ПСИХОЛОГИЯ

Этапы развития психологии социального взаимодействия

Этапы развития и первые школы социальной психологии.

Этапы развития социально-психологического знания

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

СоциоцентризмПлатона– социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

ЭгоцентризмАристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты.(Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизмаО.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание,Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке.На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

Школы

Функционализм(или функциональная психоло-

гия) возник под влиянием эволюционной теории

в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории со-

циального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер по-

лагал, что основным законом социального развития

является закон выживания наиболее приспособлен-

ных обществ и социальных групп. Представители

функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр

и др.) изучали людей и социальные группы с точки

зрения их социальной адаптации — приспособления

к сложным условиям жизни. Главная социально-пси-

хологическая проблема функционализма — проблема

наиболее оптимальных условий социальной адапта-

ции субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм(позднее необихевиоризм) — пове-

денческая психология, изучающая проблемы за-

кономерностей поведения человека и животного

[И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,

Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как

объективная, наблюдаемая реальность, которую мож-

но исследовать в экспериментальных условиях.

Центральная проблема бихевиоризма — проблема на-

учения, т. е. приобретения индивидуального опыта по-

средством проб и ошибок. Выделены четыре закона

научения: закон эффекта, закон упражнения, закон го-

товности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направлениесвязано

с именем 3. Фрейда. Исследовал проблемы бессоз-

нательных, иррациональных процессов в личности

и в ее поведении. Полагал, что центральной движу-

щей силой человека выступает совокупность влече-

ний. Некоторые из аспектов данного направления

\/ получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера

Социально-психологические проблемы направления:

конфликт человека и общества, проявляющийся

в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт,

А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала челове-

ка как полноценно развивающуюся личность, которая

стремится реализовать свои потенциальные возмож-

ности и достигнуть самоактуализации, личностного

роста. В каждом нормальном человеке заложена тен-

денция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизмтрактует социальное поведение че-

ловека как совокупность преимущественно позна-

вательных процессов и делает акцент на процессе

познания человеком мира, постижении им сущности

явлений посредством основных когнитивных психи-

ческих процессов (памяти, внимания и т. д.). Пробле-

ма когнитивизма — принятие решений человеком.

Представители когнитивной школы <Ж. Пиаже,

Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое

внимание на знание человека и способы его форми-

Интеракционизм(позднее символический инте-

ракционизм) исследовал проблемы социального ас-

пекта взаимодействия между людьми в процессе

деятельности и общения. Основная идея интеракцио-

низма: личность всегда социальна и не может фор-

мироваться вне общества. Особое значение прида-

валось коммуникации как обмену символами

и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разгра-

ничить лишь с известной долей условности, посколь-

ку все они исследуют человека в группе, обществе,мире.

Источник

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Социальная психология как наука. Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап — становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально» психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада.

Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

Предмет — это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. (Бехтерев)

Задачи:

1) Выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике

2) «Достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

— личность в группе и системе отношений;

— взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.);

— малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.);

— взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.);

— взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.);

— большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.).

Методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

1) Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);

2) Метод моделирования;

3) Методы управленческо-воспитательного воздействия;

4) Методы социально-психологического воздействия.

Источник

Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии.

Лекция 1. Научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки

Задолго до возникновения социальной психологии как науки, знания накапливались и использовались интуитивно и хаотично. Как правило, это происходило в фольклоре, в искусстве, в народных традициях и обычаях, в религиозной практике.

Нарастание интереса исследователей к вопросам социальной психологии и ее развитию немало способствовали успехи и потребности развития различных отраслей научного знания.

Социальная психология была подготовлена четырьмя группами школ:

1) социальными философами (Платон, Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо и др.);

2) пионерами философской антропологии (Лацарус, Штейнталь, Вундт);

3) представителями английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.);

4) ранними социологами (О. Конт, Э. Дюркгейм).

Важную роль в возникновении социальной психологии сыграло и развитие антропологии, этнографии и археологии. Труды английского антрополога Э.Тейлора, американского этнографа и археолога Л.Г. Моргана, социолога и этнографа Л.Леви-Брюля поставили ряд важных социально-психологических проблем, дали ценный фактический материал.

Глубокими корнями Социальная психология уходит в область общей психологии и психиатрии. Труды Б. Болдуина и В. Мак-Дауголла, В. Вундта, Т. Рибо положили начало социально-психологическому направлению в психологической науке.

Основы социально-психологического направления в юриспруденции были заложены работами немецкого правоведа Ф. Гольцендорфа, занимавшегося проблемами формирования и функционирования общественного мнения, и исследованиями русского юриста Л.И. Петражицкого об эмоциональной и мотивационных сторонах правосознания.

В числе первых работ по социальной психологии были труды не только философов, языковедов, этнографов, историков, юристов, психологов, но и экономистов, биологов, зоопсихологов, политических деятелей, публицистов, писателей, журналистов и представителей многих других отраслей знаний и профессий. Все это, несомненно, свидетельствует о многообразии корней и истоков социально-психологической теории.

Кроме того, в обществе складывались и объективные факторы, которые требовали социально-психологических знаний.

Перечислим наиболее существенные социальные предпосылки:

1) сильная миграция населения (освоение новых земель). Следовательно – большее взаимодействие и общение различных слоев и групп. Отсюда и количество проблем и социальных конфликтов;

2) производство претерпевает существенные изменения. Концентрация производства растет, следовательно, увеличиваются проблемы с управлением больших и малых групп (проблема управления колониальными народами);

3) все больше в обществе растет потребность в образовании и это рождает необходимость большего общения, управляемого взаимодействия между различными возрастными группами общества.

Этапы развития социальной психологии

1) Описательный период – сер. 19 по 20-е годы 20 в.

2) Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и построение собственных методов – 20-е годы 20 в. по настоящее время

1. Описательный период в социальной психологии

1) Психология народов (возникает в Германии)

2) Психология масс ((в основном в Италии и Франции)

3) Теории социальных инстинктов (в нач. 20-х годов в Англии и США)

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине 19 в. в Германии. Психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ.

Теоретическими источниками теории послужили: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта. Психология народов попыталась соединить эти два подхода.

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М.Лацарус и языковед Г.Штейнталь в 1860 г. Они считали, что главная сила истории — народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д.

Индивидуальное сознание есть лишь продукт. Задача социальной психологии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

Социальная психология, изучая «дух народа», должна ответить на следующие вопросы:

1) Каковы законы и условия развития «духа народа»?

2) Каковы этапы его развития?

3) От чего зависит его изменения и преобразования?

В описательной форме они обсуждали эти вопросы.

Психология народа В. Вундта.

В дальнейшем психология народов получила развитие во взглядах В.Вундта. Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900г. в первом томе «Психологии народов» (десятитомный труд, над которым В.Вунд работал 60 лет).

Уже в первых работах, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной и она изучает индивидуальное сознание до определенных границ.

В.Вунд считал, что эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. И именно с этого пункта и начинается психология народов. Психология народов изучает мышление и законы психологии социальных общностей. Здесь необходимы другие методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Существовали теории, которые носили явно реакционный характер. Это психология народов Лебона. По его теории психология народов это врожденное качество и оно передается по наследству. При этом а) душа народа неизменна; б) психологические отличия также неизменны и в отдельных группах. Следовательно, есть и будут высшие, средние и низшие расы.

Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина. В России идеи психологии народов развивались в учении А.А.Потебни.

Несмотря на различия, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься назваными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии методы. Эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

Номиналистическая социология Г. Тарда.

Французский юрист Габриэль Тард. «Законы подражания». Впервые высказал о роли подражания и внушения. Попытался объяснить социальное поведение людей через эти механизмы.

1) Выделил особое значение инициативных личностей в массах

2) Поведение массы сводится к подражанию героев.

Взгляды С. Сигеле (1868 – 1913)

«Преступная толпа – опыт коллективной психологии»

Пытался раскрыть истоки возникновения преступлений в толпе. Особую роль отводил фактору внушения.

Социально-психологические взгляды Г. Лебона (1841 – 1931)

«Психология народов и масс»

Вывел особые психологические принципы массы как толпы.

Человек попав в толпу приобретает специфические признаки:

1) Обезличенность (индивидуальная манера поведения отступает)

2) Резкое преобладание чувств над разумом

3) Утрата личной ответственности (коллективный эгоизм больше эгоизма отдельных членов толпы;

4) Подражание толпе (в зависимости от численности растет и степень, но до определенного предела). Следовательно, массе нужны вожди, которые рационально выше и способны вести толпу.

Взгляды Михайловского «Герой и толпа».

Н.К. Михайловский подчеркивал роль сознательной деятельности людей в историческом процессе. Действующие силы социального развития – это предводители и толпа (в отличие от идей Маркса, где главное экономические силы).

Толпа – это самостоятельное социально-психологическое явление, которое должно управляться вожаком. Психологическими факторами социального развития являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

Итогом его работы был вывод о необходимости разработки такой науки, которая бы специально исследовала массовую психологию, ее место и роль в социальных движениях, восполняя тем существенный пробел в системе социальных наук.

Теория социальных инстинктов

Теория У. Макдугалла.

Одной из первых самостоятельных концепций в социальной психологии, является теория инстинктов социального поведения У.Макдугалла.

Работа Макдугалла «Введения в Социальная психология» вышла в 1908г., и считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (рождение становление социальной психологии как науки) (Шихирев П., с.34)

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация принципа стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Он называл свою концепцию «целевой» или «гормической» (от греческого «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. Они врождены и закреплены в человеке.

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения — наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и эфферентную (двигательную) части. Т.о., все, что происходит в сознании, находится в прямой зависимости от бессознательного начала.

Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер.

Макдаугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

* инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх;

* инстинкт бегства и чувство самосохранения;

* инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;

* инстинкт приобретения и чувство собственности;

* инстинкт строительства, преобразования и чувство созидания;

* инстинкт и чувство справедливости

* стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Из инстинктов Макдаугалл выводил формирование всех социальных учреждений: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Роль этой теории в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

Итоги описательного периода

1) Произошло выделение социально-психологических явлений

2) Сформировался первичный понятийный аппарат

3) Собран первичный эмпирический материал

4) Выделены специфические проблемы (лидерство, проблемы групп и масс, движущие силы социальных явлений)

1) Методы этого периода умозрительны

2) Изучение явлений сводилось к описанию и умозрительному объяснению, без проверки на эксперименте.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть