ПСИХОЛОГИЯ

Этапы развития социальной психологии на западе

Развитие социальной психологии на западе

Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их прежде всего возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах.начиная с 50-х гг. XXв. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т.е. во время наибольшего бума экспериментальных исследований, теоретические исследовании вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас те варианты этого общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом. Как известно, в нем выделяются два направления, отождествляемые с именами К. Халла и Б. Скиннера. В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации – агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках этого же подхода разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в социально-психологическомнео-бихевиоризме идеи так называемого социального обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея подкрепления. Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Основной методологический упрек, который обычно делается бихевиоризму и который состоит в том, что большинство работ выполнено на животных, социальные психологи этого направления пытаются преодолеть.Психоанализ неофрейдизм и, в частности, работы Э. Фромма и теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп, где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа: скорее всего они представляют собой так называемый рассеянный психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Ярким примером этого является работа под руководством Т. Адорно «Авторитарная личность», где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма. Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение личности. Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г. Мида. Однако в современной социальной психологии интеракционизм включает не только развитие идей Мида, но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей и теорию референтных групп. В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией «взаимодействия» и ограничивается анализ социальных детерминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений, в социальную структуру общества.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 935 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

История становления социальной психологии за рубежом.

1-й этап. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются китайские и греческие ученые, которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предна­значения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения инди­видов, выявляли мотивы объединения их в группы.

Для античного времени, а также и для мыслителей Средневековья было характерно разрабатывать теорию общества и государства, брать за основу свои представления о душе человека и о самых простых челове­ческих отношениях — отношениях в семье.

Таблица 6. Этапы становления социальной психологии за рубежом

Конфуций (VI -V в. до н. э.) предлагал регулировать отноше­ния в обществе и государстве по образцу отношений в семье. И там, и там есть старшие и младшие, младшие должны следовать указани­ям старших, опираясь при этом на традиции, нормы добродетели и добровольного подчинения.

Платон (428 г.до н. э. — 347 до н. э. ) видел единым началом для души и обще­ства-, государство.

Аристотель (IV в. до н. э.) в качестве основной категории в си­стеме своих взглядов выделил поня­тие «общение», полагая, что это инстинктивное свойство челове­ка, составляющее необходимое условие его существования. Первичной формой общения для Аристотеля была семья, а высшей формой — государство

Социально-психологические воззрения античных времен, а также Средневековья можно объединить в большую группу кон­цепций, которые Г. Олпорт назвал простыми теориями с «суверенным» фактором. Для них характерна тенденция найти простое объяснение, всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то один главный, определяю­щий, а потому и суверенный фактор.

2-й этап.В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые занимались психологическим описа­нием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и тради­циями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных со­циально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.

3-й этап.Всередине XIX в. за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии на­родов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Лебон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), послужившие предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии.

Основу других простых теорий с суверенным фактором со­ставляет так называемая «большая тройка» — симпатия, подража­ние и внушение. Принципиальное их отличие от гедонистических концепций заключается в том, что в качестве суверенных факто­ров берутся не отрицательные черты человеческой природы, та­кие как эгоизм и стремление к власти, а положительные начала в виде симпатии или любви к другим людям и производных от них это подражания и внушения.

Подражание стало одним из суверенных факторов в социаль­но-психологических теориях XIX в. Теоретически эти взгляды были разработаны Г. Хардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый ряд закономер­ностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания. У. Макдугалл (1908) предложил идею «индуцированных эмоций», порождаемых стремлением повторять инстинктивные реакции других. Одно­временно названные и другие авторы пытались выделить различ­ные уровни осознанности подражательного поведен.

Работа Мак-Дауголла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. — этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании.

«Теория инстинктов социального поведения» или «гормическая теория»

— общей причиной социального поведения выступает стремление человека к цели («гормэ»), которая реализуется в качестве инстинктов.

— Они состоят из афферентной (воспринимающей), центральной (эмоциональной) части и эфферентной (двигательной) части

— Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменен Мак–Дугалл на термин „склонность“ — представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям.

Источник

Развитие западной социальной психологии (ключевые события).

1. – Исследования начинались с исследования больших социальных групп:

Начало исследованиям было положено В. Вундтом, который работал над книгой «Психология народов» 60 лет – вся эта работа и является социальной психологией. Высшие психические функции, по его мнению, должны были изучаться с позиции «психологии народов». Следующий этап – работы Лебона: психика народа инстинктивна; психику необходимо изучать в неорганизованном поведении (в толпе); основной механизм, который действует в толпе – внушение, оно порождает социальность. Тард – говорит о подражании. Вводит понятие «групповой разум» — то, что рождается благодаря подражанию.

2. – Исследовани МГО:

1906 г. – Самнер: первая работа по МГО, в которой рассматривались межэтнические отношения. Он выделил этноцентрический механизм (межнациональное восприятие и оценка).

3. Запад делает акцент на экспериментальных исследованиях. 1908 г. – Макдаугал – первый учебник по социальной психологии. Его концепция состоит в том, что причиной социального поведения людей является врождённые инстинкты, через которые выражается стремление людей к определённым целям (главный инстинкт — стадный).

4. личность в группе: 20-30 гг. – Томас Знанецки – изучение поведения эмигрантов в новой среде, выделил феномен «социальной установки» — готовность индивида действовать определённым образом, согласно предыдущему опыту.

5. межличностные отношения: 20-30 гг. – Богардус – феномен социальной дистанции (симпатия \ антипатия). Джордж Мид – родоначальник теории ролей: все мы являемся носителями различных ролей.

6. характеристика малой группы: 1918 г. – Мёде изучал процессы, происходящие в малых группах. Изучал, как общение в группе отражается на мышлении, памяти и других процессах человека. 1924 г. Ф.Олпорт – в группе характеристики деятельности человека изменяются. Выделил феномен фасилитации – присутствие других людей оказывает влияние на индивида (может быстрее решить задачу), деятельность улучшается. Ингибиция – человек может увеличить скорость решения, но совершить при этом больше ошибок, чем обычно. Курт Левин – теория групповой динамики: 3 стиля руководства: авторитарный, демократический, попустительский.

Необихевиористская ориентация в развитии западной социальной психологии.

Необихивиористское направление – возникло в 30 годы, существует 2 блока теорий:

Блок – теории агрессии.

А) теории агрессии подражаний (Миллер, Доллард): фрустрация всегда приводит к агрессии. Выделены 2 типа фрустрации: смещённая — перенос обиды на другого человека или объект; и сдерживание. Но здесь нужно отметить, что агрессия является естественным следствием фрустрации, но необязательным.

Б) теория социального научения (Бандура – наблюдающее научение).

Блок – теории обмена.

А) теория элементарных поведенческих актов (при встрече — Хоманс).

Б) теория взаимодействия и сходств (Тибо, Келли) – каждый из участников может получать как вклады, так и потери (обмен лекциями). У каждого индивида существует свой уровень ценности, то есть он всё сравнивает с ним.

Когнитивистская ориентация в развитии западной социальной психологии.

Теории когнитивного соответствия:

А) теория структурного баланса Хайдера: приписывание причин поведения и свойств личности (определённые качества по популярности в классе).

Б) теория коммуникативных актов (если 2 человека положительно относятся друг к другу, то они будут стремиться иметь схожие взгляды).

В) теория когнитивного диссонанса: две противоречивые информации об одном и том же явлении приводят человека к дискомфорту.

Г) теория конгруэнтности (схожесть).

Д) Аш, Крэч, Крачфилд: новые знания об индивиде обобщаются и структурируются со старыми знаниями об этом индивиде.

Психоаналитическая ориентация в развитии западной социальной психологии.

Психоаналитическое – Фрейд: взаимоотношения в семье и со взрослыми людьми переносятся на отношение к другим людям:

А) трёхмерная теория межличностного поведения (основа 3 потребности: включения в группу, в любви, в контроле — власть);

Б) динамическая теория группового функционирования: группа рассматривается как личность;

В) теория группового развития: группы тренинга человеческих отношений.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть