Этапы развития социальной психологии в россии таблица
Этапы развития и становления социальной психологии в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:11, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.
Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:
Рассмотреть социальную психологию как науку (определение социальной психологии, ее задачи, предмет изучения)
Изучить этапы становления и развития социальной психологии в России за все время существования данной науки
Рассмотреть современное состояние социальной психологии в России
Содержание
Введение2 стр.
Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии4 стр.
Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России8 стр.
2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)10 стр.
2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)14 стр.
2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)17 стр.
2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)20 стр.
Глава 3. Социальная психология в современной России22 стр.
Заключение30 стр.
Список используемой литературы32 стр.
Вложенные файлы: 1 файл
соц псих курсовая.docx
Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии4 стр.
Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России8 стр.
2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)10 стр.
2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)14 стр.
2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)17 стр.
2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)20 стр.
Глава 3. Социальная психология в современной России22 стр.
Список используемой литературы32 стр.
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология — наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:
Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до очень больших — обществ). Социальная психология изучает — индивидов, людей, составляющих эти группы — что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида — на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.
Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.
Объект курсовой работы – социальная психология
Предмет – этапы становления социальной психологии в России
Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.
Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:
- Рассмотреть социальную психологию как науку (определение социальной психологии, ее задачи, предмет изучения)
- Изучить этапы становления и развития социальной психологии в России за все время существования данной науки
- Рассмотреть современное состояние социальной психологии в России
Актуальность: За время своей жизни человек постоянно находится в обществе. Это может быть его семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив на работе, окружающие его в общественном транспорте люди и т.д. В связи с этим, такая наука как социальная психология, становится очень популярной в наши дни: она помогает изучить методы и принципы взаимодействия людей друг с другом. Но социальная психология не всегда была такой, какой мы изучаем ее сейчас. Она прошла долгий путь становления и развития, который будет рассмотрен в данной курсовой работе.
Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии
Социальная психология — это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология — дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более — на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология — экзогенная наука; она выявляет как социальные условия влияют на поведение.
Социальную психологию обычно рассматривают как отрасль психологической науки. Вспомним, что изучается в общей психологии и как ее предмет соотносится с предметами ее дочерних направлений, в том числе с социальной психологией.
Общая психология представляет собой теоретическую и экспериментальную области исследований, направленных на выявление наиболее общих психологических закономерностей, теоретических принципов и методов психологии, ее основных понятий и категориального строя. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных ее отраслях. Общая психология характеризует такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. К психическим процессам относят познавательные (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление), волевые (стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства). К психическим состояниям принадлежат проявления психических процессов в их относительном постоянстве (например, сомнение). Понятие «психическое свойство» связано с устойчивостью, повторяемостью и закреплением в структуре личности исследуемого явления. Общая психология — это фундаментальная основа всех отраслей психологической науки. 1
При обращении к любой проблеме исследователь сталкивается с индивидуальными вариациями психического качества. Сначала эти вариации рассматривались как источник ошибок для обобщения. Затем из самого источника ошибок возникла проблема, которая впоследствии была положена в основу современной дифференциальной психологии, где изучаются психологические различия между индивидами и группами людей. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего, они не могли учитывать бесконечное разнообразие в проявлении психических начал у разных людей, народов, сословий, полов, типов и т. д. О смысле и значении такого подхода в психологии писал российский психолог Г. Г. Шпет (1879-1937): «Понятие типичного. собирается, составляется из признаков, черт; это не совокупность сходств, так как различия тоже могут быть типическими. Общая психология не может справиться; нужна особая описательная психология с особыми методами типических, структурных и прочих построений. Как бы индивидуально ни были люди различны, есть типическое, общее в их переживаниях как «откликах» на происходящее перед их глазами, умами и сердцами. Такие отклики, «душевное эхо», существуют не только на природные, социальные и исторические раздражения, но выражают душевные отношения к понятиям и идеям, которые представляются индивидам и группам как объективное, от них не зависящее. Это объект социальной психологии» (Шпет Г. Г., 1996. С. 90-94).
Следовательно, некоторые психические качества («отклики» на происходящее), общие для группы людей и порожденные причастностью к этой группе, должны изучаться самостоятельной наукой. Ответ на вопрос о том, в чем состоит суть этих порожденных группой качеств, общих для членов этой группы, дают ученые различных психологических школ. Так, для представителей бихевиористского направления эти качества — в основном те или иные особенности поведенческих реакций, для представителей когнитивной школы — особенности познавательных процессов и т. д.
В самом общем виде социальную психологию можно понимать как отрасль психологии, где изучаются психические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям, а также психологические характеристики этих общностей.
Современные отечественные авторы отмечают, что в структуру социальной психологии входят три круга проблем (Общая психология, 2001).
Во-первых, это социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (On Line, телевидение, пресса и т. д.), включая все стороны их воздействия на различные аудитории; закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественных настроений; проблемы психологии наций и психологии религий.
Во-вторых, это социально-психологические явления в малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы взаимодействия людей в группах различного уровня организованности; психологического климата группы и его влияния на эффективность совместной деятельнос ти людей; лидерства и руководства, соотношения формальных и неформальных групп, восприятия человека человеком в группе; проблемы межличностной совмести мости в замкнутых и изолированных группах и т. д.
В-третьих, это проблемы социальной психологии личности: социализации личности и соответствия ее особенностей ожиданиям группы; конформности, ценностных ориентаций, формирования установок личности и их динамики и т. д.
Социальная психология является научным направлением прикладного характера. Она представлена рядом учений, каждое из которых по-своему дает ответ на вопрос о том, какие именно психические качества порождаются группой и являются для групп характерными. Основу социальной психологии составляют общая, дифференциальная психология и психология личности.
В качестве ее относительно самостоятельных направлений можно рассматривать психологию управления, экономическую психологию, этническую и др.
Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России
Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания. Возросло несомненно количество переводных изданий стран западной Европы и США. Можно даже утверждать, что на Россию обрушился поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. Немаловажное место занимает учебник Д. Майерса, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологических знаний. Труд Д. Майерса по социальной психологии весьма своеобразен. Автор трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные полученные им и его ближайшими коллегами в сфере межличностного познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Майерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов».
Было мнение, что истоки изучения социальной психологии восходят к западной науке. Исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет свою историю. Возникла на рубеже ХIХ и ХХ веков. Имеет несколько стадий:
- зарождение в общественных и естественных науках;
- самостоятельное отделение от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в специальную науку;
- возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
Все время с начала существования социальной психологии как самостоятельной науки до ее нынешней стадии развития можно разделить на 4 наиболее ярких периода. Далее в курсовой работе будет дана характеристика каждого из них.
2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)
Развитие социальной психологии обусловливалось рядом причин:
- общественно-историческим развитием общества;
- состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук;
- особенностями развития общей психологии;
- спецификой научных традиций;
- спецификой культуры;
- менталитета общества.
Шла борьба за статус психологии, ее предмета, методов исследования. Происходило столкновение инстроспекционистского (использование в качестве единственного метода исследования психических явлений метод самонаблюдения) и поведенческого направления в психологии. Основной эмпирический источник соц.психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, медицине, изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Социально-психологические идеи развивались социологами.
Интересна психологическая школа в социологии (Лавров, Киреев, Ковалевский, Михайловский). Наиболее разработанная социально психологическая концепция – в трудах Михайловского. До сих пор многие ученые считают Михайловского главным создателем русской социальной психологии. Он был философом, социологом и публицистом. Окончил Петербургский институт горных инженеров. Участвовал в революционных студенческих волнениях. С 1892 — редактор «Русского богатства». Возглавлял либеральное крыло народничества. Критиковал спенсеровскую теорию «органического развития» общества. С помощью субъективного метода в социологии обосновывал иную «формулу прогресса», видя его в постепенном уменьшении разделения труда. «Героев» противопоставлял «толпе», способной лишь к бессознательному подражанию выдающимся личностям.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно. Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков и имеет самобытную историю.
История развития отечественной социальной психологии включает в себя четыре этапа:
I этап — зарождение социально-психологических знаний в общественных и естественных науках (60-е годы XIX в. — начало XX в.);
II этап — отделение социальной психологии от родительских дисциплин (20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.);
III этап — начало становления социальной психологии как самостоятельной науки (вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов);
IV этап — возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии вторая половина (50-х — вторая половина 70-х годов XX в.).
Первый этап (60-е годы XIX в, — начало XX вв.)
В этот период шел процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе и человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Существенное значение имела проблема общественной детерминации психики.
Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.
Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, в процессе изучения национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами.
Большой вклад в развитие социально-психологических знаний внесли представители психологической школы в социологии Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.
Н.К. Михайловский разработал концепцию массовых социальных движений, согласно которой действующими силами социального развития являются герои и толпа. При их взаимодействии возникают сложные психологические процессы. Функция героя заключается в том, чтобы управлять настроением толпы, быть способным использовать его для достижения поставленных целей. По его мнению, решающая роль в ходе исторического процессе принадлежит именно социально-психологическому фактору.
В своих работах Н.К. Михайловский проанализировал психологические особенности героя, психологию толпы, механизмы взаимодействия людей в толпе. Исследуя особенности общения людей в толпе, он выделил механизмы влияния, которые реализуются в данной ситуации – внушение, подражание, заражение, противопоставление. В процессе исследований ученый пришел к выводу, что подражание, общественное настроение и социальное поведение являются психологическими факторами развития общества.
Большое значение для развития социальной психологии в предреволюционный период имели труды В.М. Бехтерева. Им были опубликованы работы, посвященные роли внушения в общественной жизни, проблеме личности и условиям ее развития, а также взгляды на понимание предмета, задач и методов «общественной психологии». В 1921 году ученый опубликовал свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология», который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии.
В.М. Бехтерев одним из первых предложил развернутое определение предмета социальной психологии: изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. Им было отмечено, что коллектив представляет собой целостное развивающееся образования, а также были выделены системообразующие признаки коллектива и факторы, объединяющие людей в коллектив.
Особое внимание В.М. Бехтерев уделил вопросу о методах социальной рефлексологии, полагая, что в рамках ее исследований должен быть применен объективный метод. В 1925 году В.М. Бехтерев совместно с М.В. Ланге впервые применил метод эксперимент в ходе социально-психологического исследования, что положило начало развития экспериментальной социальной психологии в России.
Второй этап (20-е годы — первая половина 30-х годов XX века)
В первые годы Советской власти отечественные социально-психологические идеи развивались в рамках теории марксизма, и шла идейная борьба между материалистической и идеалистической психологией. На этом этапе шел поиск дальнейшего пути развития отечественной науки и обсуждался ряд методологических проблем: соотношение социальной психологии и индивидуальной психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии.
При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, по сути, является социальной. Поэтому никакой социальной психологии наряду с общей не должно быть. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. Так, В.А. Артемов высказал идею о том, что с точки зрения марксистской философии, вся психология становится социальной, и должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Л.С. Выготский считал, что психика отдельного человека социальна, и поэтому должна составлять предмет социальной психологии. Он предлагал развести социальную психологию и коллективную психологию, отмечая, что предмет первой – психика отдельного человека, а предмет второй – личная психология в условиях коллективного проявления.
Вопрос о взаимоотношении индивидуальной и социальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии. Особое место в дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г.И. Челпанов. Защищая позиции идеалистической психологии, он предложил разделить психологию на две части: социальную, которая должна разрабатываться в рамках марксизма, и собственно психологию, которая будет пониматься как эмпирическая наука, не зависимая от мировоззрения вообще. Позиция Г.И. Челпанова получила много возражений.
К.Н. Корнилов предложил свой подход – реактологию, который предполагал сохранение единства психологии путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии. С этой позиции, коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.
В ходе исследования проблемы коллектива в этот период было высказано три точки зрения. Согласно первой позиции, коллектив понимался как простая сумма составляющих его индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида предопределено общими задачами и структурой коллектива. Согласно третьему подходу, индивидуальное поведение индивида в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи – Б.В. Беляев, А.С. Залужный, и др. В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке,
На I Всесоюзном съезде по изучению поведения человека, состоявшейся в 1930г. проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения. Начало 30-х годов было пиком развития социально-психологических исследований и в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике. Однако, социальная психология по-прежнему оставалась несамостоятельной дисциплиной.
Третий этап (вторая половина 30-х — вторая половина 50-х годов XX в.)
Во второй половине 30-х годов в связи с изоляцией отечественной науки от западной психологии и усилением идеологического контроля наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Проводились лишь отдельные социально-психологические исследования в рамках педагогики (А.С. Макаренко, А.С. Залужный), общей психологии и философии.
Основным источником и сферой применения социальной психологии в этот период была педагогическая практика, где центральной темой являлась психология коллектива. Огромное влияние на развитие социальной психологии на этом этапе оказали взгляды А. С. Макаренко. Коллектив, согласно А.С. Макаренко, — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления; это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества; совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. Коллектив является частью общества и органически связан с другими коллективами. А.С. Макаренко дал новую классификацию коллективов и выделил стадии их развития. По его мнению, коллектив в своем развитии, проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. Психология личности занимает центральное место в коллективной психологии А.С. Макаренко. Автор ставил вопрос о необходимости целостного изучения личности.
Стержневая идея социально-психологической концепции А. С. Макаренко — единство коллектива и личности. Это определило основание его практического требования: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива.
Взгляды А.С. Макаренко развивались многими исследователями и практиками, освещались в многочисленных публикациях.
В 40-50-х годах локальные социально-психологические исследования проводились и в других отраслях науки и практики – в медицине, социологии, философии и др.
Четвертый этап (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов XX века)
В этот период снижение идеологического контроля и демократизация во всех сферах жизни способствовали активному развитию научных знаний во всех направлениях. Возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности с активной жизненной позиции. Психология в 50-х годах признается самостоятельной наукой. Социальная психология также становится самостоятельной, а значит определены предмет и объект ее исследований, выделены и определены основные категории и понятия, сформулированы законы и закономерности, представлены уровни ее развития, состояние исследований и характеристика ее места в системе других наук.
Периода возрождения социальной психологии связывают с дискуссией, которая началась публикацией статьи А.Г. Ковалева «О социальной психологии» в Вестнике ЛГУ, 1959, № 12. Дискуссии продолжались в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии.
В 1968 г. была опубликована книга «Проблемы общественной психологии» под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Поршнева, которая привлекла внимание ученых. В 60-х — первой половине 70-х годов публикуются учебники и учебные пособия (Г. М. Андреева, 1980; А. Г. Ковалев, 1972; Е. С. Кузьмин 1967; Б. Д. Парыгин, 1967, 1971). В 1975 г. Была выпущена книга «Методологические проблемы социальной психологии», в которой были отражены основные проблемы социальной психологии: личность, деятельность, общение, общественные отношения, социальные нормы, ценностные ориентации, большие социальные группы, регуляция поведения. Эта книга полностью представлена авторами, входившими в число ведущих социальных психологов страны того периода.
Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой основных ее проблем в области методологии (концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е.В. Шороховой), в исследовании коллектива (К.К. Платонов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Исследования социальной психологии личности были освещены в работах Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Разработкой социальной психологии общения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин.
В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 г. была организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в МГУ. Социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В Институте психологии АН СССР в 1972 г. Создается первый в стране сектор социальной психологии. Начинается активная публикация статей, монографий, сборников. Проблемы социальной психологии обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.
Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 4128 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет