ПСИХОЛОГИЯ

Этапы развития соц психологии в россии таблица

Основные этапы развития отечественной социальной психологии

Даты рожд. соц. псих считают 1908 г.В этом году появились первые работы Мак- Даугол, Э. Росс.В их работах впервые встретился термин соц психология.

Социальная психология возникла в Европе и Америке, и возникла она на стыке 3 предметов психологи, социологии и физиологии.

В частности одна из первых секций социологии возникла в США в Американской Социологической Ассоциации.

Зарубежная соц психология каждая научная школа старалась по своему определить свой предмет, исходя из собственного понимания вопроса и взгляда на него.В рамках каждой школы поднимались основные проблемы и направления: псих народов и масс, псих инстинктов и поведения, и.т.д.

История Отечеств Соц псих.

1 этап- 20 г. 20 столетия- шли острые дискуссии и сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии.

На судьбу С П повлиял Челпанов, он предложил разделять психологию на 2 части- социальную и просто «психологию» , он считал что соц псих нужно рассматривать в рамках Марксизма, а обычная психология должна быть эмпирическая.

В это же время мнение на предмет соц псих высказывали представители рефлексологии- они считали что соц псих должна изучать возникновение , развитие и деятельность собраний и сборищ- которые проявляют друг к другу соотносительную деятельность и взаимное общение друг с другом , входящие в сборище индивидов.Но наука без эмпиризма — псевдонаука

2 этап 50-60 г. Были 1 и 2 мировые войны и народу было не до этого.

Затем появилось 3 подхода

1 подход- понимали как науку «о массовидных явлениях психики»

Сторонники 2 подхода видели в качестве предмета видели личность

3 подход — эти господа пытались синтезировать два предыдущих подхода- и в рамках их подхода это была наука изуч массовые псих явления и положение личности в группе.

они были наиболее близки к предмету соц псих, но соц психология не была еще так названа.

3 этап- наше время — социальная псих выделилась в науку изучающую псих явления индивида и группы.

история зарубежной социальной психологии: ключевые события: 1.исследования начинались с исслед. БСГ. Начало исследованиям было положено В. Вундтом, который работал над книгой «Психология народов» 60 лет – вся эта работа и является социальной психологией. Высшие психические функции, по его мнению, должны были изучаться с позиции «психологии народов». Следующий этап – работы Лебона: психика народа инстинктивна; психику необходимо изучать в неорганизованном поведении (в толпе); основной механизм, который действует в толпе – внушение, оно порождает социальность. Тард – говорит о подражании. Вводит понятие «групповой разум» — то, что рождается благодаря подражанию.2.исследования МГО: 1906 г. – Самнер: первая работа по МГО, в которой рассматрив. межэтнические отношения. Он выделил этноцентрический механизм (межнациональное восприятие и оценка). 3. Запад делает акцент на экспериментальных исследованиях. 1908 г. – Макдаугал – первый учебник по соц. Ψ. Его концепция состоит в том, что причиной соц. поведения людей является врождённые инстинкты, через которые выражается стремление людей к определённым целям (гл. инстинкт — стадный). 4.личность в группе: 20-30 гг. – Томас Знанецки – изучение поведения эмигрантов в новой среде, выделил феномен «социальной установки» — готовность индивида действовать определённым образом, согласно предыдущему опыту. 5.межличностные отношения: 20-30 гг. – Богардус – феномен соц. дистанции (симпатия\антипатия). Джордж Мид – родоначальник теории ролей: все мы являемся носителями различных ролей. 6.характеристика малой группы: 1918 г. – Мёде изучал процессы, происходящие в МГ. Изучал, как общение в группе отражается на мышлении, памяти и др. процессах человека. 1924 г. Флойд Олпорт – в группе хар-ки деят-ти человека изменяются. Выделил феномен фасилитации – присутствие др. людей оказывает влияние на индивида (может быстрее решить задачу), деят-ть улучшается.Ингибиция –человек может увеличить скорость решения, но совершить при этом больше ошибок, чем обычно. Курт Левин – теория групповой динамики: 3 стиля руководства: авторитарный, демократический, попустительский.

особенности зарождения и периоды развития отечественной социальной психологии: особенности: 1 т. зр. – отечественная СП и зарубежная развивались параллельно (1879г. – 1-ая экспериментальная лаборатория Вундт Лейпциг, 1885г. – Бехтерев открытие лаборатории в Казанском университете), в 20-е г. в разных странах проводились похожие исследования. 2 т. зр. – история отечественной СП самобытна. 3 т. зр. – зарождение отеч. СП восходит к западной науке (переводы на русский иностранной литературы, стажировки отеч. Психологов за рубежом). Для зарождения СП в России была благоприятная почва – войны, радикальные преобразования. Интерес к теории за рубежом (Россия – теория, запад — практика). Двойственность происхождения СП (с 1 стороны из общественных наук, с другой — естественные). В России развитие науки зависит от власть имущих – времена застоев. Периоды: 1. 60 г. 19 в. – начало 20: СП зарождалась в смежных науках – этнография, психиатрия, социология и т.д. Соц. – псих. проблемы определялись практическими задачами этих наук. Исследо-вания специалистов не психологов были не регулярными, по необходимости (Бессонов – массовые преступления и геройство). Петражицкий – мотивы поступков – это эмоции. Михайловский – массовая психология: психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение, соц. поведение, а также, вожак, которого выдвигает толпа, управляет ею. 2. начало 20 гг. 20 века – работы Бехтерева: предметом соц. психологии является изучение психологической деятельности собраний, сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Выделил основные законы, которым подчиняется деят-ть коллектива: з-он тяготения, отталкивания, инерции (общественное движение, набрав силу, а потом, прекратив существование, продолжает действовать), сохранения энергии. 3. 20 – 30 гг. 20 века: одним из направлений в СП в это время было исследование проблемы коллективов. 3 т. зр.: 1 – коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов; 2 – поведение индивида предопределено общими задачами и структурой коллектива; 3 – поведение индивида в коллективе изменяется, а коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. 4. 30-50 гг. –ситуация меняется, начинается изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестают печататься переводы трудов западных психологов, идеологический контроль.

основным источником и сферой применения СП в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральная тема – психология коллектива. Взгляды Макаренко (основные) – исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. 5. 50-80 гг.:период возрождения СП. Основные критерии возрождения: возобновление публикаций, организация исследований, проводятся конференции и симпозиумы, возобновляется подготовка специалистов в СП. 6. 1989-1994 гг.:период вынужденной стагнации СП при отсутствии финансирования. 7. 1995 г. по наст. Время – период восстановления.

43. Психология больших групп: сущность, содержание, идеи.

Большая социальная группа — это совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни тысяч людей, объединенных друг с другом по определенным социально-демографическим признакам, например по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, вероисповеданию и т. п. Такие группы отличаются от малых и средних не только по величине, но и по организованности. Они являются менее всего организованными. Большинство их участников не только не имеют между собой определенных взаимоотношений, но чаще всего лично друг друга не знают (иногда даже и не подозревают о существовании друг друга). Здесь нет внутренней организации, единых органов управления. Они не имеют общей, объединяющей их цели или совместной деятельности. Особо выделяютя стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации — глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.

Методы исследований больших социальныхгрупп: -методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); -методы языкознания (анализ знаковых систем); -метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.

Особенности соц-но – психол-х процессов в нашей стране: -сплочение определенных групп к единым действиям; -сдвиги в мотивационно-волевой сфере; -неустойчивое равновесие; -когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереотипом и реальным образом жизни; -рост социальных ожиданий; -глубокое социальное расслоение и переживания с ним связанные; -размывание границ групповой принадлежности; -увеличение числа пассивных людей.

Существует 2 вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп (по Г.Г. Дилигенскому).Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения. Для усиления сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества. В 1 случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во 2 случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание. Классификация по разным признакам: 1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации). 3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания). 4)Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп. Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью (по Дилигенскому). Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). Характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны. Сознательно стремящиеся к объединению — религиозные группы, партии, союзы, общественные движения — по социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические. Предмет психологии больших групп: Г.М. Андреева ставит вопросы, подлежащие изучению: -какие группы следует рассматривать в качестве «больших»; -какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи; -каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии; -какими методами можно пользоваться при изучении этих явлений? Дилигенский: психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп, механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым. Уровни развития больших социальных групп (по Дилигенскому): 1-ый – низкий уровень – типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства. 2-ой уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации. 3-ий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности. Факторы, определяющие уровень психологической общности группы. -Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих». -Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций. -Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей. -Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия. Элементы общественной психологии: Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом. Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: — потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; — потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение. Формы проявления: -Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. -Социальный характер – определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычае

-Традиции – это исторически сложившаяся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.

— Обычаи – прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.

-Предрассудки – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.

— Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.

Виды стихийных групп: толпа, масса, публика.

В социальной психологии выделяются 3 вида стихийных групп: толпа, масса, публика. Особенности толпы: -быстрый сбор, -возбуждение и переход к действиям, -возможность элементов организации, -лидер и толпа; -возможность агрессивных действий; -преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: -стабильность образования, -организованность, -разнородность, -неустойчивость. Особенности публики: -сбор для совместного времяпрепровождения, -возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах: слухи, сплетни, действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Социальные движенияделятся на: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений выражаются в том, что для них характерно: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды).

Основные социально – психологические проблемы социальных движений:

-причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу);

-соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства);

-проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики);

-проблема изменений в социально –психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест).

-положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически — настроенных; нормативно – комфортных; коньюнктурно – приспособительных; «новых русских»; переставших быть субъектами общественной жизни.

-проблема фрустрации больших социальных групп.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть