Этапы развития психологии одаренности как отрасли психологии
Этапы развития и основные направления психологии
Психология, как уже было сказано, занимает особое место в системе других наук. А что она представляет из себя как наука? Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Предмет изучения психологии – факты, механизмы и закономерности психики. К такому пониманию своего предмета психология пришла не сразу, а поэтому в истории развития психологии можно выделить ряд этапов, представленных в таблице 1.2.
Этапы развития психологии
Этап развития психологии | Временной период | Основные представители | Основные идеи |
1. Психология как учение о душе | а) Античность, (IV в. до н.э.–V в. н.э.) б) Средневековье (V–XVI вв.) в) Возрождение, Новое время (XVI–XVIII вв.) | а) Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель б) Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) в) Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц | Борьба между материализмом и идеализмом. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Сознание понималось широко – как способность думать, чувствовать, желать. Единственный метод изучения – интроспекция (самонаблюдение). |
2. Психология как наука о сознании | Новое время (Вторая половина XIX века) | В. Вундт | Оформление в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии. |
3. Отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии) | Новейшее время (начало XX века) | З. Фрейд, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, М. Вертхаймер | Отсутствие единого предмета психологии. Оформление различных направлений и научных школ. |
4. Современный этап – интеграция психологических знаний | Новейшее время (XX–XXI век) | Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс и др. | Современная психология сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. |
Как видим из таблицы 1.2, в истории развития психологии есть две основные вехи – донаучный и научный этапы, причем известна точная «временная точка», разделяющая их – 1879 год. Чем знаменателен этот год для психологии? Внимательные читатели уже знают ответ на этот вопрос (см. п. 1.1. Особенности психологии как науки). История психологии как самостоятельной науки начинается в 1879 году с основания немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Вместе с тем, выбранный как единственно верный научный метод изучения психических явлений – интроспекция (самонаблюдение) не дал хороших результатов и, исчерпав свои возможности, привел к кризису в психологии. Кризис психологии проявился в том, что ученые стали пересматривать предмет психологии и менять о нем представление, возникло много направлений, каждое из которых претендовало на создание своей научной психологии и своего предмета психологии (табл. 1.3).
Основные направления психологии
Научное направление | Предмет психологии | Представители направления |
Психоанализ | Бессознательное | З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливан |
Бихевиоризм | Поведение (реакция в ответ на стимул) | Дж. Уотсон, Э. Торндайк, И.П. Павлов, Э.Ч. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура |
Гештальт-психология | Сознание и познавательные процессы как психическое поле с целыми психическими структурами – гештальтами | М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин |
Когнитивизм | Познавательные (когнитивные) процессы | Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж.С. Брунер, Г. Хоманс, Г. Келли, Р. Аткинсон |
Интеракционизм | Взаимодействие людей, ролевое поведение | Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер |
Экзистенциально-гуманистическое | Личность и ее потенциал (самореализация) | А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт, Р. Мэй, В. Франкл |
На современном этапе развития психологии наблюдается интеграция научных знаний, поэтому различные направления, представленные в табл. 1.3, представляют собой взаимодополняющие, а не исключающие друг друга подходы к изучению человека
Основные этапы развития психологии
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2 этап — психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3 этап – психология как наука поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. (Л.Д. Столяренко «Основы психологии»)
Отрасли психологии
Знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой науки с другими науками – естественными, социальными, техническими.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
Социальная психологияизучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (воздействие радио, прессы, слухов на различные общности людей).
Педагогическая психологияизучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).
Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения этого развития.
Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п. психология труда имеет несколько разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связаны друг с другом отраслями психологической науки. Таковы: инженерная психология, изучающая, главным образом, деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной, и др.; авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма и т.п.
Медицинская психологияизучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разноообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология,которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.
Юридическая психологияизучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу ит. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психологияизучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология рекламызанимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология религиипытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психологиязанимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы ичеловека. Дискуссионной областью является парапсихология(традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т.д.). (Л.Д. Столяренко «Основы психологии»)
Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 1374 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Этапы развития психологии
Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки
Основные направления зарубежной психологии
С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).
1-й этап. На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.
В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от гр. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натур-философов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) и идеалистическая Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.
Этапы развития психологии как науки
Этап | Определение предмета психологии | Характеристика этапа |
1-й | Психология как наука о душе | Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека |
2-й | Психология как наука о сознании | Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов |
3-й | Психология как наука о поведении | Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались |
4-й | Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики | Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения |
По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.
В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли.
Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.
Идея Сократа (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), одного из самых замеча-тельных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных пред-ставлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг «житейских понятий»: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа «Познай самого себя» подразумевал анализ поступков, нравственных оце-нок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.
Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по праву считают основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым посту-лировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического сущест-вования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как ми-фологический двойник тела и впервые была осмыслена как органи-зующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.
Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древне-восточные врачи.
Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) – осново-положник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.
Мостиком, связующим античную философию и философию Средневековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впослед-ствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и понимается им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.
В эпоху Средневековья значительных успехов достигла ара-боязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.
С усилением роли религии (христианства католического) в общест-венной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.
В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур-жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преоб-разовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естество-испытателей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.
2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения.
Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, мате-матик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р. Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две незави-симые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии это учение получило название дуализма (от лат. dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психо-логии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.
Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.
Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.
В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.
Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ассоциация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип чело-веческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.
В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Уста-новленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воз-действия и частота их повторения – стали, по существу, первыми зако-номерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими осно-воположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.
Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые крупные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) и ввел в научный оборот термин «психология».
Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоз-зрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляются первые ростки понимания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики.
Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.
Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изме-нениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.
Кардинальное значение в этой области имели исследования чешского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал клас-сическое определение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Психика понимается им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На основе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению «рефлекторной дуги».
Огромную популярность приобретает френология (от гр. «френ» – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации «умственных сил».
Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Проис-хождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных.
В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий психологии – категория поведения. В работе «Происхождение видов» (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дар-винизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, гене-тическая, сравнительная.
Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.
Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий
(в Геттингене, Бонне, Берлине, Бреславле и Мюнхене).
Следует отметить, что все крупные достижения в развитии психологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыс-лением бытия.
3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наб-людению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.
4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис.
Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.