная его часть (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог.

2. Узость финансовой системы. Формирование и использование бюджета носит устойчивый и системный характер, возникают системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Па протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена — бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны сформированием и использованием бюджета.

3. Расширение финансовой системы.По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. Финансы стали выражать экономические отношения в связи собразованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

4. Разделение финансовых отношений на две сферы. Первая—это та, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах. Вторая сфера—та, в которой экономические отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

1 Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

2.Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

3.Государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

4.Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

5.Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

6.Стдельными звеньями бюджетной системы;

7.Страховыми организациями и предприятиями и населением при

уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страныэто стоимость произведенного ВВП за вычетом стоимости потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Поэтому увеличение национального дохода является основным условием роста финансовых ресурсов. Именно национальный доход определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура.

Главное назначение финансов:

1. обеспечить потребности государства и предприятий в денежных средствах путем
образования денежных доходов и фондов;

2. контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Функции финансов

Социально-экономическая сущность финансовых отношений показывает, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы выполняют три основные функции: распределительную, стимулирующую (регулирующая) и контрольную.Каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а, с другой, контроль за этим распределением. Рассмотрим каждую из названных функций подробнее.

Распределительная функция финансов.Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода участников материального производства. Они делятся на две группы:

1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, категорий работников, занятых
в сфере материального производства;

2. Доходы предприятий сферы материального производства.

Дело в том, что государство имеет и непроизводственную сферу, где национальный доход не создается; однако оно обязано заботиться об их развитии, а значит, выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер относят: отрасли народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д. Государство изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода.

Контрольная функция финансов.Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода по соответствующим фондам и расходованием по их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную сферу, где доходы не создаются. Цель финансово контроля:

— рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение
бесхозяйственности и расточительства.

Задачи финансового контроля:

— проверка неукоснительного соблюдения законодательства по финансовым вопросам,

-своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовые органы, обеспечивающие контроль: Минфин РФ и его органы на местах, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, внебюджетные фонды, Центральный банк РФ.

Стимулирующая (регулирующая) функция финансов.Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

1) бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или
отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить;

2) цепы, тарифы. И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в
процесс ценообразования, устанавливает тарифы, которые оказывают влияние на финансовое
состояние компаний. Цену на продукцию, к примеру зерно, можно установить высокую,
выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятия, а то и ниже. В
этом случае сельскохозяйственное предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном
стимулировании производства не может быть и речи;

3) налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной
деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и, напротив, чрезмерно
высокими — подорвать его;

4) экспортно-импортные пошлины, тарифы, которые могут быть низкими, льготными, а могут
быть высокими, делающими невыгодными экспортно-импортные операции.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизмпредставляет собой совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансовой системой, финансовое законодательство. В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется:

НА директивный, связанный с отношениями, в которых непосредственно участвует государство

(налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.);

регулирующий, который определяет основные направления функционирования финансовых
отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация
внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Структура финансового механизмавключает в себя:

финансовое регулирование, представляющее собой организуемую государством деятельность по
использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров
воспроизводства;

финансовое стимулирование, выступающее одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций;

финансовые рычаги — приемы воздействия с помощью финансов на экономику страны и прежде
всего на ее нижнее звено — предприятия;

нормативное и правовое обеспечение, в которое входят:

а) законы (Бюджетный кодекс. Налоговый кодекс. Единая бюджетная классификация. Закон о госбюджете и пр.)

б) указы постановления Президента РФ (в части налогообложения);

в) приказы и письма министерств и ведомств;
г) уставы юридических лиц;

Таким образом, механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества потребностями. Это регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой и налоговой политики.

Дата добавления: 2014-01-14 ; Просмотров: 1478 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector